Говорят, что сериал этот хорош хотя бы тем, что посмотрев его, хочется прочитать роман Толстого впервые после школы. Мне пока не захотелось, потому что ровно год назад я перечитала "Войну и мир" и осталась в полном восхищении и с ощущением настоящего величия, философской глубины и грандиозности этого произведения Льва Николаевича, написанного прекрасным языком - емким, но в то же время поэтичным и образным. А вдогонку посмотрела тогда же и фильм Бондарчука.
Поверхностное отличие от первого прочтения в 16 или 17 лет и сейчас в том, что будучи школьницей я пропускала все батальные сцены, пролистывая страницы, пробегая взглядом по диагонали, и вчитывалась в любовные и бытовые линии, ну а сейчас я зачитывалась историческими фактами о той войне с французами. Ну а не поверхностное - в том, что по мере приобретения жизненного опыта, особенно, трагичного, связанного с потерями родных и близких, и не настолько трагичного, но просто опыта и, соответственно, понимания людей, тебе открываются "глухие тайны", и Толстой читается совсем по-другому, как человек, испытавший такие же беды, глубоко осмысливший многое, и протягивающий тебе дружескую руку через годы и расстояния.
Сериал 2016 года от BBC, являясь в сущности вариацией на тему ВиМ, не вызывает ни разу вопроса "а зачем снимать одно и то же?!" в отличие от печально известного сериала "Анна Каренина" Шахназарова или, скажем, другого такого же дурного сериала "Хождение по мукам" Худякова по роману Алексея Толстого.
Англичане с огромной любовью подошли к русской классике, подобрали прекрасных актеров и получили на выходе добротную экранизацию, с погрешностями, возможно, в отношении исторических костюмов или деталей, но без откровенной клюквы, а главное - вызывающую эмоции, в основном - сочувствие, сопереживание по отношению ко всем буквально персонажам. Нет ощущения того, что из сундуков достали пропахшие нафталином сюртуки и помявшиеся платья с кринолином, чтобы разыграть перед зрителем дела давно минувших дней. Молодые красивые лица и интересные возрастные персонажи, заново прочитанные характеры с какими-то новыми оттенками - все это ярко, свежо и близко.
Пьер понравился мне очень, он в сериале худенький, и за это критикуют подбор актера на эту роль, ведь Безухов был грузным, полным. Но Пол Дано - актер от Бога, ну или Толстой для него Бог, потому что по нему видно, что прочитал он весь роман от корки до корки, "много думал" и прямо-таки влез в безуховскую оболочку, стал Пьером, пусть и несоответствующе худым, у него глаза с легкой безуминкой, он проживает Пьера, а не играет.
Бондарчук меня в свое время впечатлил, он играл просто гениально, но, черт побери - возраст! Все хорошо в его фильме, но ни Пьер, ни графиня Безухова, Элен, по возрасту не годятся, им играть только родителей этих персонажей. Бондарчуку и Скобцевой было 45 и 38 лет, а Пьеру и Элен - около 20, поэтому ну как можно представить Элен юной девушкой на выданье, а Пьера - юношей в плену соблазнов? Конечно, и в 45 лет можно пить до потери пульса с 20-25-летними друзьями, привязывая медведя к квартальному, но это было бы все же странным для того времени (и для нашего-то как-то не комильфо), да и здоровьице уже не то. Бондарчук, впрочем, настолько хорош, что временами об этой несуразице забываешь, особенно, во времена его полубезумного шатания по Москве или нахождения во французском плену, но Скобцева, жена его - это полный мискастинг.
А вот и Элен Курагина из сериала (Таппенс Мидлтон), очаровательная, порочная (с братцем-то Анатолем (Каллум Тернер) инцест у них, похоже), расчетливая, изящная, все так, как у Толстого, но еще и молода и свежа, как роза.
Анатоль очень хорош, он действительно лишен каких-то моральных принципов, и это явно читается по его кривоватой ухмылке (в дополнении к сюжету, кончено же), Лановой-то прекрасен был, но он же интеллигентный, утонченный, аристократичный, на него смотришь у Бондарчука и думаешь, до чего ж похож на Болконского-Тихонова, может, Наташа попутала их как-то, а? В сериале же они отличаются разительно, и в не изящном, не интеллигентном, не благородном Анатоле чувствуется секс, грубоватая страстность. Ведь и Наташа, и Марья, к которой он будет свататься, находили его красивым, а Тернер-то не красив, но источает флюиды секса "в крови горит огонь желанья, душа тобой уязвлена, лобзай меня: твои лобзанья мне слаще мирра и вина", и, возможно, все так и было, иллюзия красоты.
Элен и Анатоль в двух постановках:
Болконского сыграл Джеймс Нортон, этого актера я давно знаю и люблю, и он идеален в роли Андрея, хотя и Тихонов необычайно хорош, а Нортона английские же критики упрекали в том, что он слишком англичанин на экране, но не в этом дело, англичанин Нортон или русский, он очень точно сыграл князя Болконского, не выставляющего чувств напоказ, сдержанного, благородного, гордого и отважного человека, который с огромной душевной теплотой общается с Пьером и сестрой Марьей.
Джесси Бакли в роли княжны Марьи Болконской не сильно впечатлила и, скорее всего, из-за Антонины Шурановой в бондарчуковском фильме, Шуранова выдала какой-то запредельный уровень мастерства, вот этот образ с лучистыми глазами (глаза у Марьи становились такими, и вся она превращалась из дурнушки в красавицу в особые моменты) и она сыграла, и снято так, что княжна действительно светится, а Бакли не светится, ну что тут поделать.
Наткнулась на рецензию, в которой автор сетовал, что, мол, англичане приписали Толстому несвойственную ему достоевщину просто из-за того, что все русское должно быть непременно с примесью этой самой достоевщины, что бы под ней не понималось, а у Толстого этого нет. Я всегда говорила, что самый-самый герой Достоевского у Толстого - это Федя Долохов. Как так нет достоевщины?! Ее не может не быть у русских. А как же метания Пьера и Андрея, их глубокие переживания и рефлексии? А временное помутнение, так сказать, рассудка у Наташи Ростовой, вызванное животным влечением к Анатолю, что повлекло за собой и раскаяние, и болезнь, и глубокие переживания. Все они знают темные и светлые стороны своего "я", которые проявляются попеременно. А Николай Ростов, проигравший Долохову (в котором прямо по Достоевскому заговорило дьявольское зло, и он шулерствовал) огромную сумму. Другое дело, что само изложение у ФМ и ЛН отличается. Но в экранизации не закадровым же голосом рассказывать о внутренних метаниях героев, ну а голая суть-то - вот она, все сыграно по роману, нет ничего лишнего или придуманного в угоду какой-то моде на Достоевского.
Том Берк в роли Долохова:
И Николя Ростов (Джек Лауден) с Борисом Друбецким (Анайрин Барнард):
Про Наташу (Лили Джеймс) скажу просто - хорошая Наташа. Юная, порывистая, эмоциональная до всех этих неприятностей с Анатолем, иногда дура-дурой, как в истории с ним же, потом посерьезневшая из-за тяжелых испытаний, и опять же, все это - точь-в-точь по роману, Толстой Наташу не идеализировал, была ли она для него идеалом женщины, понятия не имею, может, он ее такой детородящей самкой в конце сделал в угоду своей жене (и не факт, что ей это понравилось), не знаю, и вообще его понесло куда-то не туда, потому что Наташа в конце романа становится какой-то невыносимой особой, тупой, ограниченной, помешанной на детях наседкой, да еще и ни с того, ни с сего начавшей презирать Соню. Может быть, Толстому все-таки больше нравилась по-настоящему искренняя добрая человечная Марья, а не глуповатая Наташа?
Антонина Шуранова в роли княжны Марьи в фильме Бондарчука:
В сериале, кстати, концовку-то самую убрали, сделали пасторальную картинку в саду, где восседают и Марья с Николаем, и Пьер с Наташей, их детишки, нянюшки, все улыбаются, ребятки не орут противно, даже младенцы спокойны, солнышко светит, и Соня с ними сидит довольная-довольная, и говорит "Я люблю, когда всем хорошо".
В бондарчуковской постановке - выдающиеся батальные сцены, как-то мощнее показана война и ужас ее, все это хорошо прочувствовано и соответствует идеям такого же мощного романа великого пацифиста. Зато в сериале более органично переплетены все линии, как военные, так и любовные, семейные, дружеские. Ну и повторюсь, чувствуются любовь и внимание к русской классике, огромное желание понять и простить выразить идеи Толстого.
А в целом очень хорошо показано главное - насколько люди разобщены и эгоистичны обычно, поглощенные мелочными в большинстве своем проблемами, настолько они тянутся друг к другу в час тяжелый, темный час, ну и к Богу, конечно. Аминь!