ЖЖ комментрий на Мегилат Эстер.

Feb 27, 2018 17:00

Часть первая.

Для лиц с интернет зависимостью.

Как правило, в комментариях на русском (и не только) очень любят обороты типа "Мальбим считает, что...". А от этого у неподготовленного человека сразу начинают сыпаться из глаз магендавиды, и так и рвется наружу некультурный возглас "ниасилил". Люди такого уровня, которым интересно такое, обычно уже не очень-то читают по-русски и, уж конечно, не проводят время изучая френдленту. То есть такие, нормальные комментарии очень важно читать, даже если это требует усилий, чтобы натренироваться и начать уже что-нибудь понимать. Но что же делать еврею, когда Пурим на носу, а Мегила не изучена?

К тому же, для лиц с ЖЖ зависимостью следует писать специальным образом - короткими отрывками, чтобы не тянуло убрать под кат.

(звездочки разделяют отдельные посты)

* * *

Итак. Ахашверош был очень умный, в противоположность тому, что о нем думают наши братья"хилоним". Существует, разумеется, и мнение, что он был дурак, но мы здесь будем рассматривать не его.
Как мы видим из начала Мегилы, Ахашверош сумел захватить власть над ста двадцатью семью странами, практически всем миром, и это - уже к третьему году царствования. При том, что предшественника зарезали.
Понятно, что проделать такое военной силой он бы никак не успел. Отсюда понятно, что он был выдающимся мастером интриги. И если мы посмотрим на дальнейшее предполагая, что Ахашверош был умный и хитрый, то увидим немало интересного.
.
А еще он был хевроман. Решил отпраздновать - и закатил такой пир! Полгода для приглашенных, а потом - еще неделя для всей столицы. Чему он так сильно обрадовался? Следите за публикациями.

* * *

Так вот, Ахашверош страны-то покорял, но душа его тосковала. Потому что он знал (естественно, тогда все это знали), что Всевышний обещал, что тот галут будет длиться 70 лет. А что было с Египтом и лично товарищем фараоном в предыдущий раз - тоже было общеизвестно... К тому же, имелосьпророчество Даниэля - ну, когда он сон разгадал Невуходенецару, что будет четыре глобальных империи, а после этого - все, мир поднашконтроль. А то, что Даниэль предсказал предыдущему царю - когда рука написала, что Мене мене текель уфарсин, и в ту же ночь наступил летальный исход - заставляла относиться к его пророчествам со всей серьезностью.

А надо сказать, что Ахашверош обсчитался. Он принял за момент начала галута не совсем правильную дату. Когда уже было плохо, но собственно изгнание еще не состоялось. И промахнулся он где-то на 17 лет, и получилось у него, что уже вот-вот... Обознатушки-перепрятушки. Так что Ахашверош сидел и дрожал. А когда неверно вычисленная им дата прошла, на радостях решил устроить пьянку.


* * *

Что мы можем понять из описания пира для всех жителей столицы?

והשתיה כדת אין אונס, то есть, пить никого насильно не заставляли. Из того, что Мегила это так подчеркивает, мы просекаем, что насчет прочего никакой добровольности не было. А именно, явка обязательна, царь же пригласил, а пить и веселиться - это уже кто как захочет. כרצון איש ואיש. Можешь сидет и грустить. Между прочим, было от чего. Потому что подавали там царское вино בכלי זהב וכלים מכלים שונים - и в этом ненужно длинном и повторяющемся описании посуды мы видим намек на посуду כלי זהב и др., награбленную в Бейт-аМикдаше. Которую использовать для Холь, да еще и бетумъа - строжайше запрещено и чревато. Да и вообще, веселиться, когда Бейт аМикдаш разрушен и разграблен, и гои используют посвященные предметы...

То есть, Ахашверош задумал избавиться от евреев совсем. Это логично, потому что по его подсчетам получилось, что Всевышний свое обещание, типа, отменил (уж не знаю, каким дураком надо быть, чтобы так подумать), а значит - вероятно он на евреев все еще сердится. Разве можно упустить такой случай!? Никак нельзя. Всю жизнь потом жалеть будешь...

Но Ахашверош мудро решает подстраховаться. Мало ли что. А вдруг из за них мне чего-нибудь будет. Он, действительно, был по своему умный.
И он не приказывает просто перебить евреев, хотя мог и хотел, а устраивает так, чтобы мы окончательно рассорились со Всевышним. Остальное, по его мнению, дело техники. Религиозный человек! То есть, это он думает, что окончательно, про силу тшувы ему не сообщили. А поскольку предыдущий царь схлопотал именно за то, что устроил пир с применением посуды из Бейт аМикдаша(см. Книгу Даниэля), то Ахашверошу было ясно, что надо делать.

И вот, он организовал, чтобы евреи Шушана сами, без принуждения, добровольно, пили из посуды, украденной из разрушенного Бейт аМикдаша и при этом еще и веселились. В принципе, никто их не заставлял. Прийти - заставляли, а пить - нет. (К слову сказать, если бы их поили насильно, то они и не были бы виноваты). А тут получается, что Ахашверош как бы и ни при чем. Они сами, все сами.

Вот и говорите после этого, что он не был умный...

* * *

За те семь дней запрещенного пирования евреи впоследствии постились три дня подряд. Почему именно такие цифры? Оставим вопросом.

Такое самоубийственное поведение (по крайней мере, части) евреев на пиру кажется несколько странным. Неужели не понимали, к чему это может привести? Уж если даже Ахашверош знал!

Надо отметить, что после того, как первый Бейт аМикдаш был разрушен, а иудеи изгнаны из Эрец Исраэль, были зкеним, которые объявили, что, как видно, Всевышний, за грехи наши, прекратил союз с нами. Нет, мол, ни Бейт аМикдаш, ни обещанной Эрец Исраэль, все, амба.
А вы думали, что копирайт на этот креатифф принадлежит христианам? Их тогда еще и в проекте-то не было.

"
Гора, которая висела над евреями во время принятия Торы на Синае, никуда не делась. Точно так же, как не прервался голос, произносящий עשרת הדברות.

Гора по прежнему висит над еврейским народом, и если мы пытаемся отделиться от Всевышнего, она начинает опускаться...

Еврейский народ жив совсем не в том смысле, в каком живы гои. Как известно, на Синае с каждой диброй души всех евреев отлетали, и Всевышний возвращал их, как при воскрешении умерших.
Евреи - потомки Ицхака, который был принесен в жертву и в материальном смысле как бы умер. Поэтому к Аврааму, Исраэлю, Моше в Торе встречается двойное обращение (Авраам, Авраам и т.д.), а к Ицхаку - нет.
Да и Авраам говорил про себя, что он "прах и пепел", и он должен был, по естественному ходу событий, сгореть в печке, куда его велел бросить Нимрод.

Таким образом, евреи живы только постольку, поскольку держат Тору. А в материальном, мирском смысле, мы не живы. Это, следует отметить, несравненно лучше, чем быть живыми в материальном смысле и мертвыми в духовном. Ну, мы этот выбор уже давно сделали.
А если евреи от Торы отходят - то что вы хотите от мира, от народов, когда они замечают, что среди них ходит труп? Естественно, этот мир старается поскорее превратить его в пепел.
Гора над головой - это совершенно естественное состояние. Если мы не соблюдаем Тору, то нас, просто, нет.

И суть Пурима в том, что как только евреи вернулись ко Всевышнему, снова приняли Тору, так все перевернулось к добру мгновенно.
"
Это было краткое изложение того, что я однажды понял из урока рава Моше Шапиро זצוק"ל.

* * *

Тут кто-нибудь может спросить: "Неужели какие-то евреи так занимали Ахашвероша, правившего жутким количеством огромных стран и народов?" На что мы можем ответить: "А когда было по другому?"

Интересно, что устраивая праздник по поводу того, что освобождение евреев - по его мнению - не состоялось, Ахашверош сделал первый шаг к тому, чтобы невольно принять в этом освобождении заметное участие. И его наследник оказался, по всей вероятности, сами понимаете кем по маме. Апдейт: хоть сам и не был евреем, вырос в атмосфере уважения к ним. Апдейт: таки да еврей, и не надо мне морочить голову.
И подписал еврейскому народу визу.

* * *

Разделавшись с еврейским вопросом, Ахашверош решил обустроить свою личную жизнь. И приказал привести царицу Вашти, одетую в царскую корону. Чтобы продемонстрировать всем, какая она у него красивая.
Поскольку царица появляется в общественных местах в короне by default, то мы понимаем, что подразумевалось, что только в короне, больше ни в чем. Как у Стругацких: "на пороге появился стройный мускулистый человек в мохнатой кепке и темных очках".

То есть, Ахашверош, как хлебосольный хозяин и джентельмен, пригласил жену, чтобы показать друганам, какая красивая у него баба, а она, чего-то, раскапризничалась и отказалась. Пришлось убить. А жаль, хорошая была жена, высокого качества.
С ног сбился, бедняга, пока замену подыскал.

Откуда мы знаем, что Вашти казнили, ведь прямо не сказано? Вот, упоминается, что потом, протрезвев, Ахашверош вспомнил и пригорюнился, бедняжка, но ничего сделать уже не смог. "Гоги, навэрно, сэгодна нэ придет. Я его зарэзал..."

В связи с чем невозможно не спросить: Ахашверош, что, с дуба рухнул?

И Вашти. Или она в оргиях не участвовала? Ну, прошлась бы там в короне, что ей стоило - она же не еврейка, не обязана быть ценуа. Опять же, по приказу короля, не просто так. Неужели не понимала, чем может закончиться?

Попробуем объяснить это в следующем посте.

* * *

Итак, чем же разозлила Ахашвероша жена, что он с ней так обошелся?

А дело в том, что Ахашверош был по происхождению конюхом, а она - генеральская дочь Навуходенецарова внучка. И царем он стал именно вследствие удачной женитьбы. Ну, там, спас он ее во время переворота. Романтические истории (Иван дурак, Бова королевич) не на пустом месте создавались.

И этот статус, что она - законная царица, а он при ней - приживала, хотя в душе и великий император, начинал уже Ахашвероша не устраивать. А Вашти не стеснялась напомнить. Вот, он, например, пир устроил - и она тоже устраивает пир, параллельно. Для женщин. И этим, как бы, намекает, что на самом деле власть передалась по женской линии, то есть, в сущности, принадлежит ей.
И Ахашверош решил, наконец, расставить точки над чем попало, и заставить жену признать перед всеми, кто в доме хозяин. Без одежды, очевидно, можно было заставить ходить только рабыню.

По этой же причине Вашти и не согласилась. А не из-за какой-то там ложной скромности.

Вот. А убивать он ее не собирался. Это по пьяни вышло. В состоянии аффекта.

* * *

В общем, сообразил Ахашверош, что Вашти не согласится добровольно переходить на положение наложницы, вплоть до развода, и как только психанул, и ка-ак только созвал парламент, и спрашивает: "Ну, что будем делать?"
Какая самоотверженная приверженность демократии! Даже обезумев - прежде всего, посоветовался с народом. Удивительно, все-таки, достойный и порядочный человек!?

На самом деле, местные крупные деятели знали, с кем имеют дело. И чтобы их самих в состоянии аффекта не почикали, они с самого начала провели закон, чтобы Ахашверош не мог принимать решения о казнях единолично, а только с их коллегиального дозволения. Это было, в общем-то, условием инагурации. А не то - импичмент.
Это не была простая осторожность. Они еще помнили времена Навуходенецара, который мог приказать убивать за улыбку. Это, как в России после Сталина (יש"ו) вот уже сколько поколений руководителей контролируют друг друга, чтобы главарь не мог принимать резкие решения совсем единолично. Всякой твари жить хочется.

Следует учитывать, что в момент прихода к власти, Ахашверош не был таким сильным, как пару лет спустя, и не согласиться не мог. И скоро мы увидим, как он научится обходить это нелепое ограничение.

* * *

Короче говоря, собрал Ахашверош парламент, и говорит: "Что следует сделать с Вашти?" В принципе, все сразу поняли, на что он намекает, потому что любое другое решение он мог бы принять и единолично.

Вообще-то это, конечно, не дело, когда царь собственную жену убить не может, не испрашивая позволения у парламента. Это принижение чести государя, когда он не в состоянии защитить себя сам. И к тому же, все прочие женщины, как увидят, что сам царь свою жену за невежливость наказать не в состоянии, и немедленно распоясаются. И местному руководству придется либо жаловаться на собственных жен своим же подчиненным и этим подрывать свой и государственный авторитет, либо молча сносить унижения, что еще хуже... Это же диверсия против государства и всего руководящего звена! А ведь любое действие, направленное против авторитета царя, задевает все государство и лично каждого из его руководителей. Из этого следует, что царя следует избавить от необходимости обращаться к парламенту в случаях, когда ему необходимо защитить себя и свою честь.

Примерно такую речь произнес Аман (который в этот момент именуется Мемухан, то есть, «подготовленный»), и очень своевременно. И нет никакого сомнения, что никакой договоренности тут не было, а продвинул его Ахашверош впоследствии исключительно за понятливость, преданность интересам короны и огромные организаторские способности.
Правильные политические экспромпты именно так и организуются.

И вот, парламент одобряет декретъ, что за деяния, направленные против короны, царь имеет право приказать казнить, ни с кем не советуясь. Тем более, что Вашти с ее феминизьмом давно уже всех достала.

* * *

Итак, с подачи Амана парламент разрешил Ахашверошу единолично принимать решения о ликвидации тех, кто покушается на его жизнь и честь.

Если мы забежим немного вперед, то обнаружим, что Аман именно через этот указ и попал. Когда протрезвевший Ахашверош вернулся из сада с твердым решением, что пора дурака менять, а Аман как раз хотел просить пощады у Эстер и свалился на ее ложе, то Ахашверош сказал - "הגם לכבוש את המלכה עמי בבית" - то есть, как раз подвел его под статью о попытке преступления против короны.
Иначе ведь пришлось бы созывать парламент и испрашивать согласия на казнь, и у Амана появился бы шанс выкрутиться. А он это умел. Да и сам Ахашверош наутро мог передумать. Подумаешь, жена, не в первой, а тут, все-таки, какой-никакой собутыльник... Супостат был весьма фраппирован, когда оказалось, что сейчас его будут казнить по закону, который он когда-то сам и протолкнул: "ופני המן חפו".

Кстати, Ахашверош все равно еще мог передумать. Пока то, пока се. Вряд ли экзекуцию стали бы проводить прямо ночью. Надо объявления напечатать, зрителей созвать... Но тут вошел Элияу, притворившийся Харвоной, и сообщил, что "Еще вот дерево, что сделал Аман для Мордехая, что говорил хорошо для царя..." (а откуда мы знаем, что Элияу? Этот Харвона пришел забирать Амана на пир к Эстер, когда Аман только что закончил обустраивать дерево, и, соответственно, знать об этом дереве ему было неоткуда. Вряд ли первый министр по дороге стал рассказывать слуге о своих планах. Вот мы и говорим "וגם חרבונה זכור לטוב" - ведь "זכור לטוב" Всевышний назвал Элияу).
Так вот, эту фразу можно понять, как обычно, а можно - что Аман говорил о дереве, что оно хорошо и для повешения царя. Что и дало Ахашверошу законную возможность и мотивацию разделаться с ним на месте, без проволочек.

* * *

Протрезвился Ахашверош и пригорюнился. Вспомнил Вашти. Он ведь ее, по своему, любил. Жизнью однажды рисковал, чтобы ее спасти. На кого, говорит, ты меня покинула? Жалко стало...

И тут ребята ему и посоветовали - давай, говорят, устроим конкурс. Соберем со всей империи красивых девушек, и выбирай себе. Паршивцы, вероятно, расчитывали, что съедутся провинцыалки, вот будет всему бомонду развлечение. Не понимали, наивные, что Ахашверош всех себе захапает.

И здесь можно углядеть, как велика разница между еврейским мелехом и нееврейским. В свое время, когда Давид состарился, ребята посоветовали взять ему пригожую девушку, чтобы о нем заботилась. Но, таки, одну, и по чисто практическим соображениям. Между еврейскими и нееврейскими ребятами, таки, тоже есть разница. Там еще упомянуто, что Давид ее не взял в жены. А что, без этого упоминания мы бы заподозрили, что он воспользовался ситуацией? Непонятно.

А потому что - вот, нееврейский царь натворил такое: в приказном порядке собрал со всей страны красивых девушек и демонстративно переспал с каждой. И это - совсем не нестандартное поведение. До не такого уж и давнего времени во многих странах у сюзеренов - даже не королей, а мелких властителей - было официально и открыто заведено "право первой ночи". А это, несомненно, гораздо хуже чем то, что сделал Ахашверош.

* * *

Уволил, значит, Ахашверош жену, и решил собрать самых красивых девушек империи и всех изнасиловать. По одной за ночь - а учитывая, что на Эстер он остановился только на седьмом году царствования, то есть, через несколько лет, получается немало... Псих? Это же какие комплексы надо иметь? Дедушка Фрейд весело пляшет и хлопает в ладоши.

Заскучал по жене и решил пойти по бабам? Так у него же наложницы были? Да и готовили кандидатку в течение года. Так что, это объяснение не проходит. Решил установить рекорд? Хотел продемонстрировать подданным, что их царь - ого-го, мэн крутой? А то, может, слухи какие про него ходили, что он - вовсе не конюх, а евнух, или еще как?

Кстати, небезызвестная сказка, на которой построена тысяча и одна ночь - очевидно, базируется имеенно на этом реальном случае. Только она уже доработана с учетом местной ментальности. Ахашверош, все-таки, наутро голову не рубил, как тот безумный падишах.

Кстати, в реальной жизни падишах долго бы не прожил. Потому что всех достал. Его упокоили бы родственники либо уже убитых девушек, либо - запланированных на будущее. А вот в случае с Ахашверошем - все было наоборот. Наложницы оставались гарантами примерного поведения их высокопоставленных родителей. Если убивают вельможу, понятно, что происходит с его гаремом? Даже две с лишним тысячи лет спустя в Персии было принято просто всех истреблять.
Так что, Ахашверош использовал повод собрать со всей империи в заложницы дочерей и родственниц важных персон (а простолюдинки в невесты царю, очевидно, и не приглашались. И Эстер попалась, видимо, из-за того, что Мордехай был представителем в парламенте). При этом у заложницы оставался шанс выиграть в эту лотерею и стать царицей. А отказываться было нельзя. Как же можно пренебречь царем? Это уже подрывная деятельность получается.

Так что, Ахашверош и это действие совершил для укрепления своей власти. И по ночам заботился о государстве... У царей рабочий день не нормирован.

* * *

Как ни странно, мобилизация девушек повторилась еще раз уже после того, как Эстер была избрана в царицы. Вдруг появляется такая фраза: "ובהקבץ בתולות שנית..." Есть, например, мнение, что это из-за того, что Эстер не соглашалась сказать, из какого она народа, и кто ее родня. А Ахашверошу очень хотелось это узнать, и он пытался ее шантажировать - не расколешься, мол, найду себе другую жену. Покладистую.

А Эстер, надо отметить, совсем и не напрашивалась... Однозначно говорится, что она была взята на этот конкурс, и потом - опять же, взята - в дом царя. И не попросила с собой ничего, кроме того, что заставили, хотя можно было брать все, что пожелаешь, и другие девицы своего не упускали. Надо отметить, что все, что пожелаешь, давалось только на дорогу до дома царя. А потом - все. А то на всех не напасешься.
Правила конкурса были такие, что после ночи с царем девиц отправляли в дом наложниц, и больше к царю они не попадали, кроме как если он их вызывал по имени. То есть, никогда. "Как, бишь, ту, с четырнадцатого августа прошлого года, кличут?.."
Но, несмотря на это, кандидатки чуть ли не бегом бежали в свою очередь. Видимо, из патриотизьму.

А вот Эстер шла, потому что заставили, и не надела украшений, кроме тех, что принудили, и в дальнейшем, очевидно, вела себя точно так же. Так почему Ахашверош выбрал именно Эстер? Конечно, потому что так хотел Всевышний, чтобы отвести наказание от еврейского народа. То есть, эта трагедия и унижение, что Эстер из королевской династии Шауля попала в плен к гою - как и все беды, которые наводит на нас Всевышний, была нужна для того, чтобы спасти нас от последствий наших же неправильных поступков.
Но Ахашверош-то что себе думал? Каковы были его мотивы, что он выбрал девушку, которая не рвалась к трону? А вот именно поэтому. Ему нужна была не вторая Вашти, а наоборот. Жена, которая не будет выпендриваться и пытаться отхватить свой кусок власти.

А они-то все старались продемонстрировать, как годятся в королевы.

И вот, после семи лет поисков, находится единственная девушка, которая королевой быть не желает. И украшениями не обвешивается (дешевле содержать). И не пытается окрутить...

Продолжение будет, אי"ה
Previous post Next post
Up