Тоннель от Калькутты до Лондона: предистория вопроса

Jan 17, 2010 21:20

Всякий анекдот, всякая, самая идиотская шутка могут иметь и часто имеют под собой реальное основание.
"Мы хотели прорыть туннель от Бомбея до Лондона", - говорит на допросе герой печально известного перестроечного фильма Абуладзе "Покаяние". Зал весело хохочет над тупостью нквдшников и тихо ужасается их жестокости...

Между тем, постоянный канал связи между Британией и Индией не только существовал задолго до революции, но и проходил по территории Грузии.

После окончания Крымской войны одним из достижений англичан стало вытребованное ими право на строительство телеграфной линии Лондон-Калькутта (11 тыс км) через территорию Российской Империи (Варшава-Одесса-Симферополь-Керчь-Краснодар-Сочи-Сухуми-Тбилиси-Ереван) и, в частности, через Крым. Строила фирма Siemens . Линия была введена в действие в 1870 г и проработала до 1931 г (по другим данным - до 1914 или до 1939г). Проходила через Перекоп, Симферополь, Белогорск, севернее г. Аграмыш и на Керчь.
 Шестиметровая телеграфная опора этой линии, очень неплохо сохранившаяся, даже фарфоровые изоляторы уцелели, была обнаружена недавно на Кавказе границе Туапсинского и Горячеключевского районов.

Какова же её история?

В 1868-1870 гг. фирма S&H участвовала в одном из самых нашумевших проектов XIX века - сооружении первой прямой трансконтинентальной телеграфной линии Лондон - Калькутта протяженностью 11 000 км. Эту задачу можно было без труда приравнять к таким мировым достижениям, как строительство первой трансамери
канской железнодорожной линии от Нью-Йорка до Сан-Франциско или строительство Суэцкого канала, существенно сократившего морской путь в Индию.

Заказ на прокладку индоевропейской телеграфной линии был получен от английского правительства, которое нуждалось в быстрых средствах связи с Индией, крупнейшей своей колонией. Сипайское восстание в Индии в 1857 году, про которое в Лондоне узнали лишь много дней спустя, убедительно показало британскому правительству, какое значение имеют постоянно действующие средства передачи информации.

При СССР в Симферополе на главпочтамте  существовал музей электросвязи. Была там и перекладина с изоляторами от этой линии, и карта-макет Крыма 2х1 м со столбиками телеграфа. И в 90-е годы жил еще в Белогорске монтер, который эту линию обслуживал. Контора Индо-Европейского телеграфа размещалась в здании на нынешней ул. Маркса напротив 1-й гимназии в Симферополе.

Отсюда

А вот и немецкая часть сюжета.
"Siemens Brothers" и телеграфная линия в Индию

Опираясь на накопленный уже опыт строительства телеграфных линий в России, фирма братьев Сименс в 1868 году приступила к осуществлению задачи, которая по своей масштабности считалась в то время одной из самых смелых в техническом отношении - прокладке индоевропейской телеграфной линии. Эту задачу можно было без труда приравнять к таким мировым достижениям, как
строительство первой трансамериканской железнодорожной линии от Нью-Йорка до Сан-Франциско, строительство Суэцкого канала, существенно сократившего морской путь в Индию, а в области средств передачи информации проложенная наконец в 1866 году постоянная трансатлантическая кабельная линия.
Уже с середины 50-х годов в Англии возникла потребность в единой и надежной в эксплуатации телеграфной линии. Вильяму О'Шагнесси, руководившему в Индии строительством сети телеграфных линий, королевой Англии был пожалован рыцарский титул. Именно с ним несколько лет назад вел переговоры о телеграфной связи между Европой и Азией Вильям (Вильгельм) Сименс. Тогда еще не пришло время для этого проекта, сейчас оно как будто бы наступило.
Братья Сименсы, которые уже с 1865 года выступали под международной маркой "Siemens Brothers", увидели, что они могут предложить британскому правительству свои услуги по сооружению этой дальней телеграфной линии, которая должна играть очень важную роль в экономическом, политическом и военном аспектах.

С технической стороны Вернер Сименс намеревался использовать совершенно новую систему, имевшую протяженность примерно в 11000 км и проходившую от Лондона через города Берлин - Торунь - Одесса -Керчь - Тифлис - Тегеран - Бушир - Карачи до Калькутты. Никакие другие средства связи, известные в то время, ни наиболее распространенные аппараты Морзе, ни введенные с 1855 года печатающие аппараты Хьюза не могли обеспечить связи на линии такой протяженности; их мощности не хватало даже для участка длиной 6000 км между Лондоном и Тегераном. Специально для этого Сименс сконструировал особый телеграфный аппарат с записывающим устройством, работавший по принципу поляризованного реле и имевший чувствительность, свойственную реле. Этот аппарат должен был обеспечивать не только передачу телеграммы от одного пункта к другому, с целью контроля осуществлялась также запись передаваемой телеграммы.
Для передачи сообщения в этом аппарате использовалась штампованная перфорированная лента. Передаточное устройство, через которое проходила перфолента, имело приспособление, благодаря которому полученные с помощью индуктора переменные токи точно соответствовали периоду замыкания электротока, управляемого перфолентой. Наряду с механической передачей, осуществляемой с помощью электротока, в приборе предусматривалась возможность передачи при помощи аппарата Морзе.
В результате длительных переговоров, продолжавшихся иногда в течение нескольких лет, проходивших в России и главным образом в Персии, братьям Сименс и их сотрудникам удалось обеспечить предпосылки, для перевода переговоров в практическое русло.
В апреле 1868 года с английской стороны на правах акционерного общества была образована Индоевропейская телеграфная компания с уставным капиталом 450000 английских фунтов. Примечательно, что большинство акций было зарегистрировано на европейском материке, в особенности в Северной Германии. В качестве гарантийных платежей братья Сименс должны были внести 1/5 часть от общего капитала, то есть 90000 фунтов. Им удалось, благодаря личным контактам Вернера Сименса, собрать эту сумму буквально в течение нескольких дней, не обращаясь к посредничеству банка. Если бы мы имели целью изложить здесь, хотя бы в общих чертах, историю строительства индийской линии, прошедшей через континенты и моря, горы и степи, то в этой главе описывались бы очень яркие и сенсационные истории. Часто строители на юге России и в Персии попадали в совершенно неожиданные для них ситуации, в
которых им как европейцам приходилось бывать впервые. Одно только описание доставки металлических опор на Иранское плоскогорье составило бы целую главу. Их изготовляли в Англии, по морю доставляли в Санкт-Петербург, оттуда по железной дороге - в Нижний Новгород, пароходом до Астрахани, затем опять пароходом с севера на юг Каспийского моря, далее от Решта в специально построенных вагонах через труднопроходимый Эльбурс, откуда они наконец попадали на Иранское плоскогорье. Понимая, с какими неожиданностями придется столкнуться тем, кто отвечает за строительство, Вернер Сименс предоставил руководителям строительных работ на участках в России, на Кавказе и в Персии свободу действий во всех видах работ. Он смог это сделать, так как был абсолютно уверен в этих людях, с большинством из которых ему уже приходилось работать и бывать в критических ситуациях при строительстве линий связи в 1850-х годах в России и прокладке кабеля через Средиземное и Красное моря.
Вернер Сименс в истории прокладки Индийской линии связи выглядит как человек широкой натуры, предприниматель, готовый пойти на любой риск; работая вместе со своими братьями в Англии и России и племянником Георгом Сименсом; посланным Вернером в качестве посредника в Персию, действуя сначала на ощупь, а потом все более и более уверенно, он вместе с братьями
доводит дело построения сети технической связи между Лондоном и Калькуттой до успешного окончания. Но даже после пуска линии в ее работе наблюдались сбои. В первый же год эксплуатации линия надолго вышла из строя по причине землетрясения, случившегося на черноморском побережье. В результате этого кабель на восточном побережье Черного моря пришел в полную негодность. После землетрясения начали строить новую высотную телеграфную линию на стальных опорах, предназначенных для строящейся в то время линии дальних передач, которая должна была пройти через весь Кавказ. После этого линия долгое время
работала удовлетворительно, несколько десятилетий практически без перебоев, до 1931 года она была самой протяженной на Земле телеграфной линией, пока не разрушилась из-за технических нарушений, связанных с военными действиями. До настоящего времени на отдельных участках в Иране можно видеть остатки стальных опор, на которых надпись "Siemens Brothers" напоминает нам о техническом достижении, имевшем место более 100 лет назад.
Упоминавшийся уже племянник Сименса Георг Сименс (1839 - 1901), посредничая на персидском участке линии, выполняя тяжелую, кропотливую работу, способствовал успеху общего дела. В его жизни эта работа и успех его миссии не прошли бесследно. В 1870 году он был назначен первым директором только что основанного Немецкого банка, именно он определил профиль работы этого банка: он видел свою основную задачу в том, чтобы оказывать финансовую поддержку отечественным предприятиям, работающим за границей. Этим самым он облегчал немецкой экономике выход на мировой рынок.

Грузины до сих пор гордятся, что у них работали Сименсы.
...Но история имеет особенность повторяться. Уже в новом тысячелетии был реализован проект прокладки оптико-волоконного кабеля, который, кстати, частично повторил маршрут телеграфа почти через полторы сотни лет. Транс-евро-азаитская (ТАЕ) магистраль связала между собой Шанхай-Тбилиси-Франкфурт-на-Майне. По современной трассе Великого Шелкового пути пошли "караваны" сообщений и посланий.
Конечно, у обоих проектов есть много общего. Но не все знают, что они объединены также и строившей их компанией "Симменс". Грузинская часть истории компании насчитывает 147 лет.
Один из первых российских филиалов компании "Симменс" появился в Тифлисе в 1860 году. Возглавили тифлисское отделение двое младших братьев основателя компании Вернера фон Симменса - Вальтер (1833-1868) и Отто (1836-1871). Вальтер в 1864 году был назначен правительством Пруссии консулом на Кавказе. Оба брата умерли и были похоронены в Тифлисе. Вальтер погиб, упав во время прогулки с коня. Отто умер, заразившись холерой. Сам Вернер фон Симменс скончался 115 лет тому назад, в 1892 году в Германии.
Основатель компании побывал в Грузии три раза (в 1865, 1868 и 1890 годах).
В своей книге "Вернер фон Симменс" Зигфрид фон Вейсер пишет: "Вернер Симменс в 1890 году, вместе с женой в третий и последний раз отправился в путешествие на столь любимый им Кавказ… Мы не ошибемся, если скажем, что Вернером двигала особая симпатия к этому самобытному краю на востоке нашего земного шарика".
О своем отношении к Грузии сам Вернер подробно написал в книге "Мои воспоминания": "Это путешествие (в Грузию - Авт.) я отношу к самым приятным воспоминаниям моей жизни. Я всегда чувствовал скрытое стремление повидать этот древнейший очаг культуры Кавказа, а прекрасное описание кавказской природы Боденштедтом вызвало у меня желание ознакомиться с этими местами".
Большую часть воспоминаний Вернер посвящает именно Грузии, описании тех мест, где он побывал...
В 2002 году компания "Сименс" отметила 110 годовщину смерти своего основателя. В сентябре того же года в Тбилиси приезжал президент компании Хайнрих фон Пиерер. Конечно, визит бизнесмена носил деловой характер, но одной из целей его поездки была и попытка найти в столице Грузии могилы двух братьев Сименс…
Неоспоримый факт, что в нашей стране существует огромный архив, который вбирает в себя грузинскую часть истории немецкой компании. Андрэ Карбелашвили, бывший заместитель министра связи, уже много лет собирает материалы и данные по истории "Сименс" в Грузии. Его публикации переведены на многие языки мира и изданы во многих странах. Благодаря ему на доме, где жил Вальтер Сименс, установлена мемориальная доска.

Впрочем, в низкопоклонстве не отстают и русские журналисты:)
...Найденная в Туапсинском районе чугунная опора может считаться раритетом разве только из-за материала, из которого она изготовлена. На сталелитейных заводах Англии изготовляли телеграфные опоры по единым чертежам. Меньшая часть этого заказа была изготовлена из чугуна и применялась только на черноморско-кавказском участке трассы. В соседней с нами Турции, где со времен Ататюрка бережнее относятся к европейской технике, сотни таких опор до сих пор служат по прямому назначению - обслуживать потребности говорливого человечества.

Туапсинская опора замечательна совсем другим. Она свидетель неправильно принятого инженерного решения, которое едва не поставило точку в истории великой компании. На Кавказском участке из-за горного рельефа и высокой сейсмичности района телеграфный кабель был проложен под водой. Эта операция была хорошо освоена тогдашними связистами и технической сложности не представляла. Однако через несколько месяцев после завершения работ несколько подземных толчков порвали кабель сразу во многих местах. Многокилометровый кабель безвозвратно канул в глубинах моря, нанеся огромные убытки Сименсам и Гальске. Еще хуже было другое - под угрозой оказались сроки пуска телеграфа и деловая репутация фирмы. Карл Сименс - младший из братьев и наиболее талантливый организатор производства, принял решение, достойное Политбюро ЦК КПСС. Он объявил Кавказский участок телеграфа "Лондон - Калькутта" немецкой ударной стройкой. Высокие зарплаты для строителей Карл подкрепил пропагандистски -- заплатил бешеные гонорары третьеразрядным композиторам Ганске и Волхаберу, и вскоре Австро-Венгрия распевала "Марш телеграфистов", а в свете считалось модным переписываться азбукой Морзе. Кавказский берег принимал пароходы со строителями и одновременно - с грузами опор. Через несколько месяцев связь на Кавказском участке была восстановлена. Только теперь она шла по воздуху.
12 апреля 1970 года из Лондона в Калькутту по телеграфу был передан текст государственного гимна Альбиона "Боже, храни королеву" и табель заработанной платы будущих телеграфистов. Пробный сеанс связи занял 28 минут и вызвал бурю восторгов своей невиданной скоростью...
Остается сообщить, что на кавказском берегу телеграфную линию уничтожили Гражданская война и политика "грабь награбленное". А фирма "Сименс" процветает в мировом бизнесе до сих пор. Она построила первую в мире троллейбусную линию, холодильник, стиральную машину с центрифугой, проложила первое в Европе метро, стала пионером в развитии мобильных средств связи. Мой мобильник изготовлен как раз этой фирмой, и подключен он к сети, стандарты которой разрабатывались ею же.

Еще одна небезинтересная деталь.
К христианской ветви семьи Голдсмид принадлежал внук Бенджамина Голдсмида, генерал-майор сэр Фредерик Джон Голдсмид (1818-1908), ориенталист. Благодаря его усилиям была создана первая система быстрой связи между Европой и Азией - Индо-Европейский телеграф, генеральным директором которого он был в 1865-70 гг.  (подробнее о семье Голдсмид в судьбах Великобритании, Израиля и мира)

Несколько непроверенных утверждений об Индоевропейской линии (возникающих обычно там, где открытой информации не так много):
0. До революции работа на индо-европейской линии была престижной, работали отпрыски дворянских семей. Хорошая зарплата, форма.
Еще есть грузинский фильм 80-х "Робинзонада или мой английский дедушка". Фильм получил какую-то премию в Каннах. Речь идет о каком-то английском то ли инженере, то ли монтере (в общем, телеграфисте), который незадолго до революции в России был распределен в Грузию обслуживать 10 км местного участка Индоевропейского телеграфа. То ли комедия, то ли драма, в к
онце всех перестреляли. Но что касается самого телеграфа, то здесь есть неточности столбы деревянные и телеграфист Хьюз использует когти, чтобы обозревать окрестности со столба. Когда некая дама рассказывает предысторию, она упоминает телеграф Лондон-Дели, вместо Лондон-Калькутта. В общем, автор сценария не очень стремился к историческим соответствиям. В связи с эти возникает сомнение в достоверности и другой информации упомянутой героями фильма, а именно:
1. Головная компания Индо-Европейского телеграфа присылала проституток как рождественские подарки своим служащим, в том числе и захолустные районы типа Грузии.
2. По Уставу компании ее служащий был обязан неукоснительно выполнять свои служебные обязанности, несмотря на землетрясения, ураганы, другие стихийные бедствия, а также смены правительства на территориях, где проходила линия.
3. Король Георг выкупил землю в радиусе 3 м от каждого столба телеграфа и эта территории считалась собственностью Великобритании.

Германия, Украина, Британия, Индия, 19 век, Кавказ, Иран, Польша, Россия

Previous post Next post
Up