Красный Дунай (1949)

Jul 01, 2017 11:55




I highly recommend this very well done historical movie, especially for anyone foolish enough to think that the Russians are our friends or that WWIII is conceivable. In fact, maybe this should be required watching for all of us.

Отзыв американского патриота с ультрамериканским именем Лесли Хейзенбергер (с).

20 октября 1947 года Комитет палаты представителей по антиамериканской деятельности начал свои публичные слушания по проникновению коммунистов - так стартовала знаменитая "охота на ведьм" в США. На запрос партии и правительства Голливуд в лице производственной киностудии Metro-Goldwyn-Mayer ударно ответил съемками фильма "Красный Дунай" - пожалуй, самой первой пропагандистской клюквой эпохи холодной войны. Решение о его съемках по мотивам книги шотландского писателя Брюса Маршалла "Вечерня в Вене" ("Vespers in Vienna") было принято еще в январе 1947 г., съемки были начаты в июне, а в 1949 г. фильм был явлен публике. Увы, ныне он забыт и мало кому известен даже на Западе. О чем же он рассказывает? На самом деле, трудно сказать определенно, так как этот фильм удалось отыскать только в оригинальной озвучке и без субтитров. Потому не обессудьте - но дальнейший рассказ будет базироваться в основном на пересказе англоязычной Википедии.

Итак, сюжет. Вскоре после Второй мировой войны однорукий британский полковник Майкл «Хуки» Никобар ожидает перевода домой, а пока сидит в Риме, где все итальянцы очень старательно изображают ненависть к Муссолини. Но его отправляют в Вену со своим помощником, младшим командиром Одри Квейл, молодым майором Джоном «Твинго» Макфимистером и шофером. Когда они уезжают из Рима, на заднем плане видны кадры хроники Ватикана и встречи народом Папы Римского. Наблюдая эти толпы, полковник бормочет про "слепых суеверных глупцов" - ведь он атеист! Хуки назначается для помощи в деле репатриации советских граждан, проживающих в британской зоне Вены. Он и его помощники расквартированы в монастыре под руководством дружественной матери-настоятельницы. На службе в этом монастыре Твинго замечает некую красавицу и влюбляется в нее с первого взгляда.




Благодаря знакомству с настоятельницей он находит девушку в балетном зале, устроенном в крайне неподходящем для этого здании.




Это оказывается балерина по имени Мария Булен.




Твинго знакомится с ней и, как галантный британский джентльмен, водит по ресторанам. Мария ему симпатизирует. Но однажды на ее квартире он видит разгром. На встрече с Марией та плачет и признается, что скрывала от него страшную тайну! На самом деле она с другой планеты из России: "Ай эм рашн фольксдойче!" Оказывается, она поволжская немка, которую зовут Ольга Александрова. Ее родителей сослали в Siberia и там они и умерли, а ей удалось бежать на Запад. Стоит ей рассказать ей это, периодически теряя русский акцент, как тут же у дома тормозит грузовик с красноармейцами - точь-в-точь как в "Метро-2. Смерть вождя".




Мария-Ольга укрывается в монастыре. Для его обыска russkie приходят лично к полковнику Хуки.




Возглавляет их товаристч полковник Piniev с орденом Ленина, ОКЗ и ХХ лет РККА.




И его помощник - старший лейтенант Maxim Omansky с орденом Красной Звезды из картона.




- Спраситье, официйальна ли йа назначэн сюда напастой? - говорит Piniev Оманскому.




Орлы!

А потом переходит на английский, на котором отлично говорит до конца фильма.
Полковник Хуки ничего не знает о Марии, поэтому разрешает обыскать монастырь. Piniev лично обходит молящихся монашек в зале, долго саспенсово рассматривает их лица, но, как полный лох, не замечает Марии прямо у себя под носом. Этого ему достаточно и он выходит со своими бойцами на улицу.




(голосом Володарского): Надпись на стене - "Три-восемнадцать квартал проверен"!

Там полковник, который, в сущности, не злодей, глубокомысленно говорит что-то типа: "Ай аскед билевед вот оф май пипл кантри оф май пис из мач оф ё ас"... Переводите как хотите. И добавляет, что Марию хочет вернуть лично "Marshal Stalin", так как она величайшая русская балерина, которая должна поддерживать престиж страны. Когда Хуки возвращается обратно, ему раскрывают истинную личность Марии. Хуки, как верный своему долгу офицер, возмущен и решает вернуть Марию Rodina. Попытка Твинго помочь Марии бежать не удалась - ее заметил полковник, и Мария благородно решает пожертвовать собой. В итоге полковник Piniev возвращается и галантно кивает Марии: "Товарич Олга Александрова... Айм глад ту си ю (бла-бла-бла) ту Совьет Юнион (бла-бла-бла) прима-балерина оф Болшой Тиатр ин Москоу" - и вежливо проводит рукой. Под трагическую музыку они удаляются, а Твинго с каменной миной злится и уходит. Смена плана. Вы совершили большую мистэйк - печально говорит мать-настоятельница.

Работа британцев продолжается. После этого они приносят повестку о репатриации профессору с типичным русским именем Serge Bruloff.




Тот, узнав о возвращении в Россию-Матушку, воспринимает весть стоически и только искаженным лицом бежит пруду просит помочь его супруге в британской зоне - по имени Елена Нейгардт (в списке ролей - Helena Nagard). После чего профессор кислых щей интеллигентно стреляется. Ибо лучше smertь, чем возвращение в Sovetы.




Картина Брюлова: "Не ждали"

Вводят Елену - грязную всколокоченную отрешенную от мира старуху, которую тоже репатрируют. Она, узнав об этом и смерти мужа, плачет, рыдает и истерит. Тут-то до проницательных британцев и начинает доходить, что russkie их обманывают по поводу репатриации своих граждан...

В итоге всех репатриантов свозят в советский лагерь под чистым русским названием "КАМП №12".




- Эй, ти! Падпиши! - грозно приказывают мордатые bolsheviks Елене.




А Omansky важно говорит британцам, что самоубийство профессора было несомненным доказательством его измены и подрывной деятельности.




Несчастных беженцев под мегапафосную музыку грузят бочками в грузовики и увозят прямиком ту Раша, демонстрируя нам их боль, отчаяние и великолепные образцы вооружения Krasnoi Armii.













Несчастную Марию везут наравне со всеми в грузовике и она лишь в отчаянии кричит, увидев Твинго. Тот бросается за ней, но останавливается, сообразив, что грузовик не догонишь. На фоне этого удивляет только отсутствие конвоя с пулеметами для предотвращения побегов по пути следования - возможно, в советской зоне охрана и так стоит на каждом углу.




Полковник Хуки, пораженный этими невиданными зверствами, которых он не увидел, отправляет краткое извещение в военное министерство в Лондоне, в котором выражает протест против насильственной репатриации политических диссидентов.

Приближается Рождество. Монашки устраивают в монастыре елку - кстати, под пятиконечной звездой, так что выкусите большой жирный кукиш, поганые твари, которые сейчас упорно заменяют ее на шестиконечные, восьмиконечные, многоконечные или тупую сосульку. Настоятельница просит у Хуки прощения за то, что она не обращалась с ним по-христиански, а Хуки грустно говорит ей, что потерял веру после смерти сына в бою. Тут приходит сообщение, что russkie незаконно прислали в британскую зону эшелон беженцев. Возмущенные британцы идут осматривать поезд.




Войдя в вагон, они видят целую прорву самых грязных и уродливых стариков, женщин и детей, которых смогли найти киношники.




И потом битый час ходят по вагону размером с Bolshoi Teatr, оглядывая их.




Там они находят... и Ольгу! Которой удалось сбежать из советского ада. В этот момент собравшиеся в вагоне беженцы, не обращая на британцев внимания, начинают не то петь, не то молиться - причем по-английски(sic!). Пораженные несчастьями этих людей представители цивилизованного мира уходят. На платформе они понимают, что Russia не нужны слишком слабые и больные - им нужны ресурсы для работы! Поэтому они и спихивают самых негодных беженцев британцам. Хуки возмущенно говорит Omansky, что так этого не оставит и поможет им. "Экселент", - равнодушно отвечает тот: "Тогда я отзову своих людей" - и командует: "Джайсонвикомпания! Нья грусовики!" Марию британцы берут с собой и возвращаются в монастырь.

На следующий день их навещает Piniev, который предлагает вернуть приму-балерину по-хорошему, но те отказываются, и полковник, пожав плечами, уходит.




Вскоре Хуки приказано лететь в Рим в качестве представителя на конференцию ООН, чтобы положить конец насильственной репатриации - с ним по тому же вопросу летит и настоятельница. Хуки замещает жирный и глупый полковник Омикрон. На конференции Хуки и настоятельница битый час спорят с начальством и наконец кое-как добиваются обещаний в помощи. Но по возвращении в Вену Хуки и его начальник, бригадир Кэтлок, сталкиваются с теми же вездесущими Piniev and Omansky, коорые угрожают, что если Мария немедленно не сдастся властям, Sovetы прекратят сотрудничать с англичанами по всем другим вопросам. Кэтлок давит на Хуки, но тот отказывается и демонстративно уходит в отставку. Тем временем Твиго и Мария долго целуются на фоне Альп, собираясь перебраться в Швейцарию через границу Шотландию - родину Твинго. Но внезапно полковник Омикрон берет Марию под стражу и оставляет в монастыре, чтобы передать kommunists. А вскоре подъезжают и они - точь-в-точь как в первый раз и даже на той же машине.




Понимая, что у нее нет выхода, Мария выбрасывается в окно и падает на оранжерею. Ибо лучше smertь, чем возвращение в Sovetы.




Критики считают, что прототипом этого безумно убедительного сюжетного хода было дело Оксаны Касенкиной - 52-летней учительницы советской школы в США, которая, чтобы не возвращаться домой, выпрыгнула с третьего этажа советского консульства в Нью-Йорке. И хотя по факту это была скорее истеричка, для которой это было лишь поводом, в итоге это повлекло масштабный политический скандал вплоть до разрыва дипломатических отношений. Но лично я думаю, что Мария просто дура.

Правда, она умирает не сразу - ее кладут в постель, она долго с крупными каплями потами кончается, битый час с улыбкой щебечет Твинго признания в любви и наконец красиво умирает. Все смотрят в пол, даже Piniev, а Твинго пытается выдавить сожаление на своем каменном лице. Настоятельница демонстративно молится. Но так как фильм должен заканчиваться на позитивной ноте, то далее всех британцев переводят на новую должность, насильственную репатриацию из-за инцидента с Марией прекращают, и наши герои с улыбками летят в самолете к новым приключениям. В общем, хэппи-энд! Все? Да, это весь сюжет. Растянутый аж на два часа.

Ну, и немного об актерском составе, поскольку студией изначально на него делалась ставка. На главных ролях в этом фильме - известные тогда артисты: Хуки - Уолтер Пиджон, чья звезда, правда, окончательно взойдет чуть позже - в 1952 г. он даже займет пост президента Гильдии киноактёров США; Твинго - Питер Лоуфорд, актер с деревянной рожей, игравший ею с семи лет в компании Metro-Goldwyn-Mayer, да и потом не голодавший - был успешным актером, продюсером, членом "Крысиной стаи", благодаря которой появились "Одиннадцать друзей Оушена"; Мария-Ольга - Джанет Ли, которая тогда как раз подписала контракт со студией, позже "блеснет" в другой клюкве, "Jet Pilot" в роли летчика-перебежчика лейтенанта Ольги Орлиф, а потом получит славу за "Психо", но вскоре уйдет с экранов; постоянно мелькающая в кадре блондинка-офицерка Одри Куэйл - это молоденькая и симпатичная Анджела Лэнсбери, всем хорошо известная по "Она написала убийство"; Piniev - известный тогда актер Луи Кэлхерн; настоятельница - знаменитая Этель Бэрримор, уже тогда получившая Оскар и, кстати, снимавшаяся в клюкве 1932 г. "Распутин и императрица" в роли царицы Александры. Причем вначале снимались другие знаменитости - Ирен Данн, Спенсер Трейси и Роберт Тейлор - но вскоре они ушли. Есть ли в картине русские? Ага, аж три. Елена Нейгардт - Тамара Шейн, а Bruloff - Константин Шейн. Оба - дети Вениамина Никулина, отца известных советских писателей Юрия и Льва Никулиных. Константин эмигрировал еще в Первую мировую, а в 1929 г. к нему присоединилась Тамара, которая потом вышла замуж за "самого известного русского Голливуда", Акима Тамирова. Так что играют супругов брат и сестра - реальные невозвращенцы! Плюс Omansky - некий Роман Топоров, уроженец Дубно, который говорит с акцентом более сильным, чем у американцев. Кстати, он за год до того снялся в триллере «Берлинский экспресс» в роли советского лейтенанта с обычным русским именем Максим Кирошилов. Причем снимался в том же самом мундире и с той же звездой из картона.



Да чего уж там - даже огромный ППШ в одной из сцен остался со съемок фильма «Контратака» (1944) о борьбе русских партизан.







А сам фильм... За счет актерского состава, операторской и оформительной работы, а также некоторых режиссерских сцен - в общем, неплох. Но он слишком уж скучноват из-за растянутости сюжета и откровенной пропагандистской слабости конфликта, причем даже западные рецензии жаловались на пропаганду и бестолковые разговоры о религии и долге. Ибо, по факту - сюжетная линия превращения Хуки из атеиста в верующего играет в фильме значения не меньше, чем любовно-мелодраматическая! Как заявила одна из современных рецензий: "Союз холодной доктрины догматического католицизма и доктринального антикоммунизма был идеальным богословско-идеологическим двойным ударом". В прокате фильм, кстати, провалился - получил 1,177 млн долларов в США и Канаде и 682 тыс. за рубежом, в итоге потерял 905 тыс. Чо там могло стоить почти три миллиона долларов, я лично не имею представления - возможно, поездки в Рим и Вену, где действительно велись съемки, а возможно, супер-ППШ bolsheviks, сделанный из томмигана. Ныне фильм прочно забыт даже на Западе и вспоминают о нем как об историческом артефакте эпохи холодной войны.

Так что, товаристч, порадуйся за торжество Красной Армии и родного Советского Юнион, который достанет врагов оф народа даже за Кровавым Дунаем и вернет их в родную Сайберия, под охрану красноармеецес с томмиганами и в ушанках с ред звезда. Наздоровье!

image Click to view


а) Кино, 5) Клюквоведение, к) Рабоче-Крестьянская Красная Армия, 1) Отборная клюква

Previous post Next post
Up