Где-то на задворках киевского левобережья затерялся уникальный автобусный парк №7 - крупнейшее автотранспортное предприятие левого берега. 40 лет тому назад наши предки попытались внедрить в нем наиболее прогрессивные решения, которые были тогда доступны в бывшем Союзе. Сейчас же он находится на грани вымирания. Изюминкой парка является необычная крытая стоянка, напоминающая здание цирка, где когда-то ночевали сотни автобусов. Ныне здание находится в аварийном и полузаброшенном состоянии, а в скором времени его вообще могут разобрать.
Если посмотреть на территрию АП №7 через Гугло-карты, то в глаза сразу бросается большое круглое здание с пристройкой более традиционной прямоугольной формы. Это и есть главная фишка парка.
1. Но обо всем по-порядку. Автобусный парк находится по адресу ул. Бориспольская, 15. Из построек парка обыватель хорошо может рассмотреть разве что 9-этажный административный корпус, остальное практически полностью скрыто за забором.
2. Проходная:
3. На здании сохранились тематические барельефы с эмблемами советских заводов автомобильной промышленности, а также фигурками машин и людей:
4.
5. Внутри здания напротив входа расположился еще один барельеф, на котором можно идентифицировать некоторые города бСССР и не только. Этот барельеф символизирует те направления, которые обслуживал парк.
6. Ну а парк раньше в буквальном смысле слова обслуживал всю Украину. Предприятие появилось в 1973 г. В нем размещалось до 5 колонн, включая междугороднюю и даже международную. Сейчас же остались лишь городские рейсы. Для междугородных перевозок имеются пару-тройку современных ЛАЗов, которые выполняют нерегулярные перевозки пассажиров.
7. С виду вполне обычный автопарк. Когда-то он был наполнен Икарусами, а теперь в основном Богданами и МАЗами.
8. Стройные и не очень ряды желтеньких машинок:
9.
10. МАЗ-105 и автоматическая мойка, которая давно уже не работает. Машины сейчас просто моют водой из шлангов.
11. Ремонтные канавы, где машины проходили и продолжают проходить осмотры и обслуживание:
12. Малярный цех:
13.
14. Умирающие Вольво, которые еще совсем недавно бегали по улицам города. При желании их можно было бы заставить бегать и дальше - состояние машин позволяло. Хотя этим машинам более 30 лет, по отзывам работников парка они оказались намного надежнее отечественных.
15. Скелет Вольво. Старые автобусы постепенно разбирают на вторсырье:
16. "Хоронили Вольво - порвали два баяна".
17. На территории автопарка встречаются всякие раритетные девайсы:
18. Сарай из дверных створок Икарусов:
19. Есть в парке и своя пожарная дружина.
20. Вообще, по оснащению парк когда-то был впереди планеты всей: здесь даже был свой цех для производства стекол под Икарусы. Сейчас же парк хорошо характеризует общее состояние Киевпасстранса.
21. Ну а мы, наконец, дошли до крытой стоянки, где когда-то ночевали автобусы.
22. Здание имеет круглую форму и было прозвано "цирком" или "барабаном".
23. То, что кажется металлическими жалюзи или металлопрофилем, на самом деле стеклянные трубки, через которые внутрь попадает солнечный свет.
24. "Цирк" вместе с расположенной рядом мойкой и ремонтными цехами имеет многочисленные въезды, которые позволяют максимально удобно маневрировать между ключевыми объектами парка.
25. Заглянем же, наконец, внутрь.
26. Только здесь полностью открывается весь масштаб и уникальность объекта:
27. Диаметр "цирка" - более 160 м. Стоянка могла вместить около 300 автобусов.
28. Словно огромный гриб на бетонной ножке:
29. Сооружение имеет уникальную конструкцию: между стенами "цирка" и центральной башней-опорой натянуты 186 тросов, на которых закреплены бетонные плиты купола.
30. Таким образом было получено огромное свободное пространство площадью около 20 тыс. кв. метров с одной единственной опорой по центру.
31. Благодаря этому обеспечивалась полная свобода маневрирования автобусов, а также возможность выбора удобной схемы расстановки автобусов. Крытая стоянка, совмещенная с мойкой и ремонтными цехами, позволяла упростить и сократить время на обслуживание автобусов, а также на подготовку к выдаче на линию.
32. Благодаря большим окнам в стенах и многочисленным окнам в куполе, внутри "цирка" днем довольно таки светло.
33. Так выглядит купол "цирка" снаружи. На макушке у него виднеется верхняя часть вытяжки, с помощью которой когда-то удалялись выхлопные газы из "цирка".
34.
35. На крыше частично сохранились оригинальные откидные окна с противовесами:
36.
37. Между гаражом и админкорпусом даже имеется подземный переход, чтобы минимизировать количество людей, снующих меж маневрирующих по парку автобусов, а заодно и избежать прогулок персонала под ненастной погодой. Но действовал он недолго и победила лень: спуск в переход отнимал лишние секунды во время приемки машины и водители просто игнорировали переход.
38. Несколько фотографий времен полноценной работы стоянки. С тех пор многое изменилось, парк после развала Союза пришел в упадок, а уникальное здание нынче находится в аварийном состоянии и вскоре должно быть разрушено.
39.
40. С этого ракурса очень наглядно можно оценить размеры "цирка":
41. Вероятно какой-то рекламный буклет:
42.
43. Как вы уже заметили, в "цирке" несмотря на его аварийное состояние стоят автобусы. Но ни один из уже не работает и де-факто стоянка сейчас используется как большой транспортный "морг".
44. Шанс на спасение есть только у этого 250-го Икаруса, который гипотетически может отправиться в музей городского транспорта. Правда, существующий музей пока вызывает очень много нареканий.
45. Имхо, сам по себе "цирк" является прекрасным местом для такого музея. При желании сюда можно и трамваи затолкать - технологически это все решаемо. Но на восстановление здания наверняка понадобится кругленькая сумма и, самое главное, желание этим заниматься.
46. В "цирке" ждет своей участи и некоторая спецтехника:
47. Кроме, умирающих Вольво, тут уже имеется и парочка МАЗов, и Богданы...
48.
49. Вдоль стенки стоят многочисленные Икарусы. Еще совсем недавно их можно было встретить на междугородных маршрутах.
50.
51. Вот такой он - очередной памятник инженерный мысли и нашей бесхозяйственности.