"Снаружи церковь опоясывали странные сооружения,
предназначения которых мы так и не узнали наверняка.
Если кто знает - буду признателен, если поделитесь
в комментариях."
http://community.livejournal.com/arch_heritage/487705.html?thread=4374809 aledr Давно хотелось рассказать про Храм Иконы Казанской Божьей Матери в Котельниках. Элементы русского узорочья, несколько рядов кокошников, 17-ый век, участие Жилярди - каждый отдельный этот факт является причиной для внимания. Дополнительно к этому - интересная архитектурная история, красивое расположение и наличие осенних фотографий - оказались довершающими мотивами.
После основной информации о церкви, в завершении сообщения, я приглашаю всех посетить этот Храм в одно из ближайших воскресений (чтобы попасть на интересную экскурсию).
... Мы постоянно оплакиваем разрушенные архитектурные сооружения: церкви, дворцы, усадьбы, дома и т.д. Постоянно обвиняем кого-то (обобщаю, конечно) в разрухе и наплевательском отношении.
Вот пример качественного восстановления.
Предлагаю всем желающим поддержать заботливое отношение к наследию и сделать пожертвования этой церкви. Пойдут ли Ваши средства на издание книги или на нужды библиотеки или воскресной школы - в любом случае, это реальное дело, а не слова.
На мой взгляд, издание и распространение книги будет способствовать изменению отношения наших сограждан к окружающей архитектуре. Это тоже способ которым нужно пользоваться, чтобы сохранять красивую застройку нашей страны.
И это то, что мы реально можем сделать в ближайшее воскресение.
Искренне заранее благодарю.
В переписи, проведенной в 1667 году на этом месте значится деревянная церковь "Пресвятые Богородицы иконы Казанские в мос. Уезде в вотчину боярина Б. И. Морозова".
В 1676 году сразу в нескольких дворцовых подмосковных селах началось строительство типологически связанных между собой пятиглавых церквей с обходными галереями-«гульбищами». Помимо Котельников строительство велось в Тайнинском («Церковь Благовещенья в Тайниннском» 1677г.), Алексеевском («Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери» 1680г.).
Имена зодчих Казанской церкви сейчас неизвестны, поскольку все документы сгорели в пожаре.
Как выглядела та, самая первая в Котельниках каменная церковь, доподлинно не известно, планов и фасадов не найдено. В документах 19 века они постоянно упоминаются, хранились в ризнице, но после закрытия храма в 1938 году видимо были уничтожены. Однако сохранился план села Котельники 17 века, на котором нанесены Государев и церковный двор, жилые и хозяйственные постройки крестьян, сады и рощи. Церковный двор, видимо, был огорожен. В центре его показан храм с колокольней, окруженный папертью-галереей, с крыльцами с трех фасадов (кроме восточного), поставлены размеры: 6 сажен и 4 сажени. Жилые дома причта находились внутри двора, справа от храма. На восток от церкви в 11 саженях от нее располагался также в ограде Государев двор, имевший выходы к церкви и в сад с прудом.
Именно остатки этого пруда и присутствуют на верхнем фото. Т.е. приблизительно понятно расположение Государева двора.
Освящение церкви было произведено в 1684 г. При ее освящении патриархом Иоакимом присутствовали царевичи Петр и Иоанн вместе с матерью - Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая поднесла в подарок храму чтимый список с чудотворной Казанской иконы, в настоящее время пребывающей в храме. В годы лихолетья с иконы был снят драгоценный оклад, но сам образ удалось спасти и сохранить в храме близлежащего к Котельникам села Жилино. Сегодня она возвращена храму и заняла в нем свое почетное место.
В Краеведческом музее г. Люберцы представлен макет предполагаемого первоначального вида церкви:
Теперь хочется показать фото церкви Тихвинской Божией Матери в Алексеевском с сайта vidania.ru, чтобы была видна общая задумка обходной галереи. ,
Возвращаемся к нашей церкви
и видим, что вход был в верхнее помещение с северной стороны, а подклет в это время и до 1813 г. - пустовал. Вот как сейчас выглядет место, куда изначально был вход в храм:
слева, в одной из ниш читается ранее существовашая дверь. Что видим из этой точки:
и Хоры:
"Первое прошение о ремонте казанской церкви было подано Московскому митрополиту Платону в 1806 году. А в 1813 П.А. Чириков обратился к Преосвященному Августину, епископу Дмитровскому с прошением об устройстве в подклетном этаже Казанской церкви теплого придела во имя священномученика Харлампия. В своем прошении он изложил историю ремонта и поэтапного переустройства казанской церкви, начатых им ранее. В этом письме владелец села П. А. Чириков просил разрешения «ветхость каменную около той церкви отломать и что нужно вычинить и кровлю перекрыть, а притом нижний этаж той церкви впусте еще со времен посторения, то объявил желание... сделать в оном иконостас и всю приличную утварь для устроения теплого придела во имя священномученика Харлампия». Далее в прошении сообщалось, что «один московский купец возымел усердие, отделяя часть от нижнего этажа той церкви устроить престол во имя святителя и чудотворца Николая, устроить полностью и иконостас и всю приличную к нему утварь и тот придел освящен и производится уже в нем божественная служба (с 1809г.) возле того устроенного предела осталось довольно пространства, чтобы зделать придел во имя Св. Мученика Харлампия, для чего нужные материалы заготовя, а притом и иконостас доканчивается в отделку...»
Чуть раньше были разобраны ходовая паперть-галерея с крыльцами, произведена починка стен на уровне галереи, заложен входной проем на хоры трапезной с северного фасада. Скорее всего, гульбище было разобрано по причине его крайней ветхости и чрезмерной величины сумм, потребных на капитальный ремонт. Однако документы сохранили для нас упоминание о том, что вплоть до 1809 года по хорам и обходной галерее совершались крестные ходы на Пасху и в другие праздничные дни. Устранение гульбища изменило исторический облик храма и в некоторой степени упростило его. Однако, кирпич, полученный при разборке, был необходим для вычинки стен и других ремонтных работ. Остатки кирпича были проданы, а деньги пущены на продолжение ремонта.
Вот как сейчас выглядят помещения подклета:
В подалтарной части нижнего этажа был сделан придел во имя чудотворца Николая с устройством оконных и дверных проемов, как в алтарь так и во вновь устроенный придел. Работы же по устройству придела во имя священомученика Харлампия закончены не были - в 1818 году село было продано с аукциона за неуплату какого-то долга. Купил Котельники князь Сергей Михайлович Голицын, владелец села Влахернского (Кузьминки). Князь Голицын был не только весьма богатым помещиком, но и человеком приверженным Богу, высокообразованным, имевшим немалый художественный вкус и питавшим искреннюю любовь к архитектуре. Главными же среди архитектурных проектов Голицына были конечно построение нового иконостаса в верхнюю и придельную церковь, новая роспись внутренних стен храма и, главное, постройка новой, четырехъярусной колокольни по проекту архитектора
А. О. Жилярди.
Второй этап работ по перестройке храма был проведен С. М. Голицыным в 1838-1839 годах. После отъезда в 1832 году Д. И. Жилярди в Италию все руководство строительными работами в имениях князя было возложено на Александра Осиповича Жилярди. Именно он стал автором проекта 4-х ярусной колокольни котельниковского храма и, по-видимому, так же и автором проекта иконостаса для нижней придельной Никольской церкви. Подряд на строительство был заключен с экономическим крестьянином Ф. А. Малининым. Цоколь колокольни предполагалось сложить из дикого камня, а первый ярус из белого мячковского камня, из белого же камня предполагалось сложить и все декоративные элементы-лопатки, сандрики, пояски, астрагалы, карнизы. Окончить строительство предполагалось к 15 октября-1 ноября 1839 года. В 1839 году был сделан позолоченный крест из английского белого железа. А в 1840 были закончены отделочные работы по колокольне - устроено крыльцо, лестницы, покрыты железом галереи, карнизы. В том же году на колокольню были подняты колокола.
Без преувеличения можно сказать, что заслуга самого князя Голицына и все работавших у него архитекторов в создании столь близкого и знакомого нам по фотографиям облика церкви сравнима с заслугами первых зодчих, возводивших храм в конце 17 века.
К сожалению, я нигде не нашла дореволюционных фотографий церкви в понятном виде, только такую :
В 1930-е годы, незадолго до закрытия храма для Центральных Государственных Реставрационных Мастерских Наркомпроса был составлен «Паспорт», содержавший данные о строительстве храма и оценку его архитектурного значения для подмосковного зодчества. Приправленное пролетарскими оценками классовой борьбы описание храма все же завершается выводом о том, что он является одним из немногих памятников дворцового усадебного зодчества второй половины 17 века. Среди черт, делающих храм в Котельниках особенно интересным с архитектурной точки зрения отмечаются наличие хоров в трапезной, своеобразная композиция самой трапезной, характер наличников,
характер карнизов,
и в таком виде :)
устремленность вверх в общей архитектурной композиции.
Реставраторами было отмечена и необходимость текущего ремонта, с желательным восстановлением ходовой галереи и раскрытия заложенных боковых ходов, что сделало бы храм «образцом единственного в своем роде памятника». По мнению архитекторов чистота подлинности в архитектурном облике храма сохранена была полностью.
В 1938 году церковь окончательно была закрыта, а в начале 40-х с неё были сняты главы, и разобраны верхние этажи и шатёр колокольни.
Острой болью отозвалось в сердцах местных жителей обрушившееся на храм на храм осквернение и разорение святынь. Теперь из храма изымали уже неценную утварь, а богослужебные книги, старинные иконы. Их уже не отправляли в фонд помощи голодающим, а сваливали в кучу и жгли. Только самоотверженность верующих помогла спасти чтимый храмовый образ казанской Божией Матери. Под покровом ночи его переправили в Успенскую церковь села Жилино.
Вид храма, привычный десяткам поколений наших земляков, был утерян. С каждым годом храм всё более приходил в запустение. Его прекрасные своды были обезображены перегородками, и жемчужина подмосковной архитектуры превращалась в безликий муравейник, населённый разномастными учреждениями от зерносклада до хорового общества. только старожилы помнили храм прежним - величественным и полным гармонии. В 1957 году на его красивейшей колокольне был установлен резервуар для воды. С августа 1960 года храм был передан на государственную охрану как памятник архитектуры республиканского значения. Однако за годы «охраны» храм не только не был отреставрирован, но в нём даже не были отремонтированы кровля, окна и двери. Более того, один из поздних «хозяев» храма - Производственный комбинат всесоюзного музыкального общества - разместил в святая святых, алтаре Никольского придела, гараж и мастерскую по ремонту машин. Новая жизнь храма берёт своё начало в 1990 году, когда в котельниковской церкви во имя Казанской иконы Божией Матери вновь начались регулярные богослужения. В результате настоятельных требований верующих удалось возвратить храм общине. А осенью 1990 года в храм был назначен настоятелем иерей Андрей Табаченков.
В 1990 г. храм вернули Православной Церкви, начались регулярные богослужения. Все позднейшие перестройки внутри и снаружи храма устранены и по переданным из Швейцарии чертежам А.О.Жилярди восстановлены разобранные этажи, звонница и шатер колокольни.
Произведены археологические раскопки, восстановлены фундаменты и столбы обходной галереи.
С этого времени началась новая жизнь храма - его решили восстановить в первоначальном виде. Несмотря на разрушения, сохранились многие детали интерьера, храмовые своды, основания пяти глав. Опираясь на это, реставраторы под руководством Н.А. Быковской приступили к работам. Спустя шесть лет возродился главный предел. Освящение престола и иконостаса совершил викарий Московской епархии Высокопреосвященный Григорий, архиепископ Можайский. Фото иконостаса не очень удачное, к сожалению:
В 2003 году была полностью восстановлена колокольня. Зазвучал в храме хор, заработал приходская школа, над г. Котельники слышен колокольный звон. По благословлению митрополита Крутицкого Ювеналия в храм был перенесен чтимый образ Казанской Божьей Матери, хранившийся много лет в Успенской церкви села Жилино.
Храм Иконы Казанской Божьей матери - один из уникальных памятников подмосковного зодчества, классический образец московской архитектурной школы, положившей начало формированию знаменитого «русского барокко».
Во время бесплатной экскурсии, которые проводятся каждое воскресение в 14 часов, экскурсовод, Татьяна, сказала, что у нее готова книга об этой церкви, и округе. Судя по качеству экскурсии книга должна быть очень интересной. Недавно я звонила Татьяне и спрашивала: в каком состоянии издание книги - мне ее хочется купить. Она сказала, что есть материальные затруднения.
На сайте есть все данные:
http://hramkotelniki.ru/pr01.htmт В ЦЕРКВИ 8-901-595-7783, ЭКСКУРСОВОД Татьяна
Как добраться:
http://hramkotelniki.ru/serv01.htm
Начало рассказа о г. Котельники:
http://rtv-medveditsa.livejournal.com/2441.html
Другие используемые ресурсы:
http://www.kotelniki.ru/node/2789http://www.temples.ru/gallery.php?CardID=1809