Откуда повелось

May 09, 2010 00:36



Тьма-тьмущая. Происхождение выражения связано со словом «тьма», означающим часть монгольского войска в количестве 10000 воинов Чингисхана. Отсюда «тьма-тьмущая» - бесчисленное множество.

Из рубрики " Откуда повелось"   ©rodion_dementev

история, интересно, полезно знать, откуда повелось

Leave a comment

Comments 23

(The comment has been removed)

Re: Как мне помнится rodion_dementev May 8 2010, 22:30:28 UTC
Да ты что?!!

Reply


ganzenko May 8 2010, 20:43:15 UTC
ооо.это в старых мультиках слышно это выражение!

Reply

rodion_dementev May 8 2010, 22:31:04 UTC
Отличные мульты были раньше!!!

Reply

ganzenko May 9 2010, 08:23:56 UTC
да, раньше были классные мультики!

Reply


dyshe_lov May 8 2010, 21:03:41 UTC
Темник это командующий 1000. Старорусское воинское звание. Встречается не очень часто, так как в феодальной стране под командованием одного человека редко оказывалось столько войск в подчинении.(обычно Князь сам командовал,на прямую)
К монголам это выражение отношения не имеет.

Reply

alexey47 May 8 2010, 22:28:26 UTC
Да. А 10000 у монголов - это тумен.

Reply

dyshe_lov May 8 2010, 22:44:05 UTC
думаю это такая шутка переводчиков :)) Тумен это скорее 100 человек.

если у оседлого народа, жившего не пример богаче , чем кочевники на тот момент было так мало народа. То откуда у нищих скотоводов такой прирост населения? чем они детей кормили?

Reply

Вики - хорошо помагат.=) alexey47 May 9 2010, 11:13:31 UTC
Ту́мэн (монг. Түмэн, Tümen, тат. tөmən, төмән) - наиболее крупная организационная тактическая единица монгольского войска XII-XIV веков, численность которой составляла обычно десять тысяч всадников.

На практике, однако, число солдат в таком подразделении часто бывало меньше десяти тысяч. В основном это касается частей монгольской армии, состоявших не из собственно монголов, а набранных среди покорённых народов.

Тумэн делился на тысячи, которые, в свою очередь, делились на сотни и десятки. Возглавлялась темником.

Тумэном в Монгольском государстве также называлась такая административно-территориальная единица, население которой обязано было выставлять десять тысяч воинов.

Возможно,от этого слова произошло название города Тюмень в России.

Reply


veselamuza May 8 2010, 21:12:54 UTC
О! Цікаво. А в укр мові щось є від монгольської?

Reply

georrg May 8 2010, 21:34:54 UTC
А як же!

Reply

veselamuza May 8 2010, 21:40:12 UTC
А що?

Reply


georrg May 8 2010, 21:34:34 UTC
Не, Родион прав. Тьма - как числовое обозначение существовало и на Руси, очевидно пришло с Востока (заимствование, тюркские языки - Тумэн). На Руси обозначало 10 000. Тумэн - тоже 10 000 (человек).

Reply


Leave a comment

Up