80-ые и начало 90-ых были золотым временем для видеорынка. Кассеты раскупались как горячие пирожки. Соответственно, и продавалось на них что угодно. Этим пользовались разные американские энтузиасты, учреждавшие собственные небольшие киностудии и продюсировавшие на них малобюджетные жанровые фильмы с прицелом на видео. Снял фильм? Дело за малым: вложи ещё немного денег в тиражирование его на видеокассетах и организуй поставку тиража в видеомагазины, где твой фильм окажется на одной полке с каким-нибудь «Терминатором 2». Далее дело за малым. Наверняка его рано или поздно расхватают какие-нибудь любители боевиков или ужастиков. Благодаря такой нехитрой схеме на ноги встали десятки маленьких, зачастую чуть ли не доморощенных кинокомпаний.
Наиболее интересным я считаю пример простого любителя жанрового кино Дэвид А. Прайора и его компании Action International Pictures (A.I.P.), чьё название является оммажем American International Pictures - почившей в бозе голливудской студии, на которой в 50-ых начал свою карьеру культовый Роджер Корман. Один из его первых фильмов,
«Смертельная добыча», эпигон «Рэмбо» с братом Дэвида - Тедом Прайором в главной роли стал в США культовой классикой. У нас куда более известен его же ужастик
«Бионозавр», который видеопираты когда-то продавали под названием «Хищник 3». А в сообществе уже обозревался прайоровский пародийный боевик
«Последний приказ» о сражении американского и советского суперспецназовцев.
Но сейчас речь пойдёт не обо всём этом добре. Ведь Прайор не был бы Прайором, если бы не только сам режиссировал, но и помогал выпускать фильмы своим братьям по разуму. И одним из таких фильмов стал шпионский боевик
«Firehead» (1991) некоего Питера Юваля. Замечателен он тем, что рассказывает про последнее уникальное советское супероружие - русского бойца-телекинетика Джуну Ивана!
Помимо студии Прайора над фильмом поработала некая компания под названием «Sovreign Investment Corporation». Так вот на что тратилось золото партии!
Итак, Савецкий Саюз, Эстония. 1991-ый год. Типичная такая Советская Эстония.
С транспарантами «Русские Вонни вон из Эстонии» в руках демократически настроенные жители Эстонии выражают свой протест против советской оккупации.
Акция протеста собрала аж десяток человек, среди которых deti.
Подавлять жажду к свободе тоталитарное иго посылает Совьет Арми в лице одного гусеничного тягача и одного Виллиса.
«А ю рэди, Айван» - вопрошае по рации просто советский майор. «Рэди, коммандэр», - отвечает тому таваристч Ivan, который должен оказать поддержку армии в подавлении демонстрации.
- Вижу протест эстонцев, Иван. - Понял тебя, Иван. - Открыть огонь, Иван.
Совьет майор делает упредительный vыstrel и даёт команду солдатам открыть огонь на поражение.
Участники восстания трусливо разбегаются и на сцену выходит Иван, который ВНЕЗАПНО становится на сторону эстонцев, спасая от красных варваров девочек.
После этого он поворачивается к солдатам и даёт им прикурить лучами поноса из глаз.
И уходит. Майор пытается его догнать со словами «Вере а ю гоинг, комрад?»
- Ай эм гоинг ту файнд фри кантри, - отвечает проникнувшийся духом свободы суперсолдат.
- Бат зи ис ёр кантри.
- Ноу. Нот лайк зис. Ай маст гоу нау. Фил зи сити брэйкин энд эврибади шейкин энд стэин элайв, стэин элайв, - отвечает терминатор и напоследок поджигает бывшему командиру его пушку.
Но фри кантри встречает нашего героя не очень дружелюбно. За ним начинает охотиться американская неофашистская группировка, руководимая Кристофером Пламмером, который ещё до кучи является фашистским кротом в ФБР.
Типичные клюквенные «ряженные под фашистов» - зловещая символика нацистских цветов и портреты Муссолини по бокам.
Но Иван объединяется с простым клерком-федералом Хартом и успешно борется против плохишей. Предварительно сварив себе похлёбку из змей.
- Это что? Змеиная похлёбка?
- Америка - страна свободы. Где ещё можно съесть змей на завтрак?
- Пока я не приехал в эту страну, я не видел настолько голодных людей.
- У нас есть Диснейленд. Страна лося и белки.
- Это Рокки и Буллвинкль, Иван.
Впрочем, знакомство со страной Свободы происходит для Ивана не без разочарований и он уже в переносном смысле открывает для себя Америку: «Вы, амеркианцы, тоже убиваете друг друга. Похоже, правительства всех стран злые». Парам-пам-пам!
Больше в фильме ничего интересного нет. Для малобюджетного боевика он крайне скучный и под завяз забит болтовнёй, призванной растягивать хронометраж. Даже снятый Прайором на год раньше
«Взвод вампиров» оказался куда веселее и богаче на экшн. Чего только стоит сюжет: некий солдат-конфедерат времён ещё Гражданской войны в США в чёрном плаще и широкполой шляпе (Алукард, вот где ты шастал до работы на леди Интегру!) оказывается вампиром, осознаёт своё бессмертие и с тех пор приходит на помощь американцам во всех войнах. И разок-другой присоединяет к своему подразделению ещё бойца, который особенно доблестно сопротивлялся и находился на грани гибели. Так он обратил одного солдата, погибавшего в Нормандии, одного солдата, которого гуки замучили во Вьетнаме и вот теперь он обратил одного раздолбая-американца, который воевал в Никарагуа. Военный журналист, который исследует фотографии и всякие архивные записи, прознал о существовании взвода вампиров, отправляется в Никарагуа и лично встречается с конфедератом и его командой. Тот не жалует к себе внимания, но всё же обращает журналиста, когда злые сандинисты пристреливают его. И вместе великолепная пятёрка отправляется воевать с местным главгадом. Вот это вампирский сюжет! Не то что ваши "Сумерки"!
И даже клюкве здесь место нашлось. Главгадом здесь является сандинистский команданте Владимир с советскими звёздами-кокардами вместо петлиц и выглядящий один в один как нацист.
И действует один в один как нацист, расстреливая местных жителей целыми грузовиками с тостом «Nazdorovie» «За вашу и нашу вновь обретённую свободу!»
Сходство с фашистом, кстати, у Владимира неспроста - в конце оказывается, что он тоже вампир, до кучи австрийский фашист, которого конфедерат знает аж с 1934 года. Вампир-фашист-коммунист - круче, чем зомби-ниндзя-пират!
Что может греть душу теплее, чем улыбка такого милахи?
В конце же взвод империалистических вампиров покидает крепость побеждённого злодея и отправляется в Афганистан. И, раз уж никаких вестей от них больше не было, рискну предположить, что в Афгане их оперативно нагнула несокрушимая и легендарная
советская робоармия под командованием
полковника Зайцына.
Ну и раз уж речь идёт о мелкостудиях, специализировавшихся на боевиках категории Б, пару слов об Энди Сидарисе. Простой американский бизнесмен долгое время занимался телевидением. Но в конце 80-ых он продал свой предыдущий бизнес и вместе с женой и сыном основал Malibu Bay Films, которая на протяжении полутора десятилетий штамповала боевики, под завяз набитые силиконовыми девчонками из «Плейбоя».
В одном таком боевике,
«Fit to Kill» (1993), не была обойдена стороной и русская тематика. Суть такова: отряд агентов ФБР из двух качков и целой россыпи силиконовых и не очень девушек охраняет акт передачи алмаза от китайского бизнесмена Чанга к послу СНГ Михаилу Петрову.
Китаец рассказывает американцам, что этот алмаз был добыт бароном Смировичем на алмазных приисках Сибири в 1914 году и подарен царице Александре, но в 1941-ом году немецкий генерал Рор вывез алмаз из Ленинграда.
Ленинград образца 1941-го года, кстати, выглядел как-то так:
Петров пребывает в Америку, пялясь на встречающую его агентшу ФБР и говоря своему помощнику Григорию: «Хорощяя ская, она мнэ нравица». «Да, она красивАя», - отвечает помощник.
Затем Петров переходит на английский и представляется послом по особым поручениям Совета народных депутатов (sic!)
В долгу перед дамочкой Петров не остался: в середине фильма он со словами «Я тепя упью» спасает агентшу от бандита.
На этом с клюквой в фильме всё. Разве что у местных охранников китайского мафиози По на халатах доставляющие красные звёзды.
Таваристч, как верно подметил китайский бизнесмен Чанг, русские не zdayutsa. Красный медведь неизменно будет демонстрировать капиталистическому миру свою силу. Он вернёт сокровища, которые по праву принадлежат ему и покарает беглых предателей ядерными ракетами. Будь готов к труду и обороне, комрад! Совершай пробежки с ППШ по заснеженным сибирским алмазным приискам, пей остуженную на Северном Полюсе водку и помогай братским никарагуанским вампирам в их борьбе против империализма. Spasiba-nazdorovie. Ленин, водька, балалайка!