Страна: США, Словакия
Год выпуска: 2001
Продолжительность: 01:36:33
Режиссер: Джон Мур
В ролях: Оуэн Уилсон, Джин Хэкмен, Гэбриел Махт, Чарльз Малик Уитфилд, Дэвид Кит, Олек Крупа
Помните пору 90-ых и ранних 2000-ых? Соцлагерь рухнул, на Балканах обильно запахло порохом, заокеанская обитель империализма осталась единственной сверхдержавой. Но продвижение империализмом своих интересов, естественно, никуда не делось. Оправдательная риторика противостояния «красной угрозе» эволюционировала в «защиту демократии» и «борьбу с терроризмом», а место краснозвёздных ракет на страницах новостных таблоидов и в массовой культуре после 11-ого сентября заняли восточные бородачи, а ещё раньше, в ходе югославских войн - злые сербы. И тут, конечно же, нельзя вспомнить самый знаменитый фильм про злых братушек-сербов - «В тылу врага». Да-да, тот самый, с Машковым, снятый клюквоударником Джоном Муром, автором «Крепкого орешка 5». А почему бы нам не освежить фильм в памяти и не оценить его с высоты наших нынешних познаний в восточноевропейской клюкве? Тем более в этом году исполняется 20 лет с начала печально знаменитой войны в Косово, после которой демонизация сербов в американском кино стала нормой.. Есть возражения? Ну что ж, единогласным решением совета в лице одного меня возьмёмся за разбор.
Итак, руины бывшей Югославии, 1995 год. Открывается фильм кадрами того, как серб в бушлате сажает дерево, строит дом, растит сына. Не буду кривить душой: кадры реально атмосферные и мастерски снятые. Наверное, самый атмосферный момент фильма.
Дальше - больше. В смысле больше сербов и больше посаженных деревьев.
Вот это я понимаю - ударники труда!
О, тигръ! Видимо, для параллелей с Тиграми Аркана и сербскими Пантерами.
Далее действие переносится на авианосец янки. Американский истребитель готовится к взлёту по боевой тревоге. Но тревога оказывается ложной: вертушка, попавшая на локатор - «своя», натовская. Пилот Крис Бернетт ворчит, что ему уже вся эта канитель надоела, а у Билла Гейтса больше денег, чем во всём Перу - вот бы к нему наняться пилотом! Или к какой-нибудь рок-звезде. Чувствуешь, чувствуешь, таваристч бездуховность и продажность капитализма?
Далее наши пилоты-долбоёбики легкомысленно развлекаются с мячом и стартовой катапультой для самолётов и беседуют в столовой с негром-морпехом, который относится к службе со всей сцурьёзностью, на что получает насмешки от Бернетта. Наш пилот троллит негра, мол, мы тут страдаем фигнёй: летаем над какими-то Вуковарами и Сребреницами, воюем по приказу то с теми, то с другими, толком не понимая, что мы делаем. Прекрасная характеристика деятельности разносчиков крылатой демократии.
Тем временем за соседним столом солдаты вообще сходят сума от безделья и начинают чемпионат по отжиманию.
Уотакот, уотакот!
«Все хотят надрать задницу паршивому нацисту. Я тоже когда-то хотел. Но сейчас я здесь затем, чтобы есть желе», - комментирует главгер происходящее кругом безделье и идёт к генералу Лесли Нильсену Рейгарту изъявлять своё желание уйти в отставку. Но впереди ещё один прощальный разведывательный полёт под кодовым названием «Сонный горностай» и наш герой с приятелем отправляется плагиатить «Топ Ган», летая над заснеженными горами Боснии под попсовые мотивы, выделывая пируэты и отпуская циничные комментарии «про ещё один бесполезный полёт за счёт миллионов американских налогоплательщиков».
А tem vremenem злые serbs смотрят телевизор, по которому Ратко Младич выступает в окружении «белых касок».
Кавайный парниша по имени Виктор Баста Базда негодуэ, что сначала Младич пообещал им вволю порезать мусульман, а потом говорит, что сербы не сделают ни одного выстрела. На это генерал Мирослав Локар отвечает, мол, это политика, тут нужно уметь вертеться. Мы сначала прикинемся шлангами и белыми овечками, а потом снова примемся за своё, му-хо-ха!
Радар у залётчиков показывает какую-то активность в демилитаризованной зоне и они решают отклониться от заданного командованием курса, чтобы сфоткать, чо там. Ну любопытно же!
Сербы в воинской части просиживают штаны, курят сигареты без фильтра да поглаживают свои большие стволы. Стволы автоматов. А не того, что вы подумали.
Часовой видит пролетающий над базой пиндосскую птичку и бежит докладывать об этом Локару, который удобно устроился в царском кресле и косплеит не то Гамлета, не то капитана Пикарда.
Сначала наш Тигръ не верит в новость, потому что этого истребителя нет в рапортах НАТО, обещавшего здесь не летать.
Но затем убеждается в наличии самолёта и он звонит нашему соотечественнику Владимиру Машкову, который воюет на стороне сербов под кодовым именем «Саша», и приказывает показать империалистической заразе kuzkina matь. Машков, харизматичный аки десять Дзержинских и одетый в костюм гопника, вместе с танкистами подгоняет к месту российский Бук Стрелу-10 и сбивает малазийский боинг натовскую птичку.
Предупреждали же - не летать в «нашем небе» (с) Стрелков
Кабина падает в болото, почти один в один повторяя сцену из пролога «Горячих голов».
А бравые американцы катапультируются на силе собственных пердаков и летят в сторону горы, на которой высится самая что ни на есть типичная скульптура социалистической Югославии.
В командовании теряют связь с самолётом, попутно причитая, какие у них лётчики тупыыыые, отклонились, плять, от курса на хренадцать километров и закономерно получили по хлебалу.
На месте падения самолётика герои антиимпериалистического сопротивления клеймят американских интервентов!
Ну, вы знаете, эти сербы… Триколоры, шайкачи, Заставы, хэй, хэй, хэй! Ремув кебаб!
Click to view
На место прибывает Локар, набирает некоего Петровича (ударение на первый слог) и говорит: «Мы говорили им не летать в этой зоне. Нам пришлось его сбить», а потом приказывает Базде доставить все куски самолёта в Граник.
Америкосы тем временем распутывают парашюты посреди поля, как вдруг на горизонте возникают орды орков…
Они наступают, держа дистанцию в метр друг от друга, медленно и сурово прорывая дымку, с оружием наперевес и перед бронетехникой в лице советских БМП и чехословацких M53/59 Praga. Прямо как Вермахт в советских фильмах про ВОВ.
Сербы круты! КРУ-У-У-ТЫ!!! Serbia strong!!!1111
Наш Балканский Союз покарает
Весь мир от Европы к Саве на Восток…
И над землёю везде будут петь
«Столица, водка, српски тигр наш!»
Ба, да у них в команде есть Кожаное лицо из «Техасской резни бензопилой»!
И Гарри Поттер! Смотрите в кинотеатрах новый фильм о знаменитом волшебнике - «Гарри Поттер и узник Гаагского трибунала».
Пока Бернетт трусливо прячется в кустах, Тигровая гвардия окружает его напарника.
«Он боится», - ехидничает над ним Локар. Его таваристчи демонстратично ржут. Ну, ещё бы, изнеженный американец не боялся бы настоящего крутого славянского терминатора! Р-р-р-р!
А потом наступает очередь супер-гопника Машкова, который общупывает пиндоса и, видимо, не найдя у него в карманах семок и мобилки, по старой-доброй славянской традиции pristrelivaet негодяя.
«Нееееет», - орёт спрятавшийся в кустах Бернетт. А ещё громче не мог? Ну, чтоб заметили наверняка?
Впрочем, в фильме все персонажи - инвалиды на мозг. Машков пытается достать американца с хренадцати метров из пары пистолетов, стреляя по-маекдонски. Видимо, Джону Муру уже тогда было невтерпёж снимать «Макса Пэйна».
Остальные воены добра и света пытаются пришить амера из Браунинга и гаубиц.
Но наш Нео уворачивается от пулемётных очередей на раз-два, сбегает, дозванивается на авианосец, докладывая, что его сбили. Командование божится, что заберёт его. Правда, между адмиралом Рейгартом и адмиралом Пике разрождается спор. Последний утверждает, что беседовал с боснийскими союзниками США, которые подтвердили, что самолёт сбили сербские преступники, нарушающие мирные договорённости, но при этом сам самолёт отошёл от курса. И американцы отправятся к месту его крушения, то они тоже нарушат мирные договоры. «Мы здесь лишь наблюдатели и не вмешиваемся!» - заявляет адмирал. Да-да-да, не было операции «Обдуманная сила», ставшей первой крупномасштабной военной операцией в истории НАТО, итогом которой стали полторы тысячи сербов, американцы не уничтожали в Боснии над Баня-Лукой сербские истребители в нарушение резолюции ООН, и под формулировкой «защита безопасности» не бомбили сербский аэродром Удбина. И уж тем более не было никаких вероломных бомбардировок Югославии, которые унесли две тысячи жизней и натурально уничтожили промышленность и инфраструктуру на территории Сербии. Америка не вмешивалась, да. Я же верю!
Рейгарт решает действовать не по правилам. Он заставляет яйцеголовых айтишников взломать немецкий телевизионный спутник (сами айтишники подчёркивают, что это незаконно), который, по знаконам боевиков, на ура засекает и передаёт картинку с бегущим оборванцем из боснийских ебеней.
Вся королевская рать гвардия боснийских сербов - и бронетехника и пехота кинулась на поиски полудурочного пацана.
И лично Машков. Для него охота на пиранью уже началась!
Да прибудет с вами Б-г, братушки!
Американец скатывается с амеркианских горк на какой-то плотине, у-и-и-и!
А потом пробегает ещё сотенку-другую метров и бухается мордой в выгребную яму, где в ассортименте валяется наремувленный кебаб, поверх которого посажены те самые деревья из пролога.
Сербы во главе с Баздой добираются до ямы своим ходом и тут же проблёвываются.
У Базды мигом всплывает вьетнамский флэшбек, в котором он и его товарищи карали проклятых муслимов.
На самом деле это кадры из другого фильма о боснийской войне, «Спасителя», спродюсированного Оливером Стоуном. И, что иронично, в оригинале это были убийства сербов хорватами. Монтажёр настолько халтурил, что оставил в кадре у злодеев шевроны Хорватского Совета Обороны.
Сербы прощупывают болото штыками калашей и естественно не задевают американца, который от грязи и трупной вони стал похож на дерьмодемона.
Проходит ночь. Американцы дискутируют на тему стоит ли нарушать мирные соглашения, согласно которым войска НАТО должны быть выведены, и рваться в Боснию ради одного пилота, а сербы в ангаре на фоне танков распиливают самолёт, но не находят жёсткого диска, на котором могут быть компрометирующие фотографии болота с трупами бошняков.
На утро Бернетт продолжает свои странствия блудного попугая, бегая по какому-то заминированному заводу, на который аки ищейки прилетают три серба на уазике.
Сербы, конечно же, в советских тулупах, ushankah, с чешскими автоматами и офигелыми лицами.
Читер-янки умело перепрыгивает через растяжки, а Трус, Балбес и Бывалый подрываются на своих же серсбких растяжках и в слоууууумооо отлетают прочь.
Сбежав от этого очередного эпизода, не играющего в сюжете никакой роли кроме повода для взрывов, ГГ снова связывается с командованием, условится о точке встречи и быстро тикает по дороге с останками Т-34, потому что его след снова учуял Машков.
Но вот счастье: по дороге пиндосу встречается пикапчик с боснийцами.
Югославия - земля контрастов. Как отличить серба от боснийца? Конечно же, сербы - звериные морды в старых советских бушлатах и ушанках на уазиках, ненавидящие капиталистов, а бошняки - приятные лица, одетые в треники Abibas, кроссовки, слушающие рок-н-рол и Айс-Кьюба, поющие Колу и любящие Ameriku. Абсолютли!
Вместе они доезжают до ближайшего городка. Обычного. Боснийского. Городка. С католическим собором.
Снимался фильм, кстати говоря, в Словакии. И до чего же постперестроченая Словакия начала 2000-ых удачно сошла за Боснию времён войны.
Не менее символично то, что «В тылу врага» стал последним полнометражным фильмом словацкой студии «Koliba», во времена социализма процветавшей и постоянно сотрудничавшей с ТВ ЧССР, а после пришествия капитализма ставшей съёмочной площадкой для пары американских фильмов, затем резко обанкротившейся и ныне заброшенной.
Логика боснийцев привезти американца в заброшенный универмаг в осаждённый сербами город просто блестящая. Поэтому главарь обороняющихся мусульман приставляет к шее амера пистолет и клеймит его провокатором и нарушителем соглашений. Янки оправдывается, что она стороне боснийцев, что он видел и фотографировал захоронения массовых убийств.
И тут в дело вмешивается сербский танк, который таранит стену и стреляет по героям. Но нашего младшего брата Нео не то что не задело, его даже не контузило.
И пока serbs гоняют боснийских жЭнщин и детей, ГГ, одев сербскую форму смывается. Базда и Локар достают из магазина труп в американской форме, на что Машков нервно ворчит, что это не американец: вон, у него на руке две точки - это мега-tatuirovka, символизирующая пребывание в тюрьме Горни Вакуф.
На вопрос, откуда Машков это знает, киллер показывает дулю такие же точки от маркера у себя на кисти.
Сербы продолжают преследование героя, делая остановку у memorial славных социалистических времён с serp & molot.
Бернетт добирается до места на горе, около того самого ангела, где упал осколок самолёта, в котором сохранился жёсткий диск. Но за нашим козлёнком неустанно следует серый волк…
Волк обходит обломки и ничего не обнаруживает. Тут из-под снега выпрыгивает озверевний Бернетт и после короткой схватки ранит Машкова из пистолета и для верности втыкает ему в грудь фальфайер. Какая бесславная кончина для такого харизматичного злодея! Сделали бы драку эпичней, что ли?
Гляжу - поднимаются медленно в гору БМП, несущие хворосту воз смерть kapitalistu!
И тут, словно по велению волшебной палочки под бодрую героическую музыку из-под горы появляются силы Демократии, которые всё же нарушили мирные соглашения и начали геноцидид сербских недочеловеков.
За штурвалом - сам Рейгарт, который зовёт мальца быстро прыгать в вертушку.
Но тот ценой своей жизни сквозь перекрёстный огонь добегает до осколков, выхватывает жёсткий диск и лишь после этого прыгает в вертушку.
Империалисты покидают поле боя, оставив за собой не менее полусотни трупов проклятых сербов.
Из послесловия мы узнаём, что наш герой раздумал уходить в отставку, а добытые им фото доказали причастность Мирослава Локара к геноциду боснийцев.
Итоги? Технически, с точки зрения операторской работы, размаха, эпичности и экшна фильм сделан добротно, без дураков. Правда, время от времени режиссёр прибегает к резкому клиповому монтажу и трусящейся камере, которые явно дадут проблеваться зрителю, страдающему эпилепсией. В плане сценария фильм тотально вторичен по отношению к целой плеяде боевиков 80-90-ых. Реклама ВВС США с полётами под попсу взяты из «Топ Гана», сюжет с тем, как ворчливый и не до конца патриотичный пацанчик мужает - из агиток времён Второй мировой, чёткое деление на чистое добро и чистое зло в виде злыдней в ушанках и балаклавах - из фильмов про злых русских и злых арабов. Даже сами сербы похожи не на сербов, а на помесь клюквенных русских из «Рэмбо 3» и палестинцев из «Отряда Дельта». Всё же в эту пропагандистскую сказочку, представляющую из себя приукрашенные приключения реального пилота Скотта О’Грэйди и оправдывающую разные противозаконные (и это подчёркнуто в фильме) действия со стороны американских военных, начиная со взломов иностранных спутников и кончая нарушениями мирных соглашений, часть американцев поверила. Фильм окупился и стал одной из вех в западной информационной компании по демонизации сербов.
Но худа без добра, как известно, не бывает. У фильма море не выстреливших ружей вроде летавших-летавших вокруг да около французских миротворцев на типичном французском вертолёте Ми-8, чья линия так ни к чему не привела, роялей в кустах и промахов, не дающих поверить в происходящее. Поверить в противника на экране удаётся тогда, когда он представлен жестоким и коварным, но с прописанным характером. Вспомнить хоть нацистов в «17 мгновениях весны», «Щите и мече», «Противостоянии». А если говорить о западных агитках, то русские в «Звере войны» хоть и были злыми, но обладали противоречивостью и саморефлексией, а в «Рэмбо 3» был как минимум один дезертир-перебежчик. Чёрт возьми, да даже у Рени Харлина в кине про 09.09.09, снятом явно по образу и подобию данного фильма, среди демонизируемых россиян был сочувствовавший протагонистам пацан. Тут же сербы исключительно картонно-карикатурно-злые и дикие, американцы и боснийцы - исключительно хорошие и цивилизованные. Вполне закономерно, что Роджер Эгберт, похваливший в своё время тот же «Отряд Дельта», с этим фильмом не стал даже церемониться, назвав его шовинистическим. Из-за этого происходящее на экране даже по меркам тупого боевика вызывает недоверие и фильм в качестве пропаганды работает куда хуже своих предшественников времён Холодной войны. И ещё хуже местная пропаганда работает в наше время, когда ввиду культурного кризиса зритель уже не верит в архетипическое добро и зло на экране. При желании современный релятивист может смотреть фильм вообще как кино про суровых, бесчувственных, крутых сербов-терминаторов, выглядящих даже привлекательно на фоне слишком вычурной морали и героя-дурачка, который выживает лишь по велению поцреота-сценариста. И то, что герой Машкова стал прототипом для протагониста GTA IV - лишнее тому доказательство. Так что суровые товарищи Локар, Базда и Саша надолго останутся в пантеоне наших киношных любимцев-борцов с империализмом со славянского востока, в одном ряду с полковником Зайциным и полковником Стрельниковым. И не только с ними. Потому что у этого шыдевра есть аж три сиквела, му-хо-ха! Но об этом - в следующий раз.
Так что, таваристч, надевай furazka с серпимолотом, тулуп и майку с Путиным и езжай на Балканы к братушкам сербам, петь с ними песни Родолюба Вуловича и расстреливать американских и боснийских стариков, женщин и гусей из своей balalaika. Пантери, пантери, Ви сте храбри момци. Најхрабрији наши српски добровољци! Так победим! Ленин, водка, балалайка!