"В пятом часу пополудни, отмахав верст тридцать, свернули с тракта на узкий проселок. Места тут были совсем дикие, во всяком случае, нога европейца сюда явно не ступала. Никаких примет западной цивилизации в маленьких, убогих деревеньках глаз Фандорина не обнаруживал. Ребятишки и взрослые, разинув рты, пялились не только на велосипед, но и на круглоглазого, диковинно одетого человека. И это всего в нескольких часах езды от Йокогамы! Лишь теперь титулярный советник начал осознавать, как тонок лак модернизации, которым властители наскоро покрыли фасад древней империи". Б.Акунин, "Алмазная колесница"
Фандорин побывал в Японии в начале эпохи Мэйдзи, около 130 лет назад, а много ли изменилось с тех пор. Да, слой "лака модернизации" стал чуть-чуть толще, а все равно в нескольких часах езды от Токио, или Осака, или Йокогамы можно запросто попасть в места, где иностранцев в глаза не видели. И смотрят также, только что не разинув рот. Хотя с ребятишек станется.
Тонкий лак модернизации покрывает территорию страны, но то же самое можно сказать и про мировоззрение японцев. Только лак этот покрывает не дикость, а своеобразное отношение к жизни, он является тонкой прокладкой для облегчения общения с внешним миром, и защитой для внутреннего мира, которым так гордятся японцы. Этот мир - любовь к природе, к своему родному краю, называемому фурусато, к знакомому с детства порядку, еде и человеческим отношениям.
А нам, добровольно оставившим свою фурусато, остается только смотреть на это, и безуспешно пытаться приспособить свои острые углы индивидуализма к круглой гармонии японского коллективизма. Кому как, конечно, но в основном в первую очередь иностранцев в Японии интересуют небоскребы, синкансэны, роботы, и уже потом традиционная архитектура, еда и жизненный уклад. Тогда как первое - это тонкий слой лака, а второе - суть. Хотя... стоит дочитать до конца.
Так вот, если "свернуть с тракта на узкий проселок" и ехать какое-то время по живописнейшим горным дорогам...
"Последние пять ри стоили вчерашних одиннадцати. Дорога сразу же круто
забрала вверх, стала петлять между холмами, которые тянулись все выше и выше
к небу".
2.
Забраться в самый центр Японских Альп...
3.
Перебраться через ручьи забвения...
4.
Преодолеть расщелины с ревущими водопадами...
5.
Оставляя за спиной полувысохшие от засушливого, хотя и влажного лета водохранилища...
6.
Пройти по дорожкам, специально сделанным зигзагом, чтобы по ним не могли пройти черти! (Любой японец вам скажет это на полном серьезе, хотя ни один из них не верит в чертей).
7.
Пройти по обезьяньим тропам вместе с японскими макаками...
8.
Познакомиться с мадонной, обнимающей младенца.
9.
То можно добраться до поселения Сиракава-го, мирового наследия Юнеско.
10.
Думаю, что Япония, которую увидел Фандорин в тридцати верстах от Йокогамы, выглядела именно так.
11.
12.
"На ночлег остановились в довольно большой деревне, расположенной на самом краю долины, - дальше начинались горы. Староста разместил "артель" в общинном доме - "рабочих" во дворе, "мастера" и "инженера" внутри. Соломенный пол, никакой мебели, дырявые стены из бумаги. Это, значит, и был хотэру, про который говорил утром Камата.
Фандорину вздумалось пройтись по деревне, но жители вели себя не лучше бонзы - дети с криком разбегались, женщины визжали, собаки заливались лаем, так что пришлось вернуться. Явился смущенный староста, много кланялся и извинялся, просил гайдзин-сана никуда не ходить."
13.
14.
Как обманчива внешность - гордая и красивейшая птица лебедь, оказывается, не брезгует полакомиться мертвечиной, дохлой рыбой.
15.
Этот магазинчик торгует сакэ, а главный шедевр хозяина - どぶろく羊羹 "мармелад с бормотухой"... Гм.
16.
Эта фотография получилась плоховато, но я хотел показать, какого диаметра достигают деревья в Японии. Очаг сделан из пня криптомерии метра полтора диаметром. И это далеко не предел.
17.
18.
Колокол в деревне старинного зодчества у городка Такаяма в местности Хида.
19.
И сам городок Такаяма, известный своим старинным центром и мраморной говядиной Хида.
20.
21.
К такому зубному врачу и зубы идти лечить приятно. Он еще и депутат...
22.
Инсталляция при входе в магазинчик всякой мишуры.
23.
В прошлом году в одном храме в Камакура пожилой монах ведет экскурсию, 10 японцев и ваш покорный слуга. На территории храма старинный японский дом. Монах спрашивает: "Кто хотел бы жить в таком доме?" Как видно, вопрос стандартный, в ожидании ответа "Хотим, хотим", с тем чтобы затем огорошить слушателей: "Ничего хорошего в старинном японском доме нет. Зимой холодно, летом жарко, дым и комары..." Но в этот день монаху не повезло, ни один японец, несмотря на то, что были люди близкие к пожилому поколению, не сказал, что хотел бы жить в подобной обстановке...
24.
Те, кто дочитает до конца, может быть попытается найти вывод, "сатиру и мораль". А их нет. И даже если бы были, никому не помогли бы, а только подлили масла в огонь. Поэтому лучше просто смотреть на фотографии и глубоко не задумываться, чтобы не заплутать в дзэнских парадоксах.