Посмотрел фильм «Университет смеха» (2004, Warai no daigaku) режиссера Хоси Мамору… Фильм позиционируется как комедия, хотя поймите правильно - может он в Японии и очень смешной, но моими глазами скорее воспринимался как притчевая трагикомедия. Японский юмор, как я успел заметить, вообще очень специфический - и наверно не все приколы до меня просто доходили. Сама же по себе фабула сюжета совсем не комедийная: конфликт писателя и цензора. Писатель видит смысл своего существования в том, чтобы писать пьесы, которые смешат людей. Цензор же служит своей стране, и если «родина в опасности» то не до смеха. Оба персонажи достаточно точно выписаны, я бы сказал даже нереально структурны. При этом, несмотря на то, что оба видят друг в друге врагов, тем ни менее между ними рождается нечто вроде дружбы: поскольку умный враг гораздо лучше глупого друга. Да и цензура здесь видится не чем-то карающим, вроде всяких оруэлловских утопий - совсем нет. Я вообще считаю, что цензура полезна. Конечно глупо что-либо запрещать в принципе - это противоречит моим личным убеждениям в принципе. С другой стороны некоторые вещи в литературе или кино, вынесенные для широкого круга, подобны гранате подаренной обезьяне. Это не значит, что их нужно запрещать - но общество должно каким-то образом быть готово к тому, что такая литература и кино есть. Но это уже другой вопрос. После просмотра этого фильма кинособутыльники оценили фильм так-сяк, и говорили мол он лучше бы смотрелся в театральной постановке. Совершенно не согласен. Здесь очень много кинематографических приемов, делающих сюжет. Мне понравилось.
О сюжете. Идет II мировая война. В Японии мобилизация, правительство повышает моральный дух населения и требует, чтобы театры ставили патриотичные сюжеты и заставляли людей проникнуться патриотизмом и готовностью умереть за Родину. Люди же в принципе может и не против за нее умереть, но в целом хотят видеть в театрах то, к чему уже привыкли. Новый театральный цензор, опытный правительственный чиновник, делает вид, что он напрочь лишен чувства юмора, и рубит на корню большинство пьес, содержание которых не вписывается в идеологию момента. Что-то заставляет его вступить в диалог с молодым режиссером-постановщиком театра. Его пьесу он сразу не запрещает, а предлагает что-то переделать. Писатель переделывает пьесу 7 раз, каждый раз принося практически новый текст - и хоть в итоге получился чуть-ли не шедевр, пьесу все же запрещают.
imdb .
torrent