(no subject)

Apr 20, 2008 16:15


Не буду выкладывать в bad_poetry_ru - все равно все уже здесь.

Итак, еще одно стихотворение от человека, подарившего нам «Спорт и лирику», - Леонида Колоскова. Стихи подобраны под дачный сезон, примечания окончательные и обжалованию не подлежат.

В электричку возьму я билет проездной

И поеду копать огород в выходной1,

Шумный город покину, покину наш парк,

Где катался на лыжах2, бродил просто так3.

Оставляю всю жизнь за неделю труда4

В институте проектном, где греет всегда

Та надежда, что в сердце неделю живет:

«Что за счастье в субботу копать огород!»5

У меня где-то там за синей чертой6,

Где деревья стоят зеленой стеной7,

Тишина. Красота. Просто подлинный рай8,

Две лопаты и грабли9, и желтый сарай10.

Я открою сарай и всю тяжесть сниму11,

И пойму, что я сын этой русской земли12.

Я оденусь попроще, лопату возьму

И войду в древний труд, как и предки мои13.

Пролетают вверху14 надо мной облака.

Электрички за лесом снуют и снуют.

Также люди копали наверняка15.

Как меня их кормил только труд. Только труд.

Хорошо мне копать. Ничего не желать16.

Тот, кто создал меня, неустанно следит17.

Я - поденщик18. Картошку мне надо сажать.

Это молча сейчас он мне говорит19.

В этом поле просторном я в труде не один20.

Много трудится нас по весенним полям21.

Рядом птицы поют22. От костра синий дым.

Как прекрасна весной ты, Россия моя! 23

_____________________________

1 Наращение анакрузы, благодаря которому амфибрахий превратился в анапест, не смогло утаить от наших глаз классическую модель этой инфернальной поездки - «Лесного царя» Жуковского: «Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой». См. далее.

2 Этот прием обеспечивает связь между стихотворными сборниками, как возвращающийся персонаж у Бальзака в «Человеческой комедии».

3 Т.е. без лыж. Очевидная ущербность таких прогулок, к сожалению неизбежных в период посевной, отчасти компенсируется тем, что лыжи все же можно брать с собой, хотя бы по одной штуке.

4 Эту строчку и следующие две совершенно невозможно понять. «Представляется необходимым последовательно подойти к данному фрагменту не как к целостному, лишь слегка нарушенному тексту, а как к набору «осколков», оставшихся от прототекста, форма и расположение которых соответствует характеру разрушения, а не свойствам разрушенной структуры» (Б.М. Гаспаров, «Поэтика Слова о полку Игореве»).

5 Знаете такой троп, который называется «ирония»? Так вот - это не он.

6 При публичных рецитациях на этом месте я останавливался и спрашивал людей: где это - «за синей чертой»? Обычно отвечают: «За горизонтом, наверное». Однако то же выражение Л. Колосков использует в стихотворении «Александру Блоку», откуда можно уяснить его смысл:

Когда я сижу за моим столом,

А передо мной лежит Ваша книга,

Да, Ваша книга в голубом переплете,

А за окном, за железобетонным столбом

Самолет реактивный находится в полете,

Я думаю, много прошло уже лет,

Как исчезли за синей чертой

Вы, поэт.

Если от решиться от некоторых досадных мелочей (зачем автор увел у Блока его книгу, как железобетонный столб может выполнять функции окна, хотя бы недолго, и как самолет может пусть даже не лететь, а находиться в полете за железобетонным столбом, если только его движение не строго вертикальное), можно заметить, что синяя черта - это грань, отделяющая мир живых от мира мертвых; за ней исчез Блок в 1921 году, и за нее автор ездит на электричке с проездным в обе стороны. Аккуратный огород с окученной и опрысканной синеглазкой на право- (или лево-?) бережье Стикса, кажется, был бы вполне в отечественных нравах, отчасти опровергая поспешное заключение Шекспира о «безвестном крае, откуда нет возврата земным скитальцам».

7 Вход в преисподнюю окаймлен лесом. См. многочисленные античные тексты, начиная от «Одиссеи», а также раздел о Бабе-Яге в «Исторических корнях волшебной сказки».

8 Вот-вот. Следующая строка раскрывает предметное содержание рая. Обратите внимание, как после нее меняется рифмовка: здешний мир описывался с помощью смежной рифмы, а райско-огородный - перекрестной.

9 «Веселого много в моей стороне!» (Жуковский, там же).

10 Это эквивалент желтого дома, контаминированный с избушкой на курьих ножках.

11 Выход эфирного тела. Справиться у теософов.

12 Она же «мать», «сырая» и «расступись-ка».

13 Возможно, имеется в виду изначальная редакция газеты «Труд», ушедшая под землю, чтобы не быть оскверненной при нашествии безбожного сыроядца Батыя. Только чистые помыслами могли увидеть ее, и только совершенные духом - участвовать в летучке. Вот, например, сэр Ланселот, по известным обстоятельствам, не мог. А сэр Пелинор - мог. И что характерно - тоже по известным обстоятельствам.

14 Он всегда указывает, где именно светят звезды и где пролетают облака. Если эта оговорка делается для людей, привыкших, что облака со страшной скоростью вылетают из-за угла, хотелось бы познакомиться поближе с их будничной жизнью.

15 Орфография автора. Ритмика автора. Все автора. От меня - только комментаторская абстиненция.

16 Русская нирвана, очень неожиданно обрывающаяся в следующей строке.

17 Действительно, где ж тут хорошо, когда чувствуешь чей-то взгляд между лопатками! Весь пассаж напоминает Некрасова: «Работаешь один», и т.д.

18 Видимо, гомеровская реминисценция, органично вписывающаяся в общую некрологическую картину: лучше быть поденщиком на земле, чем царем среди мертвых.

19 Трогательный оксюморон, ярко демонстрирующий безграничные способности того, кто создал автора этого стихотворения.

20 Неожиданная мультипликация лирического героя, вызванная, видимо, объемом сельскохозяйственных задач.

21 Чтобы стало не по себе, надо читать с сильным логическим ударением: «Много трудится НАС по весенним полям!»

22 Без толку - чувства безмятежности уже не вернуть! Очень, очень тревожно!
            23 Какой пуант! какой пуант! После всего, что было!

общественное бессознательное, стихи чужие плохие

Previous post Next post
Up