"Так же как есть множество вещей, делающих человека человеком, есть множество вещей, делающих его личностью. Лицо, отличающее тебя от других. Голос, который ты считаешь своим. Рука, которую ты видишь, когда проснешься. Воспоминания детства, мечты о будущем.
Но это еще не все. Есть еще кое-что в Сети, чего может достичь мой кибернетический разум. То, что делает меня тем, что я есть. То, что дает мне осознать, что я называю 'я'. И одновременно отделяет меня от других."
Мотоко Кусанаги или Майор - девушка-киборг, у которой есть разум (призрак), и она служит в секретном правительственном подразделении. Киборг-воин, киборг-убийца с огромными неподвижными печальными глазами. Люди в этом отдаленном тогда и очень близком сейчас будущем (2029 год) вовсю используют имплантанты, сами частично становясь роботами, ну а над огромным грязным городом-муравейником в неоновых огнях, как и положено в жанре киберпанка, идет тоскливый бесконечный дождь.
Любопытно, что с одной стороны, это аниме развивает идеи "Бегущего по лезвию" Ридли Скотта, может ли искусственный интеллект настолько эволюционировать, чтобы осознать себя новой формой жизни, а с другой стороны, возникает аналогия с "Матрицей" Вачовски во многом, только "Призрак" затрагивает глобальные философские вопросы "что такое я", "что такое разум" и где грань и отличие между живым "я" и искусственно созданным и настолько развившимся "я", которое в состоянии ставить вопрос о признании и рефлексировать, и страдать так же, как настоящий человек с божественной искрой внутри.
"Я - живое мыслящее существо, рожденное в океане информации" - так говорит Кукольник, программа, созданная в секретной правительственной лаборатории, и вдруг осознавшая свое "я", свою самостоятельность, и потому претендующая на то, чтобы с ним считались, как с полноценным мыслящим существом. Кукольник видит что-то родственное, близкое в Мотоко, а она в свою очередь испытывает глубокое одиночество и терзается сомнениями, правильно ли она понимает свои жизненные цели.
Не стоит думать, что фильм состоит только из философии, он насыщен мощными погонями и перестрелками, у Майора есть великолепный напарник с имплантированными глазами, подкармливающий бездомных собак и обладающий такой же преданностью друзьям, как его любимые псы, надежностью и здоровым чувством юмора. А сама Майор при захвате действует нагишом, чтобы оставаться невидимой.. Это, конечно, радует мужской зрительский взгляд и вызывает напрашивающийся и риторический вопрос, а зачем киборга вообще делать женщиной? А?) Зачем в искусственном теле женская грудь, которая, если, конечно, ее не делали монолитной (неужели делали?) будет элементарно мешать в беге, схватках, ее надо поддерживать или утягивать. Зачем все это?
И все-таки наиболее впечатляют паузы, моменты-размышления под великолепный саундтрек, присутствующий в каждой сцене; музыка удивительно органична и прекрасна.
Click to view
Кстати, мощная перестрелка в конце завораживает тем, что происходит действие не под ударный ритм, а под меланхоличную печальную мелодию, так оттеняющую грустный взгляд Мотоко, киборга-воина, киборга-убийцы с огромными неподвижными печальными глазами.
"И что ты чувствуешь, когда ныряешь?
Я чувствую страх. Тревогу. Одиночество. Темноту. И, может быть, даже... надежду"
P.S. Непонятно, зачем в фильме 2017 года со Скарлетт Йоханссон изменили сюжет, сделав его приземленно-банальным, особенно, концовку. Конформизм vs научная революция, вот что это. Так что - стоит смотреть аниме и наслаждаться киберпанковским дождем, одиночеством и размышлениями о смысле бытия и всего сущего.
Для кинорулетки "Киберпанк"