Интересно, лучше короче, но старательно, или выше, но вкуснее? В общем, вы поняли, что я попросту забыла забросить рецензию в ЖЖ :-) «Замок К» в Ильхоме я просмотрела больше месяца назад, честно зафиксировала впечатления в Word-е и благополучно забыла.
В жизни каждого театрала наступает момент осознания того, что Ташкент тесен и консервативен. Мы замаринованы в ограниченном пространстве до такой степени, что обыденность часто перерастает в скуку. Театры предлагают неизменный набор блюд, состоящий из балетов, комедий, драм, и только «Ильхом» старается выйти за рамки, найти что-то свежее, новое, доселе не виданное. Согласна, результат не всегда нравится зрителю, но я люблю этот театр за само стремление.
Спектакль «Замок К» - попытка «Ильхома» расширить театральное пространство Ташкента, нарушить законы физики, создав собственную Вселенную. Это третья режиссерская работа Максима Фадеева, что я видела, и первая из понравившихся мне. Думаю, в зрительном зале не останется равнодушных: только почитатели или ненавистники, слишком уж постановка необычна и неоднозначна.
Помните, как герои дозоров Лукьяненко проваливались в сумрак, где привычная картина причудливо трансформировалась, обрастала неожиданными деталями, играла иными красками? Нечто подобное происходит в спектакле по незаконченному роману Кафки. Зрителя искусно погружают в тонкий мир подсознательного, оставляя на его долю право переводить пластичные жесты актеров в привычную форму мысли. Персонажи то дробятся россыпью лиц, то сливаются в одно, мягко и плавно, как капли воды, перетекают друг в друга, вдруг мертвое переходит в живое, а живое становится узнаваемым, но все метаморфозы воспринимаются как данность, ведь перед нами другое измерение, где не действуют привычные законы бытия.
Чтобы принять происходящее на сцене необходимо внутренне перестроиться, признав, что белое может являться черным, а земля - небом. Если ты клещом вцепишься в собственные ожидания, устоявшиеся представления, общепризнанные правила, то почти наверняка сбежишь из зала с криком «Бред!». «Замок К» не подходит для того, чтобы приятно и ненапряжно скоротать вечерок, я не посоветую данный спектакль нетеатралу, потому что это равноценно толчку с мостков в воду: жертва лишь наглотается мутной воды и навсегда заречется плавать в театральном пространстве. Постановка Максима Фадеева требует зрителя искушенного, уставшего от привычных зрелищ и пресного хлеба, возжелавшего попробовать чего-то нового. «Попробовать» - пожалуй, это самое точное определение моих действий.
«Замок К» - спектакль магический, он затягивает, завораживает, держит в напряжении, гипнотизирует игрой света, движением тел, микрофонной разноголосицей, позволяя зрителю самостоятельно соскрести пленочку чуждости, и обнаружить под ней родные вопросы и проблемы. Безумно красивый (как визуально, так и аудиально) спектакль - безусловный must-see для ташкентского театрала.