Я сам поражаюсь, где я ухитряюсь находить всякое безвестное, никому не нужное, но при этом совершенно уникальное кино, в которое каким-то чудом закатывается наша ягода. И сегодня речь пойдет про немецкий ТВ-фильм из восьмидесятых с подозрительно знакомым названием "Tscherwonez" (1982). Краткое описание его стилистики - представьте, что Жан-Люк Годар изнасиловал Майкла Фассбендера. Я не шучу. Это типичный малобюджетный немецкий фильм 80-х, снятый в Гамбурге, внезапно тщательно стилизован под кино французской "новой волны" 60-х: черно-белая пленка, ничтожное количество диалогов, по возможности подобранный реквизит из тех времен, минимализм, неадекватное поведение персонажей, намеренно ублюдочный монтаж и полное непонимание сюжета всеми, включая режиссера. Дело осложняет и языковой барьер - герои говорят на русском, английском и немецком одновременно. Никакого перевода не предусмотрено.
Однако снял это не старый тролль Годар, не какой-то немецкий эпигон Фассбиндера, а венгерский режиссер Габор Алторжай (вроде так произносится Gábor Altorjay?). Еще в 1967 году молодой Габошка сбежал от преследований властей в Германию. Там он живет до сих пор, регулярно высирая выдавая свое мало кому нужное творчество. Свой трехкопеечный кинодебют он склепал в сотрудничестве с немецкой рок-группой "The Wirtschaftwunder", которая обеспечила почти весь саундтрек, а ее гитарист даже сыграл главную роль - благо он по происхождению расовый чех. Поэтому весь фильм я пытался понять, на каком адском языке поет солист; как оказалось, в основном на итальянском - потому что солист немецкой группы какого-то хрена итальянец. Чтоб вы понимали - это та самая группа, чей "Дер Комиссар" до сих пор бьет по мозгам в каждом втором фильме о 80-х. Зато советское прошлое венгра обеспечило фильму блестящую клюкву, кучу аутентичных советских моментов и издевательство над всеми - коммунистами, капиталистами, белыми, черными, левыми и правыми. Так что отправляйтесь за мной в немецкие 80-е. Будет страшно и познавательно.
Итак, Гамбург. Какая эпоха, неизвестно - с одинаковым успехом можно считать за 60-е и 80-е одновременно. В город прибывает советский сухогруз со скромным названием "Советский Союз".
Советский капитан достает микрофон и сурово объявляет экипажу: "Товарищи. Друзья. На доску срать нельзя". Ибо известно - в танке главное не бздеть, а на корабле - не sratь!
Матросы весело и радостно готовятся к выходу в город - начищают ботинки, бреются, чистят зубы, показывают другу приколы... При этом по репродуктору диктор на чистом русском языке предупреждает советских моряков, чтобы они посещали кварталы организованной преступности и проституции. Матросы достойно выполняют инструкции партии и правительства!
В соседней комнате в это время также начищает сапоги какая-то девушка, то ли член экипажа, то ли нет - из сюжета не понять, но формы не носит. Зато знаете, что она напевает себе под нос при этом? Ни за что не догадаетесь. Не "Калинку", не "Полюшко-поле", ни любую русскую народную или советский марш. Она напевает... "Колыбельную Марии" из оперы "Мазепа" Чайковского. Вот какой высокий культурный уровень был у наших моряков! Гордись державой, товаристч!
Только советский матрос может играть в шахматы и матрешки одновременно! Потому что в матрешке он держит zanachka из монет!
Матросы сходят на берег. Капитан на прощание по-отечески говорит матросу Диме: "Дмитрей! Буй вимательнее на тваей перьвой прагулке на береху!".
И вот матрос Дима с товарищами в обители капиталистического Запада. Группу сопровождает молчаливый кгбшник в пальто и шляпе. Вместе с Димой в группе коллеги, которых я буду называть Очкарик и Славская (да, это имя девушки).
В этот киоск как будто специально подбирали такие журналы, чтобы даже самый тупой понял, что он немецкий. Причем даже не зная немецкого, нетрудно заметить, что каждый второй журнал говорит об атомной угрозе, из-за которой все истерили в начале 80-х.
Советские моряки с интересом изучают американскую кухню в Германии, известную как "быстрая еда". Здесь это называется "Бургер Кинг".
Зайдя в общественный туалет, советские моряки изучают западную сантехнику.
Наглядная разница, чем занимаются в туалете представитель загнивающего мира капитализма - и представители свободного социалистического общества самой читающей страны.
Но тут происходит завязка! Переодевшись в штатское в кабинке туалета, Дима ВНЕЗАПНО совершает побег и убегает через улицы Гамбурга. Его товаристчи негодуэ: "Дмитрий ужье ушол!" "Уже утрал!" Пока товаристчи щелкают клювом, Дмитрий берет такси и уезжает. А его капитан, который еще не знает о побеге подчиненного, меланхолично играет на гитаре и поет на русском языке песню "Вечер на рейде" со словами Соловьева-Седого. Я думаю, нельзя не восхититься аутентичнейшим подбором песенных вставок этого фильма.
Но тут врываются матросы с криком: "Долой самодержавие!" "Фьодор Фьодорович! Баганов исчез!" "Из сваего ту-альета" "Та" "В буркер-кинг - просто невозможьно..." "Славская! Это було падгатэвлен" Капитана озаряетЪ: "Подождьите. Можит бить эта ево брат".
Капитан сообщает о побеге ажно в Москву. Дальнейшие ломаные русские слова плохо помогают пониманию сюжета. К счастью, из отзывов становится известно - Дмитрий сбежал в Гамбург к американке Оливии, которая была подружкой его брата Бориса Богомаза. Борис давно живет в Германии благодаря немцу-отцу, но последние года четыре на связь не выходит - вот Дима и решил его проведать сам, вопреки правилам.
Всю эту информацию перехватывают власти ФРГ, которые сидят в телевизионной башне. Чтобы опередить коммуняк, они отправляют на спецзадание по наблюдению за Димой сразу двух человек - роскошных красивых блондинов разных полов. Это местные немецкие версии агента Данны Скали и Фокса Малдера, которые идут на поиски американки Оливии под электронный синти-вейв.
Пока матросы и спецагенты едут в Гамбург, Дима добрался до вьетнамского квартала, где вьетнамцы лепили лапшу и пельмени. То, что это вьетнамцы, а не китайцы, можно понять только из отзывов. Они долго разговаривают на дичайшей смеси русского, немецкого и английского и наконец-то эти люди передают ему какой-то подарок и обещают помочь с поиском братишки.
Неведомо как русские находят это место, но поздно - там уже пожар. Орущие азиаты вытаскивают добро и детей из горящего дома, из которого валит дым. Капитан понимает: "Эта била бомба!" Откуда бомба, что она значит - я понятия не имею.
Тем временем Дмитрий нашел местного криминального авторитета в каком-то притоне, где негры играют на сцене и параллельно трахаются. Авторитет оказался смуглым чернобровым хлопцем, похожим на какого-нибудь Педро - так и буду его называть.
Педро пообещал помочь с поиском Оливии, и Дима пока отошел отдохнуть до вечера. Весь день он проводит со своим спутником-вьетнамцем и рассказывает ему, что он происходит из далекого города на севере России - Катанга. Так мы в очередной раз убеждаемся, что у фильма был хороший консультант. Города Катанга нет, но есть такая река в Иркутской области, где проживает всего несколько тысяч человек. Действительно, медвежий угол, от которого в три года никуда не доскачешь.
Болтовню Димы и вьетнамца легко вычисляют агенты Малдер и Скалли. Вы спросите, как? По уличным видеокамерам, к которым у них почему-то есть доступ. Он оно чо! В Гамбурге немцы уже сделали свою версию Оруэлла!
Пропускаем далее значительную часть хронометража - в ней много интересного, но из-за языкового барьера ничего не понятно. Если коротко, то Дима и вьетнамец тупо шляются по городу, пока немецкие агенты за ними следят по камерам, а русские коммуняки обшаривают кварталы. Лучший момент в этом отрывке - когда Очкарик дал закурить какому-то турку в кафе фирменной советской зажигалкой, сделанной из спичечного коробка с портретом Шукшина. Как он сам сказал: "Раша лайтер!" Качество, проверенное десятилетием!
Черт его знает, что не понравилось посетителям, но турки почему-то вытащили ножи и чуть не устроили членовредительство. Наши едва ушли без потерь.
Только к вечеру Дима и вьетнамец вернулись в притон и подсели к столику Педро. Вертлявый официант в честь дорогого гостя из снежной Катанги даже принес им советское шампанское "Крым".
Потом официант исполнил на сцене бессмысленный музыкальный номер, а Педро и Дима поговорили. О чем, не знаю. Возможно, что-то о том, что Дима был солдатом, а теперь пафицист.
Наконец приходит чернокожая Оливия. Она тут выступает на сцене вместе с немецкими трапами и поет на английском издевательскую версию Гимна морской пехоты США. Причем трап был одет в американский флаг сверху и советский снизу, который до последнего скрывал его аппарат. Звук и исполнение ужасны. Отзывы зрителей: "Это одна из самых гротескных, кошмарных сцен, когда-либо снятых".
ВНЕЗАПНО Дима видит, что в притон пришли его таваристчи. Он впадает в панику: "Эти люди с маево парохода! И партье сикртасними! Вы должни мне помогать!" Таваристчи заказывают "шест вуодка", пьют стопки и плачутся. Из мешанины ломаных русских фраз можно понять, что они искренне недоумевают, почему Дима, "в асновном харощий парень", решил сбежать. И тут отойдя в туалет поблевать, товарищ Славская натыкается на Диму, который пытался слинять вместе с Оливией! Разворачивается потасовка и кэт-файт. Дима, как настоящий мужик, долго стоит и смотрит, как бабы трутся на полу и пыхтят, и только потом подрочил берет Оливию и убегает с ней.
Они хорошо проводят вечер: сначала Дима просадил почти всю заначку в казино, а потом Оливия привезла его к себе домой и станцевала стриптиз. Кстати, эта сцена дико напоминает стриптиз из "Бриллиантовой руки". Я вам даже больше скажу - Педро со своим прихлебателям сторожат под окнами Диму, сидя в машине, вот точь-в-точь как Лелик и Геша! Видимо, тоже хотят погреть руки на поисках Бориски.
Параллельно в машине невдалеке торчат наши спецагенты, которые следили за Димой еще из притона, с ними торчит машина немецкой полиции, а вскоре подходят и русские. Причем русские тут типа случайно. Наверно, забрели в поисках аптеки для Славской и решили наконец протереть сами ее ссадины водкой (естественно, больше половины при этом вылакали). В общем, понятно, что тут у нас была какая-то важная криминальная интрига, которая потерялась из-за отсутствия перевода.
Ладно, вы не забыли, что вообще-то сюжет посвящен довольно простой вещи - Дима хочет найти брата? Поздравляю, самое главное в фильме так и не сделали. Ну, то есть Оливия и Дима действительно наконец-то приезжают к братишке на квартиру, но... застают там только его труп. Причем братишка подох уже очень давно, явно с прошлого Нового года. Как, почему - фиг знает, надо переводить диалоги. Заперев преследователей типа Педро и еще какой-то кодлы в задней комнате, парочка спешно линяет. За ними устремляются в погоню все вышеупомянутые группы, даже вьетнамец.
Утром Дима и Оливия приезжают в порт. Далее стрельба, драки персонажей друг с другом, и наконец Дима вместе со своими товарищами-матросами, которые всю ночь шатались по городу, убегает на корабль. А врагам на прощание остаются какие-то купончики, которые он им бросил в лицо.
В общем, если я правильно понял, все это было связано с редкими советскими монетами - золотыми червонцами, которые Дима хранил в матрешке и которые дали название ленте. Один он даже оставил на память Оливии.
КОНЕЦ ФИЛМА!
Весь этот гениальный сюжет шел больше полутора часов. Как вы понимаете, не ради сюжета все это снималось, а чтобы покосплеить Годара. Чисто визуально получилось, надо признать, неплохо - и даже растянутые планы, бесполезные сцены и полное отсутствие нормального звука не перебьют этот факт. Одно жаль - много клюквенных шуток потерялось при переводе. Например, товарищи Дмитрия, наткнувшись на памятник Бисмарку, заявляют как ни в чем не бывало: "О, у них тоже есть памятник Ленину". Надеюсь, когда-нибудь это переведут с немецкого. Если фильмы Уве Болла переводили, то чем это хуже? По крайней мере, здесь можно увидеть, как выглядели достопримечательности Гамбурга в те времена!
Но подождите! - говорит нам Габоша, - у меня есть еще один фильм! Действительно, всего через год Габор Алторжай накопил денег на... другую полюбительскую полнометражку, в которой тоже представлены сатира на соц- и капблок, саундтрек от всяких рок-музыкантов, артхаусное безумие и хорошие актеры в плохих ролях. Этот фильм, конечно, даже в Германии никому не нужен и давно забыт, но факт остается фактом - там снялись культовые артисты Германии. Среди них Дитер Томас Хек, Кристин Кауфман из
плохих фильмов 60-х, ветеранша немецкого кино Магдалена Монтесума (умерла вскоре после фильма), в эпизодической роли мелькает даже знаменитая поп-певица Нина Хаген! А в главной роли - еще молодой, но достаточно известный Удо Кир, красивый, как древнеафинский атлет!
И самое главное - в сюжете тоже есть клюква! А как же без нее, ведь дело происходит в АЛЬТЕРНАТИВНОМ Восточном Берлине ближайшего будущего и с привкусом наступающего киберпанка! Я, конечно, офигел от крутости идеи и бросился смотреть. То, что фильм тоже без перевода и сюжет понять невозможно, меня, как вы понимаете, не остановило. Итак, перед вами "Pankow '95" (1983).
Откровенно говоря, сюжет вряд ли поняли даже немцы, потому что не похоже, чтобы он тут был. Но так или иначе... Действие происходит в 1995 г., т.е. в ближайшем будущем, в берлинском пригороде Панков. ГДР все еще жива, хотя у нее и проблемы, и присоединением к ФРГ там и не пахнет. Удо Кир играет полоумного композитора по имени Иоганн Вольфганг Амадей... Царт. Царт содержится тут в спецпсихбольнице с кодовыми электронными замками и телевизорами у дверей, изображающими типа видео с камер слежения.
Мода в будущем тоже на высоте.
Собственно, нелепой модой и костюмами, да еще телеками "будущее" и исчерпывается. В остальном техника обычная для 80-х и даже устаревшая. Ну а чо париться с фантазией и реквизитом, действительно...
Как можно понять из отзывов, в этом фильме у ГДР много экономических проблем, но и на Западе не лучше - по радио постоянно крутят репортажи о том, что в ФРГ безработица и дороговизна. Черт знает, пропаганда это или чистая правда, да и неважно. Главное, что все в лучших традициях киберпанка!
Иногда Царт, напрягшись, достает до окна, которое выходит ПРЯМО на Берлинскую стену! Возле нее часто маршируют советские пионеры и пионерки, распевающие марши.
Злые санитары старательно громят весь крайне немногочисленный реквизит комнаты, не дают еды, издеваются над Цартом, потому что... ну... потому что... они злые потому что! А откуда нормальные люди в дурдоме... Собственно, поэтому режиссер тут и снимает. Вот, например, поглядите, его любимый клоун, что еще официанта в притоне играл - развлекается с товарищем по всем заветам Гоблина, черенком от швабры.
Этот шибздик вообще очень буйный и безбашенный. Вот еще один бессмысленный музыкальный номер в его исполнении, на сей раз в... красном уголке клиники.
А все потому что он и есть тот самый итальянский солист почившей ныне рок-группы "The Wirtschaftswunder" - Анджело Галисия, который умел кривляться на камеру, но говорил по-немецки с ужасным итальянским акцентом. Поэтому в фильме его пришлось переозвучить кому-то с нормальным немецким произношением. Это все равно что если бы кривляющегося на сцене Вахтанга Кикабидзе озвучил Юрий Яковлев.
Кстати, если я правильно понял, клиника награждена орденом Сухэ Батора. Еще один пример юмора, понятного только родившимся при социализме.
Царт старается не падать духом. У него есть хобби - в своих мечтах он живет где-то в Латинской Америке. Возможно, Бразилии. Там тепло, светло и мухи (залетающие ему прямо на лицо благодаря режиссеру) не кусают.
Регулярно Царт задвигает в пространство какие-то длинные пафосные лекции. Однажды главврач все-таки решил послушать его бред. Из рецензий известно, что у Царта безумная теория - каждое поколение устраивает музыкальную революцию, но старшее поколение, перебесившись, задвигает ее своим реакционным наследием.
Думаете, за это он в дурку и попал - за апологетику при социализме молодежной рок-музыки? Да, за это... Ну и еще потому что по дурости ухитрился убить человека. Показано неимоверно тупо - якобы он во время посещения банка повздорил с каким-то пьяным усачом в форме, тот упал и расшиб голову. Все, убийство и дурка! Блестящий сюжет, правда?
Главврач, кстати, ездит на личной "Чайке". Самый обычный советский лимузин для обеспеченных людей!
Иногда Царта посещает жена, у которой уже новый любовник, и это можно понять даже без перевода.
Вечерами жена трахается с любовником, и параллельно они играют на рояле и пьют чай из samovar.
А еще смотрят хоум-видео... Э, нет, не то, о котором вы подумали. Домашнюю съемку жены и Царта, когда они типа как отдыхали на Александрплац.
Жена вообще-то пианистка, но из-за репрессий режима против мужа вынуждена стать продавщицей. Так появляется моя любимая сцена - футуристический магазин в ГДР в представлении немцев 80-х.
Да, перед вам самый обыкновенный продмаг, только увешанный флагами всех соцстран разом, и с карикатурной очередью "осси" в гдровских обносках (весьма аутентичных). Только прически еще более сумасшедшие, наушники еще огромнее, а вместо стереотипного narodoarmeets - не менее стереотипный боец "кампфгруппен": партийного ополчения в ГДР. Вы спросите, почему они все торчат на улице, заходя по одному и передавая одну и ту же корзинку при этом? Потому что так, как известно, очереди при социализме и выглядели.
А вы знаете, что на прощание советские продавцы говорят друг другу: "Гутен нах, геноссе!"
На середине фильма к Царту приводят сокамерника. Это сильно позеленевший гитарист группы "The Wirtschaftswunder", который раньше играл Диму. Он гадит под себя зеленым калом и страдает - вот что бывает после таких фильмов.
Хотите знать, что с ним случилось? Оказывается, это Армин - первый в ГДР человек из пробирки, сделанный с помощью чудес советской науки. Как видите, кое-что пошло не так (как и все в этом фильме!). В частности, мальчик постоянно болеет и выглядит нездорово - а ему всего 13. Родители, какие-то большие советские шишки, недовольны.
Абсолютно ничего не означающий эпизод - жена Царта смотрит хоум-видео с косплейершей Марии Магдалины. В этой роли на минуту мелькнула та самая Нина Хаген.
Где-то на часе фильма главврач снюхался с какими-то важными шишками. Черт его знает, какими - они ни слова не сказали. Приехали, по крайней мере, на иномарках.
Подозреваю, это касалось нашего зеленого лягушонка из пробирки. Но было поздно - психи организовали побег. Захватив в заложники весь персонал... всех трех человек, включая главврача - они поставили по телефону условия. В итоге вскоре полиция присылает девушку-парламентера с хавкой. Естественно, психам даже в голову не пришло обыскать ее сумку и найти там миниатюрное переговорное устройство.
Конечно, на выходе их ждет засада. Один из психов, некий Лайош (имя венгерское, хотя актер чех...) погибает.
Но остальные благополучно получают от полиции самолет и улетают за границу. Ну почти. Итальянский солист, который вечно бросался на любовника жена Царта с криком: "Паааапа!" - и тут не удержался.
Концовка практически целиком повторяет антиутопию "Бразилиа", которая выйдет только через два года. Удо Кир с женой и лягушонком живут припеваючи в Бразилии и поправляют здоровье. Но кто сказал, что гэбня не может достать их и там? Поэтому - финал открыт.
Итог? У Габошки вышло то же самое - неплохая пленка и электронный саундтрек от профессиональных музыкантов, и полное отсутствие интересного сюжета и какой-либо идеи, кроме артхаузных кривляний и поверхностного пародирования проблем двух экономических систем. Неудивительно, что Габор больше ничего заслуживающего внимания не сделал. А вот Удо Кир потом пойдет в рост после голливудского "Мой личный штат Айдахо" - причем саундтрек к нему писал тот самый лягушонок, гитарист рок-группы. Ну... зато некоторые кадры красивые, и другого киберпанка про ГДР я просто не знаю.
И вообще, Габошка явно просто пытался хайпануть по той короткой волне немецких киберпанк-фильмов, которая прошла в ФРГ в начале 1980-х г. - "Камикадзе 89" (отвратительная экранизация Пера Валё...), "Декодер", "Нуклеарвишн"... Там все то же самое - вычурная ужасная мода, неоновые краски освещения, полуартхаузный стиль, убогая футуристичность нищих немецких реквизиторов, электронный саундтрек от немецких поп-музыкантов, а также депрессивность и обреченность как у еврея, идущего в газваген. Вот в том же "Nuclearvision" (1982) тоже все это было. Сюжета я, правда, не понял - фильм тоже не переведен - но суть в том, что немецкий журналист (точная копия нашего актера Олега Борисова) поехал в Америку в атомный центр делать репортаж о возможности ядерной войны. Ядерная база выглядит как технические подвалы со смешными часовыми в старых касках и с немецкими МП-40, а самая главная комната с говорящим компьютером - как синий зал с каким-то подобием голографии. А еще на базе зачем-то ходят толпы баб и ученые в защитных костюмах с противогазами.
Естественно, в фильме тоже артхаузные дикие загоны, сюрреалистичный видеоряд, зажигательная дискотека 80-х, толпы трапов и трансов, электронный саундтрек, обрывистый монтаж и прочие радости плохих фильмов 80-х. Радуйтесь, не только наши перестроечные телефильмы в 80-е позорили мир! Немцы составили нам достойную конкуренцию!
Больше всего порадовало, что действие явно происходит в каком-то будущем, в котором перемешаны все страны. Я не знаю, как иначе объяснить, почему на базе носят американский флаг с серпом и молотом, вместе с американцами на базе одновременно служат суровые штази в своей форме, компьютер читает обратный отсчет на ломаном русском, а главный гад носит кожанку с петлицами панцерваффе.
На американцев тоже клюквы не пожалели. Особенно опустили какого-то президента (может быть, даже самих США). Он похож на итальянского буржуа, трахает после работы жирную любовницу и носит в сумке макбургер, журнал "Пентхауз" и телефон в виде Микки-Мауса. Странно, что трусы не в цвета флага.
А еще фильм открывался шикарным электронным саундтреком и цветными компьютерными титрами... Да, было время.
Что сказать. Я многое понял после просмотра таких фильмов. Например, что надо было учить немецкий. Чтобы найти авторов таких фильмов. И довести дело дедов до конца. В сорок пятом они не все смогли... Надеюсь, рано или поздно я накоплю деньги на перевод этих шедевров и мне между диким бренчанием расстроенных синтезаторов и шипением немецких актеров откроется дао немецкого артхауза. Наздоровье!