Советская архитектура Ярославля. Синагога

Oct 10, 2017 15:49


По субботам Арон Опочинский служил раввином, а в будни, сняв кипу, работал доктором Айболитом. При царе он стал первым педиатром в области, при советах - главврачом детской больницы имени 8 марта. Чтобы у бегемотиков не болели животики, он составил справочник по лечению летних детских поносов и дезинтерии. Справочник советская власть издала, но синагогу закрыла.



Ярославский Айболит

Еврейская община начала строить кирпичную синагогу в не самые лучшие времена: шла мировая война, приближалась революция, Ярославское антибольшевистское восстание, потом тяжелые годы восстановления города. Строительство небольшого здания затянулось до 1924 года. Первую пятилетку синагога удивительным образом уживалась с построенным по соседству экспериментальным социалистическим городком, поселком имени Бутусова. Синагогу забрали и перестроили под клуб поселка только после того, как иудеи протрубили в шофары по случаю 5694 года от сотворения мира, а большевики отметили свой 1935.





Ярославская синагога сейчас. Ул. Чайковского, д. 54. Источник фото: rusroads.com

Улицу П.И. Чайковского, на которой находится синагога, всегда вспоминают, когда нужно проиллюстрировать тезис «Ярославль - многоконфессиональный и толерантный город». Начинается она с церкви Николы Мокрого, синагога находится в средней ее части, у парка Бутусова, тут же и кирха, а поблизости от конца улицы расположена соборная мечеть. Храмы у лютеран и православных изъяли на исходе 20-х, а в начале 30-х подошла очередь мусульман. Иудеи продержались дольше всех.

Изначально плана использовать небольшую синагогу под клуб не было. Знаменитый ярославский «Гигант», клуб поселка резино-асбестового комбината - вот какими должны были бы стать все дома культуры соцгородков мечты. Но денег на такую роскошь в поселке Бутусова не хватало.



Молитвенный зал в наши дни.

Автор здания синагоги, Николай Лермонтов, сидел и в жюри, выбиравшем проект ее рокового соседа. Когда ставилась задача создать что-то оригинальное, этот архитектор легко доходил и до вычурности, как получилось у него с дворцом Понизовкина в Красном Профинтерне. Но на Любимской, как она тогда называлась, улице он оставил внешне ничем не примечательное здание. Да и сама по себе синагога - не храм, а просто молитвенный дом, она может быть лишена специфичных религиозных архитектурных деталей, вроде куполов или колокольни. Потому постройку легко было приспособить под клуб, и ничто не говорило при этом о ее первоначальном назначении. Синагогу и сейчас, когда она снова синагога, выдает разве что забор с решеткой, стилизованной под семисвечник.



Современный забор возле синагоги

В не афишируемом здании, помимо синагоги и офисов благотворительных и культурных еврейских организаций, находится не афишируемый музей иудейской общины, сложившейся в Ярославле в середине XIX века из отставных солдат. Атмосфера здесь камерная - как будто сидишь в гостях и разглядываешь чей-то бережно хранимый семейный альбом. В такой обстановке пожелтевший листок с расстрельным списком действительно выстреливает. Для столь маленькой общины список из полсотни имен одних только приговоренных к высшей мере наказания - катастрофа. Имена и фотографии ярославцев, ставших жертвами Катастофы с большой буквы, как евреи еще называют Холокост, тут же, рядом с жертвами сталинских репрессий.



Список ярославских евреев, ставших жертвами сталинских репрессий.

И тут же прадедушкино молитвенное покрывало, ханукальный волчок, который какая-нибудь двоюродная тетя Сара подарила чьему-то папе, когда он был маленьким, рог-шофар, должно быть, помнящий новый 5694 год и раввина Опочинского. Все тут связаны и кровью, и дружбой. Педиатр Опочинский дружил с главврачом туберкулезного диспансера Львом Тыняновым, в доме Опочинского останавливался приезжавший к родному брату Юрий Тынянов. Кстати, в Ярославле, во время восстания 1918 года, сгорела первая библиотека писателя и его первая, дипломная работа о Кюхельбекере. А в синагоге он, называвший себя «заплесневевшим филологом исповедания юдейского», вспоминал, наверное, как в детстве будущего русиста учили ивриту - «горловой древнееврейской грамоте, не похожей на человеческий язык».



Юрий Тынянов

А вот выпускника ярославской школы №33, Леонарда Блаватника, ивриту не учили. Что не помешало американскому миллиардеру из списка Forbes помочь синагоге с постройкой бассейна для ритуальных омовений. Миква - помещение для иудеев едва ли не более важное, чем сама синагога - была пристроена к зданию на Чайковского в 2016 году. Впервые сам клуб «Гигант» мог чему-то, хотя бы спонсору, позавидовать у своего бывшего брата, клуба Бутусовского поселка.

Текст: Роман и Дарья Нуриевы для rusroads.com

Фото: vnu4ka

Ярославль, Дороги России, Золотое кольцо

Previous post Next post
Up