Небольшие клюквинки из польского кино начала 1990-х. Начнем с фильма "Перстенек с орлом в короне" (1992) от классика польского кино Анжея Вайды, автора всяких шедевров типа "Пепел и алмаз", который потом скатился до унылого рефлексирования на тему польской национальной недоношенности.
В начале пафосно показаны бои Варшавского восстания. Все повстанцы как на подбор, молодые, красивые, пафосные, хоть сейчас на плакат. Особенно этот польский Вэл Килмер.
И еще мне понравился вот этот отбитый, который не расслышал, как к нему танк подкрался - и в итоге дураку ноги отрезало. Нет, он не глухой, это просто шум фоновая музыка закрыла.
Повстанцы бегают по каким-то развалинам, подозрительно напоминающие старые советские дома, массовкой из 30 человек. Гений Анджей Вайда причем уже тогда использовал трясущуюся камеру на руках для эффекта погружения при экшн-сценах, прям как сейчас! За карательные силы отдуваются две "Пантеры", кое-как сделанные из Т-34 и отлично видно.
На третьей минуте даже дом не выдержал всего этого плакатного пафоса и просто рухнул,и повстанцы сдаются. На этом экшн закончился. Началась драма. Сначала минут 30 поляков угнетают немцы. Ругают, оскорбляют, и даже - о ужас! - ЛАПАЮТ ИХ ПАНОЧЕК!!! Последнее, как вы понимаете, самое страшное. Главный герой - простой студент-недоучка Мартин, который лечится в госпитале. Так как в разгар оккупации никакого контроля нет, к нему тупо приходит некий одноглазый Ник Фьюри - пан майор из подполья.
Он просвещает Мартина, что сюда идет Красная Армия, и их передовые отряды Армии Крайовой, которые с ней познакомились, уже добывают уголь за Полярным кругом. Это цитата. И им, значит, нужны люди для продолжения борьбы против "польского НКВД". Я плохо понял, но видимо, при занятии Польши Советы перманентно разоружали Армию Крайову и тут же ссылали в GULAG.
Мартин, однако, трус и рохля. Свой отряд он распускает и входит в неприятные переговоры с коммунистом от Армии Людовой, неким Татаром. "Я платный агент Кремля!" - пафосно заявляет тот. Да, это выражение было уже тогда... Но иноагент оказался гордым и Мартина в дело не взял. А вскоре приходит и Червона Армия.
За Червону Армию отдуваются те же самые два Т-34 с кучкой массовки на крышах. Их старательно катают в кадре несколько раз, авось кто-то решит, что это разные машины. Танки снабжены красными неуставными звездами.
А вот командир на газике. Не спрашивайте, почему у его водителя танковый шлем и прилепленные очки-консервы. Не знаю. Может, ему холодно.
Мартин приходит в райком партии и униженно просит Татара принять его на работу. Тот долго кобенился, но взял его водителем. И дальше до конца фильма идут зверства советской власти. Первым делом коммунисты вышибли хозяина занятой гостиницы, во-вторую очередь - национализировали под мрачную музыку имение. Я не шучу, это и есть первые же зверства советской власти в фильме. Совершенно очевидно, что превыше всего ставил режиссер...
Потом по ходу пьесы Мартина постоянно домогается некий чекист, который нагло лыбится на него и толсто троллит. То сеанс хиромантии проведет, то пригласит пить вудку, а сам посреди ночи устраивает жесткий допрос на тему "ты состоял в скаутах и прочих антисоветских организациях, пионэр" и так далее. Вволю подзатянув хронометраж на фоне лупцуемой где-то сзади арестованной контры, он наконец взял Мартина на ночное дело. Там-то их чуть не накрыл польский НКВД, который говорил на чистом русском языке и лыбился не менее нагло. Польский чекист в итоге разъярился и назвал НКВД земляным червяком старым петухом. Удивительно, но гэбня на петуха не обиделась, а поржала и ушла.
Даже Татару это не по душе, но он говорит: "Революцию нельзя сделать одним гаечным ключом!" (в мемориз!). Так что на следующее утро офонаревший от столь активного отдыха Мартин видит в окно на станции Армию Крайову. Всю. Она стоит на коленях под охраной NKVD.
Zima and holod. Прибывают эшелоны и Армию Крайову ссылают ту GULAG. Всю...
Ссылаемые каким-то наитием объединяются и начинают при погрузке страдальчески петь "Гимн Польских Рыцарей", который в Польше все в школе учат как гимн Ржечи Посполитой. И хотя обычно люди без тренировки поют в разнобой и фальшивя, тут этого нет - ведь поляки и не такое могут в своем великом сопротивлении режиму!
В общем, примерно в таком духе все и идет до самого конца фильма. Чекисты зверствуют, издеваются над людьми, бухают водяру и пьют за здоровье товарища Сталина. Чекист особенно отжигает горячими речами и лично обещает, что Сталин нашинкует два миллиона поляков на капусту для засолки (это тоже цитата, тут все цитата).
Если что, по сюжету это все конец 1945 года... Пожалуй, приведу лучший отрывок - жесткую речь польского чекиста и полный ахуй поляков на слив Польши Черчиллем.
Click to view
В конце этого насыщенного событиями повествования, полного глубокой философской глубины, герой понимает, что лучше смерть, чем предательство, достает трофейный пистоль с войны и стреляется. Его смерть символизируетЪ. Что символизирует? Что лучше умереть, чем служить клятым совкам. К режиссеру, который снимал при советской власти прачувстваванные фильмы о героях-коммунистах это, конечно, не относится. Это другое.
А при чем тут перстенек с орлом в короне? А... Да Мартину медсестра одна его подарила, он и носил весь фильм. Во-о-о-от...
Вот такое замечательное кино снимала Польша в 1992 г. и до сего дня. И неважно, что оно скучное, занудное и плакатное, будто снял его не классик Польши, а мелкий дебютант - поживее "Катыни" и слава богу.
Но огорчаться за Ржечь не стоит, ведь оккупация Советов продлилась недолго, и в 1989-м году Солидарность таки ее скинула. Правда, уходящие совки попытались таки подгадить под конец. Об этом рассказывает польский одногодок "Перстенька" - польский телевизионный недобоевик "Polski Crush". Он посвящен, как лучшие творения НТВ, актуальной для тех времен теме: истории о том, как в начале 90-х совки из уходящих русских войск помогали местной польской мафии переправлять в Россию угнанные в Германии иномарки. Кинишко дешевое, но клюковка есть, когда рюськие военные уезжают на эшелоне с танками под пляски, garmoshka и песни на русском с сильным польским акцентом.
Обратите внимание на опечаленного офицера-танкиста с солдатским значком "Отличник СА" и сувенирной звездочкой "Слава советским ракетчикам".
О, глядите, вновь очки! Ну не меняются оккупанты!
Ну и в конце совков и мафию винтит польский спецназ. Но так как совки ушли в отказ и типа не знали, что у них вместе с танками в эшелонах Мерседесы грузили, то их просто отпустили. Хэппи-энд.
На этом все, выпьем вудки за несчастную судьбу Ржечи Посполитой в ХХ веке, которую тонко изобразил пан Вайда. И с тех все по-другому. Ура!