Диагностика РЕР (Программа ТЕАССН)

Nov 02, 2011 23:07

РЕР (Psychoeducational Profile) - Психолого-образовательный профиль

РЕР предлагает возможность оценки развития аутичных и психотических детей, а также детей с задержками в развитии. Результаты теста используются для составления индивидуальных программ обучения (IEP) для таких детей.

Концепция развития в тесте представлена в разных аспектах. Во-первых, РЕР напоминает нам, что ребенок, нормальный или больной, растет и изменяется соответственно возрасту. Во-вторых, т.к. тест используется для составления IEP, уровень развитости функционирования ребенка должен быть вычислен исходя из результатов заданий его индивидуальной программы.

Основой развития является также описание и понимание примеров характерных обучающих программ для таких детей. Т.е., у одного ребенка различные функции могут проявляется соответственно различным уровням развития. Таким образом, самая подходящая техника обучения должна быть соотнесена с уровнем развития всех функциональных зон.


Описание РЕР.

РЕР является одним из лучших тестов, выявляющих отклонения в поведении и умственном развитии детей. Он помогает составить нестандартные и идиосинкразические обучающие программы. В большинстве случаев он рассчитан на детей дошкольного возраста, но также может быть использован для детей до 12 лет.

Как результат оценки, РЕР дает информацию о развитии следующих функциональных зон: имитация, восприятие, мелкая моторика,  крупная моторика, интеграция рук и глаз, когнитивные представления, вербальная. Как диагностическая система, РЕР выявляет уровни поведенческих патологий и наличие психозов в следующих зонах аффекта: взаимоотношение, взаимодействие, интерес к людям, игра и интерес к предметам, сенсорные формы и речь.

Задания РЕР состоят из различных игр, которые должны быть представлены ребенку экзаменатором. В свою очередь, экзаменатор, должен наблюдать за реакцией ребенка и правильностью выполнения заданий, делать выводы и отмечать особенности ребенка. После прохождения ребенком теста, результаты нужно идентифицировать по таблицам итогов. Таким образом, будет получена картина развития семи функциональных зон и выявлено наличие патологий в поведении ребенка.

Большинство подобных тестов содержат только два возможных результата ответов: положительный и отрицательный, РЕР же имеет еще один - удовлетворительный. Удовлетворительный ответ показывает то, что ребенок имеет достаточно знаний и возможностей для выполнения задания, но не может понять смысла или не видит надобности в его выполнении. Таким образом, если ребенок демонстрирует некоторое понимание смысла задания или может выполнить его частично, но делает это неким необычным образом, его результат стоит рассматривать, как удовлетворительный.

Т.к. РЕР служит для составления IEP, то в нем выделяются 5 характерных отличий от других подобных тестов:

1.       Задания, представленные в РЕР проводились долгие годы и доказали свою эффективность.

2.       Возрастные уровни и результаты заданий распределены таким образом, что здоровый ребенок может выполнить соответственное задание раньше, чем указано в таблице возрастов.

3.       Указания в РЕР построены таким образом, что они не звучат, как приказ, а являются приглашением к игре.

4.       Т.к. для таких детей характерны проблемы с речью, задания и указания в РЕР составлены таким образом, что  необходимость понимание речи в них минимальна.

5.       Результаты теста рассматриваются не стандартно, т.к. они направлены на составление индивидуальных программ.

Описание теста и указания к нему.

Развитие функциональных зон.

Задания теста распределены по семи развивающимся функциональным зонам: имитация, восприятие, мелкая и крупная моторика, интеграция глаз и рук, вербальная зона и когнитивные представления.

Имитация.

В тесте содержится 10 заданий на имитацию, которые позволяют выявить способность ребенка имитировать определенные вещи как вербально, так и двигательно. Имитация связана также и с речью, хотя некоторые дети не могут повторить определенных звуков, в то время как легко изображают некоторые действия. Упражнения на моторную и вербальную имитацию часто могут способствовать кооперации в случаях у детей с низким уровнем развития.

Восприятие.

В РЕР представлено 11 заданий на восприятие, зрительное и слуховое. Навыки восприятия необходимы ребенку для учебы и общения. Эти упражнения очень важны, т.к. у аутичных детей и детей с другими психотическими заболеваниями часто возникают трудности с восприятием и интеграцией сенсорной информации.

Мелкая и крупная моторика.

В тесте представлено 10 заданий на мелкую моторику и 11 заданий на крупную моторику. Большинство из них выявляют нормальную способность ребенка двигаться в первые годы жизни. Это задание не только помогает установить развитость координации движений, но также доставляет детям удовольствие, т.к. никак не связана с заданиями на речь и достаточно легко выполняется.

Интеграция глаз и рук.

В тесте представлено 14 заданий на кооперацию левых и правых глаз и рук, это также относится в некоторой степени к мелкой моторике. Эти задания необходимы для рисования и письма.

Когнитивные представления и знаки.

Последние две зоны напрямую связаны с познавательной способностью ребенка и речью. Отличие между этими двумя зонами заключаются лишь в том, что задания на когнитивные представления как правило проходят в игре и требуют лишь понимания указаний, а задания на когнитивные знаки требуют четкого вербального ответа.

Патологии.

В тесте представлено 14 заданий на выявление патологического и психотического поведения. Они подразделяются на 5 подгрупп:

1.      Аффект

2.      Взаимодействие, взаимоотношение и интерес к людям

3.      Игра и интерес к тестовому материалу

4.      Сенсорные модели

5.      Речь

Задания на патологии не показывают обширной вариации развития. В год-полтора нормальный ребенок должен проходить все эти задания. Другими словами, задания на патологические зоны направлены на диагностику и выявление предположений, они дают информацию об уровне неорганизованности  поведения ребенка, а также идентификация специфических зон, в которых эта патология может быть представлена.

Счет.

Система подсчета результатов РЕР состоит из трех уровней: положительный, удовлетворительный и отрицательный.

1.      Положительный: результат рассматривается как положительный, если ребенок может успешно выполнить задание без предварительной демонстрации.

2.      Удовлетворительный: если ребенок имеет представление о том, как выполнить задание, но ему не хватает понимания. Также результат считается удовлетворительным, если ребенку необходима предварительная демонстрация выполнения задания.

3.      Отрицательный: если ребенок не может выполнить задание даже частично или не пытается выполнить его, даже после демонстрации.

Подсчет результатов заданий на патологии.

Система подсчета заданий на патологии отличается от системы подсчета других функциональных зон по нескольким параметрам. Во-первых, критерии подсчета данных заданий основываются на клинических выводах. Такие термины, как «адекватный», «адекватный по возрастному уровню» и «входящий в рамки нормы», используются для того, чтобы отобразить соответствие между рангом поведения нормального ребенка и возрастными уровнями. При этом, экзаменатор должен основываться при подсчете на статистические возрастные уровни.

Во-вторых, задания на патологии подсчитываются по уровню или сумме нарушенных, ненормальных реакций. В итоге, патология может отсутствовать, быть средней, а может быть тяжелое нарушение. В этих заданиях нет удовлетворительного уровня. Результат определяется как отсутствие патологии (А), если поведение ребенка соответствует его возрастному уровню. Средним (В) результат считается, если ребенок ведет себя, как дети более младшего возраста. В этом случае важно не перепутать это с действительными нарушениями в поведении ребенка. Тяжелым нарушением (С) считается неадекватное во всех отношениях поведение ребенка, этот результат не похож на предыдущие два.

Когда следует подсчитывать результаты теста.

Все задания, за исключением заданий на патологии, подсчитываются при их выполнении. Если экзаменатор не уверен в своем решении относительно результата в каком-то специфическом задании, он должен понаблюдать за поведением и игрой ребенка, после чего, по окончании теста, проконсультироваться в руководстве.

Задания с 71 по 98 на выявление патологий всегда учитываются сразу после выполнения каждого из них. Экзаменатор должен сделать свои заметки относительно поведения ребенка и подсчитать результаты, пока его впечатление о ребенке еще свежо.

диагностика, методические материалы, teacch, аутизм

Previous post Next post
Up