все что осталось от красоты

Aug 10, 2009 11:12



Прочитал книгу «Вокзал потерянных снов» (Perdido Street Station) Чайна Мьевилля (China Mieville)... Меня тут vladimir_che подсадил на журнал “Эсквайр», и там в одном из последних номеров описывался мир ближайшего будущего - типа какой он там будет через пять, десять, пятьдесят лет. Читать конечно было интересно, пока этот журнал не был утерян в кафе, но главного там не было - а именно как изменится мир не технологически, а в общественно-социальном плане. Вот мне кажется, что этот парень Мьевилль, которого родители в пылу маоистких увлечений назвали Китаем - шарит. Конечно, внезапно в наших городах не появятся разумные насекомые и летающие цыгане - чернобылей не хватит. Но модель, которую Мьевилль вывел в своем городе, в которой муниципально-территориальное управление тесно связано с криминальным и этническими группировками - она правильная и верная. Как и то, что вне зависимости от успехов всех этих глобализаций и пропагандируемой национальными правительствами (кроме совсем ебанутых, вроде украинского или прибалтийских) мультикультурного подхода, этнические группы будут оставаться разобщенными и возможно даже в большей степени чем есть сейчас. Но это одна сторона книги - в общем-то Мьевилль как и Гейман в своей книжке просто описал современный ему Лондон, изобразив в его этаком абсурдно-аллегорическом ключе. А в книжке еще много штук-дрюк над которыми можно с улыбкой поразмышлять - там всякие конфликты прогресса и государства, социальные функции искусства (или их отсутсвие) и даже гендерные проблемы, если хотите. Возможно именно потому, что книга немного перегружена детализацией описываемого мира, само действие не насыщено событиями. Читателю нужно обладать достаточным воображением, чтобы оценить всю изравщенность описываемого города и населяющих его людей и существ, чтобы прикалываться над встающими в сознании картинами. Книга мне понравилась, но все же показалась скучноватой - я видимо подсознательно ожидал скорее готичную страшилку, а не действительно серьезное произведение, которым оказалась эта книжка. Кстати говоря, теория кризиса Гримнебулина сродни вау-анальному фактору у Пелевина, или пиксельному мышлению у Иванова.
О сюжете. Нью-Кробюзон - гигансткий мегаполис, в котором живут люди, разумные насекомые с человеческими телами, водяные, кактусы и еще десятки разумных и не очень рас. Общественный порядок поддерживает милиция, жестко подавляющая антиправительственные профсоюзные и другие выступления. Главные герой Айзек Гримнебулин - ученый средних лет, в меру оппозиционный, в меру умный работает над теорией кризисной энергиии. Коллеги его высмеивают поскольку он пытается с помощью научных моделей объяснить магические энергии, используемые в Нью-Кробюзоне повсеместно. Единственное, что делает Айзека оригинальным, его любовница-насекомое Лин. Лин работает над скульптурой местного криминального авторитета. В результате несчастного случая в город вырываются некие многопространственные создания - мотыльки - пожирающие сознания разумных существ. Опасность заключается в том, что этих мотыльков практически невозможно уничтожить. Гримнебулин и его вольные и невольные друзья оказываются в эпицентре событий, и именно им предстоит очистить город от мотыльков, одновременно столкнувшись в противостоянии с муниципальными и криминальными городскими властями.

купить . читать
Previous post Next post
Up