Когда-то Болгария была лишь одной из многих стран за железным занавесом, о которой толком ничего не было известно. Это позволило клюкводелам в тех редких случаях, когда они о ней вспоминали, лепить там что угодно. Но эти времена давно в прошлом! Болгария давно уже открыта миру. Конечно, ныне она
нищая умирающая и разворованная страна... но зато она открыта миру! И никто не сделал больше для ее популяризации, чем американские клюквомейкеры, окопавшиеся в ней с конца 90-х. В первую очередь речь о киностудиях Nu Image и UFO, которые в конце 90-х и до середины 2000-х гнали просто колоссальное количество трэшаков в Болгарии с одним и тем же реквизитом, оружием, формой и локациями, которые выдавали за самые разные государства. Об этом можно подробно почитать в
обзоре таваристча
cyber_tracker о студии UFO. Однако традиция снимать второсортные клюквенные трэшаки в Болгарии, изображающей все, от Америки до Китая, осталась - и ныне этим не брезгуют даже крупные студии. Сегодня мы расскажем о нескольких примерах, в которых Болгария стала полигоном для международной преступности, в том числе и русской. Клюкву о братских народах тоже надо собирать, товаристч!
И начнем мы с наитипичнейшего представителя - супердетективного супербоевика с суперзвездой супертупых супервторосортных фильмов о рукопашке Гэри Дэниелсом "Город страха" (2001). Благо, это очередной шедевр от студии Nu Image.
В самом начале фильма Гэри Дэниэлс машется с каким-то азиатом на парковке, причем монтаж делает стоп-кадр в самых неожиданных местах.
В этом фильме наш Гэри - это журналист Стив Робертс, который так в свободное от работы время учится рукопашке. На следующее утро к нему приезжает делегация из Болгарии под руководством некоего Эмиля Боева, которая говорит, что его приглашает в Болгарию старый друг, Чарли Венко, который хочет, чтобы Стив написал репортаж о его исследованиях разработки лекарств. Стив удивлен, но соглашается. И вот он прилетает в Софию, где едет к дому Чарли на такси штатного актера всех американо-болгарских трэшаков Христо Шопова.
Под звучную озвучку болгарских заунывных песен и крупные ностальгические планы на Софию 90-х с ее храмами и театрами Стив приезжает к дому Чарли, но видит, что оттуда уезжает катафалк и партийный лимузин ГАЗ-14 "Чайка". Оказывается, Чарли успел умереть, и пораженный Стив едет вслед за процессией на кладбище.
Там тело отпевает болгарский священник (видимо, Чарли успел принять православие), и Стив видит близких друзей покойного - негритянку, бабу в шапке летом и бабу - кавалера Железного креста. Нормально, чо, у меня таких знакомых навалом.
А на партийной Чайке на похороны приехали местные силовики в синих мундирах болгарской полиции, которые еще были в болгарском боевике "Мост драконов", только без шевронов. А руководит ими тетенька в военной форме армии ГДР, но в болгарской бескозырке.
После церемонии со Стивом знакомится друг покойного Билл Филлипс - он же Иван Драго из болгарских трэшаков "Одиночная цель" и "Прямой контакт". Похоже, обзор превращается в псевдовикторину.
Он подвозит Стива в гостиницу, а заодно рассказывает, что Чарли умер чисто болгарской смертью - удил рыбу в Варне на Черном море, леска затянула его под воду и там его размолотило в клочья винтом лодки. Бывает. Однако Стив подозревает, что что-то тут не так и решает пообщаться с той мулаточкой, любовницей Чарли - обычной болгарской американкой по имени Алекса Казан; благо, кто-то тайком подбросил ему программку клуба, где она выступает. Однако тут неожиданно в номер к Стиву приходит та сама болгарская служба безопасности.
Тетенька в форме Фольксармее ГДР оказывается полковником по фамилии Козловска. Она туманно говорит о том, что Болгарии выгодно знать, что Чарли сообщал о своих исследованиях своему лучшему другу.
Стив клянется, что ничего, и болгарская гэбня демонстративно уходит, ничего не объясняя. "Меня терзают смутные сомнения", - говорит Стив, идет в ночной клуб и договаривается в гримерке с Алексой о встрече, где та заодно показывает лучший кадр фильма.
Тогда Стив решает поболтать с хозяином лодки, на которой погиб Чарли. Но, выйдя из отеля, он замечает за собой тщательно законспирированную суперслежку в автомобиле, которой позавидовали бы шпионские комедии 60-х.
Вырубив дураков, Гэри приходит к хозяину лодки - некому капитану Серчу, которого дубляж именует Сергеем. Он работает на какой-то фабрике по разливу минералки или типа того. Сергей уходит в глухой отказ, говорит, что ничего не знает, грубит, хамит, машет ножом - так что Стиву приходится показать свои суперспособности на окружающих. После этого Сергей резко добреет, но говорить все равно не хочет и только туманно дает понять, что Чарли умер не своей смертью, после чего повторяет рефрен фильм - уезжай, здесь тебе не Америка, это - София. Более подробно поговорить не удалось, потому что Стива тут же расстреляли фром калашникофф прибежавшие бандиты.
Стив делает несколько сальто-мортале с разных ракурсов, пока бандиты ожесточенно расстреливают минералку, которая от выстрелов искрит и даже взрывается как петарды. Лучшая заряженная минералка из Болгарии!
На завтраке с Алексой Стив рассказывает все, что с ним было. Вывод его ясен, что-то тут не так - возможно, здесь замешано болгарское правительство, ведь оно снабжало исследования Чарли против СПИДа. Алекса колеблется, она ничего не знает, но он все же заставляет ее проникнуть в дом Чарли и поискать там следы его работы. Дома, впрочем, они ничего не нашли, кроме разгрома, но это только укрепляет терзающие Стива смутные сомнения.
Добившись от Алексы обещаний помочь, Стив идет в больницу, где пытается поговорить с ассистентом Чарли Эмилем Боевым - Сергей успел вякнуть, что тот тоже был на лодке. Однако Эмиль мало того, что исчез неизвестно куда, так еще и его фото на доске почета работника месяца непохоже на того человека, который приезжал к Стиву. Тут приходит главврач больницы доктор Крюгер и буквально силой выпирает из здания Стива, который хотел пройти в кабинет покойного. Но Крюгер тут же меняется в лице, услышав брехню Стива, будто Чарли писал ему про свои исследования.
Заинтриговав Крюгера, Стив уходит - но тут за ним неожиданно устраивают погоню люди в штатском, которые стреляют ему вслед. Он устраивает с ними рукопашную схватку в метро, а потом на местном рынке - и успешно громит врагов, которым не помогли ни пистолеты, ни подобранные железные пруты, ни даже трофейные кочаны капусты!
Все это дрыгоножество на рынке было только для того, чтобы в конце Нео поднялся в воздух и улетел от толпы агентов Смитов Стив пришел в гостиницу и там его вырубили те же люди. Оказывается, это были болгарские чекисты, а не люди Крюгера... как ни странно. Зачем тогда стреляли? Для храбрости, видимо. В себя Стив приходит на стуле с двумя гранатами с выдернутыми чеками в руках - у болгарских спецслужб суровые metods!
Полковник Козловска угрожает ему, что если он будет соваться не в свое дело, то они его арестуют. Они отнимают у Стива гранаты, которые, само собой, ненастоящие - и берут под домашний арест. Но из-под него Стив легко удирает в форме горничной официанта, потому что тупые болгарские охранники даже не посмотрели на него толком. Он прибегает к Алексе и рассказывает, что Козловска ему сказала - Чарли убила russkaя mafiя!!! Она же, видимо, устроила разгром и на квартире Алексы.
После споров Алекса не выдерживает и раскрывает секрет Чарли - оказывается, его исследования спонсировала русская мафия, потому что в Болгарии после демократии и стабильности не хватало на это денег. А убил Чарли, скорее всего, бывший с ним на лодке глава болгарской русской мафии с обычным русским болгарским именем Яро Милерво. Зачем? "Чтобы как-то компенсировать расходы", - догадывается Ниро Вульф Стив. Чтобы понять, как это могло что-либо компенсировать, герои идут к нашему бородатому Биллу-Ивану Драго на встречу в кафе. Однако там их настигает еще один штамп боевиков - Билла и его охранника жестоко расстреливают из калашникофф понаехавшие киллеры на машине! Пораженные герои удирают на подобранной тачке, улетая на ней мимо Храма Александра Курицына Невского. За ними устремляются в погоню два мотоцикла, люди на которых вооружены чешскими автоматами Samopal из того же "Моста драконов".
В следующей же сцене герои оказываются уже за городом! Машин с автоматчиками нет, а мотоциклы лениво следуют за ними и лишь подойдя почти вплотную, стреляют. Чудо-автомат Samopal, который в фильме "Мост драконов" чудесным образом всегда попадал в цель, имел почти бесконечный боезапас и сбивал целые вертолеты, теперь упорно лажает и мажет. Еще бы, ведь там он был в чудотворных руках самого Дольфа Лунгрена! А все, на что хватило их здесь - пробить заднее стекло. Но герои все равно что-то трусят. И тут неожиданно Алексе везет! В первой попавшейся болгарской машине она находит случайно там завалявшийся рояль дробовик, из которого можно обороняться.
Вы нашли дробовик. Перенесите его в инвентарь. Текущий боезапас - 1 выстрел.
Причем гораздо веселее то, что в разных кадрах заднее стекло то разбито, то цело.
Итак, дробовик найден. Теперь вопрос, как не умеющая стрелять женщина одним выстрелом может прекратить целую погоню, если у авторов нет денег на взрыв бензовоза? А вот как - Алекса с визгом стреляет из абсолютно целой машины в белый свет через окно и попадает по белым Жигулям, которые пердят дымом и резко летят вдаль. Жигули подрезают здоровенную фуру, которая останавливается поперек дороги. В итоге другие белые Жигули мчат в сторону, наезжают на остановившегося коллегу и взлетают как по трамплину, а подбитый жигуль смачно взрывается!
Преследователи, как вы понимаете, в шоке от таких крутых спецэффектов. Одним выстрелом - три фрага!
Подождите, это что, блеать, веревочка РЕЖИССЕР ФИЛЬМА СО СЪЕМОЧНОЙ ГРУППОЙ?!!!
Так вот ты какой, северный олень! А я думал, запалить в кадре микрофон или там оператора как в "Красном змее" это зашквар.
Оторвавшись от погони, пара возвращается в больницу, чтобы таки тайно проверить кабинет Чарли. Там, взломав нехитро придуманным паролем его компьютер, пара обнаруживает, что Чарли разрабатывал для мафии наркотик с суровым названием Сиреневый Голубой туман, который настолько суров, что всасывается прямо в кровь, меняя ДНК! Да, я не шучу - ДНК же в крови находится, вы же знаете.
Но тут вбегает спаливший их доктор Крюгер и палит куда попало из пистолета. Стив делает еще несколько сальто, все загорается, но Алекса вырубает доктора тяжелым тупым предметом - сценарием этого фильма а Стив вырубает прибежавшую охрану тяжелыми тупыми кулаками.
После побега Алекса показывает ему последствия генетического наркотика в виде сборища наркоманов на какой-то помойке, где обитает ее бывшая коллега Лора Татьяна.
Там ее ранит психованный наркоман ножом по ножке, и приходится Стиву утащить ее домой и немного поухаживать. Понятно, что заканчивается все ночью любви, но утром Стив обнаруживает, что Алексы нет - она подмешала ему клофелин, сперла бумажник и вернулась в Житомир была похищена болгарской гэбней! Тогда Стив идет к ней, как я понимаю, в местное МВД.
Он говорит, что готов сотрудничать и что надо выкопать гроб с Чарли. Потому что... потому что... потому что интуиция! Там, разумеется, лежит не Чарли, а его убитый ассистент Эмиль Боев, потому что Билл, Сергей и еще кто-то третий обманули тупую полицию при опознании. Но где же сам Чарли? А к нему Стива абсолютно безо всяких объяснений и предисловий привозит таксист Христо Шопов, в софийский зоопарк, где монтажер упорно сует нам под нос заснятых в вольерах медведей, чтобы компенсировать отсутствие клюквы. И вот Стив в шоке видит, что Чарли - ЖИВ!!!
Улыбающийся и очень плохо играющий Чарли объясняет, что Америка за его эксперименты и коммерческое финансирование обвинила его в шпионаже, а у Болгарии кончились деньги после демократии и гласности. "Десять лет десятки тысяч людей погибают в Этой Стране!" - говорит он, - у нее нет денег на финансирования, а виновата та же Америка! Так что Чарли взял деньги у русской мафии, а потом кинул ее, сфальсифицировав свою смерть. Теперь Чарли предлагает Стиву уехать с ним и Алексой в прекрасное далеко, где у них будет богатство и покой, или остаться в Болгарии на растерзание гэбне и мафии - благо, и та, и другая демонстративно следят за героем посреди зоопарка, старательно не замечая живого Чарли прямо перед ним.
Так, стоп, минуточку. То есть, Чарли подделал смерть, убил своего ассистента... Но почему тогда доктор Крюгер, который сам покрывал смерть Боева, не мог добыть исследования Чарли из кабинета? И кто убил Сергея и Билла? Люди Чарли? А зачем они тогда за Алексой и Стивом гнались?
Пока вы пытаетесь найти логику и причинность в тупом боевике 90-х, нашего Стива оглушают ранее оглушенные им гении конспирации и устраивают ему аудиенцию с Яро в партийной Чайке в автомойке. Ин постсовьет Болгария на Чайках ездят только спецслужбы и русские мафиози!
Яро, оказывается, ничего не знает о мнимом убийстве Чарли и говорит Стиву валить домой и не мешаться под ногами. Пораздумав над всем этим бредом, Стив соглашается работать с Козловска и звонит Чарли, изображая согласие. Наступает час Хы. Герои ходят по улице, ожидая появления Чарли, пока в подворотнях его ждет болгарская гэбня. Однако хитрый Чарли вытаскивает друзей по методу "Неуловимых мстителей" - подсылает к ним поющих цыган, которые оттесняют героев к обочине, там их принимает парочка в форме и переправляет в фургон через какой-то подземный ход, который изображает обычная дверь в подвал.
Так герои приезжают к непременному герою боевиков 90-х - заброшенному заводу. Это успешно угробленный приватизацией Кремиковский металлургический комбинат около Софии, который, кстати, популярный актер Болгарии - в боевике "Морские котики" он играл ракетную базу, "Убить заново" - американскую глубинку, а в "Универсальном солдате-3" - аж Чернобыльскую АЭС, хотя все эти кинороли его не спасли от полного банкротства в 2009 г.
На заводе Чарли раскрывает, что собирается бежать в Турцию на вертолете. Его играет другой хорошо знакомый клюквоведам болгарский актер - белоснежный Ми-8 из "Моста драконов" (1997). Там было аж джва таких белых вертолета с номером 666, которые потом засветились в адовой прорве болгарских трэшаков студии Nu Image - "Морские котики", "Отряд Дельта-4", "В аду", "Посланник королевы", "Щупальца", "Во имя мести", "Человек-акула" или тот же "Прямой контакт". Правда, в "Человеке-акуле" кадры с ним содраны из "Моста драконов" и "Отряд Дельта", так что номер 666 на боку то пропадает, то возвращается. Но зато он недавно засветился в свеженьком "Смертельная гонка-4" - ветеран кинобитв все еще на ходу!
Более того, он там летает над тем же заводом, пока его не снесли и не построили очередной сраный Ашан.
Однако на сей раз, видимо, специально для Чарли, вертолету неожиданно нарисовали болгарские флаги на хвосте и днище и даже дописали по-английски, что это Ми-8 республики Болгария.
Что, конечно, не может не поражать. Ведь что до, что после эти вертолеты в фильмах студии были исключительно белыми. Так, например, в фильме того же Марка Роупера "Вулкан", где в прологе Болгария изображала Южную Америку, белый Ми-8 на пару с белым зеленым южноамериканским камазом рассекал на фоне балканских прерий.
Также чисто белым он был в другом фильме-катастрофе Роупера "Белый шквал" (в оригинале - "Лавина"), который рассказывал о лавине на горнолыжном курорте в городе Дубров, который явно был в Болгарии. Благодаря своему цвету вертолет очень красиво выглядел на фоне постоянных снегов в кадре, буквально изображая собой белого ангела во время спасения заваленных.
Но мы отвлеклись. Итак, из вертолета выбегают подкупленные Чарли военные в болгарском камуфляже и с калашами - ну, я так предполагаю, что это военные, сам фильм про это умалчивает. Но план Чарли провалился, потому что Стив с помощью жучка в заднице бумажнике навел на завод болгарскую гэбню. Она приезжает на всем своем местном автопарке - уазике-буханке, Чайке и двух полицейских тойотах. Из Тойот вылетает болгарский спецназ и начинает показательно расстреливать из калашей оборотней в камуфляжке.
Начинается схватка двух сил на территории завода. Разумеется, в процессе происходят смешные взрывы, пальба, клоунские сальто-мортале и прочий цирк.
Какой же боевик без трамплинов и прыжков на батуте, уи-и-и-ииии!!!
Пораженный Чарли наставляет на Стива пистолет, хватает Алекс, но потом бросает и убегает. Пристрелить Стива ему не дает тупой сценарий память о дружбе. Так что милосердный Чарли убегает, пока Стива ***дят его подручные, которым вовсе не лень во время нападения полиции этим заниматься - достойные наемники, всем бы таких! Стиву приходится еще немного помахаться с этими безымянными статистами, один из которых хорошо известный клюквоведам лжеукраинец из очередного болгарского трэша "Холодной смеси".
После этого Стив бежит за Чарли, уворачивается от его дружеских выстрелов и наконец настигает его на самой верхушке какой-то башни, где предлагает сдаться и поехать домой. Я не для того растил свой цветок! - орет он, но тут за него выбирает жизнь, и Чарли подранивает из снайперского калаша полицейский спецназовец. Чарли зависает на этой тусе лестнице, пока Стив пытается ему помочь.
Стив хватает его за руку, пытается вытащить, тот кричит, но снайпер в итоге милосердно добивает преступника, и тот гибнет. Хэппи-энд. Пораженный Стив мрачно сидит после ареста оставшихся и понимает, что его все на***ли. Чарли мертв, доктор Боев оказывается подосланным болгарской полицией, которая так ловила Чарли на живца (и, видимо, домашний арест тоже входил в эту схему, ага), а Алекса опознала тело Чарли и подсунула Стиву программку со своим клубом, а значит, с самого начала была с гэбней заодно. Это же СПАААРТАААА София! - оправдывается негритоска, но герой не убежден. Мрачный Стив уезжает домой, чтобы больше не вспоминать об этой некрасивой истории в которой болгары его развели как лоха. Конец.
Итого мы имеем типичный дешевый боевик 90-х про русскую мафию, секретные наркотики и хитрые спецслужбы, только вместо Александра Невского тут Гэри Дэниелс дикой России тут Болгария. А так один в один. Смотреть не стоит, потому что кроме более-менее вменяемого сценария и сносных дрыгоножеств Гэри Дэниэлса тут смотреть нечего - а сам фильм, несмотря на не худшее качество, слишком уж затянутый и скучноватый, хотя до фильмов Невского все-таки не опускается. В принципе, это вполне типично для студии Nu Image. Она перебралась в Болгарию в конце 90-х, сняв там весьма необычный боевик
"Мост драконов", сценарий которого писался под Азию (!!!). Да так и осталась, регулярно снимая всякие трэш-боевики. Сначала малобюджетные, а после гибели рынка проката студия сменила политику и стала выдавать по блокбастеру в год. На ее совести, например, "Падение Лондона" и
"Телохранитель киллера". Сейчас она чувствует себя неплохо, так что мы о ней услышим еще не раз.
И если вы думаете, что это скучный и тупой фильм - то вы ГЛУБОКО заблуждаетесь. Скучный и тупой фильм - это другие болгарские трэшаки. Например, боевик Хищная птица (1995), который за недостатком денег маскируется под криминальную драму. Хотя снималось это кучкой киноделов в сотрудничестве с Первым частным банком Болгарии - боюсь себе представить, сколько там было денег, если фильм выглядит дешевле рекламных роликов банка "Империал" из 90-х.
Сначала, разумеется, надо показать виды Софии середины 90-х - ну, традиция.
Вся история рассказана главным героем, Николаем Милевым, который сидит в тюрьме, пришедшему его исповедовать священнику - это добрый болгарский обычай.
Николай рассказывает, что он был сыном офицера миполиции, который носил военную форму и жил со своей семье с samovar. В загородном особняке. Как каждый болгарский милиционер.
Но однажды его отец вышел на след мафии! Как ни странно, не русской - а американской. Да, американская мафия в Болгарии 1970-х. Вот что бывает, когда сценарий писался под одну страну, а снимался в другой. И в итоге американская мафия убила отца Николая выстрелом снайпера, а его мать сошла с ума от горя и умерла. Разгневанный сын в ярости пытался убить виновника смерти отца, американского бизнесмена Джонатана Гриффита, но его вовремя схватили болгарские дружинники и засадили в тюрьму из фильма "В аду". Где его пытают болгарские полицейские в постсоветской форме и болгарские военные.
В тюрьме Ник сошелся с американским журналистом Джонни, которого посадили за разоблачительные репортажи о продаже оружия Гриффитом. Так они подружились, отсидели свое и вышли на свободу, после чего, конечно, решили МСТИТЬ!!! Ребята решают начать организованный антикапиталистический террор и для этого начинают потихоньку взрывать оружейные палатки точки Гриффита, где он торгует старым советским оружием, привозя его на газиках.
Инфу и бомбы подпольщики получают от его borodaтого шофера Владимира.
Но к Гриффиту неожиданно прибывает его горячо любимая дочь Кили, писклявая актриса Дженнифер Тилли, известная как заказчица из "Лжец, лжец".
Красивый особняк? Между прочим, личый дворец царя Бориса, который взял себе Гриффит. Ну, во всяком случае, он так утверждает. Вот так добро народа пошло после перестройки с молотка... Кили никак не может найти себя, поэтому порывает с женишком Эриком, а потом случайно знакомится с Ником на улице, где они остановились посмотреть на болгарского цыгана с дрессированным medved.
Так как Килли в городе совсем чужая, Ник ее просвещает о местной жизни. А правда, мол, спрашивает она - что в Болгарии 149 политический партий? Правда - отвечает тот. А угнетали ли у вас женщин? А есть ли у вас голубое движение? Оранжевые мы, только вчера с пальмы упали! (с) У нас есть зеленое... - удивленно тянет тот. В общем, между ними завязываются отношения, и голубки регулярно встречаются по всяим достопримечательностям Софии, среди которых постоянный герой болгарских боевиков - храм Александра Невского.
На самом деле Ник не так прост! Он обманом увлекает девушку с собой, а ее отцу присылает снятый с нею прон и угрожает, что похитил ее и вернет только за круглую сумму. Девушка, узнав обман, в шоке, но уже поздно - папаша согласился и прислал миллион на голубом белом вертолете. Да-да, том самом...
Никакого хитрого плана при этом, типа того, что Гриффин подложил в чемодан с деньгами болгарскую гадюку, нет - тупо происходит обмен. Заканчивается это все тем, что радостный Джонни с Ником едут в Париж, но у Ника все-таки просыпается совесть и он возвращается, отдав свою долю знакомой бедной семье. В финале он побеждает охрану Гриффита и под дулом Стечкина заставляет его признаться дочери, что он убил его отца.
Далее должно было быть примерно так:
- Я убегал достаточно! Скажи, что ты убил моего отца!
- Нет, Ник, ты ошибаешься. Я - твой отец!
- ЧОООООООООООО?!!
Но увы, нет. Вдруг Джонни выбегает, охранник прямо вдруг стреляет, пиф-паф, ой-ё-ёй, не придет Джонни домой. Надо было в Париж ехать, придурок... - хрипит Джонни и отходит. Потом Гриффит хватается за пистолет, Ник убивает его, Кили хватает пистолет, но не убивает возлюбленного, а лишь в шоке уходит. И после глубокомысленных обсуждений со священником вопросов о жизни и смерти Ник уходит под конвоем в свет - видимо, на смертную казнь, хотя, по идее, она с 1984 г. не применяется. Причем последние расстрелянные тоже были подрывниками - портили в Болгарии энергоснабжение и пытались взорвать шахту и спортивные объекты. Исключительно от злобы к болгарскому тотаритаризму, что интересно.
Весь этот короткий сюжет растянут страшной водой, посторонними сценами, ненужными ответвлениями, затянутостью, постоянным хождением туда-сюда и разговорами, как будто мы смотрим "Пятьдесят оттенов серого". Например, в фильме есть певица, любовница Гриффита, в исполнении известной актрисы Лесли Уоррен. Она нужна только для того, чтобы ее действительно хорошие номера были вставлены в фильм чуть ли не целиком и растянули хронометраж.
А из экшна тут - пара взрывов, пара перестрелок и погоня полиции на жигулях за героями. Которые убегают на трамвае.
Ныне фильм, разумеется, представляет исключительно этнографический интерес, как свидетельство жизни Болгарии в середине 90-х и доказательство востребованности клюквы про нее. Как видите, у студии Nu Image были достойные предшественники, и она пришла туда не на пустое место. Недаром же едва ли не первым иностранным фильмом на территории Болгарии был снятый аж в 1992 г. копеечный триллер о покушении на Горбачева
"Кризис в Кремле" знаменитой трэш-студии Роджера Кормана?
Но вот прошли 90-е, уже и первое десятилетие XXI века за горами - а Болгария все еще остается прибежищем международных преступников и обителью нищеты. Это доказывает уже другой болгаро-американский боевик более серьезного уровня "Механик. Возрождение" (2016). Это тухловатый сиквел небезызвестного боевика с участием знаменитой звезды - Лунгрена Стетхема. Одноименный фильм с Лунгреном, кстати, тоже снимали в Болгарии, теперь и фильм со Стетхемом ступил на эту скользкую дорожку.
Итак, по сюжету этого посредственного боевичка Стетхем пытается спрятаться от своего прошлого в Бразилии, но его находят и, шантажируя красивой блондой Джессикой Альбой, заставляют совершить три убийства под видом несчастных случаев ради злобного плохиша-бизнесмена. Первого клиента Стетхем задушил палкой в Малайзии, подделав смерть под пищевое отравление, второго кокнул в Австралии, а вот третий обитает как раз в Болгарии, в славном городе Варна "на Черном море".
В город Варна с его стереотипными хрущобами Стетхем приехал на стереотипной восточноевропейской Ниве.
Его цель - это старенький Томми Ли Джонс, который проколол себе уши и надел красные очки, чтобы его миллионер-преступник приобрел хоть какую-то узнаваемость.
Он перенес свою ставку в расположенный на севере Варны "огромный и вульгарный памятник kommunizmу", который отреставрировал и окружил крутой охраной с калашами, пушками и даже собаками.
Но никто не знает, что под этим зданием крутой Томми держит целую подводную базу, набитую podlodkami с баллистическими raketa - наверно, они ему нужны для бизнеса.
Ха-ха, и все бы ничего, вот только показанный памятник - это знаменитый Дом-памятник Болгарской коммунистической партии на горе Бузлуджа, который стоит не в Варне, а аккурат посередине Болгарии и от него до моря полстраны пилить. Да и вообще, личная база подлодок посреди болгарских гор - это все-таки слишком тупо даже для фильма, в котором герой убегает от погони, прыгнув на пролетавший мимо дельтаплан, делает ключ от двери по снимку на телефон и прикрывается от пуль лодкой с алюминиевым днищем.
Как же на сей раз наш герой собирается пробраться в это тщательно охраняемое суперубежище? Зайдя в комп Томми, который взломать легче, чем пролезть в чужую фидошку в 90-е, он узнает, что, по счастью, рядом стоит клиника Святого Августина с вертолетом скорой помощи. И вот благодаря милому, милому Августину Стетхем и пробирается внутрь - ранит торчавшего на крыше памятника часового из снайперки, прячется в бардачке вертолета и, когда тот прибывает на площадку, хитро спрыгивает и убегает незаметно для всех: вот что значит играть в Sprinter Cell. Стетхем - мастер стелса!!!
А дальше понятно - Стетхем бродит по локациям... то есть, комнатам музея, выводя из строя вражеских юнит... часовых.
Если что, скажу, что искал туалет и ошибся коридором.
Томми Ли Джонс прячется от опасности в строго охраняемом автономном бункере внутри здания. Но Стетхем именно там его и ждет, изображая из себя долбанного фокусника, выскочившего из ящика. Потому что, мать твою, только магией можно объяснить, как он вообще сюда незаметно от всех попал.
Несмотря на остроту ситуации, оба мужика находят минутку поговорить об искусстве.
[Стетхем]: Как величественно. Даже если все это крадено-перекрадено.
[Томми Ли Джонс]: Это символ тоталитаризма. Он и должен быть величественным, как... скелет динозавра.
[Стетхем]: Но уродливым (презрительная улыбка)
Не будем отвлекаться на эти глубокомысленные размышления от двух других динозавров, один из которых на старости лет изображает Элтона Джона, а второй скатился до подобных фильмов. Томми лично проводит Стетхема полюбоваться на отреставрированные комнаты в реальности давно заброшенного комплекса и попутно говорит, что он бизнесмен и у него свои принципы: "Меня как только не называли, социалистом, коммунистом, расистом, фашистом. Могу сказать одно - я точно не коммунист".
Итак, продававший все и всем оружейный барон-хиппи, окопавшийся в Болгарии, в руках Стетхема. Но вместо того, чтобы подделать все под несчастный случай на рыбалке, что популярно в Варне - Стетхем предлагает ему сделку - Томми имитирует свою гибель на базе подлодок и заманивает тем самым сюда людей заказчика, а Стетхем за это его не убивает и спасает свою любовь. Понятно, что Томми согласен. Он проходит на базу, командует загрузить в лодки топливо, снаряжение и "русских цыпочек для команды" - гордись державой, патриот, наших девок пользуют лучшие миллионеры Европы! Там-то Стетхем и имитирует смерть Томми с помощью взрыва... прямо за его спиной!!!
Блин, Джейсон, это все точно по сценарию?
А дальше понятно - упавшего в воду Томми Стетхем незаметно для всех утаскивает аж за три километра от базы и оставляет отдохнуть на бережку прозрачного, как воды Гавайев, Черного моря. Сам стучит заказчику и, пока спецотряд для его уничтожения едет в перенесенную монтажом к морю Бузлуджу, готовит ему ловушки из расставленных пулеметов, гранатных растяжек и кислородных баллонов в стиле "Один дома" оригинального "Механика".
Перекосив отряд, Стетхем добирается до яхты злодея, всех убивает, бабу спасает, заказчика кровожадно оставляет за минуту до взрыва прикованного к якорю и спасается на вертолете, сымитировав свою смерть! Хэппи-энд!
Таковы отрывочные страницы из великой истории бывшей страны kommunizma, а ныне дикого бандитского kapitalizma. Как видим, Болгария надолго заняла свою нишу в кинематографе, так что мы еще с ней встретимся. Ждем новой ягоды, друзья. Nazdorovie!