ЖЖ комментрий на Мегилат Эстер. Пятая часть.

Mar 01, 2018 04:10

Я иногда, вот, думаю, а как ощущали себя евреи из поколения Эстер в то время? Чуть больше, чем полстолетия прошло с величайшей катастрофы в истории еврейского народа, когда был разрушен Бейт аМикдаш, и значительная часть евреев была истреблена, а выжившие вынуждены были заново обустраивать жизнь на новых местах; а в последнее время некоторым удалось вернуться в Эрец Исраэль и они там живут, материально значительно хуже, чем могли бы за границей, отбиваются от разбойных соседей и хотят отстроить Бейт аМикдаш, но мировое правительство не позволяет... И до того, как Бейт hаМикдаш будет восстановлен, осталось уже совсем не много времени...

Вы заметили, что это про нас? И так же приходится интриговать с правительствами сверхдержав, чтобы не нападали и не очень мешали, и так же они нас, почему-то, боятся. И даже, если вы заметили, в Мегиле в связи с Аманом и Шушаном евреев несколько раз пишут с двумя йудами: "יהודיים" - как прилагательное: "еврейские". Вам это не ничего не напоминает? "Are you jewish?" на языке правящего в мире и, вроде как, дружелюбного государства (а не "Are you a jew")?.. А в другой стране это формулировалось, как "лица еврейской национальности".

Скоро уже.

***

Про Махацит аШекель.
Собирать по полшекеля с каждого еврея во время переписей населения, как выкуп за душу, поровну, независимо от его богатства или бедности, Всевышний повелел Моше в степях Синая.
Про эти деньги сказано, что они перебили сделку, заключенную Аманом. Всевышний говорит: "Моя купчая предшествует твоей."
В Эрец Исраэль по полшекеля собиралось каждый год на Бейт аМикдаш.
И в наше, такое долгое галутное время, нам следует ежегодно собирать цдаку в память о пол-шекеле (говоря: "זכר למחצית השקל"- "память о пол-шекеле"). В Гемаре говориться, что это - очень важно. Собирают перед Пуримом и в течение его, а если не сложилось - то можно дать и потом.

Теперь - попытка изложения того, что я запомнил из того, что мне показалось, что понял, из того, что услышал на уроке рава Моше Шапиро זצוק"ל.
---

Прямой обмен товарами не поддается контролю. Как только возникает система власти, появляется возможность существования денег - как универсальной меры ценности-важности вещей.
Шкалы важности могут быть разными.
Мидраш говорит, что когда Моше не понял, зачем надо собирать с каждого еврея по пол-шекеля, Всевышний показал ему монету из огня. Попытаемся объяснить.
Огонь обладает способностью превращать в себя и отменять любые предметы. (Если что-то не горит, значит, его недостаточно нагрели...) Таким образом, речь идет об абсолютной системе оценки важности, которая отменяет все остальные системы. И в которой каждый еврей ценен, как часть целого.
Давая в пустыне по пол-шекелю на построение Мишкана, израильтяне присоединяются к этой системе (и это отменяет разделение, причиняемое пересчетом).

Аман говорит Ахашверошу: эти люди у нас ничего не покупают, живут своей жизнью, с нами не контактируют, от них государству нету никакой пользы. Поэтому нет никакой причины их оставлять. Государству требуется, чтобы все приносило прибыток, увеличивало материальные ценности. А этот народ, вот, ничего такого не делает. Со своей стороны, Аман готов заплатить очень впечатляющую сумму. Получается, что то, от чего нет никакой прибыли, предлагается отдать за реальный деньги. Понятно, что для государства предпочтительнее...

Поскольку та империя главенствовала в мире, она имела силу устанавливать мировой порядок. Указ об уничтожении евреев не отменен по сей день. Мордехай и Эстер написали сверх него, и в тот раз это помогло, но не гарантируется, что будет помогать в каждом случае. Ахашверош с Аманом, глава продавцов и глава покупателей, вывели еврейский народ на рынок. С тех пор нас постоянно оценивают: а приносим ли мы пользу? Не выгоднее ли нас продать? И здесь у нас нет никаких шансов.

Какой ответ дают хорошие люди, друзья Израиля, на вопрос, почему бы не притеснить еврейский народ? Доказывают, что от евреев много пользы. Если ответ таков, то лучше, может быть, оставлять вопрос без ответа.
Потому что всегда может найтись кто-нибудь, кто выложит плату большую, чем вся материальная польза от еврейского народа на данном этапе. На рынке заправляет многость. А мы, по определению в Торе - малость из всех народов. На рынке у нас нет шансов.

Единственная возможность для нас спастись, это быть присоединенными к системе ценностей, в которой многость не представляет собой преимущества. Как в том споре между Эсавом и Исраэлем. Эсав говорит: "У меня есть много,"- а Исраэль говорит: "У меня есть все".
В нашей системе, многость воспринимается, не как преимущество, а как недостаток, как лишняя нагрузка. Если у человека на руке шесть пальцев, и все работают, он - בעל מום (инвалид). Так же, как и тот, у кого на руке только четыре пальца.

И чтобы присоединиться к этой, настоящей, системе ценностей, нам следует стараться присоединяться к тому, в чем она присутствует. ציבור (общество): девять евреев - его нет, а десять евреев - есть, и дальше, сколько не добавляй, уже есть. Учение в бейт мидраше. И так далее.
Вспоминая о приношении пол-шекеля, с каждого еврея поровну, мы подтверждаем то, что относимся к этой системе ценностей, которая перекрывает рыночную систему, которую вводил своими шекелями Аман.
---------------------------

***

Когда, в ответ на вопрос Ахашвероша: "Да кто же это посмел,"- Эстер указывает пальцем на Амана, она произносит неожиданно длинную фразу: "איש צר ואויב המן הרע הזה" ("Выдающаяся личность - притеснитель и враг, вот этот злой Аман.").
Все, наверное, слышали комментарий, отмечающий, что слово "הזה" ("вот этот"), является дополнительным к прямому смыслу фразы, можно было бы обойтись без него, и отсюда мы понимаем, что вот этот Аман - не единственный, в других поколениях будут еще его духовные близнецы. Сегодня вредит вот этот самый.
Ну, как мы уже, кажется, упоминали, на дереве места много...

Мы возьмем на себя смелость продолжить идею вышеприведенного комментария, и отметим, что слово "הרע" ("злой") - тоже не является необходимым. Эстер могла бы просто сказать: "איש צר ואויב המן הזה" ("Выдающаяся личность притеснитель и враг, вот этот Аман."). Отсюда мы, по аналогии с вышесказанным, сделаем вывод, что не все Аманы обязательно злые. В некоторых поколениях возможны дружелюбные модификации.
"Вы кушайте, пользуйтесь гражданскими правами, смешивайтесь помаленьку. Вот, в церковь зайдите, музыку послушать. Ребенка в светскую школу отдайте, там его научат быть успешным гоем. Детей вам зачем столько? только мучиться, вы же не сможете всем дать полноценное "общее" (в смысле, гойское, естественнно) образование. " и т. д.

***

Если так подумать, из-за чего Аман взъелся на еврейский народ? Один еврей ему не поклонился? Отличная причина. Это напоминает то, как его предок Эсав, обиделся на брата (обошел, перехватил отцовское благословение). И решил его убить. Отож. Замечательное соответствие обиды и мести... Можно себе представить, что он делал с теми, кто наступил ему на ногу. Впрочем, известно, что. Его далекие потомки за это вызывали на дуэль. И убивали.

Реакция Эсава, в общем и целом, является продолжением подхода к жизни Каина. Брат обошел - убить. Кстати, потомок того так и говорил: "כי איש הרגתי לפצעי..."

Ахашверош, сравнительно, еще добрый.

***

Ахашверош, вообще, гуманнейший царь. С каким искренним беспокойством он говорит Эстер: "В Шушане евреи убили и истребили пятьсот чеовек и десятерых сыновей Амана, можно представить себе, что они сделали в остальных странах!..." Не узнать супостата. Года не прошло с тех пор, как он дал согласие на уничтожение целого народа и, как ни в чем не бывало, сел выпить и закусить, а тут - такая чувствительность! Совсем нервишки слабые стали...
Оно и понятно, тогда были жыды, а теперь - порядочные граждане...
_______________________________________________________________

А еще он первым придумал вешать зарвавшихся премьер-министров.

***

После того, как враги побиты и затаились, Ахашверош обращается к Эстер со ставшим уже привычным предложением:
"ומה שאלתך וינתן לך ומה בקשתך עוד ותעש". То же, что и раньше, да? Или нет?
В этом последнем предложении отсутствует ограничение на "до пол-царства". И добавилось слово "עוד", означающее что-то сверх обычного. Помните, что означало "пол-царства"? Правильно, Бейт -аМикдаш, про который сказано, что он стоит половины всего мирового царства.

Интересно, почему Ахашверош вдруг изменил планы и намекает попросить отстроить Бейт-аМикдаш? То ли потому что увидел, что евреи истребляли врагов достаточно умеренно и прицельно, и не грабили, хотя он разрешил. И еще раз убедился, что имеет смысл планировать дальнейшую политику, полагаясь на этот народ. Или решил, что раз уж так вышло, что он оказался на стороне евреев и, соответственно, Всевышнего, то надо уже стараться Ему понравиться...

Вы будете смеяться. Или плакать. Но Эстер не использует возможность и не просит разрешить продолжить отстраивать Бейт аМикдаш. И/или отпустить евреев из галута. Почему? Может быть, потому что не Ахашверошево это дело, принимать такие решения? От царь, вот пусть и царствует. На своем уровне. А про Бейт аМикдаш решает Всевышний. Или не следует этого просить у Ахашвероша, после того, как он пытался уничтожить весь еврейский народ? Особенно, учитывая, что он бы не просто разрешил строить, а захотел бы принять в этом деятельное участие и получить заслугу? Полезет жертвовать - от него же не отобьешься...
К слову, и рабан Йоханан бен Закай поступил так же...

***

Как бы то ни было, имея очень богатый выбор (ну, хотя бы, можно было улучшить жизнь евреев) Эстер просит продолжить уничтожать врагов. Уже побежденных, запуганных, отступивших и затаившихся. И это показывает нам, как важно добивать врагов еврейского народа. Не просто отбить нападение и пойти в кафе, а именно преследовать и истреблять и не успокаиваться, пока не кончатся совсем. И никаких прекращений огня, тем более, односторонних.

***

После первого дня Пурима Ахашверош, которого внезапно пробило на гуманизм - наверное, с похмелья - говорит Эстер, что вот, даже только в Шушане евреи убыли пятьсот важных людей и десятерых сыновей Амана, стране их будет недоставать, а уж что они наделали в прочих странах царя!..И какое твое желание и да будет тебе дадено, и какая еще твоя просьба и да будет выполнена? Делая это щедрое предложение он, в сущности, намекает, что на самом деле - доволен. Еще бы. Перебили-то людей Амана, которым уже давно пора вслед за боссом в отставку! Но внешне это выражено, как искреннее беспокойство. Мол, здесь, в столице, евреи еще культурные, и то такие жестокости натворили, а провинции-то, небось!.. Звериный оскал сионизьма. А Ахашверош - такой культурный и толерантный. К слову сказать, примерно так относятся и сегодня к нашей самообороне всякие европейцы.

А по скольку супостатов ликвидировали евреи в "прочих странах"? В Мегиле сообщается, что всего уничтожили семьдесят пять тысяч. Стран под властью Ахашвероша было, как мы помним, сто двадцать семь. Семьдесят пять тысяч поделить на сто двадцать семь: получается... получается... примерно пятьсот девяносто на страну! То есть, вопреки предположению Ахашверошей, в прочих странах евреи поубивали примерно столько же врагов, сколько и в самом Шушане (который, вообще-то, только столичный замок). Интересный результат, позволяющий оценить среднее количество особенно злобных антисемитов на страну.

***

Так вот, небезынтересно, что в продолжение реплики Ахашверош намекает на возможность попросить о восстановлении Бейт аМикдаша, что есть, казалось бы, полностью капитулирует перед Всевышним, но в начале реплики намеком же предупреждает: "О продолжении отстрела в прочих странах не проси." Я, мол, и так в ужасе от того, что там, вероятно, произошло. То есть, Ахашверош догадывается, что Эстер может попросить добивать врагов и, хотя теперь он и планирует опираться в правлении на евреев, все же хочет предотвратить окончательное истребление антисемитов.

Эстер слышит намек, и просит добивать антисемитов, по крайней мере, в Шушане. На Шушан Ахашверош в своей реплике ограничения наложить не догадался... А поскольку он упомянул про убиение десятерых сыновей Амана с огорчением, Эстер просит повесить их на том же дереве.

***

Ахашверош готов даже согласиться отстроить Бейт-аМикдаш, лишь бы не уничтожили всех злодеев в мире. А Эстер просит о небольшом продолжении отстрела злодеев хотя бы в столице, даже имея возможность попросить о восстановлении Бейт-аМикдаша...

Получатся, что уничтожение амалеков является настолько важной задачей... А таки да. До постройки первого Бейт аМикдаша их тоже надо было побить. То есть, это необходимая часть подготовки.

Действия Эстер обоснованы: поскольку ее предок, Шауль, в свое время не доперебил амалеков, и этим внес в мир серьезное искривление, то вот она исправляет его недоработку. А Ахашверош - зачем он так старательно прикрывает злодеев? Он, что, еще чего-то не понял?

Мне кажется, это так: Ахашверош хочет жить без Всевышнего. Понимает, что Он есть, но старается держаться подальше. Но когда есть прямое требование что-то сделать - он тут же делает. Не дурак же. Это - другой вариант врага: враг поддающийся дрессировке. Он готов быть хоть каким, в том числе и хорошим, если это выгодно. И уничтожать его не надо, достаточно убедить, что ему же будет лучше. Но он, все-таки, удостоверяется, чтобы оставалась возможность отыграть назад, чтобы зло сохранилось. Вдруг окажется возможным получить выгоду и от него; и чтобы при желании иметь возможность скомпенсировать им добро.
Ахашверош, как это мило с его стороны, заботится, чтобы нам было с кем сражаться и перед постройкой третьего Бейт аМикдаша. Старается, чтобы Геула пока еще была не окончательной.

***

Интересны показанные в Мегиле отношения евреев с нееврейскими властителями. Мордехаю за спасение Ахашвероша была оказана великая милость: с ним ничего не сделали. И это воспринимается, как самоочевидное. Действительно, в общем-то, повезло. С другой стороны, после чествований по приказу забеспокоевшегося за свое место на троне монарха, Мордехай снимает царские одежды, снова одевается в мешковину и продолжает поститься, прося спасения у Всевышнего.

Поступил царский указ, разрешающий евреям - что? - защищаться. Специально подчеркнуто, дабы не переборщили, что бить можно только именно тех из врагов, кто непосредственно притесняет евреев (то есть, собственно амалекитян). И были евреям радость и веселье, пир и праздник. Конечно, такая неожиданная милость досталась .

А между прочим, этот самый указ о дозволении самообороны написал кто? Вообразите себе, Мордехай и Эстер. Используя предоставленный Ахашверошем карт бланш писать про евреев от имени царя то, что им видится хорошим. Так вот, они и написали, чтобы государственный аппарат не чинил евреям препятствий в самообороне. А о том, чтобы посодействовали в восстановлении Бейт аМикдаша, не написали. Или, хотя бы, чтобы еврейские учреждения финансировались из казны... То есть, это они хорошим не сочли.

В общем-то, и у нас точно так же, с той же Америкой. Дорогие сверхдержавы! Ничего нам от вас не надо. Только не мешайте. И помощи не нужно, ни военной, ни гуманитарной. Тем более, что вы за нее потом потребуете вечного подчинения. И, в особенности, не надо помогать нам отстраивать Бейт аМикдаш. Чтобы вы не сказали, что он теперь ваш. Огромное спасибо от всего сердца. Мы уж, как-нибудь, со Всевышним...

***

Евреи Шушана устраивают трехдневный таанит (сухой пост), чтобы удостоиться прощения Всевышнего. Откуда они взяли, что это поможет? Ведь преступление было совершено невероятное: многие евреи решили объявить союз со Всевышним отмененным, и были даже такие, которые пили из посвященных в Бейт аМикдаш сосудов, да еще и веселились на попойке, устроенной по случаю предположительного невыполнения обещания Всевышнего о спасении евреев после семидесяти лет галута!

А потому, что вот так же в свое время поступили жители Нинве (см. Книгу Йоны) и Всевышний их пощадил, несмотря на уже произнесенный приговор.

Пророк Йона не хотел предупреждать жителей Нинве и всячески пытался увильнуть от выполнения этого приказа, потому что понимал, что, если они по-настоящему раскаются, то Всевышний их пощадит. И еще Йона знал, что будущем с их вторжения начнется галут... Что Йоне, видимо, не было известно - это что спасение жителей Нинве сделает возможным в будущем и спасение евреев...

Подготавливая изгнание, Всевышний прежде всего готовит лекарство, чтобы выручить Израиль и привести галут к концу.

***

Написано в Мегиле, что после того, как Ахашверош стал на сторону евреев, он наложил (новый) налог на землю и морские острова. Это, очевидно, свидетельствует об укреплении его положения. Так происходило и во все времена. Государства, поддерживавшие евреев, удостаивались благословения Всевышнего, и, соответственно, им было хорошо. Так чего же они, империи всякие, устраивали государственный антисемитизм? А кто их знает. То ли из жадности, то ли из ненависти, то ли из зависти... Короче говоря, из злодейства. Мне кажется, что до конца понять мотивы злодеев мы не в силах, да не стоит и пытаться. Зачем оно нам?

Аман, к слову, вызверился на евреев еще и потому, что хотел скинуть Ахашвероша и захватить власть, а тут, на примере Мордехая, обнаружил, что есть люди, которые ни при каких обстоятельствах кланяться ему и его идолу не будут. Это может быть одним из объяснений того, что в некоторых местах в Мегиле написано "יהודיים": с двумя йудами, как прилагательное. Потому что Аман ненавидел не только собственно евреев, но и все еврейское, ну, и наоборот: против амановцев были не только сами евреи, но и искренние друзья евреев.

***

Тут некоторые делают вид , что интересуются, с кем из известных в "науке" истории личностей ассоциируются Ахашверош, Аман и так далее.
Так, Ахашверош же. Это они гадают, а мы точно помним.
*пожимает плечами* Спорить с ними, что ли? Они же каждый раз новые. Пройдет каких-нибудь лет триста - глядь, этих уже никто не помнит. И победа в дискуссии опять присуждена евреям, по причине неявки оппонента.

***

Как известно, поймать двоих телохранителей Ахашвероша, планировавших устроить переворот, Мордехай смог благодаря знанию языков. Эти самые телохранители происходили из некоего отдаленного кочевого племени (естественно, чем дальше, тем царю безопаснее) и разговаривали между собой на родном наречии не скрываясь, не предполагая, что кто-либо сможет их понять. А Мордехай знал все языки и понял.

Мы снова обнаруживаем знание Мордехаем всех языков при написании писем во все страны о том, что евреям разрешено защищаться и уничтожать врагов. Сравнивая описания процесса отсылки писем Аманом и, впоследствии, Мордехаем, мы видим, что поначалу все точно совпадает. Были вызваны писцы и написаны письма, в каждую страну ее шрифтом, и каждому народу на его языке, и т. д. Но вот дальше начинается различие: про письма Амана сказано, что они были именем царя Ахашвероша, были подписаны, пропечатаны кольцом царя и посланы, а про письма Мордехая говорится, что он их подписал “Именем царя Ахашвероша”, пропечатал кольцом царя и отослал. То есть, Мордехай смог проконтролировать, что в письмах на всех языках было написано именно то, что следовало, и что их не отредактировали и не подменили. А также, он позаботился подписать, пропечатать и отослать их лично, вероятно, чтобы не случилось - чисто случайно, естсественно, и никто не виноват - недочета в формулировке или задержки на почте.
К слову сказать, написано, что Мордехай и послал письма гораздо более быстрым и надежным способом, чем ранее Аман.

И в двух других местах в Танахе, книге Эзры и книге Нехемии Мордехай упоминается среди приехавших в Эрец Исраэль под прозвищем “Мордехай аБилшан” - Мордехай языковед (עזרא ב' ב', נחמיה ז' ז') .

Следует отметить, что знание 70 языков требовалось от каждого участника Санhедрина, на случай, если придется допрашивать иностранцев. Чтобы не случилось испорченного телефона через переводчика. Но, очевидно, Мордехай владел всеми языками особенно хорошо. Поэтому его работа в Санhедрине была особенно успешной, и он получил прозвище פתחיה (Птахъя).

Кроме того, существует мнение, что он был пророком (ну, в Мегиле упоминается, что он знал все, что совершалось) и получил имя מלאכי, и, соответственно, в Танах входит еще одна написанная им книга.

***

Когда Мегила впервые знакомит нас с Мордехаем, то в одной фразе четыре раза упоминается слово “изгнание”. И мы понимаем, что он каждый раз возвращался в Эрец Исраэль, а потом проходила очередная волна изгнания... Как же он оказался в этот раз в Шушане, если в книгах Эзры и Нехемии упоминается, как прибывший в Эрец Исраэль вместе с Зерубавелем? (Ведь после этого изгнания уже не было). Не может же быть, чтобы после всего он поехал в галут добровольно...

На самом деле, как мы знаем, община евреев, уже вернувшихся в Израиль, отправила Мордехая, чтобы он представлял их при правительстве Империи, в частности, помог решить некоторые текущие проблемы с подловатыми соседями и имперской бюрократией . Надо отметить, что Мордехай с заданием справился. Правда, для этого ему пришлось стать, с помощью Всевышнего, заместителем Императора.

***

Из последнего пасука Мегилы мы видим, что к Мордехаю положительно относилась большая часть евреев. Ничего себе, получается, что после того, как через него был, можно сказать, спасен еврейский народ, находилось немало евреев, которые его не любили. Ну, мы и сегодня знаем, как это бывает. Собственно говоря, тот факт что его признавали большинство братьев - уже до такой степени нетривиален, что оказался достойным особого упоминания в тексте Мегилы.

Как бы то ни было, Мегила заканчивается сообщением, что Мордехай, будучи при власти, добивался добра своему народу и говорил миром всему своему потомству. То, что это упомянуто, означает, что оно не является очевидным. И действительно, некоторые деятели, кое где, порой, пробравшись во власть, кормят народ ничему не обязывающими обещаниями и добрыми пожеланиями, а на самом деле занимаются исключительно тем, что добиваются добра для себя и своего потомства... А вот Мордехай, как видим, добивался добра для своего народа и говорил с миром со своими родственникам.

Ибо сказано (в Теhилим): ”למען אחי ורעי אדברה נא שלום בך. למען בית ה׳ אלוקינו אבקשה טוב לך ”

На этом ЖЖ комментарий на Мегилат Эстер уходит на заслуженный отдых.
Previous post Next post
Up