США псто.

Oct 22, 2013 08:15

Приветствую, достопочтенная публика!

Ну что ж, вот дошла очередь и до штатов!

До этого я писал про дорожное движение в Малайзии, Норвегии и Новой Зеландии.

Ровно год уже прошел с поездки, и наконец я добил отчет.





Я уже очень давно мечтал побывать в Америке, да не просто побывать, а проехать по ней на автомобиле по кругу, от восточного побережья до западного и обратно. И вот в конце 2012-го моя мечта сбылась.
Конечно, можно было бы перелететь с востока на запад на самолете, это было бы быстрее и даже, наверное, дешевле, но это было бы не то. Только из окна автомобиля ты видишь реальную жизнь страны и ее красоту.

Все началось с того, что я прилетел в НЙ и там провел пару дней для акклиматизации. Кстати, ничего такой городишко, симпатичный.



Таймсквер.



Ньюйоркское такси.



Домик друзей из одноименного сериала.



Вид ночью на Рокфеллер-центр с Эмпайр-стейт билдинга.



Ну а дальше я взял напрокат Форд Фьюжн и поехал. Американский Фьюжн - это не тот маленький городской автомобильчик, что у нас, а вполне себе среднеразмерный седан, одноклассник нашего Мондео.

В целом, довольно неплохая машинка. Без излишеств, но все необходимое для длительной поездки (климат, круиз и магнитола, дружащая с айподом) на месте. Под капотом неплохо звучащий трехлитровый V6, который дает нормальную динамику (специально даже замерил, чуть больше 8 сек до сотни, для прокатной машины неплохо).

Изначальный маршрут по ходу поездки претерпел изменения и по факту оказался таким: НЙ - Ниагара - Чикаго - Йеллоустоунский парк (штат Вайоминг) - озера Сент-Мери и Макдональд в национальном парке Глэйшир (штат Монтана) - гора Рейнир в одноименном национальном парке (штат Вашингтон) - национальный парк Олимпик с его дождевым лесом (Вашингтон) - водопад Мультномах (штат Орегон) - гора Худ (Орегон) - Редвуд с его гигантскими секвойями (Калифорния) - Сан-Франциско со своими Золотыми воротами - национальный парк Йосемити (Калифорния) - вечнозеленые секвойи с королевским каньоном (Калифорния) - Долина смерти - Лас-Вегас - Гранд Каньон (Аризона) - каньон Антилопы (Аризона) - каньон Зайон (Юта) - каньон Брайс (Юта) - Долина монументов (Аризона) - национальный парк Арки (Юта) - Чикаго - Вашингтон - НЙ.



Более 10 тыщ миль, т.е. почти 17 тыщ километров, 35 дней в пути.

США - это, наверное, самая автомобильная страна в мире, и по количеству дорог, и по своему автопрому, и по всей прочей инфраструктуре, связанной с автомобилями. Дорог там действительно много, и они разнообразны. Начиная с интерстейтов, которые могут тянуться через всю страну с восточного побережья до западного, кончая грунтовками в горный районах.
Сетка интерстейтов покрывает всю страну, и нет ничего проще них, чтобы доехать из одного штата или крупного города в другой. С востока на запад тянутся интерстейты с четными номерами, с севера на юг - с нечетными. Это стандартная, в общем-то, автомагистраль на 4-6 полос, с разделителем между направлениями. Ограничения скорости самые разнообразные, от 55 миль/час (88 км/ч) в густонаселенных и горно-холмистых районах до 75 м/ч (120 км/ч) в пустынных и ровных. Говорят, где-то в Техасе даже есть трассы с ограничением 80, но я там не был. Вдоль интерстейтов есть отлично развитая инфраструктура всех необходимых придорожных заведений: заправок, закусочных, отелей, различных магазинов и сервисов. Периодически, километров через 20-50, стоят сервис-зоны (они могут по-разному называться в разных штатах, но суть одна), где обязательно есть по нескольку таких заведений. Все они сетевые, как правило, так что привыкший к какой-то определенной забегаловке, будь то Макдональдс, Бургер Кинг, Тако Белл или Денниз (а всего их гораздо больше), мог бы набить желудок тем, чем он хочет. То же и с отелями, сети есть на любой кошелек начиная от скромного Бюджет Инна и Мотель 6, и до дорогих Хэмптон Инн и прочих Рэдиссонов. Я останавливался во многих из них и решил для себя, что оптимальный вариант для разовых ночевок - это Americas Best Value Inn. Недорого, 45-70 баксов за ночь в среднем, но в то же время довольно прилично и чисто, плюс вайфай, плюс бесплатный утренний кофе с мафинами.
Более локальные стейт-хайвеи и всякие фривеи поскромней, но тоже достаточно приличные. Там уже зачастую обычная двухполоска, реже четырех. И соответственно ограничения пониже, от 45 до 70 м/ч (72-112 км/ч). Кстати, местами ограничение скорости зависит от времени суток и бывает ночью на 5 м/ч меньше, чем днем.
В населенках ограничение может быть тоже очень разное, от 30 в центре (а около школы и вовсе 25 может быть) до 45 на окраине населенки.



Есть у американских водителей очень правильная привычка: как можно меньше создавать помех другим участникам движения. Это проявляется во всем, начиная от нормальной парковки, готовности пропустить и дать проехать на перекрестке или выезде с прилегающей, и кончая тем, что они всегда уступают не только левую полосу на магистрали едущему быстрее, но даже на обычной двухполосной дороге, где в одну сторону всего одна полоса, дают обогнать. Увидев, что сзади подъехала машина, которая быстрее, они всегда пропустят ее, воспользовавшись специально оборудованным съездом (кусок заасфальтированной обочины), которые обязательно идут каждые 1-2 километра. В некоторых штатах, типа Вашингтона, даже есть правило, согласно которому нельзя собирать за собой хвост более 5 машин, и что если такой хвост собрался, то ты обязан съехать вправо и всех пропустить. Справедливости ради стоит все же отметить, что не все настолько сознательные и милые, раза 3 я встречал таких, которые не хотели пропускать, и во всех трех случаях это были женщины. Хотя, думаю, это делалось не умышленно, а скорее просто потому, что они не смотрели по зеркалам и не видели меня.

Хотя с вежливостью тоже не все однозначно. В штатах я произвел наблюдение, которое привело меня к выводу, что бытие определяет сознание. Иными словами, все зависит от окружающей среды обитания: чем глуше провинция, чем меньше там людей и спокойнее движение, тем вежливее водители. В то время как в крупных городах, типа НЙ и Чикаго, где такой же безумный трафик, как у нас, и так же случаются пробки, люди уже не такие законопослушные и предупредительные. Они так же могут выехать на обочину, чтобы объехать пробку и не пустить тебя при перестроении. Конечно, там это встречается реже, чем у нас. Но и таких пробок, как у нас, я не встречал. Да, я слышал, что у них тоже бывает иногда довольно круто, но в совсем стоячие пробки я не попадал, даже когда было затруднение, поток все равно двигался. Кстати, в крупных городах на вылетных трассах часто имеется car pool полоса. Т.е. те, у кого в автомобиле от 2х человек и больше, могут ей воспользоваться в часы пик. Остальным выезд на нее запрещен, штраф от 200 до 500 долларов в зависимости от штата. В отличное от часа пик время по ней могут передвигаться все. Она же, кстати, является и полосой для автобусов в часы пик.



Раз уж я начал про крупные города с их проблемами, расскажу о парковках. Вдалеке от городов, в провинции, проблем с парковкой нет никаких, места много, парковки огромные и найти себе место нет проблем. В крупных городах такая проблема присутствует. Нет, самих парковок много, но стоят они уже довольно прилично, и найти место, особенно поближе к выезду - уже не просто. В Чикаго сутки парковки в центре могут стоить 30-40 баксов, а просто на улице вдоль бордюра парковаться практически негде. Чтобы уменьшить эту цену, довольно широко распространена валетная парковка. Ты приезжаешь, отдаешь ключи парковщику, он тебе дает талон и отгоняет машину куда-то наверх, где ставит их плотными рядами, увеличивая тем самым заполненность парковки и снижая ее стоимость. Это довольно необычно для нас, т.к. мы просто не привыкли доверять ключи от авто кому-то постороннему, но для них это вполне нормальная практика. Особенно много таких парковок я встретил в Лас-Вегасе. Для офисного планктона в центре города существуют специальные предложения типа early bird, т.е. приезжая в центр в 7-8 утра и паркуясь на стоянке на целый день можно довольно прилично сэкономить, если сравнивать с обычным прайсом.

В больших городах пользоваться автомобилем вообще гораздо дороже, чем в глубинке. Помимо парковки еще одна статья расходов - платные дороги. Всякие мосты, эстакады и прочие экспресс-пути проезда стоят денег. Есть телепассы, стоимость которых я не знаю, а можно расплатиться и налом, 1,5-3 доллара вроде небольшие суммы, но приходится их отдавать часто и повсюду. Так что офисному планктону, ездящему на авто на работу, это выливается в копеечку. Платные трассы есть и между штатами. Почему-то в западных штатах платных дорог я не встречал, зато в Иллинойсе, Индиане, Пенсильвании, Нью-Йорке их довольно много. Точную стоимость уже не скажу, особенно в пересчете на километр дороги, но стоит дешевле, чем в Европе. Если память не изменяет, то тыща километров из Чикаго в Вашингтон обойдется баксов в 35-40.

Разницы в качестве дорог на востоке и не западе я не обнаружил, так что не очень понятно, почему на востоке много платных дорог, а на западе их нет. Возможно, на западе стоимость обслуживания дорог закладывают в цену топлива, потому что топливо на западе дороже. И довольно прилично.
Вообще мой Фьюжн был с системой flex fuel, которая, кстати, довольно распространена в штатах, и мог кушать аж до 85 % этанола. Но такой бензин попался мне только в Небраске (по 2,99 за галлон всего), а в основном приходилось заливать 87-ой в среднем по 3,5 за галлон (американский галлон - 3,7 литра). Т.е. в рублях за литр это означало 29 рублей. Так вот на востоке цены колебались от 3,2 до 3,5, а на западе от 3,6 до 4,2. Самое дорогое топливо было в Калифорнии, меньше 4 почти не найти. А апогей жадности заправщиков приходится на Долину смерти, где до ближайших нормальных заправок может быть километров 50-70, и заправки внутри парка единодушно прибавили пару лишних долларов к прайсу, так что бензина дешевле 5,5 долларов там не найдешь. В национальных парках вообще часто бывает все намного дороже, так что лучше всего бензином и всем прочим необходимым запасаться заранее.

Теперь про полицию, она там присутствует везде, но практически незримо. Естественно, никаких постов на дорогах нет, и никто никогда не тормозит машины просто для проверки документов, но патрули попадаются довольно часто, либо полицейская машина стоит под мостом на разделительной полосе на интерстейте, либо где-нибудь на обочине, либо просто патрулирует. Фиксируют в основном скорость, и останавливают нарушителей довольно часто, то и дело попадались полицейские машины с включенной мигалкой и остановленным нарушителем рядом. Кстати, почти во всех штатах, за исключением, кажется четырех: Вашингтон ДиСи, Зап. Виргиния, Миннесота и Калифорния, разрешено использование радар-детектора, чем я успешно и воспользовался, прихватив свой из дома. В больших городах он, конечно, сходил с ума от обилия источников излучения, но на трассе, как правило, работал корректно. Правда, сильно я все равно не превышал, ехал как правило +5-10 м/ч по жпс к разрешенной, и лишь несколько раз уж совсем в глухих местах разрешал себе похулиганить (кстати, у Фьюжна на 120 м/ч стоит отсечка).
Если у них не останавливают для проверки, то как же, спросите вы, ловят пьяных? А очень просто, у них принято, и не просто принято, а всячески поощряется доносительство. Вдоль дорог даже стоят соответствующие плакаты «Сообщайте в полицию о пьяных водителях», так что большинство пьяных ловится с наводки, ну или когда человек уже совсем неадекватно едет. Так что если ты выпил 1-2 да даже 3 бокала пива, и в принципе не пьян, то можешь спокойно садиться и ехать, тебя не остановят. Более того, у них вместо алкотестеров очень распространены тесты на координацию, т.е. полицейский может заставить коснуться пальцами носа, пройтись с закрытыми глазами по прямой линии и т.д. Так что сначала я стеснялся выпивать в дороге за обедом, а когда все это узнал, стал позволять себе бокальчик пива.

В принципе, относительная строгость закона и правил дополняется неотвратимостью наказания. Вот эта фотография стоила мне 75 баксов.



Припарковавшись всего на 10 минут среди нескольких таких же, как я, чтобы сделать пару кадров, вернувшись назад я обнаружил квитанцию под дворником, как и все остальные рядом со мной. Причина проста - мы все припарковались на автобусной остановке. Штраф был легко оплачен в интернете по карточке.

Ну и конечно про американский автопарк. Тут без сюрпризов, американцы по-прежнему любят большие и высокие машины, особенно пикапы. В провинции число встречаемых на дорогах пикапов может доходить до 70-80 %. Самая утилитарная и востребованная машина для фермеров и рабочих. И скарба можно набрать немало, и прицеп прицепить. Каких только я прицепов не видел, начиная от самых маленьких, до огромных 10-метровых перевозок домашнего скота и платформ с небольшими экскаваторами и другой дорожной техникой. А в сам кузов пикапа идеально входит квадроцикл, который тоже довольно востребован и популярен у фермеров, удобно за скотом следить. Популярных моделей пикапа немного, на первом месте Форд F, на втором Шеви Сильверадо, на третьем - Рэм, разных грузоподъемностей. Ну и Тойота Тундра тоже в принципе довольно популярна, хотя американцы из глубинки предпочитают американское. Любят они и лифтовать свои траки. Траками, кстати, называют любые грузовички от фур до пикапов. Причем, чем южнее, тем выше лифтуют, на севере как-то более консервативно, зато в южных штатах пикапы становятся все более бугаевоугодные. Ну а если не пикап, то полноразмерный внедорожник - тоже вполне хороший вариант для жителя американской глубинки. Потому что в провинции часто ездят по трассам, а для безопасности на трассах, они считают, размер имеет значение.



Другой подход и другие предпочтения мы видим в большом городе. Там уже нет фермеров, не нужен большой кузов, зато есть пробки и проблемы с парковкой, и наверняка какие-нибудь экологические и налоговые препоны, так что там все то же, что и у нас: чем больше город, тем более офисно-планктонный автопарк. И уже нет такой любви к американскому автопрому, в почете и японцы, и корейцы. Европейцев, особенно из большой немецкой тройки позволяют себе только реально небедные люди. По крайне мере, они представлены в меньшинстве. А в таких городах, как Нью-Йорк, особенно на Манхэттене иметь свою машину и вовсе не имеет смысла, стоимость парковки и прочих расходов превысят расходы на такси.

Отдельно стоит упомянуть про фуры. Так как сеть дорог в стране отличная, рынок грузоперевозок огромен, и фур на интерстейтах огромное количество. Иногда, вдали от населенных пунктов, 3 из 4 машин на шоссе могут быть фуры. Они конечно великолепны, все в хроме, ухоженные и чистые, эдакие оптимус-праймики. Притом ехать с ними вместе по интерстейту совсем не обременительно, они не тупят так, как наши, и идут всегда со скоростью, чуть ниже разрешенной, соответственно и чуть медленней легковых. А в местах затяжных подъемов, где они уже не могут потягаться в динамике с легковыми и могут служить помехой, всегда добавляют лишнюю полосу.

В Вашингтоне мы заезжали к нашим знакомым, которых незадолго до нашего приезда угораздило разбить машину. Так вот, полиция была на месте уже через 5 минут. Туда же приехал сотрудник страховой, все сам заполнил и уехал. Машина была хоть и не сильно бита, но у них это считается тотал. Так что нашим знакомым пришлось ненадолго заглянуть в полицию, чтобы снять ее с учета, сама машина отправилась куда-то на свалку, а полная сумма страховки, на которую можно купить аналогичное авто практически ничем не хуже, была у них на счету уже через неделю.

Ну и немного про красоты. Самые прекрасные места, на мой взгляд, на западе, в многочисленных там национальных парках. За 80 баксов можно купить годовой абонемент во все парки штатов, что при цене разового билета в 20-25 долларов, окупается за 3-4 парка. А так как посетил я их больше десятка, то трата была оправдана.

Самый старый национальный парк, и один из самых разнообразных и шикарных - Йеллоустоунский.

Там много всяких гейзеров.





Разноцветных термальных луж.



Бизонов.



Каньон из желтого камня (намерное поэтому парк и Йеллоустоунский).



И много еще чего прекрасного, что заколебешься показывать.

Есть очень красивый парк Глэйшир, с озерами Макдональд и Сент-Мери.



Горы, реки, озера. Вот это вот все.





Далее гора Рейнир, с одноименный нац. парком и парк Олимпик с дождевым лесом, которые являются натуральными декорациями популярного кинофильма "Сумерки".





Дождевой лес - он потому и дождевой, что там постоянно хреначит дождь и все кругом во мху.



А вот и сам Форкс, где происходит действие сумеречной саги. После выхода фильма они реально поднялись на туристах и фанатах.
Я там в туристическом магазе приобрел очень качественные майки с индейской символикой.



Ну и напоследок хочется отметить еще очень красивый водопад Мультномах в штате Орегон, недалеко от Портленда.



Гранд Каньон конечно.



Ниагара. С канадской стороны смотрится намного выгодней, но так как канадской визы не было, проверить не получилось.



Национальный парк Арки в штате Юта.



Долину Монументов. Которая находится на территории индейцев Навахо, и поэтому за въезд туда они отдельно берут бабло, и абонемент по нац.паркам уже не канает.



Ну и в общем еще можно много чего запихнуть сюда, но думаю, вы уже и так охренели от количества текста и фоток.
Так что спасибо за внимание!



А в июле я посетил еще одну свою старую мечту - Исландию, так что не пройдет и года, как я тоже про нее что-нить подобное запостчу.

путешествия, вести с регионов, фото

Previous post Next post
Up