Мы ранее писали о походе русских войк на Месембрию и вероятно до окрестностей Царьграда в составе болгарского воинства царя Крума в 811 - 812 годах:
https://mahmut-2011.livejournal.com/4252.htmlПохоже, что известно и имя русского вождя, сохранившееся как минимум в двух поздних источниках.
Первый - фрагмент из исторического сборника, опубликованный Гиляровым:
"Въ лето 6308
первыи князь бысть в Киеве Кидарь,
а другиi князь Осколдеи,
а третiй князь Манамашь"
(Ф. Гиляров "Предания русской начальной летописи", стр. 129., рукопись помечена С. Б. №964, л. 137об.)
Лето 6308 - это 800-й год н.э.
Первое имя "Кидарь" вероятно происходит из тохарского (известного у кушанов-юэчжей в 4 в.) царского имени "Кидара", заимствованного тюрками при ассимиляции степных саков и тохаров. В 5 веке Приск сообщил сведения о народе или вождестве гуннов-кидаритов.
Текст сер. 17 века из исторического сборника.
Также имя "Кидара" найдено в своеобразной летописи Артынова (19 век). А.Я. Артынов уроженец села Угодичи, бывш. резиденции князей Ростова Великого, его сочинение основано (по его воспоминаниям) на летописных и исторических сочинениях ростовских авторов позднего средневековья (в их числе, кстати, Дмитрий Ростовский), в частности касательно "Родословной царей..." и др. сочинений, он ссылается на "рукопись стольника Алексея Богдановича Мусина-Пушкина «От Ноя праотца до великого князя Рюрика» с надписью на заглавном листе: «Книга О великих князьях русских, отколе произыде корень их» (15, с. 119). Как выражается А.я. Артынов: «Писана в лист кудреватой скорописью ХVII в.»" (см. Яхнотов Ю.А. Летопись славян-россов с древнейших времён до Рюрика. М., 2009, С. 12). "Далее, в этой же книге (с. 33-34) говорится, что есть глухое указание на то, что в 1672 г. Алексей Богданович напечатал в Москве «Книгу о славяно-русском народе и великих князьях русских, отколе произыде корень их на Руси»." (там же).
По виду "Артыновская летопись" вместе с "Родословной..." напоминает аналогичные средневековые произведения, с многочисленными включениями из (около)библейской и античной истории, а искусственные славянские имена могли появится и в 17, и в 18, и 19 веках в том числе под пером самого Артынова.
Нас, однако, заинтересовало любопытное место в Артыновской летописи, повествующее о древних временах и древних переселениях "после потопа":
"Царь Месемврий с братьями своими, Рагуилом и Кидарой [в "Родословной царей" - 137. Рагуил и 138. Киддак - сыновья Сориила] ходили воевать далеко по побережью Евксинскаго Понта и в это самое время соглядали привольныя места для жительства себе, во время одного такого похода своего при устье реки Ахтубы кончил многолетнюю жизнь свою в глубокой старости. (16, с. 82)"
Здесь интересно, что в тексте летописи братом Месемврия и Рагуила назван Кидара (именно так восстанавливается им. п. от "Кидарой" - тв. п.), то есть это всё-таки тохарское (юэчжи) имя вождя племени гунно-кидаритов (в кит. источниках - "Кидоло", жил 1-й пол. 5 в.), которые позднее смешались с тюрками и в их составе, видимо, и попали в Восточную Европу. Во всяком случае для византийцев уже времён Приска и Аттилы гунно-кидариты не были каким-то совсем неизвестным племенем..
Оставив в стороне "доисторичность" артыновского Кидары заметим, что "братья" буквально "ходили воевать далеко по побережью Евксинскаго Понта", при этом старшим братом Кидары назван некий Месемврий, а это уже прямой намёк на византийский город Месембрию. Что в свою очередь позволяет связать это сообщение со свидетельством Я. Рейтенфельса:
"В 810 году император греческий Михаил Куропалат вёл с переменным успехом войну с болгарами, поддерживаемыми русскими. Те же русские помогали Крунну, царю болгарскому, при взятии им богатейшего города Мезембрии, когда он нанёс императору страшное поражение."
Учитывая, что Кидарь-Кидара начал править в 800 году, логично предположить, что в артыновский источник попало именно известие о походе руси (как союзников болгар) на Мезембрию в 811 году, и именно Кидара возглавлял русские войска, которые похоже, что действительно "ходили воевать далеко по побережью Евксинскаго Понта", то есть в Византию до окрестностей Царьграда (в 812 г.). Превращение названия города в личное имя "древнего патриарха" - это уже результат какой-то ошибки при переводе или переписывнии.
Вот такие вот дела...
Замечу, что имя "Месемврий" у Артынова отличается по форме от названия города у Рейтенфельса - "Мезембрия". То есть до Артынова дошла информация византийского источника через славянский перевод, а у Рейтенфельса - через латинский.
Само имя вождя по-видимому унаследованно от предков, возможно он был прямым потомком основателя юэчжийского царского рода Кидары, а это объясняет и титул "каган", известный у правителей Руси в 9 веке, и родство русской знати (мнимое или реальное) с хазарской знатью: ведь самая древняя известная русская этногенетическая легенда, восходящая к 9 веку, сообщает буквально "Рус и Хазар от одной матери и одного отца". Русскому кагану не нужно было "претендовать" на титул: он его получал по праву происхождения из древнего царского рода.
По совокупности получаем и объяснение "при Михаиле и матери его Ирине на 14 лето" из древнейших русских летописей. Царица Ирина начала править в 797 году, все средневековые хронологические росписи обычно так и считают годы её правления (регентство при Константине игнорируется), 14-е лето (797 года) - это аккурат 811 год, когда при Михаиле (только 1-м, а не 3-м), русские войска воевали в качестве союзников Крума. Тут всё точно, как в аптеке. Хотя русские летописцы и совместили сведения о двух разных походах (в том числе подтягивая хронологию под Рюрика и Игоря), заимствованные из разных источников, но остались следы "несовместимости": имя царицы Ирины и 14-е лето (никак его невозможно совместить с походом 860 года).
Дополнение (21.09.2018):
Собственно китайские источники в составе юэчжи упоминают саков ("сэ"), поэтому и самих Кидаритов и русского вождя допустимо связать с древним царским родов самих саков, о котором сохранились любопытные сведения из "Персики" античного автора Ктесия (2 пол. V - нач. IV вв. до н.э.). Само сочинение Ктесия полностью не сохранилось и дошло до нас в виде многочисленных выписок и цитат у более поздних авторов, в частности интересущие нас сведения о древнейших царях саков известны в виде неполных отрывков и ссылок. Так в одном из отрывков упоминается царь VII в. до н.э. Кидрей (Cydrais), который назван мужем и/или братом легендарной царицы Зарины. Кидрей погиб во время войны с мидийцами, и его сменил некий Мармарей, который тоже скоро погиб (был убит). Тогда-то власть сосредоточилась в руках Зарины, одержавшей ряд побед и укрепившей "царство" (вождество) саков. Ей помимо прочего приписывали строительство множества городов (у Николая Дамасского приводится фрагмент драматической истории любви некоего Стриангея к Зарине, окончание которой не сохранилось, потому что фрагмент обрывается на попытке отвергнутого Стриангея покончить собой - по "логике вещей" столь подробно изложенная история должна закончится каким-нибудь счастливым исходом, но это лишь предположение).
Столицей вождества в пересказе Николая Дамасского назван город Роксанак ("Светлый", ср. тот же корень в этнониме сарматского племени роксолан или реуксиналов), "где у саков находился царский дворец", местоположение которого неустановлено. Приметой города Роксанака может быть могила Зарины, упомянутая Ктесием - некая "пирамида" (то есть курган) высотой в 1 стадию (60 метров), на вершине которой была установлена золочённая статуя царицы (ср. легенды о "Золотой Бабе", тем более имя Зарины собственно и означает "Золотая").
Таким образом, и гунны-Кидариты и ранние русские вожди (в частности Кидара) могли быть дальними потомками сакских легендарных царей из Роксанака.
Ещё одним вероятным упоминанием вождя Кидары, на наш взгляд, может быть упоминание русского царя Кинтала в поэме Искандер-намэ авторства Низами Гянджеви:
https://www.libfox.ru/544851-18-nizami-gyandzhevi-iskander-name.html#book(там же можно скачать всю книгу - поэтический перевод 1986 года)
Естественно, что все события автор по возможности концентрирует вокруг родного Кавказа, и в немалой степени на упоминание русов повлияли каспийские походы 2-й пол. IX - X вв., но любопытно, что Кинтал воюет именно с Румом (а это основное восточное название Византии), который возглавлял Искандер (Александр Македонский - популярнейший герой средневековой литературы, у Низами "идеальный царь").
Несмотря на гипотетичность подобного сопоставления (есть гипотеза, что вместо имени "Кинтал" в протографе мог читаться "киназ", то есть "князь"), на наш взгляд, его также следует иметь в виду.