Этот научно-просветительский фильм в ясной и доходчивой форме рассказывает о политической деятельности диссидента Сахарова, которую надо знать каждому, кто хочет жить не по лжи. А еще достоинство ленты в том, что снял ее тот же режиссер, что снимал фильм
"Красный монарх".
Первым делом мы видим поезд.
Это поезд лично для Сахарова.
Которого привозят к нему персонально на Волге.
Итак, 1965 год. Сахаров гуляет по территории Гулага атомной базы и страдает.
Некий Yuri в ушанке очень долго терпел его диссидентские выходки с подписями петиций и правозащитными выступлениями, но предупредил, что больше ему помогать не будет. А потом он даже вдвое снизит ему жалование - вместо 1000 рублей до 500. Да, вы не ослышались, зарплата в 1000 рублей в 1965 году.
Но все равно Сахаров не смог сдержаться. Такой вот он был человек. Увидит, как какая-то демонстрация стоит в защиту диссидентов, стоит, удивленно смотрит и присоединяется. Просят его подписать петицию - молчит, оглядывается, но потом подписывает. Вот так он вписался и за Синявского, и за Даниеля и за многих других. В итоге его начали ловить буквально у самого дома, чтобы он подписал петицию.
Да, вы правильно понимаете, Сахаров носит зимнюю одежду летом. Как и вообще все в фильме. "Вот такое вот хреновое лето" (с)
Хотя бывало, что в ушанках Сахаров ходил и зимой. Как в тот раз, когда они в очередной раз митинговали в защиту Синявского и Даниеля...
Злые кгбшники подбегали и вырывали транспаранты из рук. Это было несложно, все транспаранты в фильме сделаны из убогих кусков бумаги. А написаны преимущественно по-английски.
Причем из фильма создается впечатление, что только благодаря Сахарову и его деятельности все удается хотя бы смягчить - Синявский получает смягченный срок, какой-то другой диссидент тоже и вообще, достаточно Сахарову попросить, подписать или высказаться - и вот уже как-то легче.
Вот так ходил Сахаров, ходил на тусовки митинги, подписывался за диссидентов, а потом решил сразу увеличить дозу - и пошел на политический процесс. В самый демократичный суд в мире.
Который охраняла militsia.
И караул с kalashnikoff.
И толпы кгбшных клакеров в зале.
Так как в суд можно пройти по членскому билету Академии наук (услышав, что он академик, милиция тут же пропускает Сахарова), он входит в зал и с удивлением (а выражение бесконечного удивления у него на лице присутствует примерно 80% фильма) видит, что в советском суде процветает подстава, прессинг, обман, показуха и политические репрессии.
Залы заполняются агентами КГБ, чтобы не впускать родственников подсудимых. Их показания искажаются и вырываются из контекста. Законы и Конституция не соблюдаются. А наиболее неугодных судят по статье о измене родине, чтобы иметь возможность rasstrelяtь. И хотя Сахаров в очередной раз спас подсудимого, уговорив заменить тому казнь 15 годами, его все это очень печалит. Дискомфорт у него от этого.
И тогда благородный Сахаров решает потребовать у самого ЦК отмены смертной казни. Он говорит об этом секретарше, чтобы не впутывать ее, но верная дочь партии сама сообщает об этом Юрию в его кабинете с vodka и samovar.
В итоге Сахарова вызывают на ковер, и он вынужден оправдываться перед министром Славским.
Как я понимаю, это министр атомной промышленности Ефим Славский, член ЦК, большой человек в те времена. Тот говорит, что Сахаров играет на руку диссидентам и не нужно протестовать против смертной казни, это суровая необходимость. И вообще, ЦК дергать не нужно. Но стойкий как радиационный фон Сахаров с достоинством отвечает, что будет делать то, что считает нужным для блага маленьких угнетенных диссидентов и свободы слова.
В итоге Сахарова увольняют и перестают пускать на атомную baza.
Зато благодаря своему посещению политических процессов ему удалось спасти пару человек, как всегда, с риском для жизни, и познакомиться с симпатичной молодой пятидесятилетней дамой - Леночкой Боннэр. С которой они едут в Калугу.
И которая вскоре знакомит его со всей своей многочисленной семьей.
И вскоре два борца за политические права, конечно, расписываются в типичном советском ZAGS.
На церемонии присутствовала вся счастливая семья Боннэр. А также близкие жениха.
Вместе счастливая пара отмечала медовый месяц демонстрациями и митингами. Так у Сахарова был свой первый раз. То есть, первый арест - за митинг у ливанского посольства против антисемитских репрессий в Мюнхене.
Вместе пара трогательно покидает Lefortovo.
А потом они отправились в путешествие по Volga на пароход, где все члены семьи радостно танцевали "Коробочку". В ушанках!
Но тут мать Боннэр спокойно говорит, что Сахаров зря борется, все его предадут и отвернутся от него. Сахаров говорит длинную речь про Сталина, который без всякой причины уничтожал людей, а мать говорит - это ради того, чтобы удержать власть, а сейчас они ее и так удерживают. И короче, предсказания сраной бабы Ванги сбываются. Все отворачиваются, все отказываются и так далее по тексту. А тут еще и новая напасть - Боннэр слепнет, потому что из-за занятости политической борьбой не догадалась сходить к врачу.
Ленин явно одобряет.
И новая напасть - во время очередной отсидки они видят своего друга Павла, которого как раз везут в Siberia.
С трудом удается получить визу в ОВИР, где по портрету Ленина в каждой комнате...
А видели бы вы герб...
Но KGB все равно мешает получать даже цветы из норвежского посольства.
После триумфальных гастролей за границей пара возвращается на родину... Ибо они русские и так любят Россию, что никогда не уедут. И потом отправляются навестить Павла. В Siberia. На обычном советском parovoz.
И находится Павел на каком-то маленьком якутском полустанке.
Которым заведует обычный советский storozh.
И он показывает им дорогу - через snega...
А вот и обычный домик ссыльнопоселенца.
Но по возвращении из турпоездки проблемы только ширятся. Детей выгоняют из университета, жена опять слепнет, основанный фонд поддержки политзаключенных преследуется, семья испытывает проблемы от властей, скоро и кошка подохнет, хотя ее и нет и т.д. И тогда Сахаров ходит перед сникнувшими товарищами и говорит хриплым голосом как Бэтмен, мол, надо бороться, они хотят нас сломить, что они о себе возомнили...
И в конечном итоге детей переправляют в Amerika, а самих супругов арестовывает KGB милиция и ссылает в Гулаг Горький, где держит без связи и прав, ради чего Сахаровы вынуждены устраивать голодовки. Фильм требует предоставить свободу Деточ... то есть Сахарову и на этом конец.
Краткое резюме. Фильм получает Анти-Оскар как худшая политическая агитка всех времен и народов. Я мог бы сделать смешной обзор сюжета, конечно, но ведь его тут нет. Есть слепленные факты биографии Сахарова, причем поставлено невыразимо убого. Стоит кучка из десяти человек, которая разворачивает бумажные полосы, подходит КГБ и картинно их рвет. Сахаров протестует, ему говорят чушь в качестве отказа. Вот тебе и постановка. Вместо биографии - исключительно пересказ реальных событий диссидентской жизни СССР и Сахарова, плоский как в просветительной брошюре. Вместо музыки - постоянное впихивание без толку Адажио Альбинони. Идет все это два часа, но по чувствам - как два Интерстеллара. Помните
"Жыве Беларусь"? По сравнению с драматургией в этом фильме то был оскароносный байопик.
Хотя плюс есть - псевдоистории по минимуму. Из-за жанра пересказа точны абсолютно все фамилии, имена, топонимы, суть событий и даже немало деталей советского быта передано адекватно, как, например, повязки дружинников. Но это, увы, не показатель, так как снимали фильм, очевидно, на подаяние, собранное у церкви. Позорно мало платил Госдеп на такую пропаганду. Но мне понравилось, что Боннэр весь фильм пафосно говорит о любви к Родине и как она не собирается бежат на Запад, при том, что в реальности она последние годы жизни провела в США.
Nazdorovie, tovaristch.