Так, в сочинениях Гоголя Николая Васильевича, 20 марта (1 апреля) 1809 г. рождения, присутствуют высказывания, направленные на возбуждение межнациональной розни и на унижение человеческого достоинства по национальному признаку.
В частности, в повести «Тарас Бульба» неоднократно встречаются слова «жид», «лях», «бусурманин», являющиеся жаргонным и оскорбительным обозначением, соответственно, лиц еврейской, польской национальности и мусульман. Автор демонстрирует негативное отношение к лицам указанных национальностей употреблением бранных эпитетов («рассобачий жид», «собаки, жидовское племя», «чёртовы ляхи», «вражьи ляхи»), а также пытается обосновать преступления в отношение лиц иного вероисповедания («Бог и Святое Писание велит бить бусурманов») или иной национальности («уж и не человек, коли жид!»). Автор призывает к расправам над лицами еврейской национальности:
«Перевешать всю жидову! (…) Перетопить их всех, поганцев, в Днепре!»
«…если кто-нибудь, шинкарь-жид, продаст казаку хоть один кухоль сивухи, то я прибью ему на самый лоб свиное ухо, собаке, и повешу ногами вверх!»
Описывая преступления так называемых «запорожцев» в отношение лиц еврейской («жиды») и польской («ляхи») национальностей, автор не осуждает их, а, напротив, стремится вызвать у читателя сочувствие к преступникам и стремление им подражать.
Аналогичные уничижительные характеристики лиц католического вероисповедания («поганые католики») и еврейской национальности («хватают за бороду жида, малюют ему на нечестивом лбу крест») присутствуют в другом сочинении Н. В. Гоголя - «Страшная месть». Там же Н. В. Гоголь старается возбудить социальную ненависть к лицам еврейской национальности («Жидовство угнетает бедный народ»).
В книге Ярослава Гашека (30 апреля 1883 г. рождения) «Похождения бравого солдата Швейка» содержатся многочисленные оскорбительные и уничижительные высказывания в отношение лиц венгерской национальности. Персонажи, являющиеся по контексту положительными, выражаются в их адрес «сволочи», «скоты», «мадьярское отродье», «иной мадьяр и не виноват в том, что он мадьяр». Автор восхваляет преступления чешских шовинистов в отношение этих лиц (избиения, грабежи), стремясь толкнуть читателя к подражанию им. Славный какой текст. Не важно даже, фейк или не фейк. Важно, что адресат письма примерно такими вещами и занимается все последние годы.