В этой заметке мы вкратце рассмотрим вопрос существования у восточных славян оригинальной дохристианской письменности
, которую многие сравнивают с германскими и тюркскими рунами. В целом известны десятки и даже сотни граффити , перетендующих на статус образцов рунического (или руноподобного) письма восточных славян и (или) их соседей. Причём подавляющее большинство граффити нанесены на предметы, обнаруженные при археологических раскопках, и только некоторые относятся к случайным находкам.
Существует мнение, что письменностей у славян было несколько, поэтому изучение их затруднено из-за недостатка однотипных образцов. По крайней мере визуально большинство рассматриваемых граффити не содержат постоянный набор повторяющихся знаков. Но следует учитывать, что между местными и индивидуальными подчерками гипотетической единой письменности может быть существенная разница.
Вот очень характерная (хотя краткая) надпись на сосуде из Тверской области (источник - Жизневский А.К. Описание Тверского музея. Археологический отдел. М.: 1888, стр. 16, табл. 12.):
К сожалению найденый снимок низкого качества, поэтому приводим прорисовку знаков.
Надпись пока не расшифрована.
Другая краткая надпись на билоновой подвеске из Новгорода, найденная в 1954 г. (Кузьменко Ю.К. Надпись граффито на подвеске со знаком Рюриковичей // Советская археология, 1982, №1, стр. 247).
Все существующие интерпретации (скандинавская руническая тайнопись или кириллические буквы TZNSГ) этих 5 знаков представляются сомнительными. Сама подвеска считается утерянной.
На пряслицах часто находят граффити, состоящие из непонятных знаков, например на пряслице из Белоозеро (источник - Голубева Л.А. Граффити и знаки пряслиц из Белоозера. // Культура средневековой Руси. Л., 1974, рис 13б.):
Надпись тоже не расшифрована.
Другой снимок представляет граффити на пряслице из славянского поселения Борки. Пряслице было найдено в 1945 г., снимок позаимствован из кн. Турчанинов Г.Ф. Древние и средневековые памятники осетинского письма и языка. Владикавказ, 1990.
К сожалению снимок плохого качества.
Другой снимок (лучшего качества) демонстрирует граффити на пряслице из Рыбинска:
Мы видим, что надпись (возможно кириллическая) была перечёркнута вероятно при смене владелицы.
Граффити неизвестного типа есть и на пряслице из Городище. Нам удалось найти только прорисовку:
Попытки интерпретации этого граффити пока были безуспешны. (опубл. Носов Е.Н., Рождественская Т.В. Буквенные знаки на пряслице середины Х века с "Рюрикова городища". // Вспомогательные исторические дисциплины, вып. 18, Л., 1987).
Подписанные пряслица у раннесредневековых славян встречаются регулярно, причём давно известны кириллические подписи, вроде тех, что публиковал академик Б. А. Рыбаков:
Особенно интересны надписи в которых встречается повторяющееся слово "пряслень": "Лолин прясленъ" (Болгария) или "Потворинь прясльнь" (Киевская Русь).
Вероятно в надписи на одном из пряслиц из Белоозеро действительно имеется слово "прясльнь", что можно использовать при дешифровке некоторых других подобных граффити (прорисовка по Голубева Л.А. Граффити и знаки пряслиц из Белоозера. // Культура средневековой Руси. Л., 1974, рис. 7б )
При такой интерпретации надпись чётко делится на две части, при этом первую половину можно понимать как имя владелицы. Окончание имени обозначено той же парой знаков, что и слово "прясльнь", аналогии мы видели и в кириллических надписях.
Предложенное чтение интересно тем, что для обозначения гласных использованы простые вертикальные и наклонные черты, различающиеся только длинной или наклоном, а для согласных употреблены знаки не имеющие сходства (в значении/начертании) с другими письменностями. Впрочем высказывалось мнение, что надпись представляет тайнопись из части кириллических, части неизвестных знаков, как-будто в азбуке были переставлены местами Л и N, С и У. Также возможно, что слово "прясльнь" зашифровано знаками другой половины надписи. К сожалению кроме прорисовки нам неизвестны качественные снимки этого памятника.
Особняком стоят многочисленные (более сотни) надписи на костях из Белорусии с городища Масковичи:
Несмотря на кажующуся "руноподобность" однозначное чтение этих надписей пока проблематично. Вероятно, здесь мы имеем дело с особым местным письмом, которое могли использовать славяне и балты.
Здесь следует заметить, что на территории Руси проживали и неславянские народы, поэтому часть надписей может быть выполнена на разных языках. Например, в Литве рунические надписи также находят, и они чаще всего не читаются стандартыми способами (при помощи скандинавских языков).
Отдельную загадку представляет некое русское письмо, о котором свидетельствует арабский автор ан-Недим (ок. 986 г.):
Согласно Недиму надпись была нанесена на кусок белого дерева. Предположение о том, что ан-Недим видел кусок бересты по-видимому следует отклонить, иначе он написал бы "кусок белой коры". Интерпретация надписи естественно затруднена. На наш взгляд начало представлено лигатурой рунических знаков S и E, то есть "се", далее идут три вертикальные линии, которые могут обозначать цифру 3. Интересно, что и в других надписях часто используется сочетание трёх вертикальных линий III, которое мы видим и на сосуде из бывшего Тверского музея и на белоозёрском прняслице 7б (в обоих случаях в конце надписи).
Также и Ахмад ибн-Фадлан писал, что русы оставили на могиле соплеменника надпись на деревянной табличке (имя покойного и имя тогдашнего царя. Жаль, что русы не писали эти памятники на камнях, тогда бы могли наверняка знать имена правителей IX - X вв.).
Вероятно к тому же типу относятся знаки на свинцовой печати Х века, которую отождествили с Святославом Игоревичем (ум. 972 г.)
Здесь знаки видимо неполностью пропечатались, что обычно для свинцовых печатей.
Вероятно на Руси какое-то время был свой (официальный) рунический алфавит. Образец некоего рунического алфавита представлен на известном ребре из Новгорода Х века:
Прорисовка рун составлена В.Л. Яниным (работавшим с самим предметом). В прорисовке мы видим, что руны первой строки Янин передаёт в развёрнутом виде - то есть по его мнению (наблюдениям) эта часть надписи писалась справа налево, а во 2-й и 3-й строках знаки писались слева направо после того как ребро повернули на 180 градусов.... Всего Янин выделил 32 руны, что многовато для тогдашнего скандинавского алфавита, но приемлемо для славянского. Представленный рунический алфавит вполне может соответствовать как недимовской надписи, так и надписи на печати Святослава....
Не исключено, что какой-то алфавит был представлен полустёртой надписью на камне из Пневище (совр. Брянская обл.). Сам камень утрачен после пожара, уничтожившего сарай в котором он хранился. Прорисовка была опубликована в 1916 г.
В начале пневищенской надписи знаки отдалённо сходны с теми, что видим в алфавите из Новгорода. Но в конце (на второй стороне) вроде бы кириллические буквы Ы, Ш, Ъ, Щ, Ц, что стаит под сомнение рунический характер надписи. Однако, последние буквы могли быть дописаны позднее - они "упираются" в край и не составляют ровную строку. Впрочем памятник утерян, а многое в самой истории предмета неясно....
На наш взгляд, вероятные славянские рунические письмена в итоге всё же будут расшифрованы и надписи, исполненые ими, станут дополнительным материалом для историков и лингвистов.
P.S. В 2002 г. в Твери во время раскопок в слое XV - 1-й пол. XVI вв. была найдена каменная плитка с неизвестными знаками. Это могут быть древние руны, поздняя тайнопись или даже "буквенный орнамент".