29 июня, в Музее чая, Константино Касасбуэнас, советник по вопросам продовольственной безопасности, торговой политики и сельского хозяйства международного отделения Оксфам, предложил собравшимся гостям встречи обсудить новую для российского контекста тему Справедливой Торговли (Fairtrade). Среди участников были представители академической среды, общественных движений, некоммерческих организаций, экологических фондов, сертифицирующих организаций в области продовольствия, а так же практики - те, кто уже сегодня, в России (!!), работает, исходя из принципов Справедливой Торговли.
Говоря простым языком, покупая продукцию, сертифицированную по стандарту Fairtrade, выигрывает и производитель, и покупатель: первому гарантируются достойные условия труда и помощь по расширению рынка, т.е. помощь в поиске новых покупателей в развитых странах, покупателю же значок Fairtrade гарантирует высокое качество, экологичность и справедливое происхождение товара (т.е. гарантию того, что права рабочих не были нарушены).
Эта картинка демонстрирует, как происходит распределение средств от продажи одного банана (в фунтах стерлингов):
1 пенс уходит рабочему,
5 - владельцу плантации,
4 - перевозчику
5 - импортеру
4 - владельцу хранилища, в котором, например, бананы (которые приезжают в импортирующую страну зелеными) должны дозреть, перед тем, как ритэйлер (торговые сети) получит от этого банана 13 (!!) пенсов.
В пересчете на рубли средняя себестоимость одного банана равна 13,5 рублей. Ритейлер получает с каждого банана 6 рублей, почти 50% (!!!) от себестоимости (рабочий - 45 копеек).
Fairtrade позволяет потребителю поддержать производителя напрямую - того рабочего, который выращивает конкретный продукт, взамен получая гарантированно высокое качество и «натуральность» продуктов питания.
Готовы ли люди переплачивать? Да, как показало исследование общественного мнения в Европейском Союзе, проведенное Fairtrade: 37% респондентов готовы переплатить 10%, 11% опрошенных - 20%, 5% готовы заплатить больше на 30%, для того, чтобы принципы Справедливой Торговли были соблюдены.
«Да, продукт с логотипом Fairtrade будет дороже, но эта добавочная стоимость не отпугивает миллионы людей, которые сознательно покупают именно такие товары. Если говорить о российском потенциале - я считаю, что он значителен! Возможно, для России подходящим вариантом будет путь Мексики - когда производители и независимые продовольственные организации, НКО объединились в сеть - в Мексике это была сеть «RostrosyVoces», стали выпускать свою газету, открыли сеть кофеен, в итоге придя к Fairtrade. Т.е. я вижу возможность для России через объединение заинтересованных групп, выход их на специалистов Fairtrade, которые всегда открыты для диалога, которые готовы оказывать инфраструктурную поддержку «новобранцам». Главное - начать!», - комментирует Константино Касасбуэнас.
Отметим, что в Интернете на запрос Fair Trade Вы не найдете информации о Справедливой Торговле. Запрос должен быть сформулирован как Fairtrade, в слитном написании. Тогда Вы выйдете на сайт Ассоциации Справедливой Торговли, который даст ответы на все Ваши вопросы (англоязычный). Оксфам в ближайшее время обещает разместить у себя на сайте -
http://grow.clicr.ru/ «Путеводитель по Fairtrade» - с тем, чтобы дать ключевую информацию по механизму, который предлагает Fairtrade, на русском языке.
Источник:
http://grow.clicr.ru/news/21 Группа Справедливая Торговля на русском языке в Фейсбук
http://www.facebook.com/home.php?sk=group_153989441340893&ref=tsСообщество в Живом Журнале
http://fair-trade-ru.livejournal.com/Группа ВКонтакте
http://vkontakte.ru/id93524458#/club4396233