Фильм "Жизнь других" не раз называют чуть ли не одним самых лучших фильмов, снятых о ГДР, где нет предвзятости и демонизации, а токмо человеческая драма. Его расхваливали и расхваливают до сих пор критики и зрители, он получил кучу наград и даже получил Оскар как лучший иностранный фильм. Резонный вопрос - неужели в мутном потоке коричнево-демократического дерьма, который снят про ГДР с ее то большой, то мелкой клеветой про эту страну - все же есть хороший, честный, непредвзятый фильм? Ответ обрадует - КОНЕЧНО, НЕТ!!! И сейчас я это докажу, разобрав эти долбанные 2 часа 10 минут по винтикам!
Вступление уже "обнадеживает": "1984, Оруэлл Восточный Берлин. О гласности еще ничего не слышно. Население ГДР находится под неусыпным контролем Штази, спецслужбы Восточной Германии. Ее 100 тысяч сотрудников и 200 тысяч информаторов охраняют диктатуру пролетариата (надмозги перевели: "Диктаторский режим пролетариата"). Ее цель - знать все". Итак, следственная тюрьма Штази. Какого-то мелкого контрреволюционера приводят в кабинет и приказывают строгим голосом, сидеть, наложив под себя... положив под себя ладони. Его допрашивает человек заурядной внешности почтальона - гауптман Герд Вислер. Лучший дознаватель в Штази, финалист и победитель всех социалистических соревнований в этом деле!
Вислер очень строг и суров: "По вашему, мы просто так задерживаем невинных граждан, по своей прихоти? Если вы считаете, что наша гуманная система на такое способна, мы точно имеем право задержать вас, безосновательно!" Заключенный №227 (не арестованный, нет!) виновен в том, что не донес на соседа, который сбежал на Запад. Обвиняемый делает большие глаза и клянется-божется, что он ни сном ни духом ничего не ведал. Конечно, это вранье - уверен Вислер. Тем более, что он потом рассказывает об этой истории курсантам в Высшей школе Штази, параллельно крутя им пленку с допросом. Вот, мол, как надо контру бить, изматывая ее длинным 48-часовым допросом.
Вислер долго допрашивает зека, сам совершенно не устав - наверно, кофе выпил. Но бедный, несчастный заключенный жестоко страдает и жутко мучается от долгого допроса, клюет носом и чуть не падает. Даже один курсант поражен этими чудовищными зверствами: "Почему вы так долго не даете ему спать? Это бесчеловечно". Вислер с важным видом делает отметку в личном деле курсанта (все, сегодня в подвале Штази будет работа у старого Бруно с электрошоком...) и поясняэ. Оказывается, когда невиновных допрашивают, они орут и возмущаются, как бабки в очереди, а виновные - ломаются. Как видим, зек-дуралей ломается, да еще и по глупости повторяет оправдания - одинаковые, как на магнитофоне. И да, так и есть - арестованный в конце концов сломался и всех сдал. Ну вот и кто после этого скажет, что в Штази не правы?
О нет, прекратите, мне не дают спать! Красные фашисты!
После этого, конечно, его отправили баиньки. Только вытащили из-под жо... жесткого сидения стула тряпку с запахом, для картотеки. Да, в аццкой ГДР смели собирать образцы запахов для внутреннего хранения. Сейчас, кстати, то же самое собираются в богоспасаемой Америке делать, если я не ошибаюсь.
"На допросах вы работаете с врагами народа социализма - помните это всегда!" - подытоживает Вислер, и все расходятся. Тут в кабинет приходит дружок Вислера, оберстлейтенант Антон Грубиц, с которым они вместе Вышку кончали, и теперь дружат прямо как другой известный чекист с одним любителем айфонов. Грубиц пригласил Вислера в театр. Там идет что-то этакое про рабочий класс на заводе - что еще могут ставить при социализме. В театре они замечают министра культуры Бруно Хемпфа, бывшего работника МГБ при Сталине, который устраивал чистки. На сцене ставится пьеса Георга Драймана: "Единственный наш драматург, который не пишет ничего крамольного, и при этом читаем на Западе". При этом он ухитряется быть лояльным и властям, так что это чуть ли ни единственный интеллигент в стране, за которым не следит Штази, так как предъявить ему нечего.
Вислер, который, конечно, первый раз в жизни видит известного на всю страну драматурга, тут же чует добычу: "Организовать слежку?" Неееет - удивляется Грубиц. А потом мило беседует клятый час с министром Хемпфом и между делом признается, что в лояльности Драймана есть... сомнения. Министр страшно доволен - хоть кто-то честно признается, как у нас все плохо с такими людьми. И дает добро на слежку. Итак, готовьтесь - вы увидели практически всех главных персонажей кино. Есть еще Криста - исполнительница главной роли в пьесе, прима театра и любовница нашего драматурга. Сразу после спектакля прибегает ему на балкон, как КВНщики к Маслякову, и сосется с ним.
После спектакля Драйман отплясывает с Кристой в баре, а министр решил потроллить его и поднял тост на сцене: "Один великий социалист, не помню уже кто, сказал - драматург это инженер души. Так вот, Георг Драйман один из самых выдающихся инженеров нашей страны!" Ну, и за Кристу тоже выпил. Далее министр сошел со сцены и начался длииииииинный разговор (а их тут много). В него вмешался и второстепенный персонаж - очкастый лохматый интеллигентипауль, который так ненавидит Режим, что постоянно не может держать язык за зубами: "Инженеры душ - это цитата из Сталина. Ну вы поняли, тонкий намек на сталинистские симпатии гнусного министра, тонкие, да, как рельса... Раз выпал случай, Драйман попытался замолвить словечко за знакомого драматурга, некого Ерску, который много лет назад подписал какую-то бумажку - и потерял работу. И так как-то до сих пор. Этак и помереть можно. Министр на это высокоблагородно и гуманно ответил, пытаясь незаметно полапать задницу Кристы - мол, надежда умирает последней! А люди - никогда не меняются.
Итак, Вислер, понаблюдав над этими затянутыми попытками раскрыть сюжет, пошел домой, покушал, и лег спать, посмотрев телик с репортажами об плановых удоях тракторов и стройках кукурузы. А в этом фильме по теле- и радио показывают ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО новости о строительстве социализма и борьбе с империализмом. Далее после длинной слежки Вислера он вместе с товарищами за 20 минут нашпиговал квартиру Драймана жучками.
Да, кстати, оценили пейзаж, где вроде как ноябрь, но рядом с голыми деревьями почему-то зеленеют кусты? Осень - удобное сценарное объяснение, почему в этой стране ВСЕГДА темная плохая погода, нет солнца, серые блеклые краски темно-зеленого или коричневого оттенка во всех кадрах, нет ярких цветов, всюду хмурая, затхлая и скучная обстановка провинциального захолустья... Это потому что осень. А не потому что ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ СОЛНЦЕ НЕ СВЕТИТ!!!
Оборудование решено поставить на чердаке, он как раз этажом выше. Но как на грех, соседка подсматривала в глазок за нашими вуайеристами. Умный Вислер это сразу просек, так что вперся к бабке в дом и заявил, что если она настучит, ее доча вылетит из института. Может быть, до самого Западного Берлина лететь будет. Ферштейн, епта?
Драйман тем временем утешает Ерску в какой-то коммуналке, где живут алкаши. Кстати, я бы удавился за комнату в такой "коммуналке", где всего две семьи и совершенно нормальная обстановка (наверно, в обычной двухкомнатной квартире снимали). Ерска сидит в кабинете, заваленном книгами и, сука такая, ноет. Мол, без творчества мне жизнь не мила, но я не пойду поклон к этим гнусным партийным бонзам, буду честно воровать и грабить жить хрен-знает-на-что-спросите-у-сценариста-на-что-я-живу-в-фильме-этого-нет. А Драйман его утешает. Что ему, кстати, мешает в стол писать или передавать тексты на Запад тайно, как в СССР делали?
Итак, Вислер включил свою балалайку, надел наушники и стал масту... вуайерировать - так вроде бы? Пока ничего серьезного - Драйман и Криста готовятся к Новому году или типа того (я предполагаю, в фильме не сказано и даже снега нет, хотя по хронологии должен быть уже явно декабрь). Целая сцена отведена под то, что Драйман тайком от бабы просит ту самую соседку надеть на него галстук, и та мучится, пучится, но помогает молча. Саспенс! Напряжение! Гестапо отдыхает! Все, бабку можете отдавать в концлагерь, больше ее в фильме не будет.
Далее ничего особенного. У них праздничная вечеринка, там тусуется богема, в том числе и тот самый Ерске. Он ведет себя как капризный ребенок у гостей - дуется как мышь на крупу, ни с кем не говорит и ноет, ноет, ноет, сука такая, что ему все надоело. А, еще помните давнишнего очкарика-тролля - Пауля? Он и тут не успокоился - вздумал докапываться до какого-то камерада, который якобы работает на Штази. Драйман его попытался успокоить, но наш немецкий Новодворский психанул, заявил, что Драйман - гнусный коллаборант и прислужник нацист... коммунистов, так что он с ним больше не разговаривает. И велосипед больше не даст, во! И ушел. Вислер, конечно, быстренько про это настучал - на машинке в отчете.
Когда все разошлись, наши творцы мило трахаются на диване - под высокодуховную музыку. Вислеру пох, у него одна любовь - партия. А вот его сменщик, какой-то простой жирдяй, очень доволен: "Быстро у этих актеров. Я предпочитаю следить за актерской братией, чем за этими священниками и борцами за мир". Борцы за мир. В ГДР, ага. Наверно, борются против размещения советских Першингов и атомных баз, устраивая демонстрации с хиппи, ну да.
Далее еще длинная сцена, не имеющая отношения к сюжету, но зато забавная. Вислер с Грубицом в служебной столовой решили побазарить. Вислер даже сел поближе к входу: "Вислер, стол для руководства там" "Должен же быть где-то социализм". Выяснилось, что Кристу регулярно подвозит лично министр - потому что он положил на нее глаз. Более того - Грубиц сознательно работает на министра, чтобы убрать конкурента Драймана! Хотя 15 минут назад вроде бы Грубиц сам предложил министру слежку... Сценарист что, пьяным все это писал?
Тут за соседний стол садится радостный молодой щегол, который вздумал рассказать анекдот про Хонеккера, а когда заметил начальство, то было поздно. Но Грубиц - демократичен, так что с улыбкой выслушал бородатый анекдот про: "А солнце и говорит Хонеккеру - пошел в задницу, я уже на западе". Молодец, говорит Грубиц, тебе в Аншлаге выступать надо. Хочешь, обеспечу? Имя, фамилия, звание! Быыыыстро, щас ты у меня 15 лет получишь! Нет, только не Аншлаг, только не Аншлаг!!! - хнычет тот. Но все в порядке - Грубиц шьютит и тоже рассказывает анекдот про Вождя (анекдот еще хуже). У него таких анекдотов два лагеря, не жалко. Вот такая вот демократичная организация Штази. Примерно как в свое время в не менее демократичном гитлерюгенде. Все при этом кривляются как дебилы, кроме Вислера с каменным лицом, до которого явно впервые дошло, какие его окружают дегенераты.
Драйман пишет себе помаленьку какую-то гениальную вещь, которой мы не услышим. В этом фильме вообще у интеллигенции какие-то заявленные способности. Драйман какой-то гениальный писатель, а Ерске режиссер-драматург, но мы ни разу не увидим их гениальные творения. Ну, Вислер спокойно себе продолжает подслушивать, зачем-то сделав мелом на чердаке непропорциональный чертеж квартиры своего подопечного, но это не важно.
Важно - что министр почти насильно подвозит ночью Кристу на своем служебном Вольво... Вы знаете эти служебные Вольво, на которых в ГДР ездили министры. А у Хонеккера ваще было Феррари, честное слово. В ходе психолухического разговора становится понятно: она сама стала любовницей министра - добровольно, да... Практически. И гнусный министр со страстным шепотом начинает домогаться нашей барби с мимикой куклы Кена и живостью кактуса в горшке. То есть, сидит с тупым видом и делает вид, что она типа против, но не мешает. Он целует ее, мацает за сиськи, а под конец начинает стягивать с себя штаны, демонстрируя высокодуховному залу высокодуховные огромные трусы. Сие ведь искусство!
Когда машина подъехала к дому, то ее по камере увидел Вислер. Хрен знает, что ему там в башку ударило, но он решил министру мелко подгадить. И каким-то малопонятным способом вызвал звонок у подъезда в квартире Драймана. Тот, конечно, пошел открывать и спалил Кристу. Охренев, Драйман досмотрел до конца, как его шалава вылезает из иномарки. Та его не заметила - тут вообще внимательность у всех на нуле. И она пошла мыться голышом в ванной и ожесточенно стала тереть у себя себя мочалкой, типа как смывая с себя грехи... Сисек при этом не показали. Потому что это высокодуховное кино. Два половых акта подряд - это пожалуйста, это красиво, возвышенно и высоконравственно, а сиськи нет.
Но не переживайте. Вислер потом сдал смену, вернулся домой и явно под воздействием этой высокой благородной любви тоже решил потрахаться. И заказал проститутку, которая говорит, что хорошо знает его коллег в этом же доме. Потому что в ГДР, как известно, штази в массовом порядке заказывали проституток. Удивлен, что она сама в органах штатно не работает, удовлетворяя потребности бойцов невидимого фронта с ускоренной выслугой лет. Вот ее сиськи, что характерно, показывают, хотя она сама страшна как месть Хонеккера империализму!
Вислер удовлетворяет либидо, при этом даже не расстегивая рубашку, а скорее всего и трусы не сняв... Но увы - путана работает по графику, так что ей уже пора. Шайзе! Чертова немецкая пунктуальность! - типа думает Вислер, но ныть поздно, пора на дневную смену. Ее Вислер начал с того, что зашел под красивую музЫку в дом Драймана и спер томик стихов Брехта, о котором был наслышан от хозяина. Плохой человек, конечно же, не будет считать стихов. Плохие люди играют в видеоигры и потом занимаются убийствами и принимают наркотики, сто процентов.
Вскоре Драйману звонят и сообщают печальную новость - наш нытик Ерске не выдержал и повесился! Драйман сначала тоскует, а потом достает пьесу "Соната о хорошем человеке" и с чувством играет на фортепьяно что-то унылое. А потом говорит: "Вспоминаю слова Ленина о музыке Бетховена - слушая ее, рискуя не довести революцию до конца. Кто ее слушает душой - может быть негодяем?" Конечно, может - вон, Амон Гет, комендант концлагеря, Шопена любил слушать, что дальше? Но это, как ни странно, ключевой момент сюжета. Я сначала недоумевал, с чего это началось перерождение нашего героя, которое тут начинает проглядывать. Ему анекдоты в столовой разбередили сомнения или порносцены с Драйманом? Нет, не угадал - оказывается, штази с 20-летним стажем и идейного цепного пса режима проняла... да, именно сцена игры на фортепьяно. Серьезно!
Это подтверждает сцена далее - Вислер зашел в лифт, с ним зашел мелкий пацан с мячиком, долго пялился и наконец пролепетал: "А ты из Штази? Папа говорит, что это злые дяди, которые сажают людей в тюрьму". Вместо того, чтобы выяснить имя-фамилию-адрес-паспорт папаши и сгноить его на урановых рудниках, Вислер передумал, повесил нос и стерпел. Лошара, что тут скажешь.
Тем временем Грубиц лично отчитывается в машине министра, что все идет по плану, а тот бесится и говорит: "Вон". Да, вы правильно понимаете, министр лично навещает какого-то оберстлейтенанта... Грубиц, однако, надеется на лучшее. В отличие от него, Драймана прорывает, и он тоже ноет перед своей любовью: я знаю про министра, он тебе не нужен, не уходи, не улетай, не улетаааай, еще немного продержись... Ведь ты великая актриса, которой не нужны покровители! На это баба не без резона отмечает, что Драйман тоже ведь того... подмахивает министрам, только через свой мозг, а не через тот орган, что у нее... Короче, драма, да. Вислер так проникся, что сдал смену молча и пошел с грустным видом проветриться в ближайший бар. И надо же было, что туда сразу пришла сама Криста!
Понятно, что цепной пес после колебаний решил полизать руки бабе. После колебаний Вислер подсаживается к ней, выдает за поклонника и говорит, что она сильная женщина и великая актриса и со всем справится. Ух е, думает та - какой-то лысый мужик в баре сказал мне, что я крута, вот это да! На следующий день в отчете Вислер читает, что Криста вернулась к Драйману, и они высокодуховно потрахались. А тупорый штази-сменщик абсолютно ничего не прочухал, вот лошара!
На похоронах Ерске Драйман негодуэ - чертовы негодяи, чертов режим! Он скрывает статистику самоубийств, по которым ГДР лидирует во всей Европе после Венгрии! Интересоваться этим запрещено, таких людей берет на заметку штази! Если отрешиться от пафосного бреда, то да - в ГДР с 1977 г. статистика самоубийств не велась и не отсылалась в ВОЗ. Хотя вроде бы она была высокой, как и во всем соцблоке - помнится, рекордное место в 1984 г. занял сам СССР. По мысли демократов, это должно доказывать бесчеловечный характер Режима. Но это не объясняет, почему все остальные страны соцблока статистику не скрывали. И почему в СССР она стабильно росла аж с конца 1940-х, не обращая никакого внимания на политику и экономику. И почему в США она тоже росла, кроме небольшого снижения в 1980-х. И что дальше? А вот есть статистика от
некой американской профессорихи Ингрид Шарп, что в ГДР сексуальная активность была вдвое выше, чем в ФРГ - что это доказывает? Что РежимЪ доводил людей до желания пользоваться любым поводом? А хотя судя по потрахушкам в этом фильме, так оно и есть.
Но Драйман, который откуда-то все это отлично знает, хотя интернета тогда не было, тут же со смертью Ярске прозрелЪ! Он хочет написать статью об этом и опубликовать на Западе. Ишь ты, ну хотя бы не от фортепьяно перековался за две минуты. Итак, он приперся к очкарику Паулю, который, конечно, не стал базарить дома - Штази же прослушивают всех и каждого! Так что банда собралась под присмотром штатного сексота Пауля в Трептов-парке и договорилась переправить статью в Шпигель. Драйман еще такой смешной, уверяет, что его не прослушивают, он же элитный писатель, ему сама мадам Хонеккер книжки дарит... Вот лох-то. И банда решила проверить квартиру - с помощью провокации.
Дома у Драймана все громко базарят с дядей Пауля, который ездит через Стену на огромном Мерседесе. И говорят, чтобы он перевез лично Пауля - дядя уверяет, что пограничники лохи как и диссиденты и его всерьез не досматривают. Вислер, конечно, трепещет, хватается за телефон, но... Но тут-то он понимает, что это бред, Пауль уже мог сто раз сбежать что не может POKARATЬ диссидента. "Всего один раз" - говорит он сам себе и кладет трубку. А банда, поняв, что все прошло благополучно, радуется и орет в потолок про тупую госбезопасность. Товарищ гауптман на это только улыбается и дрочи... строчит отчет. Блин, это драма или экранизация анекдотов?
На следующий день Драймана \навещает лично представитель Шпигеля и дарит ему для работы тайно пронесенную через кордоны ручную атомную бомбу машинку. Чтоб шрифт не опознали. С красными чернилами, правда - гребаный дефицит. Даже до сменщика начинает доходить, что это как-то не похоже на написание классово верной пьесы к государственному юбилею... Но Вислер его обрывает - мол, ваше дело не думать, за нас думает сковорода Тефаль Наш Великий ФЮРЕР!!! И жирный балбес поверил и свалил. Господи, и это самая могущественная спецслужба в мире? Вы серьезно? Тут же все начальники - бездарные подонки, а сотрудники - тупые дебилы.
Но потом даже Вислер пришел в ярость и быстро отправился к Грубицу, который как раз по телефону репрессировал какого-то евангелиста - вообще ничего без батьки не могут. Вислер уже хотел все сказать, но Грубиц со смехом ему говорит, что в их гестапо написана диссертация по технике уничтожения интеллигенции. В моральном смысле, конечно. Оказывается, чтобы сломить таких людей как Драйман, нужно немного - посадить их в комнату 404, связать, приставить к голове клетку с крысами... Ой, нет. Оказывается, достаточно просто 10 месяцев держать их в камере без любой связи с людьми. А потом гуманно выпихнуть без объяснений. Тогда он не то, что антисоветчину - вообще писать не сможет. И творить тоже. И трахаться. Ох уж эти хрупкие, нищастные интеллигенты... Ох уж эти задолбавшие штампы про противостояние тОтОлитаризма и искусства... Кстати, мне интересно, был ли хоть один писатель, которого в ГДР довели до самоубийства? В СССР разве что Фадеева можно вспомнить, но это явно не то.
Smoking like a sir!
Поняв, как будут морально пытать Драймана, Вислер... мгновенно передумал! БОЛЕЕ ТОГО - попросил, чтобы всю слежку отдали ему, а сменщика отправили на внешнее наблюдение. Якобы мобильность сделает их сильнее. Полный бред, что даже Грубиц понимает: "Что-то ты не договариваешь..." Вислер скромно молчит, а Грубиц, со строгим видом затянувшись сигарой, пронзил его взглядом, как рентгеном, прищурился и!.. Согласился. Почему? Потому что ШТАЗИ ЛОХИ!!! Запад рулез, Штази сакс! Их побьет любой из нас! Как итог - после прогонки кадров под песню и нудных мелодраматических сцен полюбовников статью успешно пуБЛЯкуют на Западе, и власти бесятся.
Выслушав длинный доклад иксперта из фейсбука, Грубиц понял, что машинка, на которой делалась статья, очень компактная и наверняка хранится дома у автора. С какого-то дуба он почти уверен, что это Драйман, хотя АБСОЛЮТНО НИЧЕГО на это не указывает! На тачке Грубица уже ждет министр, которого явно достала эта высоконравственная проститутка Криста. Теперь он хочет, чтобы от профессии отлучили и ее! Сделать это сам он почему-то не может - ну а чо, он же всего лишь министр культуры - и он сдает Грубицу, что Криста принимает запрещенные таблетки. Что это за вещества - никакого объяснения в фильме нет, разве что получала Криста их от стоматолога. Морфием он ее, что ли, кормил? Так или иначе, за Кристой пришли.
Ее привозят в фактурное здание Штази, и там Грубец ее шантажирует - я так понимаю, за такой жуткий грех ей впаяют не менее пожизненного на урановых рудниках, да. Однако ничего не будет, если она опознает в авторе статьи Драймана и сдаст его машинку. Криста при этом ноет и хнычет, как побитая сука... Каковой, собственно, и является. И той же ночью к Драйману приходит целый отряд штази. Операцию держит под контролем лично Грубиц.
К полному шоку Драймана и Вислера, они обыскивают дом - конечно, без понятных, здесь так можно. Всерьез обыскивают - бросают книги, режут подушки, бьют фарфор и люстры проверяют мебель... И!... И!.. И-И-И-И-И-И!!! И ни фига не находят!!!! Вы, конечно, спросите: "WTF?!?!?!?! ЧТОЗАНАХ!!!!" А все просто - тупыыыыыые штази не догадались посмотреть под порожек, который скрипит под каждой ногой, и под которым и лежит машинка!!!! Услышав, что машинку не нашли, Грубиц обалдел, но отряд увел. Господи, кто набирает этих дебилов в Штази!!! Да Патрик и Спатчбоб лучше бы справились!
Банда сразу говорит Драйману, что его сдала Криста, это понятно даже лоху. Но Драйман считает себя, как каждый лох, что он не лох - ведь Криста видела тайник. Вислер же с худшими опасениями поехал по вызову к Грубицу. Грубиц явно что-то подозревает, но доказательств нет, а добыть их он не может - он же тупой, как его собственная сигара. И тогда он приказывает Вислеру расколоть бабу: "Это твой последний шанс!" И вот приводят пред его белы очи нашу на всю голову пострадавшую. Пока та ноет, Вислер медленно разворачивается к ней лицом, чтобы драматичнее было. Ну и как вы думаете, какая у нее реакция? Ответ - ВООБЩЕ НИКАКОЙ!!! Гениально. И вот это бездарное убожество взяли в фильм на роль гениальной актрисы? Серьезно?
Если вы надеетесь, что сейчас будет крутая психологическая сцена на уровне разговора Штирлица и пастора Шлага из "Семнадцати мгновений" - то хрен вам. Вислер просто намекнул ей на того самого зрителя, который ее ждет-не дождется, так что лучше сразу все сказать - и подсунул план квартиры, где попросил указать тайник. Ура, дуру выпускают и даже таблетки отдают - бонус.
Баба отправилась первым делом... конечно же, к Драйману!!! Невозмутимо заявив, что она была занята (!!!), она сразу пошла в ванную. Вы уже поняли, у нее одна тактика - "в любой непонятной ситуации принимай душ". Тут-то и нагрянули штази, всем кагалом. Важный Грубиц типа как случайно замечает порожек и с улыбкой пялится на наших полюбовников, торжествуя. Драйман понимает, кто его сдал, и Криста изменившимся лицом с покер-фейсом бежит пруду... тьфу, на улицу! Прямо в халате! Радостный Грубиц срывает порог, а там!.. Ни фига-то и нетути!!! Тупо пол! Я так и не понял, как Вислер ухитрился не только вынуть машинку, но и пол заложить, но это не важно. Важно другое - баба-идиотка выбегает на улицу и сразу бросается под проезжавший танк Штази грузовик!
Все подбегают в шоке, включая Вислера. Баба, которую сбили анфас, проливает кровь из виска и лепечет: "Я была слишком слабой, я никогда не смогу исправить то, что сделала!" Странно, что она, сука, не стала петь оперную арию перед смертью и не продиктовала длинное завещание во имя мира во всем мире. Драйман рыдаэ, а Грубиц делает покер-фейс, как Криста, извиняется за небольшие неудобства и тупо уходит. Потом уже, вернувшись в Штази на машине Вислера, он откровенно говорит: я понятия не имею, как ты это провернул... Да, ты, человек, который все это время знал о моих планах, а я за тобой не следил - даже не представляю... Но теперь гнить тебе до конца дней перлюстратором писем вместо карьеры! На тебе! Но Вислер не очень переживает, так как в его газете уже портрет Горбачева, а это значит, что сюжет хер знает как скакнул в март 1985 года перемены недалеко. Перемен - Вислер ждет перемен!!!!
Последние 20 минут вообще не нужны, но тем не менее режиссер решил показать нам конец героев. Вислер работал перлюстратором до самого падения Стены, пока не узнал об этом - причем как раз от того самого щегла, который шутил про Хонеккера, а теперь оказался рядом с ним. Видать, пошутил потом про пузо Грубица. Потом Драйман в театре видит, что из его старой пьесы, что была вначале, сделали типичную дебильную постмодернистскую постановку - и бесится. Тут же он сталкивается с Министром (!) и спрашивает, как дебил: а поцчиму вы за мной не следили? Министр ржет: дебил, что ли, ты всегда был под колпаком, как в Доме-2, и за твоими поебушками мы тоже так же следили, как Ксения Собчак! "И такие люди управляли страной!" - пафосно говорит Грубиц и убегает домой, где дооолго вскрывает ТАК И НЕ УБРАННЫЕ ЖУЧКИ, внаглуя плагиатя "Разговор" Копполы. Но министру пох, он и при новой власти устроился. Тогда Драйман бежит в архив, где ему дают его собственное дело, и он понимает, что его спас некий HGW XX/7. Что мне еще понравилось, во внутренней документации прямо говорится, что дело начато по указанию министра культуры (а-а-а-а!!!), но при этом самоубийство Кристы названо "несчастным случаем". А! Штази настолько коварна, что скрывает самоубийства даже от самой себя!!!
Заканчивается все тем, что Вислер идет по благословенной объединенной Германии, в которой как-то резко появились бомжи, граффити и заколоченные здания... Он покупает новую книгу Драймана и видит, что она посвящена ему. На вопрос продавца, стоит ли заворачивать её в подарочную упаковку, отвечает: «Нет. Это для меня»". Хэппи-энд! А какого хрена Вислер сам не рассказал все Драйману? А забейте, главное, что наконец-то ххххэппиии-эээнд!
Уфффффф... Теперь подведем итоги. Я честно хотел быть толерантен к этому фильму. Я простил как художественный ход темноту, мрачность и затхлость жизни в ГДР, идиотскую завязку, пугалки ужасами тоталитаризма... И до середины была надежда посмотреть более-менее достоверную историческую драму с психологией. Тем более у фильма хорошая классическая постановка, неплохое техническое качество и отличная игра актеров (кроме Кристы) - Вислер особенно был хорош.
Но потом сюжет стал тупо разваливаться, и вся его глупость вылезла на первый план, как и вообще нарочитость сценария. И это начиная с завязки - какое там перерождение агента Штази за два часа? И какая там двойная игра, если штази всегда тупо работали в команде? В общем, не буду называть все ляпы - и так все было сказано выше. Отмечу лишь, что особенно смешно смотреть сейчас эти "ужасы тоталитаризма", мало чем отличающиеся от современных методов работы спецслужб. В современности если бы министр решил бы свалить какого-то драматурга, тому бы тупо подкинули наркоту или обвинили бы во всех смертных грехах через подкупленных свидетелей... Или просто посадили бы по статье об оскорблении власти - при демократии такая есть, как известно. А тут возятся с прослушкой, улики какие-то ищут, доказательства... Может, они еще и законы там у себя при тоталитаризме соблюдают? То-то 58% осси нынче жалуется, что у них свободы не больше, чем в ГДР. А еще 41% - не согласен. И говорит,
что намного меньше. Короче, замах на рубль, а удар на копейку - обещали драму о перерождении пса режима, а получили очередную штампованную страшилку про ужасы тоталитаризма с фантастическим сюжетом. Где-то на уровне
"Убить святошу" - там тоже пытались проникнуть в психологию пса режима и тоже неудачно.
Режиссер сам ГДР, между прочим, никогда не видел, слышал только по рассказам родителей. Так что и взгляд у него вышел типичного западника с голливудским подходом. Неудивительно, что он потом сразу получил постановку проходного блокбастерного боевика "Турист" С Джонни Деппом и Анджелиной Джоли. Считая себя до фига умным, он в честь любимого Dostoevsky дал русским бандитам имена из "Бесов": Виргинский, Лебядкин, Липутин, Федька и Шигалев. Кстати, недавно он выпустил третью свою работу - байопик "Работа без авторства" (2019), та же "Жизнь других", только на новом уровне. Без ложки клюквы опять не обошлось, потому что фильм основан на биографии Герархда Рихтера, художника-акциониста - эмигранта из ГДР.
Сам Рихтер, судя по всему, неинтересен - типичный современный художник. Поэтому вместо него в фильме другой, похожий персонаж. Канва сюжета такова - в нацистской Германии живет мелкий пацан Курт Барнерт. У него мамки нет, у него папки нет, только тетя, похожая на старшую сестру - сексапильная блондинка, которая самому Гитлеру на параде сосала букет вручала. Правда, были у нее мелкие странности - например, любила стоять посреди гудящих автобусов, ей это почему-то вставляло не хуже клея. И все бы ничего, но оказалось, что сеструха поехала кукухой - так что ее сдали в закрытый стационар, живо прописали живительную эвтаназию и отправили в веселое путешествие на катафалке. Ответственность за это несет лично доктор Карл Зебанд - фашист-фетишист, который любит тайком в спальне по вечерам позировать перед зеркалом в костюме... эсэсовца, что вы так испугались? И все бы ничего, но однажды наступил 1945 год, и за Зебандом... пришли.
Мне нравится, что у всех троих чекистов значок "Почетный чекист", аккуратно носимый с довоенных времен.
Да, Зебанда играет тот же актер, что и Драймана, представьте себе. Его арестовывают трое суровых чекистов, который возглавляет Евгений Сидихин, прописавшийся в немецком кино со времен "Одна женщина в Берлине".
Сидихин презирает и ненавидит нацистского доктора, но когда его собственная жена рожает, доктор вызвался помочь и буквально спас ребенка от смерти. Сидихин тут же сменил гнев на милость и взял доктора под покровительство. И прикрывал так аж до 1961 года, и никто ни о чем не догадался. Надеюсь, вы оцените, что в 1961 г. у Сидихина почему-то поменялся набор наград. И еще он носит китель с кантами голубого цвета, как у летчиков, хотя в КГБ канты были красные, общевоенные - популярный штамп.
Ну, а Курт так и вырос и остался жить в ГДР, где проявил таланты художника, и его определили в академию. Там он отличился, но видно было, что скучновато ему рисовать исключительно соцреализм. Идеологический прессинг, все такое.
Параллельно он сошелся с секси-телкой, которая оказалась - вот это поворот! - дочкой нашего доктора. В итоге пришел 1961 г., Сидихин уехал и по его же совету доктор предпочел свалить на Запад, а вскоре и Курт за ним подтянулся. Далее так до конца фильма они и жили бок о бок, и Курт искал свой стиль, пока наконец не пришел к успеху. Все счастливы, все рады, и только доктор, увидев картинку с дохлой тетей, ее сразу узнал и в шоке убежал. После этого доктор пропал из сюжета, а Курт так ничего и не узнал и обрел себя, в конце стоя посреди гудящих автобусов,как сеструха. Конец. Да, такой же лажовый, как в "Жизнь других".
Режиссер превзошел сам себя. Драма про взросление художника заняла ТРИ ЧАСА. Разумеется, существенная часть хронометража отдана под высокодуховные потрахушки. Постановка и стиль, кстати, практически идентичны. Игра актеров, надо признать, опять хороша, как и реквизит. В общем, все ровным счетом то же самое, что и в "Жизнь других", но на сей раз сюжет не такой нелепый и пинают тут фашистов. А ГДР? А ГДР в фильме на удивление нейтральна. То есть, там есть идеологический прессинг, соцреализм как нерушимый канон и все такое - но как бы так и было. В кои-то веки смогли остаться нейтральными.
Ах да, еще - один герой, бывший летчик, рассказывает, что бомбил крымских татар, его в итоге сбили, но татары по доброте его подобрали и выходили, пока русские не пришли. Все бы ничего, но татары при этом дико напоминают стереотипных чукчей узбеков)))
Вот такой вот отчет. Резюме - режиссер неплох, хоть и гнилая интеллигенция, но в целом его кино нам не нужно. И весси осси не понять - это однозначно. Nazdrovie.