По ссылке Максима Донских с DTF нашел
интервью Криса Авеллона (главного дизайнера Planescape:Torment)
Torment одна из тех игр, которые меняют человека, оказывают серьезное влияние на его личность и мировоззрение. Тот, кто прошел её от начала до конца и принял в свое сердце, никогда не будет прежним.
Фундаментальный вопрос игры: «What can change a nature of a man?» (Что в силах изменить человеческую природу?).
Составители интервью (умницы!) задали этот вопрос Крису. Ниже привожу оригинал и свой перевод.
Chris Avellone: The high Wisdom answer available at the end of the game is, whatever you believe can make you change can do so - it all varies on the individual. Belief is what drives the Planescape setting, and belief allows one to change the shape of people and the Planes - and over the course of the game, it may even create real people from figments of the player’s imagination (Adahn).
The Transcendent One believes the question is meaningless, but characters with high Wisdom can give the "correct" answer in the final confrontation (or at least the answer I agree with) which is:
NAMELESS ONE: “If there is anything I have learned in my travels across the Planes, it is that many things may change the nature of a man. Whether regret, or love, or revenge or fear - whatever you *believe* can change the nature of a man, can.”
THE TRANSCENDENT ONE: "THEN YOU LEARNED A FALSE LESSON, BROKEN ONE."
NAMELESS ONE: “Have I? I’ve seen belief move cities, make men stave off death, and turn an evil’s hag heart half-circle. This entire Fortress has been constructed from belief. Belief damned a woman, whose heart clung to the hope that another loved her when he did not. Once, it made a man seek immortality and achieve it. And it has made a posturing spirit think it is something more than a part of me.”
Крис Авеллон: Ответ доступный в конце игры при высоком значении характеристики «Мудрость» таков: всё что, как ты веришь, может изменить тебя может сделать это - и это все индивидуально. Вера, вот что управляет миром Planescape и именно вера позволяет изменять людей и Планы; с течением игры вера даже может создавать реальных людей из фрагментов воображения игрока (Адан).
Измененный считает вопрос бессмысленным, но персонажи с высоким значением характеристики «Мудрость» могут дать «правильный» ответ в последнем противостоянии (ну, по крайней мере, такой с которым я согласен), который звучит так:
БЕЗЫМЯННЫЙ: «Если я что и узнал за время путешествий по Планам, так это то, что многие вещи могут изменить человеческую природу. Будь то раскаяние, или любовь, или месть, или страх - что угодно, что как ты *веришь*, может изменить человеческую природу, может сделать это».
ИЗМЕННЕНЫЙ: «ЗНАЧИТ, ТЫ ВЫУЧИЛ ЛОЖНЫЙУРОК, СЛОМАННЫЙ»
БЕЗЫМЯННЫЙ: «Правда? Я видел, как вера передвигает города, вырывает людей у смерти и полностью меняет сердце злобной ночной ведьмы. Вся эта Крепость выстроена из веры. Вера прокляла женщину, чье сердце цеплялось за надежду, что другой любит её, в то время как он не любил. Однажды она заставила человека искать бессмертия и найти его. И она заставила духа считать, что он нечто большее, чем часть меня».
Интересная мысль.