Ей даровал Бог слишком много!
И слишком мало - отпустил.
О, звездная ее дорога!
Лишь на холсты хватило сил...
Я с этой девушкой знакома
Увы, конечно, не была!
Но, как она - сидела дома
И золотой узор ткала.
В привычной клетке одиночеств,
Где и живет одна - душа,
Как много в дневниках пророчеств,
Когда Любви тебя лишат!
Ей даровал Господь так много!
А Жизнь - крупинками считал.
О, звездная ее дорога!
И Смерть - признанья пьедестал!
М.Цветаева
Путь художницы Марии Константиновны Башкирцевой ( 11 ноября 1860 года - 31 октября 1884 года) был коротким - всего 24 года. Но кажется, что в эти 24 года уместилась не одна, а несколько жизней.
Автопортрет с палитрой
В 1860 году в Гайворонцах Полтавской губернии в семье отставного офицера и предводителя местного дворянства родилась дочь. В честь этого события ровно неделю палили пушки, установленные во дворе особняка.
Автопортрет
Мария - так назвали девочку - должна была стать последней попыткой укрепить расшатанный семейный союз. Но попытка не удалась, семья распалась, и маленький золотоволосый ангел начинает свои бесконечные путешествия по дальним странам. Италия, Германия, Испания, Швейцария, Англия, Франция, Россия сменяются перед ее глазами как стеклышки в калейдоскопе.
Мария Башкирцева обладала россыпью талантов. У нее был великолепный голос, литературное дарование, способности полиглота, дар художника. У нее было знатное происхождение, она была редкой красавицей и являлась наследницей богатого семейства.
Но в 18 лет Мария Башкирцева начинает глохнуть, в 19 лет теряет свой уникальный голос, в 20 начинает медленно умирать от туберкулеза.
Всюду Марию окружали роскошь и всеобщее обожание. Мария жадно схватывает все новое и много, слишком много для юной девочки учится - иностранные языки и философия, история и литература, музыка и пение - и во всем, во всем она хочет быть первой, потому что цель Марии Башкирцевой не выгодное замужество с графом или бароном, а ни много, ни мало - покорение мира.
Автопортрет
Она покорит мир. Париж - столица искусств, столица соблазнов, город, куда стекается множество талантов и где разбивается множество надежд, Париж восхитится и преклонится, перед ее талантом, мужеством и трудолюбием.
Автопортрет в шляпе с пером
Будет все - награды престижнейшего Салона - регулярной художественной выставки, в которой участвовали лучшие мастера того времени, хвалебные статьи Эмиля Золя и Анатоля Франса, уважение коллег-художников и бесконечное удивление - как она, впервые пришедшая в знаменитую школу-студию Жулиана семнадцатилетней девушкой, добилась огромных успехов в живописи в кратчайшие сроки.
В мастерской школы-студии Жулиана
Она говорила, что отдаться полностью живописи это ее мечта. Она поступает в частную академию профессора Жулиана в конце 1877 года. Мария пренебрегает советами врачей, играет на рояле помногу часов в день. Но она всегда игнорировала свою физическую слабость, не говорила о болезни вслух, презирала заботу о телесном, вышучивала свой кашель и согласилась серьезно лечиться лишь, когда все уже было запущено.
Осень
Мир картин Башкирцевой - это мир парижского предместья, мир служанок, работниц, беспризорных детей. Ее окружает Париж импрессионистов, Париж бульваров, Париж кафе, салонов и театров.
Парижанка
Но ее влекут к себе не крыши и шпили этого города, а его булыжные мостовые, по которым ступают и деревянные башмаки, и изящные туфельки.
Цикл "Три смеха"
Смех младенца
Смех девочки
Смех женщины
После первых же занятий профессор Жулиан отмечает успехи новой ученицы. "Я думал, что это каприз балованного ребенка, но я должен сознаться, что она действительно работает, что у нее есть воля и она хорошо одарена. Если это будет продолжаться, то через три месяца ее рисунки могут быть приняты в Салон".
Зонтик
В два года осваивает семилетний курс академии блестяще одаренная, но не менее трудолюбивая Мария. Она работает, полубольная, по 12-14 часов в день, почти ночует у мольберта и холстов.
Портрет девочки
Учителя в изумлении смотрят на профессиональные холсты начинающей ученицы, оскорбительно выпытывают, ей ли самой принадлежат все эскизы и рисунки...
Картежники
Нечеловеческое трудолюбие и работоспособность создают огромное количество картин - они находятся сегодня в Русском музее, Музее Башкирцевой в Ницце, в Третьяковской галерее и Санкт-Петербурге, Сумах и Днепропетровске, многочисленных частных коллекциях.
Жан и Жак
Ее картина "Жан и Жак" хранится в Лувре как национальное достояние Франции. Из всех российских и украинских живописцев, добившихся признания в этой стране, Мария Башкирцева - первая, чьи работы помещены в Лувр и Люксембургский дворец.
Больше всего Марию терзала мысль о бесследности, полном исчезновении. Если "душа чувствует, любит, ненавидит, желает, если, наконец, одна только эта душа заставляет нас жить, каким же образом происходит, что какая-нибудь царапина этого бренного тела, какой-нибудь внутренний беспорядок, какой-нибудь излишек вина или пищи каким образом все это может заставить душу покинуть тело?"
Студия Марии Башкирцевой
Этим вопросом Мари озабочена постоянно, сколько бы не было ей лет... Может быть, поэтому у девочки, постоянно окруженной врачами, их советами и порой слишком навязчивой опекой родных, развивается стремление заявить о себе, развить свои недюжинные таланты - в музыке, пении, рисовании, покорить ими, этими талантами, Мир?
Многие потом писали о сильно развитом у Башкирцевой чувстве тщеславия, самолюбования и гордыни.
Но просто-напросто, как все недюжинные натуры, она быстро перерастает уровень, окружающих ее людей - пусть и беззаветно любящих, пусть и преданных, - и начинает осознавать свою обреченность на одиночество.
"Кому много дано, с того многое и спросится !" - написано и придумано не нами. Трудная, похожая на блеск рано сорвавшейся с неба звезды жизнь Марии Башкирцевой - тому подтверждение.
Дневник, в котором Мария успела блистательно описать свою короткую жизнь изданный впервые в 1887 году во Франции, на французском языке вызвал настоящую сенсацию.
Дневником болели, восторгались, его отрицали, над ним посмеивались и даже сомневались в подлинности, но не оставались равнодушными! Дневник написан предельно откровенно, подобных ему почти нет в истории, и может быть, поэтому он подвергался столь яростной критике...
"Мне кажется никто не любит всего как я люблю - пишет Мария на сокровенных страницах: искусство, музыку, живопись, книги, шум, тишину, смех, грусть, тоску, шутки, любовь, холод, солнце, всякую погоду, все времена года, спокойные равнины России и горы вокруг Неаполя, снег зимою, осень с ее дождями, весну с ее тревогой, спокойные летние дни и прекрасные ночи, наполненные сверкающими звездами... Я люблю все до обожания."
Она писала о жизни, о красках и тонах, которые правдивы и поют, она получала медали и призы на выставках, она познала вкус прижизненной Славы, но не была ею прельщена: "Радости от побед нет, потому что это достигнуто долгим и кропотливым трудом, в них нет ничего неожиданного, а также я чувствую себя на пути к более высокому и совершенному, и содеянное уже не удовлетворяет".
На последней своей, неоконченной, картине нарисовала молодую женщину сидящую на траве в цветущем весеннем саду. Умерла она осенним дождливым днем, 31 октября 1884 года.
После нее осталась книга в тысячу с лишним страниц, да несколько полотен во французских музеях - Люксембургском, Лувре, музее Ниццы. После кончины Марии мать перевезла в Россию, в имение на Полтавщине, основную часть живописных работ дочери. В роковом 1917-м коллекция сгорела вместе с подожженной усадьбой... Остальные картины, уцелевшие во флигеле, погибли во время бомбежки в 1941 году…
Настоящая известность придет к ней уже после смерти. Неукротимая энергия и до конца нереализованный потенциал, равно как и удивительное превращение избалованной аристократки в упорную служительницу искусства, привлекут к ней внимание многих.
То, о чем мечтала честолюбивая девочка, слишком азартно увлекающаяся абсолютно всем на свете, сбудется. Легенды и слава, известность и вымыслы, неоднократные переиздания "Дневника Марии Башкирцевой", названного критиками "лучшим из произведений подобного жанра 19 века", "ярчайшим описанием портретов и нравов того времени". Все сбудется слишком рано и слишком поздно.
Мария Башкирцева любила повторять: "Ничто в жизни не проходит бесследно". В отношении ее собственной судьбы выражение это как нельзя более верно - имя ее не кануло бесследно. На каменном свитке статуи символизирующей бессмертие выбито ее имя - Мария Башкирцева. Марина Ивановна Цветаева посвятит ей стихи. Множество исследователей напишут свои труды.
Бюст Марии Башкирцевой работы Charles-René de Paul de SAINT MARCEAUX
Мопассан же, посетив ее могилу, сказал: "Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!"
Могила Марии Башкирцевой в Париже.
Все материалы найдены на разных сайтах в сети. Прочитать дневники Марии Башкирцевой можно здесь
http://ndolya.boom.ru/bashk/index.htm