Синопсис этого фильма выглядит так: "Преданный сторонник чехословацкой коммунистической партии посещает самого себя в Лондоне будущего, чтобы убедиться, что социализм всё ещё процветает". Что, товарищ, многообещающе звучит? Уже настроился посмотреть интересную версию встречи двух поколений и наблюдения за двумя политическими реальностями, как в телесериальных хитах "Жизнь на Марсе", "Человек в высоком замке", "Обратная сторона / Двойник"?
А ВОТ ОБЛОМАЙСЯ, ГНИДА!!! "Экскурсия" - это не фантастический кинопроект, а жалкий микробюджетный инди-высер, сделанный по всем заветам набирающего популярность жанра "кино от британских страйкболистов". Мы уже видели такие их "блестящие" образчики - микробюджетные недобоевики
"Страттон" и
"Наемники". Но этот фильм гораздо ближе к
"Капсуле" - другой научно-фантастической залепухе про страшное советское прошлое. И тоже отличается теми же чертами - действие в двух с половиной комнатах, максимально минимальный бюджет, пять бездарных актеров на весь фильм (БУКВАЛЬНО!), дешевая работа всех, от оператора до... нет, декоратора тут явно нет, на него денег не хватило. Зато тоже есть купленный через интернет дешевый советский реквизит и правильный русский язык с чудовищным британским акцентом.
Итак, 2018 год. В Лондоне живет холостяк Томас Манц. Он явно не самый лучший человек на свете, в его квартире беспорядок и куча алкоголя, и у него в жизни, по всей видимости, кризис, из-за чего он постоянно лежит на диване. Однако к нему однажды посреди ночи заявляется парочка незванных гостей. С испугу убив их стулом (не спрашивайте, как это возможно), он ложится спать. На следующий день тела бесследно пропадают, а сам Томас обнаруживает, что его взял в плен и привязал к шесту неизвестный молодой человек.
Юноша бледный со взором горящим.
Вот этот мутный тип гражданской наружности - некий бездарный идиот, который обыскивает мебель в поисках жучков, боится шпионов и утверждает, что прибыл из прошлого. Томас, разумеется, закономерно считает его психом. Однако тот утверждает, что он член компартии и прибыл из 1987 года. Когда он служил в армии, его завербовал KGB в Украине, чтобы отправить в будущее - это был грандиозный советский эксперимент! Томас не верит, но имеющиеся у парня секретные советские документы убедят, разумеется, даже закоренелого скептика. Как не поверить каким-то распечаткам с гигантскими серпомолотами?
Но Томас упорствует, поскольку парень начинает утверждать, будто он - на самом деле и есть Томас из 1987 г. Да, наш Томас - на самом деле Томаш, который родился в Чехословакии, был воспитан в детстве переехавшим в СССР дядей, потому что его отец сбежал жить в Лондон по совету одной песни из-за "советских танков на улице". И лишь когда отец умер, Томаш переехал в Великобританию. Разумеется, Томас не помнит, как он выглядел в 1987 году - это совершенно нормально для каждого человека, согласитесь. Я вот, бывает, не помню, как выглядел вчера - после трех бутылок vodka. В принципе, это логично, потому что молодой Томаш не только не похож на старого от слова совсем - у них даже голос и рост разные (кастинг, наверно, на фильм был миллионный). Поэтому Томашу приходится убеждать Томаса, показывая ему советский военный билет и шрам от пыток КГБ гвоздя, полученный в детстве.
Естественно, теперь Томаш хочет узнать, как похорошела его Родина при социализме: "Я вызвался добровольцем - чтобы защитить родину и социализм! Суть эксперимента - обеспечить процветание нашей страны при социализме!" (с). Но Томасу нечем порадовать самого себя из прошлого - социализм пал, всюду клятый капитализм, нищета, бедность, развал, блядство, наркотики - ну, вы в курсе. Разумеется, наши два мужика, старый и молодой, начинают сраться точь-в-точь как в срачах во Вконтактике: "Дезертир! Я не разговариваю с капиталистическими свиньями!" "Сейчас 2018-й! Все теперь капиталистические свиньи!"
Связав Томаса понадежнее, Томаш походил немного по балкону, фотографируя Лондон - да, вот настолько кино бедное, что почти не выйдет за пределы одной квартиры. На следующий день, убедившись, что Томаш не знает, как пользоваться местными смартфонами, Томас убедил его развязать, чтобы он помог Томашу сделать международный звонок куда-то в Россию. Увидев, что Томас не спешит вызывать полицию, Томаш немного успокоился и даже согласился выслушать, что тут было за 30 лет. Сами представляете, как он был поражен, услышав, что социализм мертв, Железный занавес пал, капитализм победил во всем мире, а Элтон Джон на самом деле гомосексуалист.
Твое лицо, когда ты узнал о гибели социализма, товарищ!
Какая игра, какая экспрессия!
Это не может быть будущим! Я не могу так жить! - в панике кричит Томаш. Он решил починить побыстрее свой аппарат для перемещения во времени и свалить со скоростью гепарда. Пожав плечами, Томас принял ванну и пошел спать - вполне здравая реакция, пока у тебя дома бегает чехословацкий коммунистический фанатик с пистолетом и машиной времени. Но тут скучный и унылый сюжет сделал внезапный поворот! На следующий день прямо им на квартиру заявилась какая-то непонятная девушка в белобрысом парике и с нечитаемыми в кадре документами!
Оператор - гений. Я бы ни за что не догадался тупо замазать в кадре компьютером неаутентичные надписи где только можно.
Девушка представилась Александрой. Оказалось, что она куратор проекта по перемещению во времени от нашего советского КБ - какой-нибудь "Хронотяжмаш" или типа того. Из довольно мутных диалогов удалось понять, что она назначена специалистом по исправлению пространственного-временного континуума, поврежденного во время перемещения попаданцев во времени. Мда, в нашей альтернативной фантастике, где попаданцами уже скоро печи можно топить, она явно бы пригодилась... Интересно, трешку за починку континуума и установку импортной прокладки возьмет?
Заставив мужиков сесть за стол, она выслушивает все их типичные срачи. "Ты здесь, чтобы исправить мир и вернуть величие социализму?" "Не думаю, что социализм великий" "Думаешь, вот такой мир лучше? Я смотрел телевизор, видел хаос и разруху" "Не то что холодная война и испытания на случай ядерной войны!" "У нас, по крайней мере, были порядок и цель!". Потом Томас еще в фильме рассказывает, что в соцблоке, оказывается, преследовали за музыку и сажали за посещение рок-концертов. Так и надо, это была кучка иностранных капиталистических шпионов, маскирующихся под музыкантов! - пафосно отвечает Томаш. Понятно, что толку от срачей нет, так что Александра силой заставляет мужиков вспомнить о деле.
Итак, суть такова. Ввиду перемещения попаданцев по несчастному континууму в мире стало слишком много хронопетель, когда временной парадокс приводит к замыканию времени. Потому Александра и перемещается во времени для ликвидации этих петель. Теперь надо просто отправить Томаша назад прежде, чем он переместился - и все будет путем. Нужно только починить машину времени. Она находится у Томаша в чемодане - правда, первая версия, еще не совсем точная, примитивная и без смарт-дисплея. По сути, это корпус с клавиатурой на латинице и кириллице (передовая советская сборка, о да) и две прикрепленные к нему пары карманных британских часов начала ХХ века - видимо, советские "Победа" или "Полет" недостаточно точны. Ну, что вы хотите, 80-е, тогда даже машины времени были на полупроводниках.
В итоге машина и отказала из-за сгоревшего предохранителя. Скажите спасибо, что советскую машину времени не сделали из хромированной Волги с ядерным реактором для плутония.
- Док, твоя машина сосет! Русские сделали машину времени размером с чемодан, на механических часах и с проводниками из магазина электротоваров! Мы в заднице! Коммунизм опять победил!
- Спокойно, Мартин, у русских всегда дефицит. Пока русские ученые будут искать в магазинах батарейки "Крона" для своей машины, я успею переделать свою!
Объяснив ситуацию, Александра пошла искать новые предохранители для машины времени и пообещала вернуться завтра. Думаю, я знаю, где она их сейчас ищет.
В Советской России ты ищешь запчасти для машины времени у спекулянтов из-за дефицита!
Ну, а Томас тем временем провел трогательную любовную ночь с Томашом, во время которой показал ему, что такое доставка пиццы и интернет. Молодой коммунист поражен. Жаль, Томас не рассказал ему про то, как все это счастье достигается путем страшной и ужасной эксплуатации порабощенных программистов и школьников-доставщиков Яндекс-Еды.
Но тем не менее, молодой коммуняка не был сломлен! По возвращении Александры он тонко задает ей наводящие вопросы: "Тебе важно, что происходит в мире? И ты не против всего того, что мы строили сорок лет?". Александра признает, что она вне политики и заботится только о залатывании пространственно-временного континуума. Тут-то до Томаша и дошло, что Александра не работает на советское правительство. Заподозрив в ней зарубежную шпионку, он достает свой табельный советский пистолет. Теперь он требует любой ценой запустить машину и отправить его взад. Все бы ничего, но есть проблема - если включить машину, ее отследят и мгновенно приведут сюда кого-нибудь. Но Томашу только того и надо.
Под угрозой массового расстрела Александра вынуждена запустить машину времени. Разумеется, в ту же секунду в комнате оказывается типичный представитель кровавой гэбни.
Да, это обычный советский генерал с BORODA, в жеваном кителе, белой парадной рубашке с черным галстуком и в фуражке с солдатским шнуром и с офицерской кокардой вместо генеральского шитья. Типичный генерал, да, и даже имя у него типичное - PAVEL ANDREEV. Ну разве не няшка?
Вырубив чемоданом Томаша, который и пикнуть не успел, генерал готовится POKARATЬ наших обалдуев. Но петля замыкается и действие повторяется вновь и вновь. Александра и Томас вынуждены прервать ее единственным методом - разбив часики Александры, которые управляют чемоданом. И тут-то наконец генерал получает свободу воли. Происходит его диалог с Александрой на чистейшем русском языке:
- Алесандря... Ти думала... Вижю... Чьсинь... Можэш... ПрятАтся!
- Ячалатэбеболее бистрий трэкер.
- Пазалэняя врэмя Анна жилаенать то, шьто я йей вэрью! Тибэ там не бильЁ! Вазможьно дажи Анны сажалэнью.
Такой богоподобный русский язык с чудовищным британским акцентом теперь будет до самого конца фильма из уст всех "русских персонажей". Заветам "Красного рассвета" верны!
Итак, Андреев заставил Александру переместиться в прошлое и закрыл ее петлю. Томаш пришел в себя и решил вернуться обратно - вместе с Томасом! Разумеется, мгновенно по возвращении их взяла gebnя: "Прахадитэ!" "Рюки вверх!"
Итак, наш Томас попал прямо в какой-то темный подвал к Андрееву на разбор дела - это, видимо, и есть та самая жутко секретная лаборатория Советского Рейха из 1987 года. Вторая и последняя локация в фильме, снятая в основном на квартире режиссера.
Беседовать с ним будет лично генерал Андреев, чье имя старательно написано маркером у него на шевроне.
А в это время в соседней комнате, где за допросом наблюдает престарелая старуха... Рядом стоит Томаш, который тоже наблюдает за ситуацией через одностороннее стекло и даже несколько волнуется:
- Ани сабираются ево питать.
- Разумеетца, NYET. Эта научний прорифф. Ани беспадобни. Ни правда ли?
- СкОлкО?..
- НискОлкО. Большинстфо ис них ничиво не помнит.
- Савиршенняпитли.
- Аткуда ви знаете?
- Ана жэнщина. Ана нашьля мяняевоквАртире. Чьто ви сабираетэсь с ним здэлать?
- Ми проста с ним биседуим.
"Биседа" выглядит вот так.
Ин Совьет Раша с тобой беседуют, ударяя молотком по пальцам, товаристч! Как сказала сама старуха: "Йета проста техника дапрОса!" (с)
Тут неожиданно входит ассистентка, чтобы выпить чаю из SAMOVAR. В ней Томаш с удивлением узнает ту самую Александру! Которая еще не перемещалась, поэтому, разумеется, не может помнить о их знакомстве, и спокойно говорит на ломаном русском со старухой, пока та пьет чай типично британскими жестами.
Допрос идет не слишком плодотворно - Томас отказывается признавать, что он шпион и вообще, он понятия не имеет, как тут оказался. Но тут старуха спускается по лестнице. Оказывается, это... Ух, епттыжтваюкремль, это же леди Маргарет из последнего хоррора "Черное зеркало"!
На самом деле это профессор Андреева - сестра генерала Павла. Сейчас они хотят выяснить размер петли Томаса, чтобы закрыть ее. Они специально изучают временные парадоксы в этом темном гнилом подвале с помощью шариков и подопытных научных сотрудников: "Мы месяцами проводили эксперименты, кидая бильярдный шар с лестницы и путая всех со временем обеда. Но теперь вы здесь и это совсем другой уровень!"
Томаш тем временем рассказал сотрудникам нашего советского НИИ хроноведения имени профессора Брауна, что в будущем СССР нет. Профессор Андреева понимает - если рассказать об этом власть имущим, они создадут петлю времени. "Чьтожиделать?" - спрашивает Александра. "Прадалжать искперименти!" - уверенно говорит Андреева.
Итак, Томас сломался и стал рассказывать все, что знает. "Когда распался СССР?" "В 1991 году. Официально" "Официально? А когда начался процесс?" "Дайте подумать. Может, когда псих-параноик во главе страны втянул нас в десятилетнее противостояние ядерного оружия?" Жестко, но справедливо - так ему, Рейгану. "А как же Китай?" - неожиданно говорит Андреева - наверно, читала газеты КПРФ, потому такая политически подкованная. Увы, на редкость политически безграмотный Томас не может объяснить им причины развала СССР и вознесения Китая, но до него тоже доходит, что это вызовет петлю. Более того - выясняется, что товарищи Андреевы ведут свою деятельность втайне от собственного правительства. Тупой Томас начинает орать: "Кто сейчас генеральный секретарь?!"
В общем, допрос этого безграмотного идиота оказался бесполезным, несмотря на все нагнетание ужаса в кадре с помощью медленных диалогов и стрррррашных планов. Тогда Андреевы решили использовать Томаса на благо родины и сделать подопытным кроликом - убить его и перезагрузить петлю. И проблема решена! И пока в сторонке проникнувшаяся Александра шепчет на ушко Томашу что-то важное, чтобы он ее предупредил в будущем, Томаса KARAЮT из обычного советского пистолета...
И ведь сработало! Хрен пойми как, но петля перезагрузилась, и Томас оказался ночью в Лондоне в ту самую секунду, когда к нему переместился Томаш. Вырубив себя-дуралея, Томас вздохнул свободнее. Итак, старый попаданец связал молодого и все ему объяснил популярно. А заодно рассказал, что его недавно бросила жена, вот он и живет как сыч, один - очень трогательно и никак не связано с сюжетом. Пришедший в себя и отдышавшийся Томаш подумал-подумал и решился. Гениальный сюжет, бесспорно. Да, это даже не "Назад в будущее" по-социалистически, а в лучшем случае "Time Cop" с Ван Даммом и с бюджетом британского фаната страйкбола. В общем, оба мужика решили переместиться во времени обратно, в 1986 год, в самое начало эксперимента. И вот они вдвоем в подвале, с наручниками, перед Андреевым...
Кто сказал "де жа вю"? В Советской России это называется POVTORENIE!
Ну и дальше уже не интересно, если исключить Андреева, который угрожал шпионам засунуть кулак в горло. После долгого бестолкового допроса прибегает Александра, Александра, которая сманила обоих ученых наружу, якобы в лаборатории что-то случилось. Потом она за кадром кончила генерала и прибежала, освободив наших героев. Почему она все это делает? Так ее заранее предупредил Томаш из прошлого - не зря она ему что-то шептала тогда. И теперь ребята спешно убегают обратно в будущее, потому что совершенно неожиданно кадр начинает трястись и с потолка сыпется мусор. Да, лаборатория совсем-совсем не зря находится в советской Украине, в 1986 году...
После очередного изнасилования чернобыльской темы фильм спешит закончиться. Томас вернулся в свою эпоху, зажил прежней жизнью и лишь через еще десять лет, в 2029 году, встретил Томаша, который пришел к нему, чтобы они вдвоем спасли Александру от гибели в чернобыльских подвалах. Но ее уже не спасти - ведь если это сделать, вечно будет продолжаться временной парадокс. И все, что теперь может,сделать Томаш - это вернуться в 1986 год, чтобы никогда больше не участвовать во временных экспериментах и только наблюдать за аварией на Чернобыле из окна типичной чернобыльской квартиры того времени. Конец.
Вот такой вот чудовищно малобюджетный и унылый фильм про очередное изнасилование Чернобыля фантастикой и про идиотские временные парадоксы. Не тянет даже на посредственную новеллу из "Сумеречной зоны" - здесь единственным светлым пятном является сносная актерская игра главного героя Томаса. Ну и, конечно, радует клюква, особенно в исполнении советского генерала Андреева. В остальном - все составляющие убогого инди-кино на месте: бездарнейшие актеры, идиотские диалоги, темнота и мрачность на 100% хронометража, затянутость действия до самой последней реплики, которая произносится после паузы шириной с Волгу... И если вас интересует вопрос, какого хрена это было снято и причем тут вообще Чехословакия - то ответ прост. Авторы этого дешевого высера - какой-то безвестный словак Мартин Гроф и некая Магдалена Граховски, у которой даже место рождения на сайтах не указано. Типичные инди-режиссеры, пытающиеся за счет минимальных бюджетных вложений получить прибыль с продажи своего любительского творчества для сетевого проката.
На этом фоне даже
"Мизинец Будды" выглядит блокбастером. А если вы хотите посмотреть хороший малобюджетный фильм, действие которого проходит в одной комнате и звучит ужасный русский с акцентом - посмотрите
"Отмороженных" и полюбуйтесь заодно Юлией Снигирь и нашим русским актером Андреем Ивченко, который прославился после роли русского терминатора в третьем сезоне "Очень странных дел". А мы, верные клюквоведы, будем ждать кино от британских страйкболистов и дальше, товаристч - может, даже коллекция выйдет, кто знает! NAZDOROVIE!