Посмотрел фильм Рене Клера «Ночные красавицы» (Belles de nuit, Les, 1952)… Классики бывают двух типов. Классики первого типа конечно делают серьезный прорыв, меняют и расширяют, пероварачивают и углубляют, и раскрывают горизонты - все их знают, но никто не любит. Даже те, кто говорит, что любит классиков первого типа, на самом деле просто действует целесообразно своей образованности и культурности. Но в глубине (души) все знают, что классики первого типа невероятно скушны, мало интересны именно потому, что их достижениями воспользовались последователи и намного их превзошли. А вот классики второго типа совсем не заморачиваются всякими горизонтами, канонами, верностями формам или соотношением этой самой формы и содержания, а просто делают нечто - очень совершенное, но вместе с тем легкомысленное и приятное людям. Классикам второго типа труднее, в любви к ним редко признаются профессионалы, и даже если и ссылаются на классиков второго типа - то обязательно с какой-нибудь оговоркой. Классиков первого типа я бы расстреливал, вместе с сожжением их произведений - возможно от этого они бы становились классиками второго типа - посмертно. А классиков второго типа отливал бы в бронзе (за деньги классиков первого типа), им бы это не повредило: и первым, и вторым. Рене Клер это классик второго типа. Он для меня был всегда гениальным режиссером и сценаристом, чтобы там не говорили о его недостаточной авангардности или недостаточной реалистичности, недостаточной социально-политической позиции или черезмерном заигрывания с низами. Всего ему хватает, а не хватает мозгов его критикам. «Ночные красавицы» - один из любимых фильмов моего тинейджерства :) Позитивная, чуть фантастическая комедия, про бессмысленность «бегства от реальности».
О сюжете. Молодой композитор Клод беден как церковная крыса - много ли платят учителю музыки в провинциальной школе, плохо приспособлен к жизни и живет он только музыкой. Он написал оперу, и послал в Национальную Оперу в Париж, но с каждым днем понимает - ответа не будет. И вот, на очередном уроке Клод задремал и увидел чудесный сон - в котором он перемещается в прошлое, в начало 20-го века, и где его оперу ставят и ей обещают потрясаюший успех. Там же он флиртует с прекрасной дамой, поддерживающей начинающего композитора. В другом сне Клод молодой офицер французской армии флиртующий с арабской принцессой, в третьем - член Конвента целующийся с прекрасной аристократкой. Сны занимают главное место в жизни Клода, и единственное его желание - выспатся. Однако друзья Клода, его попытки купить снотворное воспринимают как попытку суицида, и всеми средствами не дают ему спать. Прекрасная комедия - чудесный, фантосмагоричное окончание. Советую.
imdb .
e-mule