Чудотворные русские иконы.

Apr 20, 2014 16:44

Оригинал взят у rybinvlad в Чудотворные русские иконы.
Прежде чем рассказать о чудотворных иконах, следует заметить, что в некотором смысле любая икона является чудотворной, и не важно - мироточит она, предохраняет от разных бедствий или исцеляет болезни. Многие "чудеса", приписываемые иконам, могут найти вполне рациональное объяснение, но при этом икона несёт в себе чудесные свойства, связанные с высокими духовными и моральными принципами, заложенными в учении Христа, которое было революционным на момент основания и главные постулаты которого не утратили своего общечеловеческого значения по сей день.

Сотни лет иконы "жили" вместе с людьми в их домах, напоминая о высших человеческих ценностях даже вне их религиозного контекста. Они виртуально в разы увеличивали население России и вместе с жителями составляли то, что принято называть Святая Русь.

Источником чудесных действий, по мнению Церкви, является благодать Божия, действующая через икону. В Православии почитается около 1000 икон, прославившихся таким образом. В основном это иконы Богородицы.



За некоторыми иконами издавна закрепилась слава "чудотворных" - иногда по чудесному их обретению, иногда по чудесам и исцелениям, связанным с ними. Некоторые из них были обретены при чудесных обстоятельствах (как Толгская), некоторые написаны святыми (Владимирская, Тихвинская и Смоленская - апостолом Лукой, Троица - св. Андреем Рублевым), некоторые найдены по видениям и снам (Казанская). Всех их объединяет одно - неизъяснимым путем они откликаются на просьбы и молитвы; спасают, приходят на помощь и исправляют, когда такое спасение уже кажется не в людской власти. С каждой чудотворной иконой связаны десятки подобных историй.

Есть много книг, подробно описывающих чудотворные иконы, рассказывающие их истории и чудеса, от них происходящие - но,в основном, они рассказывают об иконах, которые уже утрачены. Однако в России и других странах еще сохранилось достаточное количество русских икон, прославившихся своей чудотворной силой.

Основанием для почитания того или иного образа чудотворным является удостоверенные духовными властями случаи чудесной помощи по молитвам перед иконой. В период преобразований Петра I был издан ряд указов по борьбе со стихийным почитанием чудотворных икон. Указом 21 февраля 1722 года было установлено отобрать чудотворные иконы из частных домов в соборные церкви и монастыри. Этот указ определил дальнейшую судьбу чудотворных икон и разделил почитание икон на разрешенное и недозволенное:
поклонение старым, давно известным и почитаемым чудотворным иконам, находившимся в храмах и монастырях, разрешалось и считалось нормальным, а почитание ранее неизвестных икон, особенно возникавшее в частных домах, пресекалось и запрещалось.

До 1917 года в России существовал особый порядок освидетельствования икон про которые поступали сообщения о чудотворениях (в частности о мироточении). В соответствии с этим порядком икона …опечатывалась, помещалась в алтарь, при освидетельствовании было обязательным наличие протокола, не менее трех свидетелей, один из них должен быть в священном сане (желательно благочинный данного округа). Только так икону могли признать чудотворной.


Боголюбская-Московская
икона Божией Матери Россия
Москва
храм Петра и Павла на Кулишках



Икона Божией Матери Боголюбская-Московская написана в 1157 году и находилась раньше в Москве на Соляной площади, над Варварскими воротами Китай-города. Чудотворный образ прославился исцелениями во время свирепствовавшей чумы в 1771 году. С этого времени икона стала особо чтиться верующим народом, и ежегодно 18 июня перед чудотворным образом совершались молебны. В канун праздника на три дня икона спускалась со стены и переносилась в особый шатер, куда стекались многочисленные верующие для молитвенного поклонения образу Божией Матери. По истечении трех дней икону опять поднимали над воротами, где она оставалась до 18 июня следующего года.

Муромская икона Божией Матери Россия
г. Москва
Третьяковская Галерея



Муромская икона Божией Матери находилась в иконостасе Рождественского кафедрального собора в Муроме. Предположительно, она была написана в XIV веке в Москве.

Согласно сведениям 17 в., икона была вкладом царя Ивана Грозного в Рождественский собор г. Мурома, отстроенный по его обету в связи с Казанской победой. Икона была самой почитаемой святыней собора, ее носили в крестные ходы и в дома жителей Мурома.Богоматерь Муромская является одним из вариантов иконографического типа Одигитрии Смоленской.

Празднование 28 июля (день Смоленской Богоматери) и 12 апреля ст.ст.

Икона Божьей Матери "Прибавление Ума" Россия
Ярославская область, г. Тутаев
Покровская церковь



На этой необычной иконе Богоматерь и Христос изображены спеленутыми фелонью. На головах у Марии и младенца царские венцы. В левой руке у Христа держава. В верхней части иконы находится арка и светильники. По обеим сторонам нарисованы ангелы, которые держат в руках зажженные свечи. Под ногами Богоматери и над Ее головой изображены херувимы с распростертыми крыльями.

Сохранилось предание, что икона с названием "Прибавление Ума" была написана одним иконописцем после видения Божией Матери, по Ее указанию, в XVII веке. Этот чудотворный образ обстоятельно описал в своем исследовании А. А. Титов. Старинное сказание о древней чудотворной иконе записано им со слов настоятеля Крестовоздвиженского собора города Романова (ныне - Тутаева) протоиерея Владимира Мирославского: "В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном... Стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом, и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы она возвратила ему разум...
Последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее "Прибавление Ума Пресвятой Богородицы".

Есть и другая версия происхождения иконы. В начале XX века русский исследователь Андрей Александрович Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери "Прибавление Ума" послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии: "В Лорето находится Святой домик или Святая хижина, где помещается образ Богоматери. Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Изображение Богоматери, в общем, сходно с нашей иконой "Прибавление Ума", которая западного происхождения, только переделана на "московский манер".

В нижней части иконы часто бывает написан текст: "Изображение Пресвятые Богородицы прибавлением к житию судити живых и мертвых от смертного оубийства защишает, от тлетворных ветров, от озноба, от трясавицы, от находа зверей ядовитых, от врагов и мшиц, и комаров". К ней обращаются за помощью в учебе, избавлением от душевных заболеваний, просветлением мыслей и т. п. Традиционным стал привоз иконы в областной центр Ярославль перед Днем знаний.

Курская икона
"Знамение" Божией Матери США
г. Нью-Йорк
Архиерейский Синод



Курская-коренная икона "Знамение" Божией Матери - одна из древнейших икон Русской Церкви.
В XIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство испытывало величайшее бедствие, город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение. В 1295 году один из Рыльских охотников увидел в лесу при корне дерева икону Знамения Божией Матери, обращенную ликом к земле. увидел, что изображение иконы подобно иконе "Знамение" Новгородской. Одновременно с явлением этой иконы совершилось и первое чудо. Как только охотник поднял святую икону с земли, тотчас на месте, где лежала икона, с силой забил источник чистой воды.

Это произошло 8 сентября 1259 года. Узнав об этом, князь Василий Шемяка приказал немедленно принести икону в Рыльск. Но сам по неверию или сомнению не вышел на торжественную встречу, за что был наказан слепотой. Осознав свою вину и принеся покаяние и моление перед иконой он снова получил зрение. В благодарность Шемяка соорудил храм во имя Рождества Богородицы, ибо в этот день икона была обретена. Но икона неоднократно возвращалась на прежнее место при корне дерева. Там была сооружена часовня, куда и поместили чудотворную икону. Для отправления молебнов был назначен священник, который почти всегда там и жил.

В 1597 году на месте часовни был построен монастырь. В 1612 году, когда Курск осаждали поляки, некоторые граждане выдели над стенами города Богородицу с двумя светлыми иноками, осеняющую город. Неприятели отступили от города с великою потерей. В благодарность жители построили монастырь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, в который в 1618 году из Москвы была привезена чудотворная икона.

Списки чудотворной иконы возили со своими войсками многие русские полководцы. В 1812 году список с св. Иконы был послан к князю Кутузову в действующую армию. Перед этой иконой молился и получил исцеление преподобный Серафим Саровский.

В 1919 году, в сопровождении епископа Феофана Курского и Обоянского и нескольких братии Знаменского монастыря, святая Икона ушла за границу, в братскую Сербию. В 1920 году она вновь, по просьбе генерала Врангеля, посетила землю Русскую в Крыму и оставалась там до общей эвакуации Русской Армии ген. Врангеля в первых числах ноября 1920 года. Св. Икона возвратилась в Сербию, где и пребывала до 1944 года, когда, вместе с Архиерейским Синодом, выехала за границу, находилась в Мюнхене (Бавария), при митрополите Анастасии. В 1951 г. митрополит Анастасий из Мюнхена переехал в Америку.
С 1957 года Икона пребывает в посвященном ей главном храме Архиерейского Синода в Нью-Йорке. Св. Икона регулярно совершает путешествия по всем епархиями русского рассеяния.

Previous post Next post
Up