Страна: США, Россия, Польша
Год выпуска: 2002
Режиссер: Менахем Голан
В ролях: Криспин Гловер, Ванесса Редгрейв, Джон Хёрт, Марго Киддер, Джон Невилл, Софи Уорд, Патриция Хейс, Теодор Бикел
Знакомо ли тебе, tovaristch, имя Менахема Голана? Может быть сходу тебе его имя ничего не скажет, но с результатами его деятельности ты не можешь быть незнаком. Голан вместе со своим кузеном Глобусом рулили израильским кинематографом в 60-70-ых и были продюсерами самых кассовых тамошних картин. А в течении 80-ых Голан и Глобус рулили американской компанией Cannon Films, которая выпустила кучу культовых фильмов, одни лишь названия которых заставят пустить тебя слезу ностальгии: "Кобра", "Изо всех сил", "Кровавый спорт", "Горец", "Американский ниндзя", "Поезд-беглец", "Киборг", "Техасская резня бензопилой 2",
"Вторжение в США", "Без вести пропавшие" и многие другие. В 90-ых компания обанкротилась и братья ушли в свободное плавание: Глобус подался на родину в Израиль, где продолжает заниматься продюсерской деятельностью по сей день, а ныне покойный Голан подрабатывал то там, то сям, режиссируя копеечные фильмы. Так он снял в Минске
фееричный фильм про Перу, а также внёс вклад в клюквоматограф
"Армстронгом",
"Московской связью" и нашим сегодняшним экспонатом. А ведь в этот раз Голан ни много ни мало замахнулся на классику русской литературы!
Итак, современное прочтение романа Фёдора Достоевского, с замечательными актёрами на главных ролях - Криспином Гловером, Ванессой Редгрейв и оскароносным Джоном Хёртом, срежиссированное культовым продюсером 80-ых! Встречайте! Fyodor Dostoyevsky's CЯIME AИD PUИISHMEИТ!
Как можно видеть, действие романа перенесли не только в наше время, но и из Петербурга в Москву. И начало, где под "Я буду ждать тебя" нам в мрачных тонах показывают Москву 90-ых, выглядит очень даже атмосферно.
А ещё в титрах место съёмок обозначено не как Russia, а как USSR, хотя фильм снимался уже в 1993 году. Пусть вас не смущает, что вышел на экраны он лишь в 2002-ом, на английской википедии сказано, что он достаточно продолжительное время пролежал на полке из-за правовых и финансовых проблем.
По роману, как вы помните, на дворе стояло жаркое лето. В фильме же на улицах снег и слякоть. Аутентично! Как мы с вами знаем, в Яussia даже жарким летом на улицах лежит снег.
И вот, встречайте героя! Это Родион Раскольников, приехавший вместе со своей семьёй в Москву с Украины бывший студент-юрист, вылетевший из МГУ. Играет его Криспин Гловер, он же Макфлай Старший из "Назад в будущее". На момент съёмок фильма ему было 29 лет и в роли 23-хлетнего парня он смотрится надо сказать не худшим образом. Он приходит к процентщице Алёне Ивановной (Патриция Хейс), у которой весь дом завален коробками с импортным барахлом, и закладывает у неё часы.
Затем он направляется в больницу, чтобы разобраться с проблемами со здоровьем и натыкается там на господина Мармеладова (Джон Невилл), находящегося в состоянии алкогольного опьянения и препирающегося с врачами
за которым прибегает его дочь Соня (Эвиталь Дикер). Какая первая ассоциация лезет в голову при виде её прикида?
И ведь всё правильно! По фильму Соня Мармеладова работает проституткой. За ней в больницу приезжает её сутенерша на такси с затёртыми надписями и зовёт: "Мы должны быть в гостинице, а то потеряем всех твоих клиентов!"
"С бродягой трахалась!" - передразнивает её сотрудница в белом пальто и со старомодным причесоном. "Это мой отец!"
И Мармеладова домой ведёт Раскольников. В однокомнатной квартире Мармеладова ждут жена (Марго Киддер), пятеро спиногрызов-одногодок, корзинки, театральные афиши и старые бутылки из-под moloko и vodka.
Вскоре появляется Соня и отдаёт свою зарплату маме. Её малолетние братья-сёстры радостно вешаются на неё, а мать негодует, мол, чё так мало-то?
В ответ Соня предлагает матери самой отправиться работать в bordel' и насосать там побольше: "Может у тебя лучше получится?" - "Не смей так разговаривать! Смотри, дура, твоя сутенерша Лизавета у тебя всё отбирает", - "Не говори так. Лизавета добра ко мне, не то что ты, стерва!" - "Убью, шлюха!"
А Родя отправляется к себе, в типичный московский dom, застрявший в 50-ых годах, в свою коморку с жёлтыми обоями (аутентичность роману, чо) и портретом Ницше на стене и видом на Kremlin из окна.
К нему приходит Разумихин и говорит: "Не заметил, твою стать напечатали?" Но Родя того вежливо выпроваживает, а сам заваливается спать не снимая пальто.
Среди ночи герой просыпается. Его мучают мысли о опубликованной теории сверхсущества, о бабке, о подростковых комплексах... В общем, шило в жопе не даёт успокоиться, Родя встаёт, по стелсу пробирается в соседнюю квартиру, дверь в которую, несмотря на горящий свет, сидящего в яслях ребёнка и дымящийся ужин на плите, почему-то отварена настежь. Там он берёт висящий над теликом topor и направляется к бабульке.
Та ему открывает, он закладывает у неё портсигар, ну а что происходит потом - все и так знают. Но дело вовсе не в том, что происходит, а в том, как это показано! Раскольников укладывает старушенцию двумя ударами под резкую электронную тему в слоумо (признаюсь, я просто орал, когда это смотрел), тырит dengi и ретируется.
По пути прибивая Лизавету Ивановну, даже не касаясь её toporom
Придя домой, он пихает в раковину одежду, в которой ходил на мокруху, обливает спиртом, которого у него, судя по полке на заднем плане, более чем достаточно, и поджигает.
На следующий день Родя идёт в отделение CENTRAL POLICE, где ему предоставляют долги за учёбу. Там же он встречает порфирия в исполнении Джона Хёрта.
На следующую ночь Раскольников запирается у себя в комнатушке на три замка и пытается бороться с ночными кошмарами: то его во сне соблазняет Соня Мармеладова, то к нему приходит старушенция в образе зомби
Можете сами заценить, как наш герой брыкается
Он шумит на всю округу, поэтому Разумихин лёгким движением руки отворяет закрытую на хамки дверь и вместе с проходившим мимо Порфирием в меховой shapka пытается успокоить нашего героя, но тот спросонья высовывается в окно и чуть не падает в Москву-реку.
Утром на белом Линкольне к Роде приезжает карлик (его играет Владимир Фёдоров - Черномор из "Руслана и Людмилы"), представляющийся секретарём господина Лужина, желающего жениться на сестре Роди. Секретарь принёс денежный взнос от Лужина, но принципиальный Расколников отказывается от денег и сам следует в офис Лужина.
Лужин в этом фильме - дилер компании, продающий телевизоры, убеждённый капиталист, боготворящий переход к рыночной экономике. "Современный капитализм всё изменит. Уже скоро мы будем как Америка! Помяните мои слова, мы движемся туда очень быстро". Однако, надо признать, что с адаптацией этого образа под реалии 90-ых попали достаточно удачно! Правда, играет 45-тилетнего (согласно оригиналу) мужчину пожилой Ричард Линч - один из старых приятелей Голана и ветеран отрицательных ролей в триллерах и боевичках.
Раскольников просекает корыстную и эгоистичную сущность Лужина и то, какую цель преследует этот господин, желая жениться на его бедной сестре, вздорит с ним и уходит. А также до кучи узнаёт, что Соня ходит в офис к Лужину, оказывая тому интимные услуги за деньги.
Далее Родион и Разумихин, подискутировав на фоне Rabochiy & Kolhoznitsa, направляются в banya, где царит kino, vino и domino,
а также читает статью Раскольникова Порфирий. Banya - лучшее место для чтения, tovaristch! Порфирий предлагает Раскольникову увидеться на следующий день.
На следующий день Родя приходит в кабинет Порфирия, украшенный red znamя и бюстом vozdя proletariata. Тот делает намёки Раскольникову, что есть подозрения насчёт убийства старушки и говорит, что, мол, если ты, Родин, виновен, то тебе грозит ссылка в Сибирь. In Яussia за полтора века традиции не изменились! А потом в кабинет вводят пседовиновника преступления, излагающего свою версию.
Наш герой выходит на улицу и его глазам предстаёт сцена: Мармеладов пытается перейти дорогу в неположенном месте, но его сбивает Урал
Раскольников помогает старичку дотащиться до квартиры, где тот склеивает ласты, а оставшаяся вдовой госпожа Мармеладова орёт на негодующих попа и мента, которые, находясь в одном кадре, выглядят достаточно фактурно
Далее нам предлагают снова насладиться квартирным убранством, в котором живут наши герои (Разумихин, разумеется, во всю хлещет vodka)
и прогулкой Порфирия и Раскольникова по Moscow. Сначала они идут от Kremlin в город, а потом снова оказываются у кремлёвских сцен, философствуя о злодеянии, жизни и Б-ге.
"Знаете, кто здесь лежит? Его деяния в миллион раз хуже ваших. Он так никогда и не раскаялся, не принял наказание, не обрёл новую жизнь и искупление. Человек, здесь похороненный, ненавидел Б-га"
Ночью Раскольников идёт в клуб, где Соня уходит в отрыв под аккомпанементы выступающих там говнарей. Вдобавок она находится в нетрезвом состоянии. Родион усаживает её за столик с пустыми пивными банками и говорит, что завтра заглянет и расскажет, что ему известно об убийстве Алёны Ивановной.
И вот утром Родя заявляется в переполненную православными iconami и krestami квартиру проститутки и во всём ей исповедуется.
Потом он направляется в офис CENTRAL POLICE, где на стенах висят agitplokatы советских vremёn, и исповедуется перед Порфирием.
Самый gumannый суд в мире приговаривает нашего героя к шести годам лагерей. Приговор мог быть суровее, если бы Порфирий не подкупил судью.
Какой чудесный орденоносец на заднем плане!
Под кадры с поездом голос Джона Хёрта оповещает: "Родион Романович Раскольников был отправлен в трудовой лагерь в Сибири".
В Сибири он под присмотром товарищей в ushanka и с kolashnikoff занимался тяжким каторжным трудом: разгребал лопатой снег.
А Соня в меховой shapka и вязанных rukovitsa ходила всё это время вокруг лагеря и ждала Родю. И вот, в один прекрасный морозный день, стоя у tserkofь, она наконец-то его дождалась!
ХЭППИ-ЭНД! Далее идут титры, а на фоне играет "Я буду ждать тебя" в исполнении Аиды Ведищевой.
Подводя итоги: получился дичайший китч, снимавшийся на полном серьёзе и никоим образом не воспринимающийся на полном серьёзе. Краткий скриншотный пересказ не может дать целостного представления о всех достоинствах этой де факто комедии. Так что клюквоманам, не страдающим снобизмом, рекомендуется к просмотру!
Tovarish, утри ушанкой слёзы, которые у тебя навернулись от глубины данной экранизации литературной klassika! И не забывай в перерывах между питьём водка и доблестным трудом в GULAG делать перерывы и перечитывать Dostoyevsky, Pushkin, Chekhov и классиков Marxism-Lenenism! Будь культурным и образованным человеком! Nazborofie!