МУРАВЛЕВСКИЙ СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ХРАМ НА ЛУЖНЕЦКОЙ УЛИЦЕ В МОСКВЕ

Aug 21, 2013 10:37

В Живом журнале недавно появились публикации с фотографиями из журнала (или, скорее, иллюстрированной газеты) «Искры», изображающими торжество распечатания алтаря и поднятия креста старообрядческой церкви на Лужнецкой улице:
http://dedushkin1.livejournal.com/651133.html и http://mu-pankratov.livejournal.com/207518.html



В связи с вопросами и некоторой путаницей, т.к. в то время на названной улице существовало аж три домовых старообрядческих церкви разных согласий, из которых две прямо и косвенно позднее были связаны с историей образования Замоскворецкой старообрядческой общины, хочется поделиться теми материалами, которые имеются у меня. В основном это - выписки из старых периодических изданий.
Итак на данных фото изображена церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла в доме Муравьевых (Муравлевых), старообрядцев, приемлющих Белокриницкое священство, не приемлющих Окружного послания, признающих общину и следующих епископу Иову. По другому она именовалась Муравлевской (Муравьевской) моленной.

Адрес: ул. Бахрушина, 15, строение 2-3 на дворе (по Паламарчуку).
Старый адрес (1913 г.): Лужнецкая улица, дом 13а (Муравьева насл.)

Муравьевский приход - самое древнее «кафедральное» место как иосифовцев, так и иовцев (ж. Церковь. 1910 №2 С.48). Был резиденцией епископа Антония второго, положившего начало церковному разногласию у старообрядцев Белокриницкой иерархии (ж. Церковь. 1910 №3 С. 70).

Епископ Антоний «Гуслицкий» рукоположен на Московскую кафедру 26 июля1864 г. митрополитом Кирилом Белокриницким (ж. Церковь. 1912 №9 С. 216), после чего переехал Москву в дом Муравьева (ж. Братское слово. 1892. Т.2. С.240-241). Скончался в 1876 году (ж. Церковь. 1910 №19 С. 493)

На рубеже 1877 и 1878 гг. в доме Муравьева существовала моленная и в ней была «расставлена» походная церковь, освященная во имя святых апостолов Петра и Павла (ж. Братское слово. 1891. Т.1. С.288).
В 1882 г. дом №13 по Лужнецкой улице принадлежал почетному гражданину Николаю Степановичу Муравьеву (Указатель Москвы на 1882 год).

В 1885 г. храм относился к неокружническому епископу Иосифу, который многократно посещал дом Марьи Муравлевой (sic!) (ж. Братское слово. 1885. Т.1. С.52).

В 1906 г., спустя 40 лет распечатан алтарь и поднят крест на главу («Искры». 1906 №48 С.685 - три фото).






«На днях было совершено торжественное освящение нового старообрядческого храма, переделанного из небольшой моленной при доме Мурашева (sic!), на Лужнецкой улице. Новый храм может вместить в себе до шестисот человек богомольцев и устроен в два света. В нем поставлен великолепный пятиярусный иконостас с драгоценными старинными иконами XVI века, которые все украшены серебряными ризами. Местные иконы очень древние, превосходного письма и украшены дорогими окладами. Вся старинная церковная утварь сделана из серебра и стоит очень дорого; в ризнице находится много облачений из дорогой парчи. Перестройка и украшение церкви стоило до 10.000 рублей, пожертвованных благотворителями. Новый храм освящен в честь святых первоверховных апостолов. Освящение, при громадном стечении богомольцев, совершал по древнему чину старообрядческий епископ Кирилл из Одессы. Богослужение продолжалось около пяти часов» (г. Московский листок. 1906 №234 (14 сент.) С.2).

«Кончина старообрядческого священника.
В среду, 30 августа скончался старейший из старообрядческих священников отец Фома Карягин, на 101 году от рождения. Покойный происходил из крестьян Владимирской губернии, рукоположен был в сан священно-иерея старообрядческим епископом Московским Антонием Гуслицким, за время своего священства снискал глубокое уважение со стороны не только своих прихожан, неприемлющих окружного послания, но даже и среди «окружников». Почивший был истинный пастырь в духе строгого древнего благочестия и полнейшего бескорыстия.
Отпевание совершать будет епископ неокружнический Кирилл, Одесский и Балтский, в воскресенье 3 сентября в Муравьевском молитвенном доме с сонмом духовенства. Погребение на Рогожском кладбище» (г. Московские Ведомости. 1906 №216 С.2).

Фото: «Вынос тела почившего старца Фомы Корякина (102 лет) из старообрядческого Петропавловского храма при доме Муравьевой» (Прибавление к г. Московский листок. 1906, №35 С.3).

«3 сентября совершено погребение тела <…> наставника Фомы Корякина, свыше 40 лет настоятельствовавшего в Муравьевском молитвенном доме, на Полянской (sic!) улице.
Тело покойного <…> из квартиры его, на Лужнецкой улице, было перенесено в названный молитвенный дом <…>. Храм был переполнен молящимися прихожанами и бывшими духовными детьми покойного, а в алтаре присутствовал старообрядческий епископ Кирилл <…>
Гроб в преднесении хоругвей и запрестольных икон вынесли из молитвенного дома <…>» (г. Московские Ведомости. 1906 №218 С.3).
См. также: г. Московский листок. 1906 №226 С.2 и №227 С.3

Здесь 8 сентября 1909 происходило примирение между «окружниками» и «неокружниками».
«В этот день вошел в общение с возлюбившими христопреданный мир епископами еще один из приходов последователей раздорствующего еп. Иова, так называемый Муравьевский, на Лужнецкой улице, в Москве.
Примирение этого прихода особенно знаменательно, так как оный является родником всех нынешних находящихся в разделении епископов. Сюда был поставлен еп. Антоний второй, именуемый гуслицким, здесь была его резиденция, этот приход был его кафедрой. <…>
Стремление сего прихода к восприятию святоцерковного мира началось давно. Уже два месяца, как настоятель этого прихода о. протоиерей Иоанн Чертихин и диакон Кирилл Макаров решительно заявили своему еп. Иову, что они не признают его за истинного епископа и подчиняться ему не желают; но передовые лица прихода, в особенности владелица храма Е.И. Муравьева и главные попечители М.С. Трубин и Ф.Л. Глухарев, действовали в этом деле довольно осторожно и осмотрительно. Им не хотелось, чтобы примирение было не всеобщим; они избегали, чтобы кто-нибудь мог укорить их впоследствии в каких-нибудь предвзятых лукавых замыслах и тайных деяниях.» (подробнее - Новое торжество мира // ж. Церковь. 1909 №37 С.1083).

В нижнем этаже храма помещалась квартира священника (там же).

«8 сентября, в день Рождества Пресвятыя Богородицы, по случаю присоединения прихода Муравлевского молитвенного дома, с духовенством во главе, в Замоскворецкой старообрядческой общине <…> епископом Кириллом одесским, при громадном стечении молящихся, было совершено благодарственное Господу Богу молебствие» (г. Московский листок. 1909 №210 С.3).

Согласно всероссийскому старообрядческому календарю (М., 1910) в приходе Петропавловской церкви в д. Муравьевых, Лужнецкая ул. №12 (sic!) служили священник о. Иоанн Чертихин и диакон о. Кирилл Макаров. Сам приход числится за «окружниками».

По сообщению старообрядческого беглопоповского журнала «Златоструй», в 1911 г. здесь происходил собор старообрядцев-неокружников во главе с епископом Даниилом (ж. Златоструй. 1911 №3 С.28).

В 1911 г. дом принадлежал потомственному почетному гражданину Константину Степановичу Муравьеву и Анне Степановне Лобановой (Вся Москва на 1911 год).

В 1980 году в здании находилось ПТУ №135. Световой барабан с крестом уже отсутствовал. Внутри здания все переоборудовано и следов церкви было уже не найти. Но сохранялась металлическая лестница снаружи здания, к востоку от входа, где находился световой барабан, по которой на фото из ж. «Искры» в 1906 году поднимали крест (Паламарчук П. Сорок сороков. Т.4 С.301, 304, 305. Париж, 1990. Там же и фото 1979 г.)

О храме Покрова Пресвятыя Богородицы, в доме Полежаевых (по другому - Мусориных), постараюсь сообщить чуть позже.

фото, архитектура, москва староверческая, периодика, старая москва, родная старина, прогулки по москве, древлеправославие, архив, история

Previous post Next post
Up