Разбор кейса. Культовые интервенции

Aug 25, 2018 06:51

Моя история про безумных поэтов ( ч.1, ч.2) была изложена весьма иронично, возможно поэтому читатели и увидели в ней скорее абстрактную токсичную группу и примитивных виртуальных хамов, которых на просторах сети как грязи, а не деструктивный культ. На деле все предельно несмешно, просто исходные посты были написаны для блога Тани Танк, по ее просьбе в максимально сжатом, буквально тезисном виде и именно через призму нарц-темы. А те моменты, которые мое-то внимание привлекли в плане функционирования человеческой психики ("Да какие еще нафиг рифмы, люди улетают из объективной реальности все дальше!"), изначально остались за кадром.

А теперь шутки в сторону. Глобально кейс - совсем не по виртуально-жизненные перипетии каких-то стихоплетов, а про то, что у целого массива людей на моих глазах руинизировалась психика потому, что пошли активно заниматься не тем, не там и не с теми, а с виду - специфическим образом самовыражаться, чтоб однажды прославиться. Тем, что мне попались именно поэты, а не другие какие передвижники в альтернативную реальность - вообще можно пренебречь, обратим внимание на сами механизмы дестабилизации психики. В общем, смотрим, какие методы использовались в кейсе для постепенного "выноса мозга" участникам, чтобы, возможно, ситуативно эмоционально нестабильные, но при этом изначально здоровые люди, увлекшиеся этим занятием, со временем раскачались до крайне печальных состояний созависимости и психопатологии.

Отключение логики и здравого смысла

Что из себя представляет сам жанр:
- В самом общем смысле это что-то типа абсурда/бреда/алогичности с прикрученной рифмой.
- Но точными словами соль вам никто на свете не выразит, необходимо самостоятельно её прочувствовать, изучая творения "заслуженных" авторов. Из +/- конкретики известно, что стих должен вызывать у читателя яркие эмоции и взрыв мозга. В идеале - иметь несколько вариантов прочтения. По моим наблюдениям, то, что у поэтов считается самой правильной солью - это ровно то, что у психиатров называется "чувством шизофрении".
- Относиться к написанию рекомендуется максимально серьезно. Потому что ценный для истории жанр, а не хиханьки-хаханьки.

Добавляем к этому предельно токсичные правила конкретной группы с полным подчинением нижестоящих вышестоящим и "официально разрешенной" агрессией потому, что:
- Чей-то бред в рифму слишком похож на обычный, "нормальный" стих (на это даже есть сервисный комментарий-оскорбление).
- Чей-то бред в рифму бредов слишком неправильно-бредовым образом, а ведь бредить тоже нужно стараться (на этот случай тоже есть).
- Просто потому, что дедовщина.

Это все по совокупности считается "обучением". Какой итоговый результат обучения предполагается? А бредить в рифму исключительно правильно и впоследствии прославиться в массах как поэт оригинального жанра. Ну и иметь возможность "задавать тон" и влиять на стихотворную судьбу нижестоящих авторов единственно правильной группы. Если уж совсем прямо говорить - участники просто бесплатно подгоняют годный контент, на котором выезжает сообщество создателей. В общем, литературные негры мало того, что должны работать, но еще и обязаны страдать процессе и всегда иметь простор для размышлений, а что же именно они сделали не так.

"Здоровый" подход тут один - взять большой прибор (как вариант - болт), положить на все эти соображения и просто дурковать в рифму так, как дуркуется и если дуркуется, исключительно ради собственного фана. Если вы обучены грамоте - с немалой вероятностью, глядя на то, как эти стихи сочиняют другие, у вас тоже неплохо выйдет. Тогда вы молодец и вам будет выдана виртуальная конфетка (радость-то какая! жаль, в карман не положишь). А может вы прям и совсем не молодец, все ведь достаточно непредсказуемо, как уже можно понять. А может и обратно молодец, а поагрессировать в вашу сторону пришли просто с целью на ком-нибудь потоптаться.

Читатели, вы как там сами, нормально, все поняли, усвоили взаимоисключающие параграфы, не поплыли еще? В любом случае, переходим к следующему пункту.

Веселые групповые, но при этом выматывающие мероприятия

Эти стихи можно писать и просто так, когда накроет муза прилетит (большинство так и делает). Но иногда еще бывают и коллективные игры типа турниров или эстафет (для участия в них я обычно и приходила). Они проводятся на скорость (можно даже сказать, что на молниеносность реакции), с быстрой сменой тем, без перерывов, и обычно растянуты на большой временной интервал. В общем, классическое сочетание: монотонные коллективные действия + безудержное веселье + выматывание. У поэтов - бредят нон-стоп, у кого-то другого - с бубном пляшут или хором поют. Что могу сказать как участник этих игр? В процессе это и правда очень даже задорно. Но только потом - валить.

Рифмоплетов я вам показать не могу, покажу аналог мероприятия с собрания неопятидесятников (или это не они? ладно, не суть):

image Click to view



Как я уже, кажется, упоминала, групп в безумно-поэтическом жанре - много, это просто сама я мало, где участвовала. Но знаю, что так-то в любое время суток при желании можно вписаться в очередной сумасшедший виртуальный рифмохоровод, там или сям.

Дальше мне проще именно через свой опыт описать интервенции безумно-поэтического культа. Исходные данные: вступила в первую попавшуюся группу по теме, без намерения стать поэтом или частью какой-либо тусовки. Вообще пока сама в это дело не вляпась и не увидела кухню изнутри - честно считала, что просто случайные люди придумают иногда шутейку - и пойдут запостят ее где-нибудь в интернете. И НА ЭТОМ ВСЕ. Какая еще к чертовой матери "поэзия"? Какие еще к чертовой матери "поэты"? Просто интернет-смехуечки типа частушек или анекдотов.

Лав-бомбинг. Видимо, это была любовь

Когда я только пришла в сообщество и что-то там написала, в друзья в короткие сроки постучались десятки участников (между собой поэты вообще массово перефренджены), что было, конечно, неожиданно. Впрочем, мне не жалко, места-то не отвисят. Но да, в личку начали приходить стихо-юзернеймы, заводить разговоры, делать комплименты и желать успехов.
Именно как "божечки, эти чудесные творческие люди меня так любят-так любят, сейчас я их тоже как заобожаю" оно не воспринималось. Было просто смешно (ага, потом-то стало совсем несмешно, когда со временем все мои действия или бездействие стали переистолковываться как имеющие отношения к безумной поэзии в целом и конкретной группе в частности) и ощущение, что граждане слегка ошиблись адресом. Может, конкретно в этой группе подобралась настолько специфическая публика, что у них кто угодно может талантом с разбега считаться? Хотя, что мне до всех этих виртуальных людей, всего-то навсего вместе состою где-то там. Творческих успехов мне? Ай, спасибо, хоть и не очень-то надо, но ведь и лишними не будут. Подаю надежды? Приятно слышать, но, кажется, некоторые определенно переоценивают роль игрового аккаунта в истории культуры.
В общем, полюбить-то я безумных поэтов не полюбила (что-то уж чересчур серьезно они сетевое дуракаваляние воспринимают), но про группу-то не забыла, ага, стала наведываться и считаться частью виртуального коллектива.

Возможность поработать как большая честь

После дуэта с Хомячковым, где мы "блеснули", меня начали двигать к участию в описанной в исходном посте управленческой системе. Нижний уровень администрирования: наставление новичков на путь истинный и базовая модерация. Вербовщик из меня, конечно, вышел так себе, обычно околачивающий груши и приходящий в конце смены со словами: "Ой, а вы уже все и сделали". Но "статусно" я им несколько раз побывала, потому что "народ выбрал". Причем это избрание подается как проявление уважения к автору и в целом считается вовсю почетным. Замечаете в который уже раз вывернутую наизнанку логику? Бесплатно работай на группу, занимайся просвещением неофитов и зачистками, но держи это за большую честь и оказанное доверие. Ведь сегодня ты уже не рядовой член, а подпрыгнул чуть выше "по карьерной лестнице" и у тебя официально есть немножечко власти. Некоторые на это попадаются (от такого "признания" и "нужности" группе начинает головы кружить. А группа-то самая главная в сильно ценном для истории жанре, помним, да? не простая, а золотая) и дальше входят в раж в плане беззаветной службы. Что имеем потом? Проходит время и группа становится самой лучшей на свете уже просто потому, что в нее много сил и времени вложено. Знакомый сценарий, правда? Рыбке и не очень-то комфортно от все активнее раскручивающегося токсично-поведенческого треша, но она висит на известном крючке уже вложенных ресурсов. А круглосуточная варка среди коллег по цеху и ни на секунду не прекращающихся работ во славу безумной поэзии приводит к тому, что некоторым коллеги успевают заменить уже примерно весь остальной социум (что смотрится совершенно трешово). Мировая слава, опять же, еще не пришла, в процессе только, но вот-вот - и постучится в двери. Ну не просто же так вот это все было? Разумеется, просто так, потому что изначально нечего по всякой фигне упарываться.

Примерно в это же время я получила доступ в многочисленные чаты и теперь имела возможность заглянуть за кулисы и понаблюдать в динамике, как люди в процессе мероприятия не рифмовательным и дуракавалятельным, а - увы! - все больше натуральным образом сходят с ума.

Видеть некоторую головную печаль на примере конкретного индивида - это всегда грустно. А вот видеть аж целый массив людей, которые месяцами круглосуточно друг друга активным образом раскачивают и индуцируют ну крайне, кхм, интересными идеями - тут у меня даже слов нет, даже самых последних матерных, чтобы передать масштаб беды. По-моему, психиатрам, кому нужен полевой материал, много и быстро - первостепенно нужно идти прямиком в культы. Практика в больницах - это, конечно хорошо, но там-то пациенты лечатся. А вот в подобных мероприятиях - в "естественной" среде исключительно калечатся, что добавляет своей специфики: изначально объединены одной большой бредовой фабулой, от которой регулярно зарождается все увеличивающееся количество ситуативных дочерних бредосиков.

Для того, чтобы объяснить, что конкретно из себя представляет образ мышления "буйных" поэтов - приведу чужую цитату, описывающую мироощущение средневзятых сектантов: "При последовательном детальном сопоставлении в “сухом остатке” выявляем феномен намеренно индуцированного группового паранойяльного психоза с классической мегаломанией, бредом преследования и галлюцинаторно-конфабуляторными аутоподтверждениями избранной картины мира". В общем-то, рассказ о том, как лично мне довелось столкнуться именно с этим - был в исходных постах.

Динамику коллективной руинизации психики проще всего объяснить на примере физического здоровья. Представьте, что на теле есть небольшая ранка. Возможно, через неделю от нее не осталась бы и следа, даже если ничем и не мазать. Но пока она зудит, и человек решает ее поковырять. Сначала он берет для этих целей иголку. Ранка, понятно, не заживает, совсем наоборот. Со временем иголку заменяет гвоздь. Ранка еще больше воспаляется, из нее начинает вовсю сочиться гной. Потом вместо гвоздя берется вилка. Ковырять дальше и активнее, понятно, чрезвычайно плохая идея, но человек уже не может остановиться (хотя ему, возможно, и кажется, что в любой момент).
Экстраполируйте вот этот процесс на душевное здоровье. Как-то так оно и выглядит. Сидят теплой компанией и ковыряются, подбадривая друг друга и выдавая воображаемые медали за особые успехи, рвение и волю к победе. К сожалению, к победе в Специальной Олимпиаде. И ничего с ними не поделаешь, оно все им уже - как соска с наркотиком, попробуй отними или втолкуй, что добром дело не закончится, почетом и уважением тоже.

Надо сказать, что однажды вляпавшихся, а потом сбежавших, замолчавших или вообще удаливших аккаунты - тоже хватает. Не хотят почему-то мировой славы и уютного общества творческих людей, не понимают своего счастья быть причастными к великому.

Понимаете теперь, почему в исходном посте я всячески предостерегала от участия? Что это не "просто какие-то виртуальные придурки", а самые настоящие сектанты на нездоровой идее? Связавшись с которыми (даже просто сидя в интернете и не будучи изначально сильно в этих стихах заинтересованными), ничего хорошего - в итоге не получите? Получите только что-то в интервале от "бред и агрессия в вашу сторону" до "ваша собственная потекшая крыша"? Просто потому, что связались. Потому, что вы поэт, потому, что не поэт, потому, что готовы соблюдать токсичные правила, потому, что не готовы. Понимаете, почему я говорила, что никогда в жизни прежде не видела такого коллективного треша? И это несмотря на то, что вошла в ситуацию уже немало зная о человеческой психике? Целая толпа этой поэзией собственному душевному здоровью могилы копает, и оно у них отлично выходит. Кто-то себе на психопатологию работает, кто-то на созависимость, а многие - и на то, и на другое. А с виду - сочиняют оригинальные стихи, а работают - на будущую славу.

Сектоведы и занимающиеся реабилитацией сектантов психиатры отмечают, что многие участники культов (абсолютно любых) "зарабатывают" себе в процессе шизофреноподобные нарушения, даже если и не имеют изначальной предрасположенности к шизофрении. В свою очередь те, кто предрасположенность имеет - участием провоцирует переход из преморбида в морбид. Разумеется, других проблем как с физическим, так и с душевным здоровьем это тоже касается, где тонко - там и станет рваться. Потому что никому на свете не захорошеет, если он переселится в альтернативную реальность, да еще и будет подвергаться там абьюзу. Организм за такое насилие над собой начнет закономерно отвечать, и "то лапы заломит, то хвост отвалится".

В случае конкретно с поэтами оно вообще все смотрится, как будто обиженные на мир за свою болезнь шизофреники решили в отместку утащить в нее за собой побольше тщеславных и жаждущих оригинальной славы граждан. В стиле "хочешь что-то спрятать - положи на видное место: шиза - это весело, нужно больше сумасшествия, еще больше, еще! Кому воображаемую медаль?". Как люди, увлекшись процессом и месяцами раскачиваясь в теплой компании, со временем начинают бредить уже по жизни - я наблюдала собственными глазами. А уж когда о себе лично узнаешь крайне интересные вещи...

В самом общем виде для меня вся эта схема выглядит как "шизофреники бредить начали - истероиды (которые (1) максимально внушаемые (2) традиционно - костяк любой секты (3) традиционно "все из себя творческие") индуцировались". Колесо безумия однажды было запущено, а дальше уж прокатывается по всем, кто соприкоснулся с этими стишками, по каждому по-своему.

Тезисы и аксиомы по мотивам безумно-поэтического кейса:
- Не все занятия которыми можно заниматься - нужно заниматься. И даже если от них "вштыривает". Вернее сказать, тем более, если вштыривает. Вообще с абсолютно любыми дестабилизирующим психику практиками всегда нужно быть предельно осторожными и ОБЯЗАТЕЛЬНО знать меру. А то однажды слишком успешно выйдете в астрал, а потом вас из него толпа докторов уже не достанет.
- Эмоциональная нестабильность - это всегда моменты риска (а хотя бы минимальные стрессы бывают у каждого), в это время у человека повышается внушаемость. И можно грустно прислониться к какой-нибудь первой попавшейся "стене" - а вскоре уже и смысл жизни в ней начать видеть. Не надо так. Найденная в моменты раздрая отдушина, открывающая дивный новый мир, с большей вероятностью окажется чем-то нехорошим.
- Также у человека повышается внушаемость, если он находится в группе (включается стадный инстинкт, проще говоря). А если уж вы склонны быстро загораться новыми идеями и испытываете тягу быть всеми из себя "разэтакими" - нужно быть просто-таки мегаосторожными. Потому что вы в той самой группе риска стать частью какой-нибудь толпы, и даже самой её мякоткой. Не, ну крайне оригинальной толпы, конечно (если говорить цензурными терминами).
- Все будущие Вечные Жизни, Мировые Славы и Чемоданы с Миллионами располагаются исключительно в районе мышеловок. Любому соприкоснувшемуся с культами по итогам гарантированы совершенно не они, но как минимум разочарование и печаль за потерянное время, а в большинстве случаев так и еще более печальные последствия.
- Абсолютно любая зависимость - это плохо. Рационализировать, почему лично ваша-то зависимость - отличная (или вообще даже скромным образом имеющая ценность для потомков) - можно сколько угодно, но это медицинский факт.
- Всегда лучше быть здоровым, чем больным (ваш кэп!), и намеренно в болезнь себя не впихивать. А если уж болеешь, лучший вариант всегда - лечиться, а не сидеть-расчесывать вавки и демонстрировать полученные результаты общественности. Взять к примеру тот же самый бред - он действительно может быть вполне даже смешным, но от его генерации личность бредящего совсем ведь не становится авторитетной в чужих глазах, с точностью до наоборот.

Продолжение:
Разбор кейса. Попадание в бредовую фабулу
Разбор кейса. Структура секты

стопсектам, девиации в искусстве, деструктивные культы и секты, кейспоэты

Previous post Next post
Up