Очень чешется язык назвать спектакль "Пожары" лучшим из всего, что я видел в Et Cetera и на театральной сцене вообще. Серьёзно. И словно в подтверждение так и слышу финальные крики "браво" и вставший в овациях зал (кто мог встать, так как у некоторых наблюдалось состояние оцепенения). И в подтверждение в последующие дни возникают в голове образы и фразы из спектакля. И в подтверждение очень непросто по итогам обо всём написать, так как процесс осмысления всё ещё продолжается.
Что тут говорить, спектакль мощный. Очень неординарный. Сложный во всех смыслах. Сильно давящий морально и с самых первых сцен задуманный именно давить и продавливать, ведя к финальному шоку, при этом на всём протяжении поддерживающий у зрителя интерес.
Повествование и вообще вся постановка, сюжет, свет, переходы из эпизода в эпизод - я хочу увидеть это ещё. Всё очень здорово, и мне, как человеку в последнее время дотошно рассматривающего всё с позиции "как это устроено", хочется подобное ещё раз пересмотреть для закрепления материала, а может и для рассмотрения больших деталей. Останавливает это желание только сама тема и вообще весь жесткий контекст данной истории. Тяжелой истории. Трагичной. Молодёжь бы назвала происходящее "жесткач". Хотя всё очень жизненно, просто не дай Бог кому-нибудь в жизни с подобным столкнуться. Но есть и такие судьбы, трогающие до глубины души.
Труппа театра Et Cetera уже давно себя зарекомендовала как очень профессиональная, но если отмечать отдельно, игра актёров в Пожарах выше всяких похвал. И сам спектакль изнуряющий и трёхчасовая игра выжали актёров так, что на поклоне некоторые даже улыбнуться толком не могли, настолько были там мощные и опустошающие образы. И даже трудно было разобрать, слёзы на их глазах или это остатки прошедшего на сцене в завершение настоящего дождя. Вообще использование воды в спектакле очень интересное, умелое, эффектное и носит сакральный характер. В душе у меня до сих пор звучит этот водяной расстрел садовым опрыскивателем, голос и лицо актрисы, рассказывающей про казнь, обливание бензином, в то время как по ней хлестала струя воды... и звук этой расстрельной струи как барабанная дробь... одна из сильнейших сцен. И не единственная.
Не даром спектакль удостоен многочисленных премий и номинаций. Не даром был аншлаг и поставили максимум дополнительных стульев. Это давно уже знаменитая постановка и не совсем наша: режиссёр канадец Важди Муавад, художник-постановщик Изабель Ларивьер тоже из Канады, и художник по свету Эрик Шампу догадайтесь откуда. Спектакль изначально поставлен на французском языке и спустя несколько лет при поддержке посольства Канады, Французского культурного центра, при переводе на русский язык Татьяной Уманской и, конечно, огромной работе театра Et Cetera жители Москвы увидели данный шедевр.
Спектакль, конечно, для взрослой аудитории и его категорически нельзя смотреть людям с неустойчивой психикой, а очень чувствительные персоны непременно растрогаются до слёз. Наверное, столько гробового молчания и стольких всхлипов я ещё в театрах не наблюдал.
Очень слаженная постановка, красивая, атмосферная, эмоциональная, беспощадно и в то же время тактично - больно, но терпимо - сбивающая с небес на землю. Это история печальной судьбы женщины Науаль и её детей. Сын считал мать неспособным любить кирпичом, потому что на протяжении всей жизни видел её молчаливый взгляд и ощущал ненависть. И только её смерть начала раскрывать причины и тайны, благодаря расследованию дочери. Страшные тайны судьбы. И... страшную правду, приведшую к примирению.
"Пожары" в Et Cetera прекрасны.
Страница спектакля на официальном сайте театра:
http://www.et-cetera.ru/performance/pojaryi/