Девяностые, девяностые вновь вторгаются в наши сердца! Я уже разбирал относительно недавно боевички 90-х
"Его звали Ворон" и
"Часы апокалипсиса". Но девяностые не хотят уходить! Они уже вновь подобрались к нашей стране, обещая нам дороговизну, безработицу, обвал рубля, внутренние войны на границе и т.д. и т.п. Что ж, время вспомнить, как все было тогда. И в этом мне помог полуслучайно отсмотренный 8-серийный сериал "Московский нуар" (2018), сделанный Швецией при поддержке еще ряда европейских мелких компаний и телестудий. Это - вполне типичный криминальный детектив о финансово-мафиозных разборках в Москве девяностых, поставленный по какой-то там шведской книге. Сразу скажу, что нуаром тут и не пахнет, авторами тупо выбрано красивое название. Зато шведы ответственно подошли к делу, и тут не будет ядерной клюквы тех времен типа продажи ядерных боеголовок на развес, русских террористов с еврейско-чешско-венгерскими именами, рюськой армии в советских шинелях и тельняшках и русских олигархов на черных "Чайках" и с элитной водкой "Stolichnaya". Зато будет нормальный сюжет, интрига и более-менее аутентичная атмосфера. Но и без ляпов не обойдется. Так что - коротко о том, и о другом - причем без подробностей, которые я излагать не собираюсь.
Заставка уже поражает. На экране хроника 90-х с нищими гражданами и горящим Белым домом смешивается с кучей клюквы о Руси - балет, симфоническая музыка, Кремль, Ленин, Ельцин, Тульский-Токарев и прочие важные личности - и т.д. За кадром исполняется звучное сопровождение, идеально передающее дух и атмосферу 90-х - "Подмосковные вечера" в исполнении Кобзона.
Итак, действие происходит в Москве в 1999 г. Здесь живет и работает шведский финансовый трейдер Том Бликсен. У него хороший заработок, богатая квартира с хрусталем, личный водитель Николай, мобила - и прочие признаки роскоши. Работает он в крупной компании "Пионер" на Смоленской площади прямо рядом со зданием МИДа.
При этом из окна вид простирается аж сразу на Кремль.
Надо отдать должное авторам, при сравнительно небольшом бюджете телесериала справились они достойно. Атмосфера 90-х весьма аутентична. Обстановка, машины, одежда и т.д. - сделаны хорошо и практически без ляпов. Множество аутентичных деталей времени типа Моцарта на мобилке, машины вполне верные, куча советского автопарка, даже локации подобрали удачные. Современная Москва сильно изменилась, снимать на натуре там дорого, сложно и бессмысленно, но тем не менее неиспорченную рекламой и анахронизмами территорию более-менее подобрали. Выглядит вполне аутентично. В сценах также много панорамных съемок Москвы, заснятых для разбивки, так что нередко в кадр лезут неаутентичные автомобили, но они далеко, так что всем пофиг. Хуже, когда в кадре на заднем плане видны то отстроенный ХХС, то Москва-Сити.
Зато все надписи сделаны верно. Ну, почти все. Изредка встречаются ляпы типа "Паспортний контроль" или "Но" вместо "№" на табличке участка милиции. Да и вообще, как и многое вокруг, милиция тут сделана бюджетно. Задрипанный участок, штук восемь омоновцев с автоматами на все действие и максимум четыре жигуля, местами с недописанными надписями.
Еще из мелочей - засада с автономерами. Абсолютно все машины тут ездят с московскими автономерами 77 и 97 региона. И абсолютно все номера образца 1993 года - советских номеров тут, похоже, просто не существует. Кроме того, реквизиторы так и не поняли разницу между личными и служебными автономерами. С гражданскими номерами здесь ездит даже милиция и конвой министра.
Ну, а теперь к сути сюжета. Однажды Том встречает рыжую бабу - свою старую знакомую Ольгу Акулову. Ольга уже вышла замуж за его земляка и другана, Фредерика Каструпа. Каструп хотел заключить сделку через "Пионер", но на сделку приперся пьяным и сорвал ее. Шведов это, видите ли, шокировало. А была бы компания русской, а не шведской, никто бы в 90-е и бровью не повел. Теперь женушка хочет вместо сорванной сделки хотя бы продать "Пионеру" завалявшиеся в хозяйстве акции некой загадочной, но явно очень важной компании с простым русским названием "Нефтник".
Том быстро погружается в дело и быстро понимает, что "Нефтник" отсутствует в госреестре и вообще, о нем толком ничего не известно. Заинтересовавшись, он почему-то тратит кучу сил и времени и узнает, что с ней связаны загадочные люди: Баранов, Гусев, Романов и т.д.
Задумавшись, он идет в интернет и изучает новостные сайты всяких уважаемых и известных изданий типа "Вести+", "Новости Плюс", "Бизнес-знания" и т.д. К счастью, найденные им фамилии крайне редкие в России, так что поисковик 1999 г. их легко находит.
Оказалось, что "Нефтник" это бывшая советская нефтяная компания, которая теперь принадлежит неизвестно кому, но несколько лет назад гремела и считалась перспективной. Ей даже удалось переманить к себе крутейшего геолога мира Марию Юльянову!
И к ней имел отношение гений, миллиардер, плейбой, филантроп и просто краусавчик Леонид Гусев.
А заодно Борис Романов, глава топливно-энергетической программы Лук... РусОйл!
И один из крупнейших магнатов страны - сам господин Элиан Баранов. Странно, что не Эраст Пупкин.
Том почему-то всерьез этим всем интересуется. Даже выхлопотал командировочное и полетел к геологу Юльяновой аж в Сибирь, во вполне реальное селение Приобское.
Геолог жила возле какого-то разваленного колхоза, где в итоге стала работать на "Нефтник".
Дома поэтому остался только ее муж - гражданин поэт Ульянов, который любит Пушкина, Толстого, Горького и т.п. Накормил Тома водкой и стал читать свои стихи. Бедный Том... Надеюсь, он ему не читал "Медный всадник" с его "отсель грозить мы будем шведу..."
Не дождавшись геолога, швед вернулся в столицу. В конце концов Том решил любой ценой найти эту компанию и купить - он почему-то думает, что процент с продажи резко исправит его дела. Для этого он поехал к самому Гусеву. Гусев - типичный новый русский, миллионер-нувориш капиталистической России. Носит адидас, жрет в простой забегаловке, пьет водку. Все мы таких помним, правда же?
"Вы смотрелись бы лучше в Императорском дворце" - льстит ему Том с тонкостью планеты Юпитер. Гусев, конечно, повелся и разговорился, но от разговора о компании тактично увильнул. Еще и Горького процитировал: "В карете прошлого далеко не уедешь!" Культурный человек, он сам про себя так и сказал, епта, в натуре!
Тогда Том поехал к Романову в РусОйл. Там его встретил начальник охраны Романова, Волков, и первым же делом заявил: "Добро пожаловать в КГБ. Это место, куда упекали врагов народа. Вы враг или друг, мистер Бликсен?" Волков настроен недружелюбно. Он даже не пустил его к начальству и сказал, то Нефтник бесполезный актив, но Романов его не продаст из сентиментальных соображений молодости.
Но Том в итоге привлек к делу ажно самого министра... чего-то там - господина Кузнецова, которого все зовут по его прозвищу "Стрелка". И благодаря ему помощи разговорил кого надо.
Дело начинает пахнуть керосином. Каструп почему-то просит не говорит ни с кем о "Нефтнике" и забыть об акциях; где-то в Сибири убивают Ульяновых, о чем пока Том не знает; и наконец на приеме Тому удалось переговорить с Барановым. С трудом, но он уломал его на сделку. И вот Том прибывает на конфеденциальную сделку в его особняк.
Где в итоге Баранова с охраной положил снайпер. Ха! Кровь-кишки-распидорасило! Схватив окровавленные бумажки, охуевший Том сбегает, прибегает в "Пионер", прячется в туалет, чтобы обделаться привести себя в порядок - и-и-и-и-и... решает продолжать игру! Ну а чо, есть же еще вдова, она все подпишет! А убийство расследует московский прокурор Дмитрий Скуров - патлатый пузан под пятьдесят. Фамилия явно образована от "Скуратова" - это видно хотя бы из того, что он рассказывает в одном эпизоде про опричников.
Дело продолжает пахнуть керосином. Фредерику кто-то присылает кассету с намеком, мол, ты у нас под колпаком. Ольга, обделавшись, начинает нервничать и на всякий случай покупает на каком-то разваленном заводе ТТ.
Во всех начинаниях Тома через силу и отвращение поддерживает его начальница, симпатичная блонда Ребекка. С ней они в итоге уломали вдову Баранова и пошли к Гусеву. Тот отдыхал, как каждый новый русский, в шахматном клубе.
Гусев опять отказался продавать акции из сентиментальных побуждений. Но потом по пьяни ночью позвонил Тому и пригласил к себе в бассейн, к девкам и бухлу - дескать, я намекну, кто убил Баранова.
Расспросить его Том не успел - по прибытии он встретил Гусева на мангале и с яблоком во рту. Сделали из Гусева жареного гуся, да. Вокруг в живописных позах лежали его охранники и проститутки, обмазанные явно не кетчупом. А тут и менты нагрянули.
Тома сажают в СИЗО, которое выглядит как столетняя халупа. Там сидят мрачные зеки, от одного вида которых хочется сбежать на Луну.
Кстати, вы знали, что в России допрашивают в комнате за стеклом? Почему в "Улицах разбитых фонарей" такого не показали?
В общем, понятно - кто-то загадочный и страшный, кто стоит за компанией "Нефтник", пытается помешать купить ее контрольный пакет и валит всех причастных. Следующим на карандаш взят сам Каструп, у которого 2% акций. На присланной ему кассете был компромат - будни становления русского бизнеса 90-х, когда простого допропорядочного шведа угрозами заставили убить заложника. Русский бизнес тогда был повязан кровью!
Теперь Каструпу угрожает лично глава этой преступной сети, который же кончил Баранова, Ульяновых и так далее.
Вы не поверите, но этот серый кардинал по фамилии Круглов работает... дирижером местного театра.
Скуров быстро понимает, что Том был у Баранова. Поговорим с ним, он однажды затаскивает его в служебную Волгу оранжевого цвета и полуугрозами заставляет на переговорах в РусОйле пройти в архив и внаглую выкрасть там документы по "Нефтнику".
После долгих колебаний Каструп наконец решается продать свою долю акций. Но не тут-то было! Загадочный серый кардинал и это предусмотрел. Для этого его люди прямо посреди Москвы похищают чеченку с ребенком, которая совершенно непохожа на чеченку.
Типичная чеченка, угу. И да, что означает надпись на стене "Питак" я лично не знаю.
И вот Каструп приезжает под конвоем и с друзьями в РусОйл. Кстати, зацените милую рекламу сети "Мобилайн". Лайк авторам. Помните же эту надоедливую рекламу по тогдашнему ящику? "Мобила-а-айн, Дже-Эс-Эээээм!"
И там его встретила чеченка, бросившись с сумкой под ноги. Рвануло все. Бедный Каструп погиб вместе с ней. Понятно, что ее заставили, угрожая жизнью ребенка. Но официальная версия для всех вокруг - очередное покушение клятых террористов, которых в Ичкерии никак не додавят.
Об этом сказали и на главном канале страны - ОРТ ЦТВ. Да, как видите, в сериале сознательно заменили абсолютно все бренды, имена и адреса на вымышленные.
Той же версии придерживается даже типичный офицер ФСБ в натовском камуфляжке и берете с барахолки...
Скуров понимает, что дело реально пахнет керосином! Он идет аж лично к генпрокурору В.И. Каримову. Это суровый человек. Воевал в Абхазии, до сих пор читает газету "Правда", носит парик и еще у него странноватые звезды на погонах, которые прилеплены максимально близко друг к другу. Причем по погонам товарищ генпрокурор пока еще только полковник.
Подумав, Каримов говорит, что сейчас рано хватать преступников, и надо выжидать. Разговор гораздо позже продолжается в Краснопресненской бане под водку. На очередные упреки Скурова генпрокурор говорит, что и так все знает о преступниках. И оставляет пораженного следователя с симпатичной секретаршей. От чуйств те занимаются секасом под водочку родимую.
А вдова Ольга, опасаясь покушений после убийства Каструпа, сбежала вместе с дочкой Ксюшей в родную деревню. Тома там встречают недружелюбно - винтовкой. Потом брат Ольги все разрулил - он, кстати, типичный русский - дембель из Чечни и десантник в тельняшке. Балалайка на заднем плане ненавязчиво иллюстрирует вековечные проблемы русской судьбы.
Потом, правда, Ольга встряхнулась, достала старый Москвич из сарая и вернулась в Москву. Оно и понятно - посмотрите на эту нищую дыру. Как там в 90-х можно было выжить?
Вообще тема разрухи проходит через весь фильм красной нитью. Разбитые забршки, разваленные заводы, обнищавшие деревни, какие-то постройки и помойки, облупленная брусчастка - таких локаций тут в избытке. Вот, например, чего московские бомжи стоят. Все как было в 90-х!
Описывать дальше еще пять серий мне откровенно влом, да и клюквы там практически не встречается. Зато наконец-то разворачивается сюжет. Несмотря на противодействие Дирижера, который через коррумпированного генпрокурора тормозит дело, нашей компании героев удается выйти на его след. Тогда мафия задействует свои связи аж в Кремле и арестовывает якобы за неуплату налогов Романова, к которому нагрянул на двух "буханках" ОМОН, менты и ФСБ. А? "СОБР"? Что это такое?
Не знаю, в какую халупу притащили Романова, но выглядит как древние застенки, где его избивают в кровь. Судя по картинке, это не Лефортово, а тот же многострадальный участок милиции №20 СВАО г. Москвы, где держали Бликсена.
Как же удалось нагнуть олигарха через Кремль? Каримов постарался! Он докладывает лично главе АП, что Романов и прочие сотоварищи якобы встречались для создания оппозиционной политической партии с известным диссидентом Берез... то есть, Александром Гуриевым! Кремль это так пугает, что он дает Генпрокуратуре карт-бланш. Кстати, зацените старые советские телефоны в АП.
Но на самом деле Романов ни при чем. И даже Дирижер - лишь подставное лицо. Это удается узнать Ольге. Взяв ТТ, она захватывает Дирижера после концерта в плен и заставляет привести ее к главному серому кардиналу. Тот в итоге встречается с ней где-то на окраине брошенного парка аттракционов, по-прежнему оставаясь в тени. Увы, Ольга хотя и увидела его в лицо, но разоблачить не успела - он ее пристрелил.
Ольга в коме. Подоспевшие Скуров и Том отправляют в больничку, для конспирации выдав за мертвую. И начинают раскручивать расследование, причем так хитро, что даже Каримов им помешать не может.
Они находят кассету Фредерика, его припрятанные акции, находят с помощью блонды Ребекки документы и выясняют, что за спиной "Нефтника" стоит не менее загадочная фирма "Спецхолдинг", которая частично владеет даже "Пионером", через который отмывала деньги. Зарегистрирована она вдобавок в брошенном особняке, которые сторожат два бомжа с пистолетом. И их номер для связи находится у... Ребекки! Та-та-та-тааааам!
Ребекка клянется, что это подстава, и оказалось, что она права. Скуров в итоге догадывается до связи, посмотрев на названия связанных со "Спецхолдингом" фирм-однодневок - "Спутник", "Бобик", "ЗИБ". Ну как догадывается... жена ему прямым текстом сказала, что это клички собак времен космической программы Королева. Тут-то нашего следователя и осенило! Ниточки ведут к министру чего-то там Кузнецову по клике "Стрелка", который - вот же совпадение!!! - учился почти со всеми фигурантами этого дела в советское время в Гарварде!!! Как оказалось, министр замутил всю эту схему, чтобы нагреть руки на продаже активов госбюджета и сделать запасы на черный день. Однако теперь ему нужно убрать все концы в воду и скрыть это дело, потому что у него более серьезные ставки - его собираются сделать аж преемником Президента! Буквально через несколько месяцев, к Новому году. Так что репутация его должна быть чиста.
Конец эпичен. Том, Скуров, Ребекка и прочие проворачивают целую спецоперацию, открывают следствие и вынуждают всех повязанных с Министром перейти на их сторону. С помощью прослушки и записей видеонаблюдения удается найти компромат на него. Министр в панике пытается блокировать их охраной и мчит к себе в особняк, где у него в заложницах Ксения, дочь Ольги. Но ОМОН штурмует его резиденцию и валит охрану, которой не западло отстреливаться от органов.
ИтогЪ. Министр сбежал через подземный ход аж в Европу и больше его никто и никогда не видел. Ольга выходит из комы и целуется с новым полюбовником Томом. Все у всех хорошо, и даже Россия выбирается из говна, потому то 90-е заканчиваются. Но пройдет еще 20 лет и времена наступят еще веселее. Хэппи-энд!!!
Резюме. Несмотря на небольшие ляпы, местами нарушения логики, штампованный сюжет и сравнительно нудное скандинавское изложение - мне сериал понравился. Вполне нормальный криминально-политический триллер в традициях жанра. Более-менее интригующее содержание, забойные повороты сюжета, актеры вполне приличные, да и ностальгичная атмосфера 90-х многое искупает. Объясняется аутентичность просто - Москву снимали, как и нередко, в Литве. Однако в отличие от каких-нибудь клюквенных
"Агентов", тут реально старались. Как итог - локации Вильнюса и ее 30-летние заброшки вполне похожи на Москву, реквизит правильный, анахронизмов нет, массовка вполне аутентична, и хотя почти всех русских играют литовцы, акцент у них почти не слышен. Хуже с главными героями - Скурова играет болгарин с соответствующим акцентом, да и полька Каролина Грушка в роли Ольги часто сбивается на свой. Но для зарубежного сериала это как раз далеко не худшее качество. Так что наздоровье, можете посмотреть, если вы любитель такого.