Человек крупным планом

Sep 16, 2019 15:39



В кинорулетке по иранскому кино достался мне очень необычный фильм известного режиссера Аббаса Киаростами "Крупный план". А необычна лента смешением документального и игрового кино, в сущности это реконструкция событий, кроме того, герои еще и играют сами себя! Речь идет о Хоссейне Сабзиане, бедняке, потерявшем работу в типографии. Мало того, что ему, бывает, нечего есть, надо кормить еще и семью, жена ушла, двух детей поделили, так что Хоссейн заботится о своей матушке и ребенке. Однажды он знакомится в автобусе с немолодой женщиной и неожиданно лжет ей, что он - знаменитый иранский режиссер Махмальбаф.




Марох Аханхах знакомит его с семьей, мужем и двумя сыновьями, он их посещает, беседует о кинематографе, но буквально через несколько дней они догадываются, что что-то тут не то, в итоге Сабзиана арестовывают, и вскоре его дело слушается в суде. Конечно, когда читаешь о сюжете, возникает предположение, что речь пойдет о ловком авантюристе, проникавшем в дома под чужим именем, что-то воровавшем (а семья Аханхах предполагает, что он собирался обворовать их, иначе зачем прикидываться уважаемым человеком) и наконец попавшемся благодаря бдительности этих иранских граждан.



Но нет, это социальная драма, рассказ о маленьком человеке, страдающим от своей неуспешности, вот, как говорится, бес и попутал, назвался Махмальбафом и немного понаслаждался уважением и теплотой, с какими его принимали в доме. Если что и своровал Хоссейн, так это кусочек счастья, побыв на чужом месте.

Иранское кино характеризуется минимализмом декораций и художественных приемов. Понятно, что в практически документальном фильме и совсем нет ничего, в основном это скучная комната суда, да совсем чуть-чуть улицы и домашней обстановки. Про игру тоже сложно говорить, поскольку профессиональных актеров очень мало, и Сабзиан, и семейство Аханхах играют самих себя, кроме того, по фильму складывается впечатление, что иранцы - очень сдержанные люди в выражении эмоций, поговорить любят, но бубнят без особого выражения, а в суде еще и по этикету надо выступать с максимально серьезным и уважительным видом, орать, как на базаре, и жестикулировать там точно не принято.









Суд, кстати, довольно интересное действо. Нет ни адвоката, ни прокурора, ни присяжных. Семья Аханхах обвиняла, Сабзиан оправдывался. Руководил всем этим судья (вот это актер, настоящему судье, наверное, некогда было сниматься), который очень вдумчиво расспрашивал обе стороны, досконально вникая, как да что, абсолютно никуда не торопясь и внимательно выслушивая то одну, то другую сторону.



Удивительно, что выслушивая почти бесцветные реплики Хоссейна, все-таки проникаешься глубоким сочувствием к этому затюканному жизнью человечку, еле сводящему концы с концами и немного поехавшему рассудком. Сочувствуешь, потому что Сабзиан, показываемый крупным планом, как и остальные участники суда, искренен и вкладывает душу в свои ответы, пусть и в довольно скупых выражениях. Поспешу обрадовать читателей, что и судья, и истцы поверят Хоссейну, он же путем этих прилюдных раздумий поймет, что красть чужую личность нехорошо, и пообещает так больше не делать.



Кстати, говорят о жесткой цензуре в иранском кино, и несчастный режиссер Расулоф даже осужден на год тюрьмы за "подрыв иранской государственности". В "Крупном плане" тоже ничего особо хорошего о стране нет, бедняки бедствуют, в зажиточной семье Аханхах оба сына выучились на инженеров, но работу-то тоже не могут найти. Старший стал пекарем, здорово, конечно, но он хотел работать инженером. Грустно все это! Правда, суд-то вон какой хороший и справедливый, а кроме того, в Иране любят кино представители всех сословий. Это ли не счастье?)

Трогательный кадр: настоящий Махмальбаф и его "двойник":



фильм-фильм-фильм, кинорулетка

Previous post Next post
Up