Все мы знаем, что не найти более клюквенных фильмов, чем
боевики 90-х, снятые на постсоветском пространстве. Какой только лютой шизы мы не видели - про русскую мафию, разворованные ядерные боеголовки, государственные перевороты, киборгов, мутантов, инопланетян и многое другое. Обычно такое барахло снимали американцы и частично европейцы. Но нет-нет, да и заглядывали на постсоветское пространство и киноделы из Гонконга, клепавшие тоннами малобюджетные боевички про единоборства. Мы уже слышали про великие гонконгские клюквошедевры из девяностых
Другая степень риска (1998) и Черная кошка 2: Операция Ельцин (1992), в которых китайцы сражались с сектантами в Литвовенгрии и с террористами в Москве. Но теперь нашелся их ВЕЛИКИЙ предшественник - очередной гонконгский боевик про каратистов, снятый аж в 1990 году, причем частично - в советской Москве! А это значит, что нас ждут съемки он зе Rэd Square, русская народная myzыka, зверства советской милиции и случайные русские надписи, а также сцены в московских достопримечательностях типа ГУМа, метро и трамвайной остановки №40. Вперед, товаристч, насладись ностальгией эпохи видеосалонов!
В самом начале мы видим какие-то бессмысленные бои двух престарелых самураев с дрыгоножеством, прыжками-полетами на невидимом дельтаплане и фехтованием катанами, сделанными из бенгальских огней.
Что это было - так и осталось тайной во тьме веков. Но зато так нам "представили" нашего главного антагониста - очень хитро замаскированного китайского недосамурая в шапке и черных очках.
Волшебный гонконгский монтааааааж!.. Сразу после него нам показывают другого героя. Это некий Мастер - глава зловещего китайского клана "800 драконов", по сути, элитной частной школы единоборств для обучения с дипломом профессиональных суперубийц-каратистов. Похож на жертву пластической хирургии с эмо-челкой и - конечно же!!! - СОВЕРШЕННО не напоминает нам вышепродемонстрированного убийцу в черных очках. Суть такова. Мастера однажды предал какая-то его мелкая шестерка, некий Снукер - разумеется, из-за бабы. Теперь на старости лет Мастер об этом внезапно вспомнил (наверно, наконец-то лекарство от склероза вздумал принять) и теперь решил этого Снукера POKARATЬ. Задание дается всем его верным и преданным ученикам - аж четырем.
К счастью, найти Снукера оказалось не так уж сложно. Неведомыми путями Мастер отыскал его бывшую бабу, ради которой он, собственно, и сбежал - но теперь они не пойми почему вместе не живут. У нее-то черноочковый конспиратор и находит после небольшой драчки некое письмо.
И хотя после этого следует резкий монтажный скачок, из-за чего зритель не успевает ничего понять, далее становится ясно - это было письмо Снукера. Где же он окопался? На экране возникает KREMLIN и Сенатский дворец под красным флагом. "Москва, Советский Союз" - любезно подсказывает переводчик. Спасибо, Кэп. А я искренне думал, что это Шанхай.
На Красной площади - представление! Простой китаец по имени Йао радостно крутит китайскими мечами на радость прохожим москвичам, добрая половина из которых - явные китайцы (желтая чума наступает, товарищ, будь бдителен!!!).
Трюки идут под закадровую песню PODMOSKOVNIE VECHERA. Радостные девушки-подручные Снукера лопочут на своем мандаринском: "Довайте, довайте! Кросифая фотография!"
Но тут в толпе возникает профиль черноочкового! В саспенсовом СЛОУУУММММО!!!! Берегитесь, он!.. Он!!! Он появится в фильме только минут через пять. А пока Йао так и фоткается с москвичами со своей веселой лыбой.
Девушек зовут Мэй - что покрасивше, и Чим - что пониже. Они - друзья Йао и активно зарабатывают тут себе на жизнь в разгар PERESTROYKA, когда на Красной площади пускали работать кого угодно - то каких-то китайцев, то Шварца в милицейской форме... Вот и теперь какой-то китаец просит их обменять ему доллары на рубли. Мэй сначала упираеся, но Чим реагирует на это с лицом лисы перед беззащитным курятником.
Не успевают девушки порадоваться тому, что заработали много бакинских, как к ним подскакивает Йао: "Что вы делаете? Это незаконно!" И действительно, к компании быстрым шагом спешит милиционер Иван Данко. Компания в ужасе пускается наутек через перестроечные виды Москвы.
Они дико верещат, суетятся и бегают - гонконгское кино всегда такое. По пути к трамвайной остановке рядом с ними падает какой-то старый мужик с чемоданом, и они битый час пытаются его поднять, хотя это совсем не сложно. Что это за мужик - осталось такой же тайной, как и смысл драки в начале фильма. В любом случае, бабы прыгают в трамвай, а вот Йао позорно опоздал - и ему остается только бежать целую остановку за трамваем вприпрыжку. Ну что, восхитились всем мастерством гонконгского ЭКШНА!!!! А представляете, если бы такая сцена была в "Красной жаре", а? Как Шварц три остановки подряд бежит на своих двоих за трамваем, стреляя ему по колесам из пистолета PODBIRIN под музыку из "Терминатора"?
Хотя трамвай обрызгал китайцу брюки грязью, в следующей же сцене они внезапно чистые - видать, китаец-спринтер не только бегает со скоростью трамвая, но и чистит одежду со скоростью звука. Трамвай останавливается, двери открываются, девки с радостью принимают своего большого господина. Радостная компания к вечеру прибывает готовиться к Новому году к себе в дом. В обычный такой московский советский дом...
Собственно, тут и живет Снукер, который воспитал Йао как своего названного сына, а Мэй и Чим... Ну, Чим его доча, а Мэй - типа подруга дочери... Или наоборот... Впрочем, какая разница.
Йао, кстати, купил себе новую одежду на Новый год. Лучший праздничный костюм на Новый год в советской Москве - строго черного цвета. Нет, не фрак - а... Морскую шинель! С морским же ремнем! Ин Совьет Раша ты покупаешь на Новый год лучшую обновку - пехотную или морскую шинель, товаристч! Девки в отпаде!
Даже Снукер и тот не выдержал от такой красоты, проливая слюни вместе с девками... "Я тоже такую одежду носил, когда встретился с твоей мамой!" - говорит он доче. Нерушимое социалистическое единство китайско-советского лагеря вряд ли требует другого подтверждения в лице этой новогодней традиции.
После предпраздничного ужина молодые гуляют вечером по улице, а вот у Снукера зазвонил телефон, по которому говорит слон Мастер. Осознав, что он под угрозой, Снукер в испуге вытащил американский револьвер (жаль, что не наган) и... лег спать.
Понятно, что столь жалкие предохранительные меры ему не помогли - посреди ночи его поднял с постели КГБшник некий подосланный киллер во всем черном - черной бобриковой ushanka, черном пальте, черных кроссовках и черных очках как у диск-жокея. Внешне удивительно напоминает китайского Шварценеггера. Эге-гей, так значит, влияние "Красной жары" все-таки дает о себе знать!
После этого китайский Шварц одевает Снукера (видимо, сам) и безо всякого обоснования тупо телепортирует его... В ГУМ!!! Серьезно, в следующей же сцене они почему-то находятся в ГУМе, и диск-каратист допрашивает Снукера, где детонатор какая-то там запись. Мда, сдается мне, без кокаинума тут явно не обошлось...
Однако ВНЕЗАПНО китайского Шварца атакует какой-то другой ниндзя-каратист с катаной и без лишних слов вступает с ним в ожесточенную борьбу! Лихое дрыгоножество и драчка идут с полминуты, пока Шварц не вломил непрошенному гостю, и тот использовал тактику Нео - прыгнул с места на семь метров в воздух и сбежал через второй этаж. У китайского Шварца - телепорт, а у китайского Нео - телекинез!!!
Это нисколько не мешает каратистам через одну сцену устроить свое кунг-фу уже... в московском МЕТРО! Прямо на Комсомольской Кольцевой линии. Телепорт беспощаден!!! Эй, доктор Стрендж, отсоси! Китайские каратисты умеют все безо всякой магии!
Китайские копии Вжах-Втабло-Как-Дам устраивают друг с другом ожесточенную драку. Причем на станции не видно ни одного человека, хотя пять минут назад там кто-то отирался в кадре. В итоге невольным свидетелем драки оказался наш Йао, на глазах которого каратюги вперлись в вагон метро и стали драться уже там. Вау, драка в метро! Точь-в-точь как в "Другой степени риска"! Сразу видно оригинальность гонконгских боевиков!
Да уж, чего только в метро не увидишь - это теперь моя любимая сцена безумия в метро после "Ночного дозора". Конец суров - китайский Шварц заборол китайского Нео, избил, замучал, зарезал его от такой катана, слюшай, и даже вынудил его (ужаснитесь!) броситься издыхающим телом прямо на надпись "НЕ ПРИСЛОНЯТЬСЯ". Преступления китайской мафии неисчислимы!
Ну, а Снукер совершенно спокойно вернулся домой и явно хотел лечь спать - но его тут же подстерег черноочковый! Снукер в панике стал бить лбом о пол и молить о пощаде... И сработало - черноочковый только приказал ему привести какого-то доктора на вокзал прямо к поезду вместе с... Йао. В итоге вся семья идет на вокзал. Зачем им надо на вокзал? А они типа убегают в Японию от преследований милиции. Да, вы не ослышались - они решили поехать в Японию на поезде. Наверно, до самого Владивостока.
Разумеется, по пути они в буквальном смысле сталкиваются лоб в лоб с нашими злодеями, но не замечают этого и садятся в вагон. В итоге китайский Шварц и черноочковый конспиратор разбираются друг с другом сами - в абсолютно пустом уже в который раз вагоне-ресторане. После такой же длинной и крутой драки Шварц, увы, проиграл - даже очки не помогли. Да, Шварц, оказывается, с ним не заодно - они противники из конкурирующим фирм или типа того. Я сам не понял. Но забейте, это гонконгские боевики - о какой логике вообще может идти речь?
После этого черноочковый, непонятно как избавившись от трупа (наверно, выкинул в унитаз окно) тайком пробрался в вагон к Снукеру, где тот униженно передал ему какие-то сверхсекретные документы и рассказал, что сам воспитал Йао и Мэй. Черноочковому понравилось, как Йао махал мечами на Красной площади, и он в итоге решил принять его в свое кастинг-агентство. Возражения не принимаются - Снукеру он тут же свернул шею. А заодно и его дочери, припершейся в вагон Чим, которая битых пять минут пыталась объяснить телу мертвому бати, что она любит Йао, а Йао любит Мэй. Я лично ее смерти был только рад - не надо мне китайских мыльных сериалов, мне и бразильских в свое время хватило.
Все это нисколько не помешало нашему черноочковому в следующем кадре телепортировать тело дяди в вагон-ресторан, куда приперся Йао (волшебный гонконгский монтааааж!). Йао тоже стал как дэбил спрашивать у трупа: "Дядя, что с тобой?!", Отдыхает он, блеать... И тут-то Йао сзади и подстерег китайский пушистый черноочковый хитрый лис!
Он дает ему ногой, рукой, головой, кия-кия, хоп-хоп-хоп-читагоп!.. И вырубает! С телом Йао гнусный похититель и убийца покидает вагон-ресторан, который был последним в составе (!) и убегает прямо по сибирским снегам - видать, до самой Манчжурии. И все это на глазах несчастной Мэй, которая в диком крике подстреленной белуги стояла в дверях и в ужасе кричала что-то на мандаринском, типа: "NOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOO!..........."
Она, правда, пыталась еще подать заявление в милицию... В обычном таком милицейском участке Москвы, который расположен не то в галерее, не то музее... Я в таком как-то картину Рембрандта купил за две бутылки водки, после инвентаризации.
При этом, как ни забавно, милиционер явно озвучен каким-то китайцем: "Ви заете, где Ийон? Очинь интирисна. Ти знаишь, нашя информационатакайа. У нас есть информация. Что ви хотели. Уежать одномкитайскиммужам правильна?! Отэтить! Вамнадо - отэтить!"
Отэтить на эту етить, конечно, было нельзя. Мэй так и не узнала, что стало с Йао. Но оказывается, черноочковый утащил Йао к Мастеру, и тот каким-то хитровыебонистым способом лишил его памяти и наплел ему, что он вьетнамец и мать его шлюха проститутка.
Далее минут пятнадцать посвящены тому, что Мастер воспитывает из него уберкаратиста всеми приемами из "Кровавого спорта" и "Убить Билла" и даже больше. В ход пошло все - Йао привязали за ногу к собачьей будке резинке и не отпускали дальше чем на сто метров; пытали иглоукалыванием; кормили только Фрискасом жареными орехами, которые надо было доставать из огня самому; проводили изматывающие тренировки на подручных дверных косяках; распинали на веревках; разрисовывали лицо нунчаками; устроили драки вслепую а-ля "Познай свою силу, Энакин!". Короче, издевательство полное, да еще и с добавкой фирменной комедийной идиотии гонконгских боевиков. Единственное светлое пятно - у Мастера была дочурка - мелкая, но симпатичная тян. Увы, тема не раскрыта.
Дальнейший "сюжет"... Если это вообще можно так назвать... Описать не так уж сложно. На Мастера напал какой-то враждебный клан. Бесполезную для сюжета тян кончили, Мастер сбежал - и, ясен-красен, Йао был взят в плен и стал служить новым хозяевам, как гребанный джинн из "Аладдина". Долгое время он участвует в разборках мафии, подрабатывая киллером. Проходит безумное количество сцен дрыгоножества, когда кажется, что китайцы приемами карате даже суп едят и лампочки меняют. Но однажды Йао АБСОЛЮТНО СЛУЧАЙНО встречает Мэй, которая его сразу узнала, хотя он на задании был в конспиративной маске. В шоке она возвращается домой, надевает круглые очки, сидит у камина и вспоминает, как они расстались, как ее забрали с вокзала в ментовку, как ее потом в этой ментовке грубые мужики нагло... допрашивали... И все это, конечно, под ту же закадровую музыку "ПОДМОСКООООВНЫЕ ВЕЕЕЕЧЕЕЕЕРААААА"! В ту же ночь Йао приперся к ней, чтобы убрать свидетельницу - но увидел собственный портрет и понял, что она хреновая художница знает о его прошлом!
Конечно, они вспомнили свою любовь и вернулись друг к другу, сражаясь за свое счастье с мафией. После еще где-то получаса дрыгоножества, песнопений, трюков, которых не увидеть во всей трилогии "Матрица" - я уже стал чувствовать, что думаю по-китайски.
Наконец они сбежали от мафии на причал и стали под романтичную музыку трахаться вспоминать свое прошлое. Мэй с милой улыбкой рассказала Йао, как она искала его ночами долгими, дворами темными, в журналах, кино, среди друзей-подруг, как она ходила с его портретом по вокзалам... И в час, когда не нашла - с ума сошла. За что ее раз пять забирали в дурку ментовку. А еще, рассказывая эту романтичную историю, она показывает ему собранный ею лично фотоальбом, где фотографии Йао были слеплены с абсолютно случайным текстом советских газет - все равно этот осел по-русски читать не умеет.
Тот неловкий момент, когда ты очень хочешь быть похожим на Брюса Ли. А похож на персонажа второсортного гонконгского боевика.
Также Мэй все эти годы верно хранила оставленные Йао ей на память... советские рубли... Ни один из них она не решилась потратить... Потому что это Китай, здесь их не принимают они напоминали ей о ее любимом. Который был лучшим гастарбайтером мужчиной в ее жизни...
Как будто бы в фильме мало китайского колорита, голубки еще и отправились на речку, где пускали по воде китайские фонарики - а потом поперлись на какую-то международную вечеринку в посольстве, где играли... те же "Подмосковные вечера"? Да твою мать, режиссер еще хоть одну русскую песню знает? Я уже начинаю жалеть, что в фильме нет Kalinka - дожили!
Короче, я плохо понял из-за ужасного монтажа и перевода, что там происходило, но в конце, похоже, голубки решили бежать из страны. Поэтому мафия натравила на них полицию Гонконга, которая для ареста наших полюбовников выпрашивает разрешение на проезд возле... китайской погранзаставы Макао. Как же выглядит Китайская Народная Республика в этом фильме?
А вот точь-в-точь как СССР в боевиках холодной войны! Ночь, темнота, мрачная музыка!.. Под весь этот пафосный антураж фильмов про вампиров полиция Гонконга прибывает на погранпост. Это какая-то халупа, увешанная кучей китайских флагов. Ее охраняет кучка ряженых китайских narodoarmeetses, а их komandir нагло смолит папыроску сигару.
Но две стороны договорились! Коммунистические краснозвездные лэнд-роверы погранзаставы КНР встают на оборону границы!
Однако это не остановило полюбовников! Йао и Мэй на БМВ пробиваются через целую укрепленную полосу на границе Гонконга и КНР с мешками с песком, проволокой, шлагбаумами и всем, чем только можно. Причем эта сцена - просто какой-то апофеоз, апогей, оргия плохого гонконгского монтажа! БМВ таранит блокопост Гонконга и мчит по прямой под обстрелом, пока Йао шмаляет вокруг из булл-папа. Машина мгновенно покрывается дырками от пуль еще ДО ТОГО, как начала таран! Она таранит погранпост, летит на двух колесах, ТУТ ЖЕ становится на все четыре и летит дальше! После дикой оргии выстрелов и мешанины монтажа, как в центрифуге, БМВ останавливается перед погранзаставой, причем отлично видно, что сцена снята в студии. Огонь на поражение! - орет komandir. И тогда БМВ прыгает С МЕСТА (!!!!!!!!!! АААААА!!!!) прямо через блокпост! Все пограничники начинают в дикой ярости шмалять в него, но БМВ летит по улице, расстреливая всех из булл-папа, пока монтаж не достигает предела микшированности!
ЭТОГО МАЛО!!! БМВ все-таки блокируют и расстреливают в упор, ни в кого не попадая, причем Йао в ярости отстреливается на фоне явно студийной стенки. Но тут в последнюю секунду прибывает кавалерия - подручная Йао на мотоцикле с коляской, которая лихо расстреливает гонконгцев из М16!
Мэй бросают в коляску, ее таранит лэндровер, лэндровер подстреливают злодеи из дробовика, Мэй ловят в фургон, утка в зайце, яйцо в утке, игла в яйце!.. И - апогей! - лэндровер закатывается в склад, который потом взрывается сверхновой звездой как ядерный завод!
Как будто нам этого мало, нам цепной реакцией взрывают такой же огненной оргией еще и пост гонконгцев, и лэндроверы, и мотоциклы и пограничников!!! БОЛЬШЕ ВЗРЫВОВ, ШОБ ВСЕ ОСЛЕПЛИ!!! У НАС ЕЩЕ НЕ КОНЧИЛСЯ КЕРОСИН!!!
Блин, а я ведь искренне надеялся, что могучее оружие китайских коммунистов побьет буржуазное карате как в сцене с расстрелом в
«Из Китая с любовью»:
Ну, и закончилось все хорошо. Мафию убили, а в конце оказалось, что Мастер и был черноочковым. Кто бы мог подумать, да? После финальной пафосной битвы он проиграл, и Йао и Мэй теперь... Счааааастливы!
И да, если вам что-то показалось в сюжете смутно знакомым - то не зря. Фильм "Дракон из России" снят по мотивам манги Crying Freeman, по которой потом сделали куда более известный фильм "Плачущий убийца" с Марком Дакаскосом. Да, та самая фееричная идиотия со взрывающимися магазинами от пистолетов, голозадым Дакаскасом, осенними листьями в каждой щели... И с шизофренической финальной сценой перестрелки. Да, именно та - на далеком острове, с использованием спрятанного в фальшивой скале арсенала, с многозарядным подствольником, с дрыгоножеством в азиатских джунглях, которые снимали в канадском лесу... Да, это все по одному источнику. Его я не читал, но, похоже, обе "экранизации" поиздевались над ним на славу - почти ничего общего, кроме нескольких сцен и примерной фабулы сюжета, между фильмами нет. Так что те зрители, кто традиционно не любит западные экранизации манги и аниме - можете насладицца этим истинно азиатским воплощением в жизнь восточного менталитета с понапиханным во все дыры китайским колоритом и чудовищной клюквой... В защиту фильма скажу, что эта идиотия мне понравилась больше, чем с Дакаскосом - уровень бреда в обоих фильмах одинаковый, но восточный собрат был хотя бы динамичным и веселым, в отличие от затянутого и скучного западного.
Так что, товаристч, клюква вновь сделала этот мир лучше! Всем spasibo за внимание, порадуйтесь за гонконгских производителей и советско-китайскую дружбу. Выпьем водки nazdorovie в ее честь под портретом Lenin и Мао Цzэdunа, занюхаем советскими рублями и спляшем в бобриковых ushanka kazachok под китайскими фонариками, Kalinka и Podmoskovnie vechera, tovaristch! И покараем всех китайских бандитов фром Калашникофф энд RPG! Ни один каратист не попрет супротив коммунистической шашки и имени Lenina! URA! Ленин, vodka, балалайка!