Люди Смайли (1982) / Семя тамаринда (1974) / Человек, который слишком мало знал (1997)

Apr 05, 2020 09:56



Жанр британского шпионского фильма 80-х имел свои особенности по сравнению с аналогичными примерами из других стран. Отличительными его чертами являются небогатый реквизит, размеренность и занудность и ставка при отсутствии большого бюджета на драматизм и игру актеров. Соответственно, даже клюквой про злых советишен шпионен такие образчики похвастаться не могут - чему примером, скажем, фильмы "Человек-загадка" (1983) и "Предатель" (1987). Но тем не менее, кое-что из таких фильмов вытрясти в плане клюквы можно - и этим мы сегодня и займемся.

Первым на разделочном столе будет мини-сериал "Люди Смайли" / Smiley's People (1982) - очередная экранизация Джона Ле Карре по продолжению знаменитого "Шпион, выйди вон!". Мини-сериал из шести серии по часу каждая оказался слабоват на советскую клюкву, но кое-что в нем есть.

Первая же сцена сериала показывает нам некое странное помещение, в котором звучит ломаная русская речь, а рабочие в спецовках грузят в ящики угрей и VODKA MOSKOVSKAYA. Странно, что матрешек и балалаек незаметно.





А висят тут старющие телефоны еще довоенных времен. Даже не эбонитовые, как при Сталине, что типично в СССР 80-х!



Кода говорящие на ломаном русском рабочие расходятся после смены, мы выясняем, почему русская речь звучит в типичном британском здании. Оказывается, это что-то типа зарубежного представительства Внешторга, а именно "Baltic Import - Export".



Более того, все еще смешнее - действие происходит в Париже. Именно здесь живет одна из героинь по имени Мария Андреева Остракова. Сразу после смены к ней клеится какой-то рыжий боров с карикатурным русским акцентом.



Это предсказуемо оказывается представитель злого КГБ, который пересказывает Остраковой ее же собственную биографию. Родилась в Ленинграде, вышла замуж за еврея-диссидента Иосифа Гликмана, который сбежал во Францию благодаря русским эмигрантам. Остракова в итоге подала документы на выезд, чтобы побывать рядом с умирающим от рака мужем. К ее удивлению, визу ей выдали - видимо, понадеявшись, что баба не рискнет бросить в Союзе свою дочь. Проклятый коммунистический монстр, пытавшийся сломить волю к свободе, позорно просчитался - женщина тупо сбежала. И плевать на то, что дочь, по совьет ивил традишн, наверняка сослали в концлагерь детдом с другой фамилией. Теперь кгбшник предлагает с ней встретиться в обмен на кое-какие услуги по работе среди местных эмигрантов. За документами на встречу с дочей баба пошла советское посольство во Франции, к атташе Кузнецову.



Посольство самое обыкновенное, только с очень высоким содержанием SIMVOLIKA. Особенно скульптура впечатляет.





Получив фотки, баба, как и положено русской, уходит в отрыв церковь, дабы богоугодно оформить работу на адских коммуняк.





А потом идет к своему новому любовнику в типичный русский ресторан, уставленный матрешками, самоварами и шахматами.  Балалаек, как ни странно, все еще не было.







Само собой,она рассказала ему всю эту схему - действительно, какова вероятность, что агенты КГБ следят за тобой во избежание таких случаев? Уверен, ничтожна. Теперь Остракова просит его связаться ради нее по этому поводус каким-то там очень важным в русской эмиграции чуваком. Это ярый ветеран антикоммунистической борьбы, бывший генерал, приехавший из Риги. Поэтому, я так понимаю, у него на столе в местной ячейке "Союза меча и орала" стоит литовский флажок. Ну вы в курсе, Литва, Рига - это рядом.





Узнав о такой малине, генерал сначала решил мобилизовать на дело обрушения советской разведки сына своего бывшего однополчанина, репрессированного в злом совке. Для этого он уселся ему в типичную фуру дальнобойщика. Дальнейший диалог вкратце звучал так: "Слай, чо-то я очкую" "Да успокойся ты! Всего-то надо перебраться через железный занавес и нагадить гэбне, делов на пять минут, зашел и вышел!" "Но я типа как не хочу за отца вписываться, я вообще почти британец, какое мне дело до разборок вашей молодости?" "Сталин-Берия-ГУЛАГ!!!" "Но у меня типа даже имя теперь британское, Вильям Кравен" "Сталин-Берия-ГУЛАГ!!! Совок-тоталитаризм-террор! И вообще, если откажешься от защиты свободных и гуманистических идеалов, я тебя кроваво и жестоко убью" "Ок"



В итоге генерал, чтобы просечь схему КГБ, подослал к Остраковой своего связного с совсем не клюквенным именем Отто Ляйпциг, которого играет ветеран русских в зарубежном кино, поляк Владек Шейбал.



А сам генерал подготовился к достойной встрече с противниками, для чего вошел в контакт со спецслужбами - те уже подготовили ему водку, как в молодости.



В конце первой части генерала убил неизвестный, и... на этом клюква кончилась. Дальше уже не так интересно, типичный шпионский детектив Великобритании, Алекс Гиннес играет Смайли, пытающегося раскрыть убийство своего старого доброго друга и информатора. А бедный генерал даже водки откушать не успел, ничего у КГБ святого.



Попутно он посещает львиную долю каких-то там персонажей, в которых мало интересного. Например, поперся к тому же Вильяму. Мне, кстати, кажется или его жена носит что-то такое национальное, типично русско-литовско-латвийское?



В общем, клюквы практически нет. Что, увы, довольно традиционно для всех экранизаций Ле Карре, как мы знаем.





А в чем был конфликт - неважно. Достаточно знать, что Остракову с дочуркой быстро вывели из сюжета. Оказалось, что это все козни зарубежного агента по имени "Карла". Чтобы его обставить, Смайли смог захватить представителя советского торгпредства Григорьева и обмануть всех, кого нужно. В финале Карла вынужден сам уйти на Запад, сопровождаемый русскими конвоирами.











И д, Карла - это молодой и почти не изменившийся... Патрик Стюарт. ВНЕЗАПНО!




Больше мне особенно сказать про сериал нечего - типичный шпионский сериал 80-х, качественный, но не более. Обращает внимание две мелочи - во-первых, старательный закос оператора под нуар в ряде сцен, особенно ночных. И это с бюджетом британского сериала 80-х... Он даже голландский угол вставляет к месту и нет.



И второй... Я понял, зачем в зарубежном кино того времени совок обязательно надо было показывать как нищий и мрачный мордор, где люди даже одеться нормально не могут. Потому что в этом британском сериале Великобритания по факту ничем от реального СССР в плане развития не отличается - аналогичные дома, улицы, одежда, быт, в общем, никакой роскоши страны первого мира по сравнению с соседом. Местами вообще детали по обе стороны Железного занавеса совпадают один в один.



Ненамного больше клюквы в другом образчике британского капиталистического кинопрома, фильме "Финиковая косточка", который на самом деле ни фига не "Финиковая косточка", а "Семя тамаринда" / "The Tamarind Seed" (1974). Шпионский фильм, который уже вступлением, где Омар Шариф и Джули Эндрюс отрешенно ходят темными силуэтами на разноцветных фонах под печальную музыку, кагбэ намекает, что нас ждет драматический ответ Джеймсу Бонду.



Суть такова. Конец 1970-х годов. Где-то на Карибах, как это и положено каждому советскому гражданину, отдыхает обычный и простой военный атташе СССР с простым русским именем Федор Свердлов. Обещает приехать в Москву как только кончится отпуск.





Его непосредственный начальник, генерал с не менее простым именем Голицын, тем временем отдувается за него на международных приемах, удивляя английских разведчиков тем, что он без своего верного слуги. Генерал Голицын - это австрийский актер чешского происхождения с британским паспортом Оскар Хомолка, ветеран "русских" персонажей в западном кино: он был и генералом Бирошиловым в "Военнопленном" (1950) о войне в Корее и генералом КГБ Стерном в "Похоронах в Берлине" (1966) и "Мозге на миллион долларов" (1967).



То, что Бирошилов, Стерн и Голицын - одно и то же лицо под разным служебным псевдонимом подтверждает и то, что Голицын упорно смолит сигарету в мундштуке, точь-в-точь как 25 лет назад в Корее перед Рональдом Рейганом.



Свердлов кагбэ случайно цепляет отдыхавшую на том же курорте мадам Джудит Фарроу, безбожно ей льстя о том, какая же она фантастически красивая женщина. Понять причину его лести нетрудно - Джудит работает в секретариате Министерства внутренних дел Великобритании у Сэма Нильсена.





Естественно, доблестные британские органы тщательно следят за их связью и не стесняются вызывать Джудит на допрос, угрожая неприятными последствиями. Та, однако, уходит в отказ, и демократическая гэбня вынуждена отступить. Она продолжает проводить время с Федей, проводя какие-то дурные беседы на тему идеологии: "Вы мне нравитесь. Я обращу вас в марксизм!" "Я русский. Наш народ придумал много сказок" "Типа отсутствия бога?" "Хорошо, что у нас так много политических разногласий, а мы все еще вместе. Значит, политическое сосуществование возможно" "Это на нейтральной территории".



В общем, полфильма они так и ходят и базарят ни о чем, как будто это шпионская версия "Сумерек" - да и любовные интриги здесь где-то на том же уровне. Само собой, Свердлов на самом деле действует в своих профессиональных целях, чтобы завербовать Джудит. Отчеты об этом он дает лично Голицыну в его кабинете с высоким содержанием священного лика of Lenin.



А что еще может быть в кабинете генерала КГБ? Ну разве что еще фотографии Красной площади и... памятника Ленину на Московской площади Ленинграда? Где... эти британские киноделы его раскопали, интересно?



Да еще и... это что такое? Какое-то полотно на тему русских былин? Весьма нестандартная клюква!





Чтобы взять в разработку Джудит, Федька знакомит ее со своим приятелем из посольства с очередным простым русским именем Дмитрий Мимёнов: "Првет, Федя, какты?" "Привет, Митя, какьти поживаишь?" Женат Митя на англичанке, чтобы выучить английский, а та вышла за него замуж, чтобы выучить русский.



Федя вешает лапшу Джудит, что хочет сбежать, потому что ему надоела жена Елена Максимова, а развестись с ней нельзя - у нее слишком важные родители: "После смерти Сталина люди перестали говорить об уничтожении половины планеты ради торжества коммунизма. Атмосфера стала свободнее, терпимее. Ради этого я и работал Я верил и верю в это. Но сейчас у власти много учеников родителей Елены, они хотят повернуть время вспять". В итоге Дмитрий передал Джуди какое-то письмо, чтобы передать его Феде. Там с детской непосредственностью записано: "Калинин на Лубянке. Они ждут вас. Вам нельзя возвращаться в Россию". То, что это явно не фейк, подтверждает и похожая шифровка, которую читает у себя генерал Голицын. На английском.



Свердлов, прочитав записку, спокойно и без особого волнения на лице объяснил Джуди - похоже, его план стал известен КГБ на Lubyanka, и теперь его обложили со всех сторон: "Я влюбился в капиталистку. И я люблю пить виски. Одно это подтверждает потерю марксистских убеждений". Но не беспокойтесь. Это Федя так шутит. Аркадий Райкин хренов. И несмотря на то, что Свердлов действительно под подозрением и Голицын даже назначил людей следить за ним, тот же Голицын почему-то разрешает ему выезжать в Лондон для вербовки: "Удачи, товарищ!" (с). Пользуясь этим, Голицын договаривается через Джудит с британскими органами о побеге на благословенный Запад.



Готовясь к побегу, Свердлов с помощью приема, не прокатившего бы даже в районной детской библиотеке, тырит документы из секретных архивов КГБ, которые выглядят точь-в-точь как британские, только папки украшены кириллицей. "ДД", "КК", "АГ" и, конечно же, особенно умиляет папка под буквой "Ы".



Также из фильма можно узнать, что и лифты ин Совьет Раша точь-в-точь как в Бриташке, с решетчатыми стенами.



Последние полчаса просты и невзыскательны. Да, Свердлов сбежал и натянул нос КГБ. Разгневанный Голицын, который сам виноват в том, что его провели как сопляка, приказывает POKARATЬ перебежчика. Зондеркомманда КГБ срочно приезжает на автомобиле Ситроен в аэропорт и нанимает там (!) самолет для вылета на карательную операцию. В конце показывают весь шпионский экшн на весь фильм - зондеркомманда, коварно притворившись туристами с ящиком пива, приезжает к дому Свердлова и Фарроу на Карибах на судне под флагом Венесуэлы, знаменуя тем самым единство советского и латиноамериканского революционного движения.



Дом расстреливают и взрывают гранатами агенты КГБ, которых тайная охрана от британской гэбни успевает тоже поголовно pokaratь - хотя и ценой своей жизни. Стрельба, пальба, автоматные очереди, взрывы - короче, Третья мировая на Карибах удалась с блеском. Сдох не только Свердлов, но и сама Джудит попала в больничку с ожогами, а заодно перестреляли практически всех свидетелей из агентов. Поэтому, не смущаясь выжившими в бойне прохожими и гражданскими, самая демократическая пресса в мире вешает лапшу на уши мировому сообществу, утверждая в газетах, что дом сам сгорел из-за короткого замыкания. Да, не зря в этой стране Оруэлл Большого брата придумал.



Но разумеется, так как кино про любовь, то после долгих соплей Джудит, к ней приходит ее начальник и признается, что Свердлов выжил и его успели тайком спасти. И в последних кадрах она встречается в слезах с ним где-то в Ирландии. И они будут вместе строить свой капитализм. А почему фильм называется "Семя тамаринда"? Да в честь подарка Свердлова своей пассии на Карибах. И нет, Джули Эндрюс тему не раскрыла - хотя раскрывать там особенно и нечего.



Еще в фильме есть какая-то второстепенная линия шпиона - бывшего любовника Джуди, но она никакого значения не имеет. Итого имеем - очередной разговорный шпионский фильм, занудный, скучноватый, чопорный и выосокомерный, который рассказывает об очередной выдуманной любви двух шпионов из разных систем и проповедует сочувствие к обыкновенному предателю и перебежчику, который любит баб, виски и капитализм - счастье, зашибись. Притом что КГБ в фильме даже не делает ничего плохого, что могло бы оправдать банальное предательство Федьки Свердлова. Удивительно, что такое унылое зрелище снял Блейк Эдвардс, автор множества эксцентрических комедий и бессменный сценарист франшизы про "Розовую пантеру" и инспектора Клузо. Лучше бы комедию снял, ей-богу.

А знаете что? Раз такая пьянка, то мне не хочется отпускать вас с такими мрачными эмоциями. Давайте я вам покажу пример НАСТОЯЩЕЙ шпионской пародийной комедии, которая тоже проходит в Лондоне и в которой главную роль играет аж сам Билл Мюррей. И в этом фильме он танцует вприсядку и взрывает матрешки! Это комедия Джона Эмиела "Человек, который слишком мало знал" (1997). И вот ее, в отличие от вышеперечисленного - посмотреть стоит.



Уже титры радуют глаз каждого клюквороба. Ин Совьет Раша шпионские донесения передают в matrioshka, tovaristch!





А также пишут клюквотранслитом по-английски кириллицей. ЕХПЛОСИВЕ ПАРТ ШИТЧ ЦАБЛИНГ СЦАЛЕ ОНЕ ТО ОНЕ - абсолютли.



Как известно, explosive переводится на русский как "ОСТОРОЖНО".



Ведь в бомбе - БРИЗАНТНЫЕ ВЕШЕСТВА.



Надо с осторожностью подключать свой ЭЛЕМЕNТ.



Суть сюжета такова. Билл Мюррей Уоллис Ричи приехал к брату в Лондон на день рождения, а так как у того был деловой ужин, он на три часа его сбагрил в реалити-шоу для любителей пощекотать нервы.



Разумеется, на самом деле Ричи случайно впутался в шпионскую интригу и познакомился с наемными убийцами и роковой красоткой в исполнении уже не молодой, но пока фигуристой Джоэн Уэлли.





Вместе они идут наперекор тайному заговору в сердце Лондона с погонями, перестрелками и сложными интригами, причем Ричи до самого конца абсолютно уверен, что все это телешоу.





В чем же интрига? Кому они встали на пути? Оказывается, заговор устроили главы британского и российского разведведомств, которые в ярости, что их бюджеты сократили после окончания холодной войны! Теперь они хотят взорвать bomba на англо-российском съезде с подписанием договора о мире и дружбе и жвачке. Генератором идеи заговора стал глава российского КГБ товаристч Сергей, озвученный нашими как "Сергей Николаевич". Тупая завязка, скажете? А вот в боевике «Доставить по назначению» (1989) всем понравилось!



Узнав о том, что в их большую игру вмешался американец, он вызывает против него лучшего законспирированного агента подполья КГБ в Лондоне - мясника с простым русским именем Boris Blavasky.



Ведь до взрыва всего три часа! А bomba на приеме спрятана, по совьет традишн - инсайд matrioshka!



В ходе потрясающих поворотов сюжета Ричи с дамой удается захватить. Они попадают в плен к Борису, а также его подручным - Диме и Юре.



Boris khochet ubivat. Но Сергей Николаевич говорит - Боря, это же не наш метод. Сначала допроси. А потом убивай.



Пока Борис уходит за специалистом по пыткам, Ричи почти случайно вырубает охранников и почти случайно убегает, взяв в плен специалиста по пыткам (на самом деле старенькая маникюрщица, отмечавшая с мужем юбилей свадьбы).



В итоге к специалисту по пыткам попадает только его брат, Питер, который на свою беду пытался все объяснить Ричи.



С ним будет беседовать лично лучший специалист по пыткам KGB - tovaristch доктор Ludmilla Kropotkin.



Надписи на аккумуляторе, что удивительно, совершенно правильные.



От преследования Бориса Ричи скрывается на концерте приема, хитро замаскировавшись конспиративной shapka.





Кульминационный момент фильма - из-за схожести со звездой местного русского ансамбля песни и пляски Ричи вынужден участвовать в его выступлении!



Оркестр с balalaika и другими russian инструментами играет "Калинку", "Светит месяц", "Коробочку" и все другие русские народные песни podrяd.



Хей-хей-хей-хей! Хараше, davai, bistro!



Товаристч Билл Мюррей, который пляшет russian folk dances in kosovorotka and papakha - это bestsenno.



Апофеоз выступления - танец с matrioshka, как следует по рашн фолк традишн! Но у Ричи нет матриошка! Он looser! Что же делать? Выход есть! И он берет первую попавшуюся на глаза матриошка - с bomba.





Танцуй, пока с матриошкой, bratets, все ведь хараше!







Какой же русский не любит жонглировать матрешками и кидать их друг другу как мяч в regbi, товаристч!





Главы заговора, увидев это, пытаются слинять, но Мюррей по сценарию требует от них деньги и брата - и теперь он в шоколаде!



Более того - совершенно случайным способом ему удалось остановить бомбу, чего он даже не заметил. Договор подписан.



Борис, от которого так легко и непринужденно уходил Ричи, восхищен этим профессионализмом настолько, что даже дарит ему личный наградной пистолет KGB "лучшего стрелка Востока".



А матриошка случайно досталась нашим заговорщикам. Думая, что бомбы там нет, Сергей со смехом хочет показать коллеге, как она открывается. Конец немного предсказуем.



Фильм со взрывающимся вертолетом плохим быть не может - это прописная истина лучших боевиков 90-х!



И нет, Ричи так и не понял, что все это было взаправду. А что было в подробностях - советую посмотреть samomu, товаристч, фильм очень смешной и это того стоит.



Таков урожай на этот раз. Скудно, но пойдет. Так что порадуемся тем традициям, что заложили шпионские британские боевики и со временем посмотрим, насколько они смогли их развить в современности. NAZDOROVIE!

а) Кино, 5) Клюквоведение, 1) Отборная клюква

Previous post Next post
Up