Черта оседлости (2013)

Oct 12, 2013 11:25

Непостижимы места, в которых можно выловить киноклюкву. Так, удивительный образец обнаружился на последнем Манхэттенском фестивале короткометражного кино. Последней в программе шла студенческая работа режиссера Jacob Sillman  под названием "Черта оседлости". Фильм о трагедии маленького мальчика в царской России эпохи Крымской войны.
Мой опыт знакомства с короткометражным кино, которое за редким исключением было натужной замаскированной халтурой, говорил мне, что я с самого начала должен быть готов ко всякому. И всякое не заставило себя ждать...

Фильм начинается черным квадратом и печальным завыванием метели за кадром. Потому что ин зе Раша всегда ZIMA...
"Основано на реальных событиях". Само собой, как же иначе.

Сцена 1. Однажды в студеную зимнюю пору я вышел из дому - был сильный мороз. Гляжу, toporom рубит мальчик пенечек и возит на tachka домой щепок воз.





Живет мальчик на Восточных Карпатах, которые дебилы-переводчики перевели как "Южные", за что их надо драть колючей проволокой - потому что России принадлежат только и только Восточные Карпаты, а Южные принадлежали отродясь Румынии.



Сцена 2. ВНЕЗАПНО дрова уже не трухлявые!



А вот и главный герой повествования.



Раздается skrip snega. Кто-то едет на kone? Кто это? Неужели... kazaki?!



Мальчик испуганно кричит: "Татэ! Татэ!" Не сразу понимаешь, что это "tяtя".

Мальчик прячется за derevo, а muzhiki с ружьями причаливают к крыльцу.

Muzhiki крупнее.



"Игарь", - говорит тот, что слева: "Правэрь дом". И тот проверяет izba.



Muzhik смотрит на parnя:



"Мне Игарь сказаль, ты знаэшь этого мужика".
"Он был молочником тут, в поселке. Я ему однажды ботинки продал", - отвечает парень ВНЕЗАПНО без акцента. Диалог окончен.
Игарь выходит с каким-то dedom. И говорит: "Ево нет нутри".



Muzhik недоволен: "Гдьэ Мойшьа?!" Ded молчит. Oprichnik сходит с коня.



Зацените финку!!

Он подходит к ded и глядя ему в глаза, с угрозой произносит: "Кагал получил прикас сдать новобранцев за етот месяц. Твой сын Мойша был изьбран".

Услышав, что его сын избран, ded от ужаса дергает boroda. А boroda у него круче чем Ded Moroz.



"Я снимался в рекламе средства для выращивания волос..."

"Он ще слишком мал!" - отвечает робко ded. "Ми всех сабираем, де он?" - кричит oprichnik.

"Дайте мэне поговорить с кагалом", - говорит ded ВНЕЗАПНО с явно украинским акцентом: "Они мэне знайют. Они бы со мною так не поступили".

Oprichnik отходит к своему tovaristch в самой обычной форме русской армии 1853 года.



И веско говорит: "Кагал нас послал". Ded понял, что proigral. Он делает еще одну попытку: "Я могу воевать... Я пойду место него" - но злые voennыe в ответ только показывают ему дуло своих пистолей. "Не никто не заплатит за исчо одного старово иврея", - отвечает опричник. "Какую сторону он побежьал?!" "Я не снаю!"

Опричник сел на коня. Я думал, сейчас будет палить izba, но нет, он деловито зарядил ружье и говорит: "Застрилю, если не скажэшь" "Так пугнули вы ево, наверно, когда евились!"

Krovavaя gebnя не терпит прэрэканий!



- Говори, где он прячэтся! - угрожающе закричал мужик и навел ружье на devochka of the ded. Мойша не выдержал и выбежал с криком: "Нь-э-э-э-эт!!!"

Мужик дал по газам и помчался за Мойшей по зимнему карпатскому les, в котором очень много berez.



И который на середине, как отчетливо видно, лишается snega.



Сцена 3. Мойша прибегает в другую izba и стучит в дверь с криком: "Помогитье! Откройтье!"

Дверь открывает babooshka. "Ты чей?" - спрашивает она.



"Мойша", - отвечает тот. "Мойша? Молошника сын? Что случилось?" "Афх", - отвечает тот. Или что-то в этом роде. Babooshka, выйдя, оглядывается и спешно прячет мальчонку у себя.

Russian izba внутри.



Баба в панике. Действительно, казак едет сотоварищи. "Что ж ты мне сразу не сказал, малой?" - спрашивает она без акцента. Спрятав его за сетку в камине (!), она ждет патруль.



И тут ей попадается на глаза вареная KLUKVA, которую она варила на ZIMA! И ей приходит в голову идея



Махновцы Патруль кровавой гэбни вместе с komissar и kazak вламывается в izba.



И видит перемазанную klukva babka, лежащую на полу. Они обыскивают дом, но: "Его здьесь нет". "Это не дело рук атамана, он слишком далеко на севере. Кажется, ее кто-то убил и ограбил дом" Oprichnik-kazak, помолчав, говорит: "Пошьли". Но в последний момент dura-baba ухитряется покашлять. Он смотрит на тело и, сказав, "Они оставили захлебываться ее в собственной крофи..." пуляет из ружья в грудь. Как говорит пословица, ne kopai drogumu яma, tovaristch!

Сцена 4. Мойша, дождавшись, пока все уйдут, выходит в лес и идет к kolodets, который стоит посреди поля.



И тут появляется parenь с выставленным ружьем, который, отважно подходя на цыпочках к мальчику, говорит, чтобы Мойша пошел с ним. Мойша смело отвечает: "Net! Не пойду с тобой!" Он хватается за дуло, и парень приходит в панику: "Руку с ружья убери!" "Не надо!" - ноет Мойша.

Мне это почему-то напомнило эту картинку.



"Руку с ружья убери!" "Не надо, дядя..."



Попутно - знатоки, что за ружьишко?

И тут - БАХ! Ружье стреляет! Правда, мимо, к сожалению.... Мойша рыдает навзрыд, а парень, зажав ему рот, успокаивает, а потом вновь наставляет уже разряженное (!) ружье и повторяет: "Ну, пошли". Но мальчик ревет: "Ну пожялуйста, отпусти..." Парень говорит: "Я их сейчас позову, они тут рядом". Явно врет. Что ж они тогда не прискакали на выстрел? Мойша ревет: "Убей мьеня... Стрельяй!" Натурально так ревет, как в Ералаше.



Парень сжаливается - иди, говорит, отсюда, никогда не возвращайся, садись на первый же поезд и уезжай как можно дальше. А теперь... Беги, Мойша, беги! И Мойша осматривает свою рану под высоким небом холодного лета 53-го...

Парень приходит к патрулю, и kazak его спрашивает: "Ти во што стрельял?!" Парень смотрит на ruka - опа, а там кровь... И... ничего. Konez szena.

Сцена 5. Мойша с ВНЕЗАПНО зажившей рукой идет через berezы к relьsam.



И тут подходит Он. Poezd. Явно Transkarpatski express.



И... все. Титры сообщают, что Мойша перебрался в Америку (на поезде, наверно, ага), поселился у дальнего родственника и стал ждать свою семью. Последние титры сообщают то же, что и вот эта ссылка с информацией о фильме: http://www.kickstarter.com/projects/1964314487/the-pale-of-settlement

In 1827, Tsar Nicholas I passed the Statute of Conscription requiring Jewish communities to gather a yearly quota of recruits. These recruits were legally allowed to be anywhere between 12 and 25 years old and served a 25 year period of service. In practice, the Kahals, Jewish Community Councils of Elders, targeted underage children from peasant families to fill the quota. Most of these children died on their way to Siberian training camps or on the front lines. If they survived their 25 year sentence, these little boys would almost never see their families again.

В 1827 году царь Николай I утвердил Устав воинской службы, требующий от еврейских общин выполнять ежегодно квоту на рекрутов. Эти новобранцы были официально призывались где-то между 12 и 25 гг. и служили 25-летний срок службы. На практике кагал, еврейский общинный совет старейшин, набирал несовершеннолетних детей из крестьянских семей, чтобы заполнить квоту. Большинство из этих детей умерли по пути в сибирских лагерях подготовки или на линии фронта. Если они выжили после своих 25 лет лишения свободы, эти маленькие мальчики почти никогда не могли больше увидеть свои семьи.

Фильм дополняет, что эти ловцы таких детей назывались "хаперами". Об этом читать здесь: http://jhist.org/russ/kanton_08.htm
Если вкратце. Действительно, царь Николай I решил что призывать малолетних еврейских детей без паспорта в кантонисты и учить их там до самого призывного возраста - это просто великолепная идея. Так как родители таких детей укрывали, появились похитители их, хаперы, которые действительно изредка действовали с кагалом в сговоре. Правда, хаперы были в основном евреями, но эти дети и впрямь умирали по дорогам к местам службы. А кто доходил, тех мучали хорошенько, чтобы крестился.

Все это, конечно, очень печально. Но клюкву, ни бездарность ролика не оправдывает ни в коей мере, так же как реальные страдания заключенных ГУЛАГа не оправдывают современные "творения" про "кровавую гэбню".

Сам режиссер, как и следовало ожидать - американский еврей, снявший этот фильм память о своих предках ради папы и мамы. Джейкоб Сильман - Яша по нашему. Его предок тоже сбежал в Америку от призыва в армию, но, ЧСХ, не в николаевскую, а в Red Army во время Гражданской войны! Этот фильм - его выпускная студенческая работа.
Интервью с режиссером на русском можно прочесть здесь: http://www.tourdefilm.ru/page/jacob-sillman-interview

Как оказалось, Karpats снимали в Нью-Гемпшире. Почему? Потому что там mnogo berez!

Официальная страница фильма здесь: http://paleofsettlement.com/
Из раздела про кастинг мы можем узнать, что русскоязычного парня играл некто Pasha Pellosie. В фильме, оказывается, у него было имя - Михаил. Бабушку сыграла Tatyana Zbirovskaya, которая работала в труппе Аркадия Райкина 11 лет. Ну, а казака сыграл типичный русский - Temur Mamisashvili.
Что до Мойши, то его роль исполнил Kyle Catlett - актер детской рекламы, который сейчас снимается в сериале The Following.

Как видим, маленькие еврейские мальчики, изливающие в Ыскусство свои переживания по поводу страданий предков, есть не только у нас. Разница в том, что в Америке они снимают студенческие фильмы, а у нас - сериалы на Первом про ГУЛАГ, Сталина и мясорубку Великой Отечественной с заградотрядами и тупыми чекистами. Но, в принципе, Яша уже основал свою кинокомпанию, так что, кто знает, может, мы еще увидим другие его творения.

В заключение стоит сказать, что хотя пол-зала смеялось над отцом Мойши, созданном для рекламы бритья, фильм занял второе место на фестивале. Также фильм является лауреатом «Награды за мастерство» за лучший монтаж, операторскую работу и социальную значимость на фестивале First Run Festival в Нью-Йорке.

Товаристч, выпей vodka и застрели из Kalash babooshka, ведь завтра тебя отправят по etap в Siberia учится на кантониста. Веселись в последний raz! Лэнин, vodka, балалайка!

За на vodka на фильм благодарю великодушного tovaristch cypukambl Spasibo-Nazdorovie!

а) Кино, й) pYSСkN Я3bIk, 4) Какая-то другая ягода

Previous post Next post
Up