Я люблю Японию и всё, что с ней связано. Таких как я ещё называют японистами. Как ни назови, но у меня скопилась критическая масса информации, которая без лишней скромности, будет полезной как тем, кто только планирует в первый раз посетить Японию, так и бывалым "японистам". Начинающим вообще крайне рекомендую прочесть всё до конца!
Информация по большей части для тех туристов, кто предпочитает ехать самостоятельно (т.е. сами себе тур-операторы) - поверьте, это гораздо дешевле и интереснее. Я твёрдо уверен, что после прочтения всех этих букв у вас снимется как минимум 90% вопросов относительно планирования путешествия в эту замечательную страну.
Да, и ещё.. Здесь будут приводиться названия и контакты контор, местами с хвалебными отзывами. Никто за рекламу мне не платит и если пишу, значит рекомендую и всё тут. Не нравится - ваше право (но только без обвинений и упрёков).
Сделал 2 части, т.к. ЖЖ сказал, что много букв.
СОДЕРЖАНИЕ:
ПОДГОТОВКА
Маршрут Транспорт Выбор авиакомпании Отели Виза Интернет Связь ПЕРЕЛЁТ
Нюансы отношений с авиакомпаниями Пересечение границы Прочее ПРЕБЫВАНИЕ
Памятка Основные фразы ПОДГОТОВКА
Маршрут
Составление маршрута
В начале планирования путешествия первым делом нужно определиться с маршрутом, т.е. с местами, где хотите побывать. Для начала посмотрите популярные маршруты у туристических компаний и отчёты бывалых туристов. Это даст общее представление.
Затем идите в книжный магазин и выбирайте хороший путеводитель. Я пользовал «Япония. Самый подробный и популярный путеводитель в мире» (Автор: Саймон Ричмонд и Джан Додд) и «Япония. Путеводитель Дорлинг Киндерсли» (Автор: Розалин Тиро). Первый очень толстый и состоит в основном из текста. Информации в нём много, но на практике более полезным был второй (от Розалин Тиро). Он хоть в 2 раза тоньше, но зато в нём есть немного фотографий мест, что несомненно является преимуществом, особенно в ситуациях, когда приходится перекраивать запланированный маршрут или есть окно и нужно его чем-то забить.
Карта
Как для целей планирования маршрута, так и непосредственно в самом путешествии вам понадобится карта. Вам от неё нужны крупные схемы городов, которые планируете посетить, и полномасштабная карта всей страны. Карта может быть трёх видов: бумажной, в виде приложения на телефоне и в виде карты в Интернет.
Бумажные карты часто содержатся в путеводителях. Также их можно купить отдельно в том же книжном магазине. Достоинство этих карт в том, что они всегда под рукой. В остальном же - только одни минусы. Основной же недостаток - это невозможность GPS-позиционирования. Дело в том, что названия мест на указателях не всегда даже пишутся на английском и порой очень сложно понять где ты находишься. Возможность определить свои координаты на лету оказалась очень востребованной. Так что имейте это ввиду.
Если будете обладать мобильным Интернетом (см. соответствующий раздел), то карта вас вовсе не нужна. Вместо неё лучше использовать сервис
http://maps.google.com. Яндекс.Карты, к сожалению, даже не имеет детальной карты Токио (чего уж говорить об остальных городах).
Если же Интернета не будет, то обзаведитесь мобильным приложением с возможностью кеширования карт (кеш сделайте, естественно, дома). Однако, практика показала, что таких приложений очень мало, да и реализация их по большей части убогая.
Другие советы
Не планируйтесь "под завязку", всегда имейте 1-2 дня в запасе (Токио - гигантский город и тут всегда найдёте как убить время). Практика показывает, что отклонение от маршрута происходит почти всегда (вопрос только в степени отклонения) - например, в последний раз мы отменили посещение Хаконе из-за плохой погоды.
Краткий перечень маршрутов
Также краткий перечень основных маршрутов с достопримечательностями (это капля в море, но может кому-то подойдёт в виде скелета):
Токио:
токийская башня (смотровая) здание городского муниципалитета (бесплатная смотровая) Асакуса (сувенирная ярмарка, храм Сэнсодзи, здание компании АСАХИ) токийский рыбный рынок зоопарк (станция Уэно) район Щинджюку, Гинза (небоскрёбы и вообще красиво) станция Щибуя (памятник Хатико, самый большой перекрёсток) район Мидзумаэ (много кавайной молодёжи) Роппонги (памятник гигантскому пауку) Императорский дворец парки.. Киото:
Золотой павильон Серебряный павильон телебашня Киото (возле вокзала) район Гион святилище Фущими рынок парки, храмы.. Осака:
осакский замок океанариум колесо обозрения смотровая башня с открытой крышей (без стекла) (Umeda Sky Building) парки, храмы.. Нара:
ручные олени в парке Щирахама:
океан и пляжи онсены Хаконе:
сероводородные источники онсены вид на Фудзи .. Нагано:
обезьяны в онсенах (купаются обезьяны там только зимой, летом им жарко) Транспорт
После того как определитесь с местами посещений, следует понять как будете перемещаться по стране, сколько времени займёт и во что это в итоге встанет. Вот тут начинается один из сложных моментов.
В Японии лучше всего перемещаться железнодорожным транспортом. Автобусами перемещаться дешевле, но в случае наземного городского транспорта много сложностей с объяснением, а междугородний автотранспорт ездит в разы дольше железнодорожного (а для туриста время, пожалуй, дороже денег). Поэтому автобусы тут не рассматриваю.
Так вот, если сделать ряд упрощений (которые, думаю, будут уместны), то железнодорожный транспорт делится на городской/пригородный (метро) и междугородний. Почти весь междугородний транспорт и незначительная часть городского транспорта (метро) осуществляется альянсом Japan Railways (JR)
Метро и пригород
В случае с метро обязательно запаситесь картами метро и линий JR (по сути то же метро, но у них своя карта) по всем городам, где будете прибывать. Вполне достаточно JPG карты в виде картинки на мобильный телефон (коммуникатор). Самый идеальный вариант - это карта с названиями станций с кандзи (иероглифами) и расшифровкой на латинице. Одной латиницы как правило недостаточно. Типичная ситуация: вы знаете название конечного пункта (на латинице), но смотрите на карту цен (что висит на станции метро) и не понимаете сколько стоит доехать до нужного пункта, т.к. там висит карта с надписями на кандзи (тут сможете определить хотя бы по кандзи - долго, но реально).
Плавно подошли к тарификации. Токийские городские линии электропоездов (метро) - это не отечественный метрополитен. Здесь нельзя войти в метро и ехать куда угодно. Более того линии метрополитена одного города могут принадлежать разным компаниям (на примере Токио это и JR, и TOEI Line, и Tokyo Metro Line, и пр.) и переходы между ними тарифицируются отдельно. Переход между линиями метро конечно же максимально упрощён и зачастую бывает возможность купить билет проезда по линиям нескольких "хозяйственников", но всё-таки - это чтобы знали. Сначала будет трудно, потом поймёте принцип работы, а затем не захотите мыслить по-"метрополитеновски" :)
Все билеты приобретаются в аппарате. Ест аппарат и мелочь (1-, 5- и 10-йеновые монеты не принимает, ровно как и любые другие аппараты), и бумажные деньги. Сдачу даёт также и монетами, и бумагой. Процесс простой - выбираете кол-во пассажиров (слева иконка с 1 или 2 человечками, но для простоты пользуйте одинарные), а на основном экране сумму поездки. Аппарат выдаёт небольшой прямоугольный бумажный жетон. Его вы суёте в турникет (картинкой вверх и не важно какой стороной) и (ВНИМАНИЕ!) забираете его с другой стороны турникета. Когда будете выходить со станции суёте этот же билет в турникет выхода (тут билет как правило уже не возвращается).
Если вы вдруг недоплатите денег (или же переплатите), при выходе есть автоматы окончательного расчёта. Т.е. если вы сомневаетесь в том, что заплатили достаточно денег за проход, на выходе вы можете проверить билет. Если денег недостаточно для выхода, аппарат скажет сколько нужно доплатить и выдаст выходной билет после уплаты. Если же вы вдруг переплатили, то аппарат вернёт разницу (так вот!).
Междугородний транспорт
Междугородний транспорт - это в основном JR. Тут также приобретаются билеты, правда уже не в автоматах, а у операторов (обозначены как JR Ticket Office). Также суёте билет в турникет на входе, забираете его, затем в пути следования его ещё раз смотрит кондуктор и затем суёте в турникет на выходе.
В междугороднем транспорте имеется разделение по типам мест - с резервированием мест (т.е. выдаются конкретные места и тут 2 класса - GREEN CAR (первый класс) и обычные) и без резервирования (без мест). Места с резервированием как правило в 1,5 раза дороже (первый класс, разумеется, ещё дороже). Под места без резервирования отводятся специальные вагоны (для скоростного Щинкансен места без резервирования как правило в 1-4 вагонах, конкретно обычно пишется как на табло прибывающих поездов, так и на самих вагонах) и тут как правило садишься там, где есть место или же едешь стоя. Также если видите, что места нет, а сесть хочется, то можно попросить кондуктора вас посадить (но это он сделает с вами сам до того как только успеете об этом подумать, если места найдутся).
Междугородний транспорт принципиально бывает 2-х видов - обычные поезда (которые сами по себе бывают LOCAL (самый медленный) и несколько экспрессов (эти быстрее)) и мегаскоростные поезда Щинкансен (аналог нашего Сапсана). LOCAL как правило мест с резервированием не имеет (только экспрессы и Щинкансен). При проезде на Щинкансене есть небольшая плюшка, по приезду в Токио турникет обычно отдаёт билет и по нему можно ещё проехать бесплатно на метро (просто кормите билет от Щинкансена в турникет метрополитена), но это только после проезда на Щинкансене и только в Токио (и только в случае, если вы купили билет, а не получили по JR PASS, но об этом позже).
Прокладка маршрутов проезда
После всей этой каши немного радости. Есть такой вот ресурс:
http://www.hyperdia.com Здесь вы сможете рассчитать стоимость и время проезда от одной станции до другой. Причём под станциями понимаются любые остановки рельсового транспорта. Т.е. можете забить маршрут от такой-то станции метро в одном городе до такой-то станции метро в другом городе. Инструмент покажет стоимость проезда, время, пересадки, названия станций пересадок, линий и платформ (в общем, всё, что только можно пожелать). Маршруты строятся по реальным датам и реальным расписаниям следования (а ходят поезда с поразительной точностью). Это крайне ценный ресурс не только для планирования поездки, но и для повседневного использования. Тут, обратите внимание, что есть некоторая особенность в использовании инструмента. Если вы смотрите проезд на скоростном Щинкансен (или другой, где есть резервирование мест), то у вас будет указана базовая стоимость проезда и рядом справа будет окошко с опциональной стоимостью (что эта наценка точно означает так и не понял, может сезонный коэффициент или ещё что). Это как правило уточнение стоимости и имеет разную цену в зависимости от типа вагона - вагон 1-го класса, обычные места с резервированием или места без резервирования. Так вот для определения окончательной стоимости проезда вам всегда нужно складывать обе суммы (и левую, и правую).
Мобильной тулзы, к сожалению, не нашёл, поэтому пользовал через браузер (в принципе, никаких неудобств не ощутил).
Кстати сказать, не надейтесь, что вам будет достаточно записать на бумагу весь дневной маршрут и с ним бродить весь день. Специфика перемещений по городу в реальных условиях подобна броуновскому движению и иногда проще дойти до другой станции метро или что-до вдруг решите посмотреть в стороне от маршрута и оттуда уже нужно будет уезжать (это я снова о том, что мобильный интернет очень выручает).
Оптимизация маршрута
А теперь самое главное. Я описал принцип работы железнодорожного транспорта, но есть варианты его оптимизации:
JR PASS
JR PASS - это проездной билет на большинство видов поездов линий JR. Карту линий и примерную стоимость можно посмотреть
http://www.japanrailpass.net/eng/en001.html. Билет выдаётся на 1, 2 и более недель. Купить билет можно ТОЛЬКО за пределами Японии в аккредитованых туркомпаниях. Если вы уже в Японии, то билет купить не сможете. Стоит билет недёшево и как правило немного дороже, чем рекомендованная цена на сайте. Во всех турагентствах билет стоит примерно одинаково и выписывается в течение 5 минут. Но несмотря на высокую стоимость, билет окупается с лихвой, если вы планируете более менее ощутимо перемещаться по стране. Для примера, я брал недельный JR PASS и его стоимость оказалась сопоставимой с проездом на Щинкансене от Токио до Киото (Осаки) и обратно (места с резервированием). Так что билет окупился даже на одной поездке.
По приезду в Японию вам нужно активировать JR PASS и с этого момента пойдёт срок его использования. Активировать его нужно в специальных кассах обмена, которые есть почти на всех крупных вокзалах (с билетом будет дан буклет, там достаточно информации об этом). Не активируйте проездной сразу, если его срок меньше дней пребывания. Вот мой пример: у меня было 14 дней пребывания и маршрут я спланировал таким образом, что основные перемещения вышли на 7 дней. Я купил недельный билет и активировал в день отправления по дальнему маршруту. Остальное время перемещался за живые деньги, т.к. по расчётам JR PASS выходил дороже (хотя реально оказалось наоборот). Другими словами, если видите, что JR PASS выгоднее или даже выходит чуть-чуть дороже, чем покупка билетов по факту, берите проездной не раздумывая!
Проезд по JR PASS немого отличается от процедуры по билетам "за деньги". Если перемещаетесь по линиям JR по городу или по пригороду, то билет достаточно показать дежурному у турникетов и он вас просто пропустит (также и на выходе). Если же пользуете междугородние линии, то идёте в кассу, но вместо денег показываете JR PASS. Вам выдают билет с местами (т.е. тут вы всегда будете сидеть), далее вы идёте к турникету и показываете билет вместе(!) с JR PASS дежурному (не пытайтесь засунуть выданный проездной в турникет). Выход на станции назначения аналогичен - выданный билет + JR PASS предъявляется дежурному у турникетов.
Тут ещё добавлю (правда это пересекается с разделом по поиску отелей). Если у вас будет JR PASS, то старайтесь искать жилище рядом со станциями, где есть JR (на карте Google это иконка электровоза, у метро другие обозначения). Это позволит существенно сэкономить на городских перемещениях (так, в Осаке мне удалось сэкономить более половины суммы на городские перемещения, примерно также и в Токио).
FUJI HAKONE PASS
Это по сути аналог JR PASS, но не от JR и суть его в удешевлении транспорта в популярное место Хаконе. В проездной входит стоимость почти на все виды транспорта в этом районе - поезд, автобус, паром. Тут можно посмотреть подробности:
http://www.odakyu.jp/english/freepass/fujihakone.html Прочий транспорт
Немного о других видах транспорта. В Японии есть такси и его много. Все работают по счётчику и довольно дорого стоят. Если у вас группа в 3-4 человека, то выгоднее может стать перемещаться и на такси. Английского таксисты почти не знают, поэтому вам нужно будет либо указывать пункт назначения на карте, либо показывать его написание (например, визитка гостиницы, в которой вы остановились). Есть ещё автобусы (как писал выше), но тут вам в помощь Google и путеводители.
Выбор авиакомпании
После того как появится понимание по маршруту, можно покупать авиабилеты. Есть несколько путей попасть в Японию - прямой перелёт (Аэрофлот) и стыковочный (все остальные случаи).
Билеты рекомендую покупать заранее, так выходит гораздо дешевле. Я беру обычно за 6-12 месяцев и ценник выходит 20-25 крубов на человека в оба конца. Если билеты брать за месяц и позже, то ценник как правило выше в 1,5-3 раза.
С прямым перелётом всё понятно - сел, поспал и прилетел (9,5 часов лётного времени). Стыковочный перелёт заслуживает, пожалуй, большего внимания.
Если хорошо спланируетесь, то нахаляву, не получая визы, можете посетить ещё одну страну. Что я имею ввиду. Летел я недавно Гонг-Конгскими авиалиниями и окно между рейсами было 12 часов. Я спокойно смог выйти из буферной зоны, 5 часов погулял по Гонг-Конгу и вернулся обратно в аэропорт. Так что когда будете выбирать авиакомпанию, не спешите расстраиваться большому стыковочному окну - минус можно превратить в плюс (тут главное не опоздать на стыковку).
Пожалуй, ещё небольшой нюанс. При стыковочном рейсе в аэропорту Токио будут спрашивать докуда багаж (то же спрашивают и в Москве, но с русским, думаю, разберётесь), до Москвы или до места стыковки. Выбирайте, естественно, Москву (если в стыковке багаж, конечно, не понадобится).
Помимо того, что стыковка - это довольно большая потеря времени, тут есть и ещё один минус. В аэропорту начального отправления Токио (Москва) вам не продадут товары Duty Free - сможете их купить только в зоне стыковочного аэропорта (по крайней мере я попал на это в Токио, в Москве не покупал).
Отели
После того, как у вас появится видение по маршруту и будут на руках авиабилеты (билеты можно взять и позже, но, как писал, это будет дороже), самое время заказывать гостиницы. Причём делать это надо тоже как можно раньше. Для примера, если вы хотите приехать в Японию на красные клёны (конец ноября), то в конце сентября доступных отелей в Киото уже не найти.
Заказ отелей - это совершенно простая процедура, которой не стоит бояться. Бронировать отели можно как напрямую на сайте отелей, так и через букинговые агентства. Заказ напрямую через сайты не рекомендую. Во-первых ценники там зачастую выше, чем в этом же отеле, но через букинговый сайт (у меня разница доходила до 2-х раз), во-вторых большинство японских гостиниц попросту не имеют интернет-представленности, а если и имеют, то редко имеют англоязычную страничку. В-третьих, через букинговый сайт можно посмотреть отзывы по конкретным отелям и что ещё немаловажно - все бронирования на путешествие будут собраны в одном месте.
Ещё раз повторюсь, в букинговых агентствах нет ничего страшного - главное пользовать проверенные.
Букинговые агентства
Всемирно известные букеры TripAdvisor совершенно никак мне не смогли помочь. Во-первых интерфейс и инструментарий оказался непроходимым (для меня), а во-вторых все предложения по отелям выходит на японском языке, чего от них не ожидал. На помощь пришёл другой аналогичный сервис, о котором и напишу:
https://www.travellerspoint.com Сервис оказался крайне простым и удобным - забиваете нужные даты, страну, город и он выдаёт все РЕАЛЬНЫЕ предложения на интересующие даты. Там же можно отсортировать предложения по цене и типу (например, отели или хостелы), там же перечень сервисов отеля, фотографии, цены и отзывы.
Процедура бронирования также простая. В выбранном варианте нажимаете "BOOK" и переходите к процедуре оплаты, где вам нужно будет вбить данные платёжной карты. За бронирование с вас снимут 10% стоимости за номер +2$ в виде комиссии букинговому сервису (причём 2$ - это независимо от стоимости отеля и срока пребывания; согласитесь, что это немного). Если вы отмените бронирование, то теоретически сумма будет возвращена (если отмена происходит не ранее, чем за 2 дня до заселения, в противном случае ничего не вернут). При заезде в отель вам останется заплатить 90% суммы в японский йенах (цена фиксируется при бронировании).
Также обращайте внимание на такой термин как "Комендантский час". Некоторые (по большей части провинциальные) отели устанавливают этот комендантский час и это значит, что после этого времени попасть в отель невозможно. Это бывает редко, но всё-таки.
Помимо указанного агентства есть ещё ряд ресурсов, которые могут быть полезными:
http://www.jalan.net/en - японские букеры
http://www.toyoko-inn.com - крупная сеть недорогих отелей. Их разбирают очень быстро и для совсем хороших цен нужно стать каким-то членом. Думаю, разберётесь.
Как вначале писал, отели нужно бронировать заранее, ибо потом будет дороже или вообще не найдёте. Вот мой пример: при заказе отелей за 1-2 дня цена за двойной номер у меня выходила в 7500-10000 йен. Если же я заказывал такой же номер, но за неделю, то мне это выходило в 5500-7000 (тут мне повезло, т.к. дело было в сентябре - этакое межсезонье и туристов не так много). Это всё ценники за нормальный номер в центре или относительном центре и шаговой доступности до метро. Причём ценники везде примерно одинаковые (единственное, что в Киото и ряде слабонаселённых туристических мекк они несколько дороже).
Информацию по брони систематизируйте по датам, названиям и контактным данным гостиниц. Это вам может понадобиться на этапе получения визы и в процессе прохождения паспортно-таможенного контроля.
Виза
Самостоятельно получить японскую туристическую визу нереально. Исключение составляют случаи, если гражданин Японии будет вашим поручителем - в этом случае визу сможете получить быстро и бесплатно (1-2 недели), но и тут не всё просто. Я, например, самостоятельно получал рабочую визу (поручителем была приглашающая компания) и процесс занял почти 2 месяца (пришлось даже сдавать билеты).
В общем, без поручителя никак. Всё оттого, что японцы считают, что если вы турист, то либо к кому-то конкретно едете (тогда у вас будет поручитель), либо едете организованной группой от аккредитованной туристической компании (в этом случае поручаться за вас будет эта контора). Диких и свободно перемещающихся туристов (к коим, например, принадлежу я) в Японии дэ юрэ не существует.
Поэтому, если у вас есть поручитель, то вопросами визы, как я уже писал выше, вы вполне можете заниматься самостоятельно (на сайте японского консульства в России всё подробно написано). В остальных случаях это за вас делает тур-агентство и вы поедете по разработанному ей туристическому маршруту (с учётом ваших предпочтений) и будете останавливаться в забронированной ею отелях (в случае дорогих туров, вас всегда будет ещё сопровождать и гид). По мне это не так интересно и гораздо дороже (хотя бы те же отели и авиабилеты).
Спросите а как же быть, если имеете свой маршрут, не нуждаетесь в гидах и хороводах и самостоятельно выбираете отели? Выход есть, правда немного "русский". Тур-агентства создают вам фиктивный маршрут и бронируют по нему отели. Под этот маршрут получают визу, после чего аннулируют забронированные отели с какой-то комиссией. Поэтому стоимость "голой" визы немного дороже (примерно на величину упомянутых комиссионных издержек по отелям). Может быть "голая" виза выйдет дешевле, если у вас уже будет список забронированных вами отелей (процедуру бронирования описал выше), но это нужно уже у агентств спрашивать, сам не пробовал.
Выбор тур-агентства
Многие тур-агентства могут пугать, что "голая виза" - это нелегально и опасно неполучением визы вообще. Делают это в основном затем, чтобы впарить вам вместе с визой ещё и свой маршрут, отели и билеты со своей добавленной стоимостью (это выше я уже описал). Смело разворачивайтесь и идите к другим.
Выбирать тур-агентство тоже нужно с головой, т.к. даже в случае, когда вопросами визы занимается агентство, это вам не гарантирует быстрых сроков её получения. Моим знакомым тур-агентство (называть не буду, но одни из крупнейших по этому направлению) делало визу более месяца, причём те навязали свои отели и вопреки требованиям клиента заказали номера без удобств по ценам, более чем в 2 раза выше, нежели я заказывал самостоятельно (о заказе отелей см. выше отдельный раздел). Мне же посчастливилось столкнуться с настоящими профессионалами из КИРТУР (
http://www.kirtour.ru). У меня была уникальная ситуация - я прилетал из Японии в воскресенье, а уже в следующую субботу нужно было улетать туда снова (т.е. на получение визы у меня было всего 5 рабочих дней). По почте я заранее заполнил все формы и в понедельник поставил лишь подписи и довёз необходимые документы. В четверг вечером у меня уже была виза, причём без необходимости составлять какой-то маршрут и бронировать через них отели. Денег взяли не дороже рынка.
Интернет
После вышеперечисленного можете себя поздравить - вы полностью готовы к путешествию!
Однако есть огромная ложка дёгтя, о которой я ещё не сказал - это интернет и роуминг на мобильную связь. Без интернета комфортно существовать там совершенно невозможно. Если ты едешь с группой, то обладаешь достаточной информированностью, но одному без канала в облако - просто вилы (узнать где находишься, узнать что рядом, какое метро рядом, как неожиданно куда-нибудь проехать и т.д.). Так что этот пункт крайне важен при планировании самостоятельного путешествия.
Вся прелесть в том, что интернет-трафик от российских мобильных операторов поистине золотой и о его использовании категорически не может быть и речи, какими бы скидками они ни кормили. В прошлые разы, когда был в Японии, приходилось довольствоваться лишь интернетом в отелях и редкими открытыми хотспотами на улицах. Интернет в гостиницах не особо скоростной, к этому будьте готовы, да и не всегда их точки исправно ловят (часто, кстати, дают шланг и никакого "воздуха"). Уличных же открытых хотспотов настолько ничтожно мало, что можно считать, что их нет (кстати, в Макдаках интернета я там не видел).
С другой стороны в Японии очень сильно развиты сети провайдеров WiMAX. Но проблема вся в том, что иностранцам, не проживающим постоянно на территории Японии этот интернет они не дают, так что приходилось только посасывать лапу.
В эту поездку нашёл-таки контору (
http://wimax-in-japan.ru), которая предлагает японский WiMAX при отлёте из России. В итоге за относительно небольшие деньги в кармане получил постоянный и очень широкий канал (ощутимо быстрее, чем Yota). Ловит он там почти везде. В любом случае, если это более менее ощутимый населённый пункт, ловит нормально.
Как коллеги и заявляли, балалайка позволяет без проблем делать видеозвонки через скайп (про айдио даже молчу) и выкладывать ролики (правда с большими роликами всё-таки не так просто, т.к. если движешься и модем прыгает на другую вышку, иногда были сбои). Но 50 Мб на мордокнигу выкладывал (правда пришлось 10-15 минут покурить бамбук на лавочке). В общем, для меня это оказалось спасительным решением.
Связь
Роуминг
С мобильной связью всё несколько проще. Тарифы отечественных операторов не такие заоблачные, но всё же дико дорогие (т.е. до того, чтобы пришлось закладывать душу дело скорее всего не дойдёт, но с почкой расстаться всё же придётся :)). По мне, так тарифы всё равно непригодны для использования.
По прилёту сразу же начинается сыпаться град СМС с уговорами потратить много бабла в роуминге (вытаскивайте симку сразу, если не сделали этого перед вылетом). Но если вы решили всё-таки пользовать роуминг, то не поленитесь ещё перед вылетом проверить, чтобы у вас в телефоне была выключена возможность использования сотовых данных и/или выключен роуминг данных. Также не забудьте в тех же настройках сети включить 3G (телефон, естественно, 3G должен поддерживать), иначе не сможете найти сеть (сети старого поколения, типа наших, там давно не используются - только 3G!!).
Если отечественного роуминга не хотите, то выход есть, причём не один:
туристические SIM-карты покупка одноразового телефона в Японии звонки через Интернет Туристические SIM-карты
Все, наверное, знают, о конторах предлагающих SIM-карты для путешественников. Если погуглить, то несколько контор легко найдёте. Тарифы примерно у всех одинаковы, отличаются лишь набором фенек, плюшек и бантиков. Я пользовал SIM-TRAVEL (
http://www.sim-travel.ru).
У большинства из них есть замечательные возможности переадресации, так что вам в Японию смогут дозваниваться по российскому номеру по очень демократичным для вас тарифам.
Опыт пользования ими небольшой, поэтому могу быть очень субъективным. В моём случае с телефоном происходили какие-то странности. Если я набирал чей-то номер, то тут же мне на телефон приходил вызов от меня же. Методом тыка пришёл к тому, что нужно было принимать этот звонок "от себя же" и уже после этого начинался набор нужного мне номера. В общем, неудобно, но в целом работало.
Купить SIM-TRAVEL очень просто - можете купить тариф прямо в аэропорту или заказать домой бесплатного курьера.
Покупка одноразового телефона в Японии
Как уже говорил, купить отдельную SIM-карту и вставить в свой телефон гайдзину нереально (все телефоны там "залоченные" и продаются как правило с кредитным контрактом).
Вроде бы как есть возможность купить там одноразовый телефон, но я, честно сказать, сам нигде не видел мест продажи таких аппаратов. В любом случае, учитывая ограниченность мест продажи такого телефона и незнание языка, не советовал бы надеяться на этот вариант.
Звонки через Интернет
Тут мы возвращаемся на раздел Интернета. Через несколько дней невнятной работы SIM-TRAVEL попробовал пользоваться Скайпом со сматфона. Всё оказалось очень неплохо - связь хорошая, тарифы самого Скайпа (если звонить на обычные и мобильные телефоны) вроде бы даже дешевле, чем SIM-TRAVEL (не забудьте при отъезде положить денег на Скайп). Также не забывайте о том, что Скайп - это бесплатная связь, если звоните другому абоненту Скайпа + такая же бесплатная видеосвязь.
Но и со Скайпом не всё и не всегда было гладко (считаю важным сказать). Звонки абонентам Скайпа и на городские (стационарные) телефоны проходят в отличном качестве. Однако в случае со звонками на мобильные номера от отечественной святой ТРОИЦЫ, были случаи резкого ухудшения связи. Сделал вывод, что эти подлецы намеренно режут качество входящих со Скайпа звонков. Если же звонить на мобильные номера других стран - всё в порядке. Я не говорю, что это проявлялось при каждом звонке, но такое было, будьте к этому готовы.
ПЕРЕЛЁТ
Нюансы отношений с авиакомпаниями
Имейте ввиду следующее. Во-первых, если вылетаете Аэрофлотом, закладывайтесь на традиционный нам шмон (досмотр) и прибывайте в аэропорт минимум за 2 часа до вылета (особенно актуально для рейса Токио-Москва, который приходится на час-пик по вылетам и очереди огромные). Во-вторых, имейте ввиду, что даже если вы летите парой, наш любимый Аэрофлот с недавнего времени не суммирует багаж по пассажирам, т.е. если на двоих норма 46 кг (по 23 на каждого), а у вас всего один чемодан на 30 кг, вам придётся оплачивать 7 кг "сверхгруза". Оплата сверхгруза только в йенах (про баксы забудьте - или кэш, или карта). Мне в Нарите японские "аэрофлотовцы" за перевес в 9 кг насчитали более 25000 йен (хотя согласно правилам Аэрофлота должны были содрать не более $100, что в 3 раза меньше), но спорить времени не было, а уже от наших гомодрилов в Шереметьево получить компенсацию оказалось нереальным (но это уже отдельная история).
С арабскими авиалиниями или с китайцами шмон (по крайней мере на обратных рейсах) заметно меньше и всё проходит очень быстро (не нужно даже разуваться и снимать ремень, если летите оттуда).
Пересечение границы
Перед самим вылетом сразу же отключаете в телефонах сотовые данные и роуминг данных (но это относится не столько к Японии, а вообще к любым пересечениям границ), дабы по возвращении на Родину не сделать отечественных операторов на несколько миллионов рублей богаче :)
В самолёте Москва-Токио вам будет выдана иммиграционная карта. По заполнению там всё вроде бы понятно. Адрес пребывания пишите первую по списку гостиницу, в которую будете заезжать. Там же оставьте их контактный телефон и адрес на английском.
По прилёту перед таможенной зоной нужно будет ещё заполнить один листок. Там по сути дублирующаяся информация о ФИО, номере рейса, месте пребывания и пр.. Также там нужно указать примерное кол-во денег с собой. На самом посту могут спросить цель - отвечаете, что туризм. Также могут спросить где именно планируете быть. Тут я не знаю что отвечать - правду или лгать. Я отвечал, что только Токио и окрестности (Tokyo and nearbyes). Ход моих мыслей был довольно простой - если бы вдался в детали, вероятность уточнить была бы у них больше, а это всё сразу усложняло бы. С другой стороны, если скажете, что только Токио, а проверят и выяснится, что и другие города, то это тоже нестыковка (но все эти проверки настолько маловероятны, что просто не заморачивайтесь на этом).. В общем, идите по линии наименьшего сопротивления. При напряжных ситуациях просто включайте вакаримасен (не понимаю) и всё.
И уже на самом выходе могут попросить открыть чемоданы и проверить что там. Но это уже совсем мелочи.
Прочее
Из аэропорта Нарита до города можно добраться на NARITA SKY LINER или других более дешёвых, но тихоходных электропоездах. Но за этим вам в раздел "Транспорт".
Поздравляю, вы в Японии!!
Да, и ещё, делая крупные покупки, не забывайте о такс-фри (НДС в Японии 5%). Такс-фри можно просить, кажется, с сумм свыше 10500 йен (покупки можно суммировать, если это один магазин). На услуги такс-фри не действует.
Продолжение следует..
Пожелания, уточнения, дополнения приветствуются. При цитировании обязательно указывать первоисточник.