Многие критики считают этот фильм лучшим в богатом наследии великого итальянского режиссера Федерико Феллини. А ведь когда картина вышла на экраны в феврале 1960 года, она подверглась серьезным гонениям со стороны прессы и католической церкви. "В кинотеатре "Капитоль" в Милане, - вспоминал Марчелло Мастроянни, - в Феллини даже плевали". Что же вызвало такую бурную реакцию в то время, и почему фильм в итоге так полюбили и зрители, и критики?
Лента состоит из новелл, показывающих жизнь римской богемы в конце 50-х. Главный герой - симпатичный журналист Марчелло, светский обозреватель, который вместе со своим верным фоторепортером Папараццо перемещается из одного места в другое в поисках сенсаций. Кстати, именно после этого фильма фамилия Папараццо превратилось в имя нарицательное и во множественном числе - папарацци. Марчелло знаком со многими, вхож в лучшие дома, но жизнь его бессмысленна и пуста, хотя он и пытается обрести смысл.
Однако, все его попытки тщетны, а сам он давно разменял свой талант, работая на желтую прессу. В фильме показан сверкающий Рим, богатые люди, аристократы, вечеринки и кафе, плейбои и проститутки, кинозвезды и красивые женщины. Марчелло безвольно плывет по этой сладкой жизни, оставаясь созерцателем.
Главную роль сыграл Марчелло Мастроянни, с которым Феллини познакомила Джульетта Мазина, знавшая актера по театру. Актер с режиссером сразу нашли общий язык, отправившись покататься на автомобиле вдвоем. Марчелло очень хотелось понравиться Феллини, настолько ему наскучили поверхностные роли красавчиков. Он поклялся режиссеру, что выложится на все 100% и даже больше, понимая, что такая роль - удача для актера.
Феллини заставил Мастроянни сбросить десяток килограмм и вместе с гримерами подобрал ему грим, желтящий кожу и придающий несколько болезненный вид.
В фильме снялись потрясающе красивые выразительные актрисы. Шведка Анита Экберг играет голливудскую кинодиву Сильвию, посетившую Рим. Знаменитая сцена в фонтане Треви покорила не одного зрителя. Роскошная фигура, золотистые пышные волосы, мощная чувственность - Экберг производила неизгладимое впечатление своей невероятной красотой.
Одной их самых впечатляющих сцен фильма является ее ночная прогулка по Риму и эпизод, в котором героиня в вечернем черном платье, с обнаженными плечами входит в фонтан Треви, а Марчелло, одетый с иголочки, в элегантном костюме, присоединяется к ней.
Анук Эме блистала в роли Маддалены, развращенной и красивой аристократки, имеющей с журналистом тайную связь. Ивонне Фюрно идеально удалась роль невесты Марчелло, истеричной девушки, сходящей с ума от ревности. Надя Грей играет бывшую жену продюсера, получившую развод и в честь этого устраивающую стриптиз на вечеринке скучающих пресыщенных друзей-приятелей.
Поистине, Феллини удалось собрать настоящий цветник из ярких броских актрис в своей картине.
В фильме есть один персонаж, который действительно задумывался и о смысле жизни, и о духовной ее составляющей. Это профессор Штейнер, которого сыграл Ален Кюни. Марчелло с интересом внимает его рассуждениям, думая, что вот-вот, и он поймет, где ему искать счастье. Но разыгрывается чудовищная трагедия, показывающая, что и этот человек понял бессмысленность всего сущего. Кажется, что последний свет погас.
Конечно, это сатира на деградирующий "высший свет", но сатира не едкая. Главный герой - словно инфантильный большой ребенок, наблюдающий за происходящим вокруг, а жизнь похожа на пузырьки в бокале шампанского, заманчиво искрящиеся и зовущие на сомнительные приключения. Зачастую Марчелло разочарован, опустошен и грустен, но - новый поворот, и вот он снова отправляется куда-то, безвольно увлекаемый другими и печально улыбаясь. Режиссер, безусловно, показывает происходящее с жалостью и сочувствием, а не уничижительным сарказмом, но отражает декаданс и распад именно в сатирическом ключе.
Как это бывает, сатиру не оценили, но ужаснулись налету порочности. Кроме того, фильм начинается с того, что вертолет тащит над городом статую Христа, а еще есть сцена с ложным явлением девы Марии. Ватиканская газета "L'Osservatore Romano" осудила "Сладкую жизнь" в статье под названием "Омерзительная жизнь", призывая людей бойкотировать фильм, демонстрирующий безнравственность и богохульство. Раздавались призывы сжечь негативы, лишить Феллини заграничного паспорта (интересно, почему не выгнать из страны), отозвать разрешение на прокат и так далее.
Феллини же разъяснял, выступая в прессе, что лишь отразил состояние дел в обществе, критикуя нравственную деградацию. Он даже добился аудиенции у миланского архиепископа, чтобы защитить свое творение.
И постепенно страсти вокруг фильма улеглись, он номинировался на Оскар, получил, правда, награду лишь за костюмы. Но был удостоен "Золотой пальмовой ветви" на Каннском кинофестивале. Критики писали восторженные рецензии, последователи пытались подражать эстетике картины, спустя 60 лет фильм входит в самые разнообразные списки лучших киноработ мирового кинематографа, ну а благодарный зритель до сих пор с интересом смотрит на красиво разлагающуюся знать в черно-белых стильных декорациях.
На эту танцующую женщину можно смотреть бесконечно:
Для кинорулетки "Фильмы Федерико Феллини"