(«Если ты не упал, значит ты ничему не научился», Билл Фокс)
Майкл Джей Фокс родился в провинции Альберта (Канада) в 1961 году, и его жизнь может дать сто очков вперед любому голливудскому фильму. Впрочем, начиналось все для него вполне обыкновенно - большая семья, папа-военный, школа, кино по выходным.
Кино Майкл любил, поверите ли, даже больше чем школу, поэтому, когда недалеко от местечка, где он жил стали искать кого-нибудь подходящего на роль десятилетнего пацаненка в сериле «Лео и я», Майкл решил попробовать стать актером. Майклу, правда, к тому времени уже исполнилось пятнадцать, но его это не смущало. Не смутило это и создателей сериала, Майкл со своим маленьким ростом и мальчишеским лицом вполне мог сойти за десятилетнего, и был утвержден на роль. Еще несколько ролей, несколько реклам, и Майкл сделал вывод, что незачем терять время в школе, его место в Голливуде. Какой бы наивной не казалась эта мысль, Фокс-старший (во многом благодаря бабушке Майкла) воспринял его с житейской мудростью. Решив, что раз уж сыночку всерьез зашла в голову актерская карьера, Билл не стал вправлять ему мозги и насильно отправлять обратно в школу - толку все равно при таком раскладе от учебы не будет; а взял и сам отвез его в Америку. Станет актером в Голиивуде - хорошо, нет - одумается и возьмется за учебу.
В Голливудских кругах Майкл быстро прослыл приколом номер один. Отсутсвием среднего образования там никого не удивишь, но у Майкла не было даже внешности романтического красавца. Шварцнеггеровских бицепсов и соблазнительной фигуры - тоже. А рост у Майкла был такой, что там практически любой мог смотреть на него свысока в буквальном смысле этого выражения. Ну куда такому в Голливуд?
Ко всему прочему, связей и денег у Майкла тоже не было. Его виза предполагала работу, связанную исключительно с актерским мастерством, так что подрабатывать чернорабочим было очень непросто. Майкл голодал, продавал куцую мебель из свой крошечной дешевой квартики, но продолжал наивно ждать ролей. Он даже сменил имя с Майкла Эндрю на Майкла Джея (как у его любимого актера), считая, что на афишах это будет смотреться лучше. Однако, Майкл хоть и был наивным, идиотом он не был. Время шло, и, повздыхав над несбывшийся мечтой, Майкл стал собираться домой. Эти сборы были прерваны вызывом в близлежащее кафе. На номер кафешки звонил агент Майкла (у него не было даже собственного телефона). Майклу предлагали пройти пробы на роль Алекса Китона в сериале «Семейные узы». Сначала Алекса должен был играть другой актер, но по некоторым обстоятельствам он не смог сниматься. На первых пробах Майкл не приглянулся создателю сериала, но отвечающий за кастинг настояла на повторном просмотре. Со второго раза продюсер решил, что Майкл хорош для роли, но тут уже руководитель канала NBC не хотел утверждать его, считая неправдоподобным факт того, что у Стивена и Элис Китонов может быть сын такого невысокого роста. Но все же Майкл получил роль Алекса. И никто не прогадал!
Еще один звонок на телефон в кафе, и Майкл узнал, что его берут на роль старшего сына - семнадцатилетнего Алекса (Майклу на тут момент было уже за двадцать). Мгновенно прикинув размеры своих долгов, Майкл с наивностью, граничевший в подобной ситуации с наглостью, заявил, что меньше, чем за три тысячи в неделю работать не будет. На другом конце провода обалдели... и согласились. Так Майкл получил свою судьбоносную роль, открывшую ему дорогу в большое кино. Сериал был задуман о семейной паре, которая, проведя бурную молодость, воспитывает троих детей, непохожих на них по характеру, но Майклу настолько удалась роль Алекса Китона, что по сути его персонаж стал главным героем сериала после первых же серий, а "Семейные связи" сделались одним из самых популярных ситкомов в Америке.
Как говорит один из создателей сериала: «Мы снимали «Семейные узы» при живой аудитории, и когда Алекс появлялся на сцене, зрители прям-таки подавались вперед, а когда он уходил, они снова устравивались на своих местах поудобнее». Это сериал знаменателен еще и тем, что на съемках Майкл встретил свою будущую жену - актрису Трэйси Поллан.
Исполнение роли Алекса Китона оказалось столь блестящим, что Майкла заметил сам Спилберг. Для его нового фильма как раз требовался один из ключевых актеров, и режиссер понял, что Майкл - его выбор, да и Спилберг видел, что дело не ладится. Но Майкл был сильно занят на съемках «Семейных уз», так что на роль Марти Макфлая взяли другого актера. Но дело с ним не ладилось, съемки «Назад в будущее» решено было остановить и снова попробовать завербовать Майкла. Найдется ли человек, который, мечтая с юности о ролях в Голливуде, вторично откажет Спилбергу? Вероятно, со "спилбергским" гонораром Майкл мог позволить себе уйти из «Семейных уз», но не таков был Майкл, чтобы подводить товарищей. Он решил эту проблему просто - работал по двадцать два часа в сутки.
После невероятного (и заслуженного) успеха «Назад в будущее» Майкл уже считался одним из самых многообещающих молодых актеров Голливуда. Последовали другие фильмы и другие роли. Майкл играл как жил, его большой комедийный дар и мастерство драматического актера предполагали, что ему и дальше следует ожидать множество интересных разнообразных ролей.
Неожиданно сюжет жизни Майкла сделал поворот в противоположную сторону. Однажды жена Майкла заметила, что во время бега он почти не шевелит левой рукой. Сам Майкл обратил внимание на другое - когда не надо, рука сама по себе начинает двигаться. По настоянию Трэйси он обратился к врачу. Диагноз был как обрушившаяся лавина - болезнь Паркинсона. Откуда могла взяться эта неизлечимая до сих пор болезнь, характерная обычно для очень пожилых людей, в активном молодом человеке, остается лишь гадать. Есть предположение, что это результат несчастного случая на съемках третьей части «Назад в будущее» (По сюжету Марти Макфлая пытаются повесить, но по недосмотру петля на шее Майкла затянулась на самом деле. Никто не обратил на это внимание, зная что Майкл отличный актер и все что угодно может изобразить натурально, опомлились лишь тогда, когда Майкл потерял сознание).
Таких неразрешимых вопросов было много. Один из них, самый главный - как жить дальше? Болезнь Паркинсона не предоставляла большого выбора. Это не только боль и плохое самочувствие, периодическая обездвиженность мышц, в том числе и лицевых, и наружения речи. При отсутствии должного лечения больной уже через несколько лет становится прикован к кровати, а лечение означает постоянный прием лекарств, с жесткими побочными эффектами, один из которых - дистония (неспособность контролировать движения). Человеку, чья актерская карьера продвинулась столь блестяще, принять эту мысль было необычайно тяжело.
Были попытки забыться - наивные как приход в Голливуд, только уже без желаемого результата. Алкоголь выветривался, и Майкл видел, что никаких существенных изменений вокруг не происходит. Болезнь не изчезала. Болезнь не отменяла того факта, что его жене был нужен муж, а его детям - отец.
В полке лежали сценарии будущих ролей. Наверное, Майклу тогда впервые пришла в голову мысль не «Почему я?», а «Почему бы не я?». Майкл знал, что впереди у него есть еще несколько лет, пока болезнь не станет слишком уж явной, и он может сниматься. «Боль уйдет, а кино останется», - как сказал однажды Майкл. Последовали фильмы, где ярко, несмотря ни на что, проявлялся талант Майкла, например, «Жадность», «Страшилы».
В 1996 Майкл даже начал сниматься в сериале «Крутящийся город» (Spin City) в главной роли помошника мэра годора Нью-Йорк Майкла Флаэрти. Сериал был великолепен и принес Майклу несколько кинопремий, но спустя четыре сезона Майклу пришлось покинуть съемки сериала из-за того, что состояние его здоровья продолжало ухудшаться, и внешние проявления болезни уже нельзя было скрывать.
Хотя болезнь давала о себе знать все больше и больше, Майкл продолжал вести активный образ жизни. Он организовал фонд по исследованию болезни Паркинсона и помощи больным, стал больше заниматься озвучкой и продюсерством, написал несколько книг (книги стали бестселлерами, а все доходы от них - хорошим подспорьем для фонда), вновь стал отцом (у Майкла и Трэйси сын и три дочери). Он и сейчас продолжает любить жизнь и быть активным. Майклу очень нравится хоккей и он не только является болельщиком, но и охотно играет в него (интересно, но дистония отступает во время скольжения по льду). Майкл также играет в гольф. «Я начал играть в гольф после сорока, и мне очень не нравится, когда кто-то называет это излишним оптимизмом». Играет он и на гитаре, выступает на многих мероприятиях, связанных с фондом. Майкл не делает вид, что здоров, но и не позволяет болезни становиться большим, чем она есть. Нетактичные вопросы он обычно сводит к шуткам: «Да, нелегко бывает почистить зубы. Но зато мне не нужна электрическая зубная щетка - мои руки и так делают по двадцать движений в секунду».
Снимается Майкл сейчас немного - сколько позволяет самочувствие и занятось делами фонда. Из недавних работ Майкла стоит упомянуть, например, роль адвоката Луиса Кэннинга из «Хорошей жены». Среди создателй фильмов и сериалов считается большой удачей заполучить Майкла на съемки. Его обаяне и талант притягивают зрителей, да и работать с таким позитивным и простым человеком как Майкл одно удовольствие. Его отличает потрясающее чувство юмора и деликатность. Он один из тех редких людей, которые смело говорят: «Я счастлив». Майкл называет свою болезнь даром, которой много отнимает, но дает еще больше. Некоторые поджимают губы и утверждают, что Майкл просто делает хорошую мину при плохой игре.
Но Майкл рассуждает по-своему. Болезнь побудила его заниматься делом, которое приносит большую пользу тысячам людям со схожими проблемами, и дала возможность полностью оценить вкус жизни, любовь, верность и поддержку семьи и друзей, и если все это не счастье, то что же тогда? У Майкла есть ответ: "Счастье прямо пропорционально твоей способности принять все таким, какое оно есть, и обратно пропорционально нетерпению и ожиданиям".
Музыкальный отрывок из фильма "Жадность".
Click to view
Незабываемый Johny B. Goode из "Назад в будущее".
Click to view
Финальные кадры (выход к зрителям) последнего эпизода "Крутящегося города" с Майклом.
Click to view
Отрывки из сериала "Умерь свой пыл". Майкл играет самого себя, в сюжете на удивление забавно обыгрывается болезнь Паркинсона.
Click to view
Отрывки из сериала "Семейные связи". Серия «Меня зовут Алекс» входит в сотню «Лучших серий всех времен» по версии TV-Guide. Майкл получил премию "Эмми" и "Золотой глобус" за участие в этой серии в номинации «Выдающаяся главная роль в комедийном сериале».
Click to view
Click to view
Click to view
Видео, снятое в рамках фонда Майкла (главное в конце!).
Click to view
"Семья - это не самое важное, семья - это все".
"Забавно получилось - на роль человека, который двигаться не может, взяли человека, который не может перестать двигаться. Но сниматься в этом очень интересно!"
"Ирония в том, что я не мог держаться в подобной ситуации спокойно, пока не потерял способность спокойно держать себя".
"Я вобще ценю иронию. Все воспринимают меня как мальчика, хотя по медицинским показаниям я глубокий старик".
"Боль уйдет, а кино останется. Больше мне и сказать-то нечего".
"Два плюс два всегда равняется четырем? Ну что в этом хорошего? Если вам вдруг понадобится пять, позвоните мне".