Не пей воду (1994): большой переполох в маленькой Вульгарии

Feb 29, 2020 09:15



Разгар холодной войны. Еврейскую семью из Нью-Йорка по ошибке принимают за шпионов. От злобных коммунистов семейство прячется в американском посольстве, где сложившуюся ситуацию пытается урегулировать сын посла, так как сам посол в Вашингтоне.

Фильм от классика американской комедии Вуди Аллена расскажет нам, товаристч, одну из многих страниц ожесточенной борьбы эпохи холодной войны - на сей раз на дипломатическом поле.

В начале фильма на фоне мелькающей кинохроники шестидесятых диктор произносит с серьёзным видом типичный текст из американских пропагандистских документальных лент: "Шестьдесят первый год. Разгар холодной войны между США и советскими странами. Это война нервов, угроз, хитростей и военной показухи. Взводы зловещих танков наводняют улицы Москвы, а машины с боеголовками таят в себе разрушительную мощь. Это эпоха интриг и шпионажа. Советских шпионов ловят, отправляют в тюрьмы или выменивают на американских шпионов, сидящих за железным занавесом. Ситуация накаляется, когда Советы сбивают высотный разведывательный самолет, а посол Генри Кабот Лодж демонстрирует микрофон, спрятанный коммунистами в гербе США. За границей часто в логове кровожадных марксистов крохотные островки свободной Америки в лице посольств США без устали пытаются сохранить мир между странами, зачастую сталкиваясь с враждебными настроениями. Малейшая ошибка дипломатии может привести к атомной войне. На одном из таких островков в центре самого фанатичного коммунистического режима случилась наша история".





Судя по видам в кадре, "самый фанатичный коммунистический режим" располагался в Праге.





Диктор продолжает расхваливать демократию: "Здесь, в скромной юдоли традиций, профессиональные сотрудники министерства иностранных дел, представляющие правительство США, уверенно и хладнокровно плавают в коварных водах международных отношений атомного века. Этот крохотный рай, где происходят переговоры, где дается убежище, и куда приглашают почетных гостей со всего свет - попытка дядя Сэма мирно жить. Во главе стоит посол США Брендон Данстен Маги - он с гордостью работает в этой бедной и враждебной стране". Диктор, кстати - Эд Херлихи, самый настоящий диктор 1940-50-х, работавший в Universal-International и телекомпании NBC.

"Кроме Бернса послу Маги помогает мистер Джон Килрой (Йель 49-го) и мисс Розмари Причард. Мнение Килроя о Карле Марксе предельно простое и вторит словам Джона Уэйна":

- Хороший коммунист - мертвый коммунист! Они как индейцы!

С этими словами Килрой достает очередной жучок из телефона посольства - уже четвертый за месяц.



Послу надо срочно выехать в Вашингтон - ему там от партии обещают место аж премьер-министра. Но на кого оставить посольство на время? Посол склоняется к кандидатуре Килроя, но его подручный Аксель просит довериться ему и назначить его. Ведь Аксель - редкий талант в искусстве дипломатии! Он за короткий срок ухитрился добиться потрясающих успехов! За две недели он ухитрился заставить Бразилию ввозить кофе, его выперли из Африки (со всего континента сразу), а в Панаме за несколько дней работы он достал всех так, что его чучело жгли перед воротами посольства. Почему он вообще еще держится на должности? А он просто... сын посла. И отец, поглотав таблеток, дает ему последний шанс - и назначает своим временным представителем.



Вначале все шло довольно спокойно. Но, конечно, именно в самый неподходящий момент в посольство неожиданно вломилась какая-то семья и устроила гвалт как на привозе, а ее преследует со стрельбой целая толпа местных военных на Мерседесах!



Оказалось, что это семья американских туристов Холландеров, которая путешествовала по Европе. Глава семейства - ресторатор Уолтер Холландер вздумал пофотографировать закат в какой-то секретной законе. И в итоге погоня закончилась вот тут.



Довольно забавное начало фильма в итоге быстро скатывается в петросянство, построенное в основном на истеричном поведении нервного, капризного и наглого Вуди Аллена, эгоиста, лжеца и вороватой сволочи. Ну и на всем остальном абсурде, который он и другие творят в посольстве к полному шоку несчастного Акселя.



А тем временем местная GЭBNЯ не дремлет! Она намерена любой ценой вернуть империалистических шпионов, ради чего блокирует посольство кордонами офицеров в погонах без знаков различия!





Давайте заодно присмотримся к этой чудесной форме. Она похожа на какой-то абстрактный микс с закосом под армии ОВД. Цвета хаки, с коротким вырезом и подолом, полукруглыми погонами с окантовкой, как у советских погон 1940-х. Обращает внимание фуражка, где тулья короче козырька - и околыш с петлицами из красных лент, обшитых золотом. На погонах при этом никаких знаков различия, и только на тулье советская кокарда, чего ни в одной соцстране не было. Сами кителя похожи на советские образца 1969 года.



А вот и само здания GЭBNИ под чисто коммунистическим флагом - правая сторона желто-красная, левая - лучами "солнцем", как на флаге императорской Японии, только лучи красно-черные и в центре желтая звездочка.



Гэбня в ярости! Американцы пытались ее нагло обмануть! Коммунистические власти не намерены давать им спуску. Они наверняка работают через предателей в коммунистических рядах! Надо выявить, расколоть и зачистить территорию от vragov naroda напалмом!





Холландер долго-долго мучает повара посольства требованием изготовить ему обязательно кошегную пищу, потом семья битый час зависает на телефоне, обзванивая многочисленных родственников, друзей, знакомых, родственников знакомых друзей, друзей родственников знакомых... Аксель беседует с их дочерью - девушкой типичной еврейской внешности Сьюзан, которая должна выйти замуж за дерматолога, вытащившего у него рыбью кость из глотки и спасшего ей жизнь... Родители считают, что это судьба. А потом ко всеобщему веселью присоединяется еще один скрывающийся в посольстве беженец свободы - отец Дробни. Он тут уже очень давно, поэтому привык. Даже нашел себе хобби - стал фокусником-любителем. С этими фокусами он потом достает всех персонажей весь фильм. А потом для полной программы в посольство с визитом прибывает некий эмир с целой толпой своих жен, без которых, конечно, никуда пойти нельзя.







Лицо Акселя кагбэ говорит нам о первых масштабах надвигающегося абзацА...

Веселье продолжается. Холландер совершает покушение с хлеборезным ножом на повара, требуя таки только кошерную пищу! Отец Дробни пытается показывать фокусы, уничтожая вокруг мебель. Наконец все вроде бы подходит к концу - стороны договорились об обмене Холландеров на двух каких-то коммунистических шпионов. Местный гэбист с поэтичным именем Krojack негодуэ! "Ни за что! Туристов за двух крупных коммунистов? Ты сказал, что они важны! Они могут обладать информацией о предателях в наших кругах!" "Интересы Союза важнее наших, товарищ!" - веско отвечает его tovaristch.



Семья собирает чемоданы (Уолтер не забыл по привычке еще и полотенце спереть). Приехавший на обмен Кронжак, мягко говоря, недружелюбен - но Уолтер, как вы уже поняли, добрый человек и не в обиде. Супруга его поддерживает: "Его дед был русским и любил Россию. Семья уехала, узнав о погроме. Они боялись за новый сервис!" Кронжак тоже настроен мирно: "Будь моя воля, вы и подобные вам висели бы на площади, чтобы неповадно было!" Но Уолтер все еще в благодушии и даже дает ему визитку на случай будущего сотрудничества, как таки и положено евгею: "Держи, это мой номер. Захочешь бежать, звони - нам нужны посыльные".



Капитализм продаст и купит все, даже КГБ.

Кстати, Кронжака играет Вит Хореджес - чешский кукловод-эмигрант, режиссер чехословацко-американского театра марионеток: видимо, за акцент взяли. Да и подручный его в гэбне, кстати - венгр.



Ух, ептваюмать, это что, Мориарти в эпизоде?!!

В самый ответственный момент оказывается, что пленные коммунисты предпочли покончить с собой вместо того, чтобы помогать такому козлу как Холландер. Надо как-то дипломатично вернуть семью обратно в посольство, чтобы никто не заметил. Аксель блестяще выполняет свою миссию. В итоге проищведенного возле посольства погром опять начинается стрельба, Кронжак чуть не устроил пальбу из пистолета уже внутри посольства, а между обеими странами опять дипломатический скандал. Ах да, еще эмир ухитрился сломать ногу - надо было не натирать так старательно полы...



Теперь стены посольства пикетируют разгневанные граждане соцблока, которые требуют возмездия над агентами политики империалистического обмана.





Они готовы любыми средствами добиваться своего! Они устраивают погром у окон посольства. И даже закидывают посольство бомбами, аки шахиды! Иншалла! Во славу коммунизма!



Все закончилось благополучно, почти без жертв. Только Килрой, получив кирпичом в голову, свихнулся и стал воображать себя братьями Райт. И эмира сбросили с лестницы. А в остальном все в порядке!

Отец Дробни приходит с сенсационным известием! Коммунисты хотят выкрасть туристов! Аксель удивлен: "Я не верю в это. Есть же дипломатический протокол..." "Это же коммунисты, они безбожники! Едят детей жирную пищу и спят в бараках! Им надо помочь сбежать! Только так они выживут!" И святоша предлагает свою помощь друзей, которые помогут Холландерам сбежать в Америку - надо только их тайком вывести из посольства. А меж тем он прав - гэбисты действительно хотят похитить туристов с помощью своего агента в дипломатическом корпусе - Герберта Губера. Играет его наш эмигрант Виктор Штейнбах, звезда таких фильмов как "Космическая одиссея 2001" и убогого южноафриканского боевичка "Тихий гром".



Перед побегом Аксель вынужден после нытья и скандалов Уолтера выдать тому парабеллум пистолет. Разумеется, старикан в полном восторге и первым же делом, играя в ковбоя, подстреливает Дробни ногу - вот, а вы думали, что от него совсем никакого толку?



Вытаскивать беглецов собираются под видом дипломатического приема. Приглашены все возможные дипломаты, чтобы толпа была побольше. Холландеры вынуждены ломать комедию и проговаривать скороговоркой свою легенду, а пистолет выдавать за сломанную зажигалку.



Товаристч Грубер тем временем выполняет свою ответственную миссию, представляя Холландерам свою Анну - на самом деле это "товаристч Лучёва". Но его успевает разоблачить священник Дробни, и семья бежит из посольства, срывая подметки!



Разумеется, план сорвался. Холландеры наткнулись на вернувшегося в разгар развала посла Маги - и тупой еврейский торгаш ухитрился прострелить ему руку. Вот что значит, откосить от ЦАХАЛа в Америке. Но после еще пяти минут скандалов и истерик все закончилось khorosho. Родители покинули посольство под видом жен эмира, спрятавшись под паранджой и чадрой. Сьюзан осталась жить в посольстве и вышла замуж за Акселя с помощью того же Дробни. А сам Аксель потом бросил службу и стал ресторатором в доме тестя. Хэппи-энд, ура!



Вот такова местами забавная, но в целом совершенно проходная комедия от Вуди Аллена, вдобавок сделанная в откровенно театрально-полудокументальном стиле с трясущейся камерой, голосом диктора и одной-единственной мелодией на все действие. Честно говоря, даже аналогичная по качеству комедия положений в посольстве "Без промахов" (1992) смотрелась как-то забавнее. Даже критики сочли фильм одной из худших работ Вуди Аллена. Остается отметить, что он снял ее по собственной пьесе, написанной для Бродвея в 1966 г., причем у меня сильное подозрение, что он основывался на успехе комедии "Один-два-три" (1961) о Восточном Берлине. В тексте местная коммунистическая страна была названа - и название ее было Vulgaria. Пьеса получила успех и была экранизирована в 1969 г. второсортным комедийщиком Говардом Морисом. Сюжет был основан на тексте пьесы, но действие все-таки расширили путем демонстрации погонь в начале и в конце, чтобы это походило все-таки на фильм, а не театральную заготовку. Причем Вульгария получила в экранизации название и для своей столицы. Столица называлась... Не поверите, Smetana.



Чтобы растянуть пьесу до длины полноценного кино, 15 минут длится только вступление с путешествием Холландеров, которые тут никакие не евреи. Лишь после этого тупорылая семья чистокровных пиндосов вздумала поснимать военный объект в аэропорту. Хотя там ясно было написано по-вульгарийски: "Seнтеч Vэk Яэsтяiтзkэя Аяча"! Или, в переводе на русский: "ВХОД ПОСТОРОННИМ ВОПРЕШЕН"!



Разумеется, увидев съемку, доблестный товаристч Кронжак приказывает pokaratь kapitalistov!!!



И это в то время как вся вульгарийская армия тупо пялится в разные стороны - что бы вы без чекистов делали, идиоты.



К месту диверсии спешат вульгарийские солдаты, одетые сплошь в черные шинели и каски и с британским оружием.



Товаристч! TREVOGA! Капиталисты в стране! Шиссен, шиссен! Шнеля!



Все без исключения ч0рные штурмовики Империи по команде разворачиваются лицом прямо к Холландеру, пугая его крупными кадрами и наездами камеры в духе хорроров 60-х.



Да, вы правильно видите - герб Вульгарии это почему-то семиконечная красная звезда в красно-белом круге. Если присмотреться, то на шевронах еще что-то написано, скорее всего, название страны.



К счастью, в этой стране, где на каждом углу по полку солдат, сбежать ничего не стоит. Увидив совершенно случайно проезжавший мимо лимузин американского посольства, Холландер с семьей легко пробежал мимо толпы ч0рных штурмовиков, чья тупость всем хорошо известна. И началась погоня на целых пять минут!



Товаристч, больше коммунистических звезд! Сделаем их парными! Это потом повторят в Рэмбо-3 на касках летчиков! Мы вдохновим легенду!



Наконец, на 20-й минуте американцы спрятались в посольстве и после этого начался собственно сюжет пьесы, который в целом не отличается от экранизации Аллена.





Кронжак в ярости! Он смолит сигарету в мундштуке и постоянно орет на своих подручных в местной полиции, у которой на эмблеме чисто коммунистический знак масонского ока. Она кагбэ говорит нам - Большой брат slэdiт za тoboй!





А вот штаб организации сопротивления американской агрессии в независимой Вульгарии. Единственный в фильме раз, когда выяснилось, что черные штурмовики носят под черными шинелями советские неглаженные мундиры.



Гордое знамя суверенной и независимой социалистической республики Вульгария. Уверен, что на гербе у них еще и масонские символы, как у другой известной соцдержавы, ГДР.



В этой версии ясно показано, что именно власти в лице Кронжака организовали нападение на посольство возмущенной патриотической общественности Вульгарии. Потрясающие надписи тоже можете заценить. Они ясны и без перевода!



Счастливый и богато одетый народ Вульгарии выслушивает длинную речь о проклятых капиталистах и... эмоционально безмолвствует. Так велика его безразмерная ненависть к оголтелым ястребам империалистической политики и поработителям стран, вставшим на путь свободного социалистического развития.



Товарищ Кронжак лично хочет подорвать устои капитализма и проводит для этого идеологическую обработку морально нестойких элементов вульгарийской общественности и органов госбезопасности.



Да, как видите, тут он гораздо более мерзок, но зато и более ярок, чем в первом фильме.



Разумеется, в назначенный час возмущенные вульгарийцы организованной атакой штурмуют посольство и выражают мирный демократический протест против империалистической политики Пентагона и Госдепа!



Ненависть трудящихся вульгарийцев к империалистическому монстру не остановить!!!



Наконец дипломаты и семейка решили сбежать из посольства и скрылись от преследования Большого брата на школьном автобусе.







На нем, а также на других традиционных в заснеженной Вульгарии видах транспорта они помчались в аэропорт.



Автобусом, ослом, грузовиком с какой-то тарабарщиной на боку...



В конечном итоге оказалось, что аэропорт блокирован гэбней. Компашка крадет костюмы у того самого эмира, который в этой версии умеет говорить - и на его угнанном Бэнтли мчит в запасной Zoяkiэ Aэярчоят.





Это оказался какой-то замшелый столетний сарай с козами, внутри которого оказался древний биплан с покрытым паутиной пилотом (про паутину - это серьезно). К счастью, этого хватило, чтоб биплан взлетел прямо под носом коммунистической гэбни в небеса - а дипломат с блондинкой Сьюзан так и остались в Вульгарии, чтобы пожениться.



И на этом данной блестящей и веселой истории приходит Конец - Shushi - Slut - Einde - Fund - Fin - Mwishe - в общем, вы поняли: THE END.



Вуди Аллен не без основания счел экранизацию посредственной и потому снял спустя годы для телевидения свою... Как видите, ничем не лучше. У Мориса хотя бы получился разговорный смотрибельный фильм, а не театральный балаган - да и блондинистая няшка Сьюзан выглядит лучше, чем носатая еврейка. Причем несмотря на кадры Праги, снял Вуди Аллен свое кено в Нью-Йорке - в здании, как это ни забавно, консульства Украины. Вот такие вот pirogi, товаристч. На этой внезапной ноте и закончим - nazdorovie и spasibo-pozhaluista. Хайль Вульгария! Вульгарии слава!

а) Кино, 5) Клюквоведение, 4) Какая-то другая ягода, к) Рабоче-Крестьянская Красная Армия

Previous post Next post
Up