Джон Малкович сыграл сибирского «крёстного отца»

Jun 30, 2013 09:54

http://www.ridus.ru/news/96631/

На Московском кинофестивале в рамках программы «Русский след» покажут итальянский фильм «Сибирское воспитание» - развесистую «клюкву» о жизни советских урок в 1980-90-х годах. Главных героев здесь зовут Колыма и Гагарин, а местного «крёстного отца» деда Кузю играет Джон Малкович. Зрелище не для слабонервных.


Кадр из фильма «Сибирское воспитание»



На исходе советского строя приднестровский городок Бендеры разделён по бандитским кланам, в центре повествования - выходцы из Сибири, некогда переселённые сюда по приказу Сталина. Живут они согласно своим строгим моральным законам - уважая всех живых, кроме тех, кто использует власть денег (а это менты, чиновники и банкиры). «Человек не может иметь больше, чем способно любить его сердце», - поэтому кража сотни пар сапог для всей общины - это одно, а наркотики - совершенно другое. Их дед Кузя, как и его заокеанский коллега Вито Корлеоне, не признаёт - и карает всех, к наркоторговле причастных. «Голод приходит и уходит, а утраченное достоинство уже не вернёшь», - наставляет он внука, рассказывая притчу о волке, однажды ради куска мяса отбившемся от своей стаи. И за храбрый поступок дарит подростку нож, некогда разрезавший его пуповину: «Нож - как крест. Он остаётся с нами на всю жизнь».

Внука зовут Колыма, его лучшего друга кличут Гагариным. Ещё есть Мел, Виталик - а вскоре появляется и блаженная Ксения, симпатичная девушка не от мира сего, которую заветы рода велят заботливо оберегать (ибо она «дар Божий»). События их молодой жизни и составляют суть картины - тут и тюрьма, тут и «любовный треугольник», тут и «настоящая западная музыка» (Дэвид Боуи), которую можно услышать только на карусели. Помимо этого - красный угол с образами и пистолетами, хоровое пение про «маму Сибирь», Джон Малкович учит пить чифирь и запускает в небо голубей. И обязательный «чеченский след», появляющийся уже не в первой картине ММКФ.


Кадр из фильма «Сибирское воспитание»

Фильм снят по роману родившегося в Приднестровье Николая Лилина, частью автобиографического, частью основанного на событиях, случившихся ещё до его рождения. По словам режиссёра Габриэле Сальваторес, представившего картину журналистам, в Италии эта книга была принята очень хорошо. Причём её популярности способствовала не только «экзотическая» составляющая (что там знают о такой далёкой Сибири?!), но сам сюжет о эпической борьбе за право самобытности, которую можно сравнить с аналогичными войнами и в других странах, например, в США. К тому же благодаря роману выяснилось, что у Каморры немало общего с сибирским криминальным сообществом - это и безоговорочная вера в Семью, и отношение к религии, и благородная ненависть к любой форме власти. «Я довольно хорошо знаю Россию, но история сибирской общины была мне совершенно неизвестна, - говорит Сальваторес. - И потому главная ценность фильма - не в социально-исторических деталях, а в метафизичной сущности. Меня интересует история персонажей, а не политический сюжет».

Съёмочная группа «Сибирского воспитания» старалась уделять большое внимание всем попадающим в кадр деталям, хотя режиссёр прекрасно понимает, что его фильм всё равно будет смотреться в России так же, как в Италии приняли фильм «Талантливый мистер Рипли» - где итальянцам всё кажется предельно фальшивым. Однако звание «клюквы» картина заслуживает отнюдь не из-за мелких несоответствий (на которые по доброте душевной можно и не обратить внимания), а ввиду своего ужасающего художественного качества. Здесь плохо практически всё - от шаблонности сюжета до игры актёров, от банальных режиссёрских ходов до пошлейшего саундтрека. И речь вовсе не о том, что это «плохой фильм о России» - это простой плохой фильм, беспомощный практически во всех отношениях.

Что тем более удивительно, если вспомнить былые заслуги Габриэле Сальватореса, в 1992-м получившего иноязычного «Оскара» за «Средиземное море», а четыре года назад участвовавшего в конкурсе ММКФ с очень хорошим фильмом «Как велит Бог». Увы, достойной репутации он новым фильмом отнюдь не подтверждает, внося своё имя в скорбный список неплохих режиссёров, прискорбно поскользнувшихся на «русской теме». Сибирский же «крёстный отец» / «вор в законе» в исполнении Джона Малковича - несмешной анекдот, за который хорошему артисту хотя бы, будем думать, недурно заплатили.

(плача от восторга):

Твою мать, я хочу видеть это кино... Искренне надеюсь на торренты.
Еще о книге.

Роман «Сибирское воспитание» вышел в Италии в 2009 году в одном из лучших издательств страны Einaudi. Говорят, Николай Лилин запретил продавать права на него в Россию и страны СНГ. А в Европе, где он был переведен на немецкий, английский, французский и другие языки, роман наделал немало шума. Урки в нем - чуть ли не антисоветские партизаны, которые грабежами и убийствами занимались якобы не ради наживы, а из ненависти к существующему строю.

Я представляю, какой это будет лютый трэш. Но игра Малковича перетерпит все!



а) Кино, г) Литература, 1) Отборная клюква

Previous post Next post
Up