Струны

Mar 31, 2013 17:11


Посвящается Павлу Друппу,
очень хорошему и очень странному человеку.
В середине 1960-х годов в жизни сообщества, которое потом начало называть себя «КСП», произошло эпохальное событие: появились в продаже гитары импортного производства.
Болгарский «Орфей», чешская «Кремона», немецкая «Музима» и ее модификации - «Резоната» и «Классика»... На первых «Музимах»  даже красовались наклейки мастеров: «Hermann Schaller» и «Herbert Schäffner» - вроде бы ручняк, хотя и ёжику было понятно, что конвейерное производство. Хотя некоторые операции и делались вручную.
Требования к струнам у них были посерьезнее, чем это могла выдержать наша промышленность. Возник жесточайший дефицит струн. Я не говорю о том, сколько моряков, летчиков, артистов и спортсменов везло из-за границы эти вожделенные штуки: все равно не хватало на всех.
И когда я начал всерьез заниматься авторской песней, этот дефицит, как дамоклов меч, уже висел над каждым, кто выступал на фестивалях: в любой момент старая струна (особенно 4-я) могла распустить обмотку, порваться, перестать строить, а запасных нет ни у кого.
Вот тогда-то небо (Провидение, Судьба, Мазаль - как хотите, так и называйте) столкнуло меня с Пашей Друппом. Это было на каком-то из фестивалей 1976 года, скорее всего на Запорожском, но точно не помню.
Я заинтересовался звуком Пашиной гитары - сочным мощным, низким, почти инфразвуком.  Как сделано? А он ответил: «Первым делом утоньшил верхнюю деку, вторым - намотал толстые струны».
Дека декой, а разве струны можно мотать? Для меня это было открытием. Зашоренное сознание не позволяло понять, что если песенки можно сочинять, то и скрипки можно делать, и гитары, и струны…
Паша рассказал, что основу для струн получает, распуская свои штаны (там нити основы были синтетическими и достаточной длины).  Эту основу он обматывает обмоточным проводом разного диаметра. Первые три струны оставляет из импортных комплектов (они цельные и не стираются).
Дело было сделано: я получил ИДЕЮ. На каком-то из фестивалей 1979 года я уже показывал Паше комплект  струн, намотанных на специальном станке с электродвигателем, с регулировкой скорости намотки,  с дополнительной натяжкой во время намотки. Все 6 струн были с сердечником из капрона («шнур капроновый рыболовный» из магазина «Охота и рыболовство»). 
Но Паша в очередной раз сумел меня удивить.  Он показал авторское свидетельство №1254540  на новый способ намотки струн.  Дело в том, что чаще всего летела 4-я струна: намотка протиралась о лады. И хорошо, что так,- ведь если бы протирались лады, это бы стоило гораздо дороже. Но в каждый комплект приходилось вкладывать две, а то и три 4-х струны. И все равно они летели быстрее. Паша придумал намотку параллельно металлом и капроном. У такой струны металл протирался до тех пор, пока капрон не садился на лады, а после струна служила почти вечно. Я тут же начал делать комплекты с такой 4-й струной. 
Это стало моей подработкой и ликвидацией дефицита струн для своих почти до середины 1990-х, когда этот дефицит исчез. Я намотал около 6 000 комплектов. Знаю нескольких ребят, которые по моему примеру соорудили себе такие же станки и тоже мотали струны.
Особенно интересно вышло в бардовском лагере Барзовка.  Естественно, для своих мотал я струны бесплатно. Но каждый, кто хотел получить комплект струн, его отрабатывал: крутил ручку механизма намотки (электричества в Барзовке тогда не было). И качество струн зависело от равномерности вращения. Но все получалось хорошо, поскольку каждый работал на себя. С 1986-го по 1990-й  (в 1991-м я приезжал, но не мотал), 20 дней смены, из них половину по 2-3 комплекта в день... Те 100-150 комплектов - тоже цифра.
Я давно уже не мотаю струны для других.  Но на моей гитаре («KORDOBA», hand made in Spain, top solid guaranty, то есть «ручная работа, сделано в Испании, гарантия на все время существования») стоит мной намотанный комплект струн. Раз в полгода я его меняю.  Качество струн меня удовлетворяет.
А теперь - технические данные для того, чтобы не забылось и не ушло в никуда (поскольку сейчас существует мнение, что чего нет в интернете, того нет нигде).
Основа: а) шнур капроновый рыболовный (белый, из 2-х скрученных ниток) либо б) нить капроновая сапожная (черная, из 2-х скрученных ниток).
Обмотка: стандартная для нормального среднего натяжения (хотя я мотал и нестандартные струны - например, С# для Сергея Никитина). А именно:  на первые три струны - леска капроновая, на остальные - провод обмоточный. То есть 1-я струна -  леска 0,12; 2-я - леска 0,18; 3-я - леска 0,25; 4-я -  провод 0,12; 5-я -провод 0,19; 6-я - провод 0,25.
Технология: любыми возможными средствами осуществить синхронное вращение двух крючков на расстоянии приблизительно 1 м друг от друга. Я взял 2 одинаковых точила с шестеренчатой передачей внутри, посадил  большие шестеренки на один вал, а на вторые шестеренки - 2 крючка, с возможностью подтяжки основы на нужное усилие.  В одном из точил проточил канавку для пассика и приделал мотор от полотера (600 ватт, коллекторный, 12 000 оборотов, с возможностью регулировки скорости вращения ЛАТРом (лабораторным автотрансформатором).
Последовательность операций:
- для 1-й и 2-й струн взять половину основы (основа состоит из 2-х нитей), для остальных - всю основу;
- отрезать 1 м основы разделить нити, одну привязать к левому крючку (для остальных струн - разделить нити и опять сложить их вместе, а потом привязать к левому крючку.)
- один конец нити закрутить относительно другого приблизительно на 150 оборотов против вращения основы;
- нить натянуть и привязать за правый крючок;
- к левому крючку привязать намотку, включить станок и наматывать ее на основу,  держа намотку между пальцами и регулируя таким образом натяжение;
- после намотки капроновые струны  (первые три)  на краях оплавить спичкой (зажигалкой),  остальные просто обрезать ножницами.
Такое изготовление струн - это не завод и производство, а мастерская и искусство, здесь многое зависит от того, кто струны делает.
Если у кого-то из вас на гитаре стояли мои струны, я хотел бы  услышать отзывы об их качестве.  Я, конечно, слышал отзывы о моих струнах, и очередь за ними тоже существовала, но с течением времени критерии могли поменяться, тем более когда появилось разнообразие фабричных…

Previous post Next post
Up