время людской доброты

Nov 26, 2009 22:24



Прочитал книжку «Впусти меня» Джона Айвиде Линдквиста… Читал прежде всего потому, что просмотр экранизации оставил дикое количество вопросов, ответы на которые мне бы хотелось получить. Благоразумно дождавшись русского перевода, сел читать, и чем дальше читал - тем больше удивлялся. Понимаете какая штука. То, что в фильме хоть угадывалось, в книге рассказано предельно четко - и книга, гораздо в большей степени чем фильм, это прежде всего история об одиночестве. Вампирская страшилка только подчеркивает то, настолько одиноки все герои книги - от главных до второстепенных. Конечно, сам текст это прежде всего конкретный хорор - в котором подробно описаны сцены насилия, но гораздо интереснее читать о тех, кто это насилие совершает. Каждый из них в сущности может оправдать свои поступки, и делает это. И останавливает их, да и то не всегда, только возможное наказание. В сущности автор конечно не открывает этим Америку, но то как он пишет, достаточно любопытно. Если в фильме окончание показано еще как-то двусмысленно, то в книге какими-либо надеждами даже не пахнет. В книге несколько больше сюжетных линий, несколько другие повороты сюжета, но в целом после прочтения кажется даже, что лучше бы я книгу и не читал. Не потому, что она плохая - скорее я бы хотел не получить новых сведений о героях. Например, девочка Эли совсем не девочка. И настоящее его имя Элиас, но сам он себя вообще не идентифицирует с человеком. И их отношения с Оскаром это скажем так дружба двух очень нуждающихся в друг друге людей, совершенно лишенная в конце истории какого-либо романтизма. Оскар совсем не такой рафинированный задрот как это показано в фильме - он скорее затравленный зверек, которому просто никто не говорил, что у зверя есть зубы. Хокан, «отец» Эли / Элиаса - вообще жалкий человишко. Педофил, который боится даже снять себе кхм малолетнюю проститутку, постоянно мучающийся то муками совести то обращающийся к Господу. В некотором роде у них с Эли симбиоз, но явно другого рода, чем тот который по факту сложился у нее/него с Оскаром. В общем, ребятки, Стивен Кинг нервно курит в углу с теми тараканами, которые бегают в голове у Линдквиста… Любопытно как выйдут из довольно щекотливого положения американцы (их экранизация выйдет в следующем году), и какой они сделают фильм - отрафинированный вариант шведского фильма, или экранизируют ту историю, что писал Линдквист - а именно полную безысходности историю о разного рода омерзительных асоциальных личностей: вампира с детским телом Эли, малолетнего скрытого садиста Оскара, педофила Хокана, парочки опустившихся алкашей и так далее. Во всяком случае у меня после прочтения книжки возникло неприятное ощущение, фильм был, не поверите, более позитивным.
О сюжете. 13-летний Оскар, полный комплексов подросток, трусливо унижающийся перед школьными «плохими парнями». Свою самооценку он повышает истязая ножом своих врагов в лесу (рубя деревья в щепки) и воруя из магазинов всякие мелочи. Знакомясь с новой соседкой-девочкой Эли он меняется, меняется потому, что почувствовал себя в новой роли - роли человека, которого прямо сейчас никто не будет пиздить ;) - это скорее спусковой крючок, но который он приякорил к Эли. Если дать по морде обидчикам или убить их в реальности он не мог, потому что делал бы это для такого мерзкого себя, то для нее у Оскара тормозов нет. Тем более Эли вампир - и с легкостью может убить любого, просто для того чтобы жить. Но книга это не про вампиров, а про одиночество - всех 10..15 персонажей, описанных в книге.

купить . читать
Previous post Next post
Up