Давно я слышал про этот фильм, да все руки не доходили посмотреть... Но наконец и этот день пришел... Эх, не везет. Не везет фильмам про Афганскую войну, упорно не везет. Как ни старались ее показать в кино и сделать антивоенные шедевры уровня "Взвода" и "Цельнометаллической оболочки" - а все равно получается какая-то унылая реконструкция военных эпизодов пополам с клюквой. И не исключение даже случаи, когда за дело берутся люди вроде добросовестные и свидетели событий. Доказательством к этому - германо-французский фильм "Звезда солдата", который снят в настоящих России и Афганистане. Автор его причем не режиссер, а французский журналист и писатель Кристоф де Понфилли, который лично в 1980-е посещал моджахедов знаменитого командира Ахмада Шах Масуда и делал об этом видеорепортажи. Увиденное на него так сильно повлияло, что он снял на основе впечатлений этот фильм всего за два года до своей смерти. А потом застрелился. За несколько месяцев до начала проката. Потому что понял, что наснимал.
Собственно, в первой же сцене мы видим автора, который глубокомысленно сидит на склоне гор, дум великих полн. За кадром он произносит пафосные и глубокомысленные рассуждения о той войне, когда все только начиналось и никто даже не думал, что это приведет к теракту 11 сентября (я не шучу).
Он любит весь фильм читать за кадром свои нудные и пафосные размышления о войне, в горниле которой сгорают молодые души и комментировать действия нашего героя. А наш герой - простой советский паренек Николай Иванович Петров, который живет в городке Киржач Владимирской области.
Съемки были в самом Киржаче и соседнем Карабаново - и надо признать, получилось вполне аутентично. Благо, в 2004 г. в тех местах мало что изменилось за двадцать лет.
Реализм соблюдали как могли. Родители Коли смотрят по телевизору не выступления Брежнева, парады на Красной площади или Калинку-Малинку - а только рашн балет и Лебединое озеро.
Получив повестку, музыкант и лоботряс Коля тут же обсирается от шока и говорит мамке с удивлением: "Меня в армию забирают". Еще бы не удивляться, когда в армию забирают здорового сорокалетнего мужика с огромными морщинами. А все потому что роль исполняет Саша Бурдо - профессиональный русский французского кино, который похож на стереотипного еврея-шлимазла из анекдотов, поэтому играет советского призывника очень правдоподобно.
Как видим, все очень аутентично и в духе времени. Даже сам Коля-музыкант выступает в настоящем местном клубе. И песня у него настоящая - "Налей чайку": принадлежит местному рок-музыканту Андрею Барабанову. Ну разве что сам клуб какой-то задрипанный, как сельский ДК.
Коля пытается откосить, но узнает, что для этого нужна аж тысяча рублей. Отец, старый и больной человек, категорически посылает за такие хотелки в сад, и Коля, поморгав... поехал служить на загаженном автобусе-зилке. Вскоре он принимает присягу на площади какого-то города с огромным бюстом Lenin. Все в общем хорошо, и Коля даже почти не глотал слова, когда читал присягу и думал, что с ним будет дальше.
А через несколько минут Коля с частью оказывается в Афгане. Титры гласят: "Афганистан. Долина Панджшер. 1983". О как. Ну ладно год. Но вот именно так и написано, долина Панджшер - видимо, это официальное название военного лагеря.
Призывников встречает лысый капитан с такой страшной мордой, что легко мог бы пройти кастинг в фильм "Враг у ворот" или в какой-нибудь хоррор. Он произносит пафосную речь, что войска сражаются с наймитами империализма за революцию, а потом обещает сделать из ребят героев, если они покажут на что способны. Больше всего доставляют, конечно, бело-черные тельняшки с воротничками с китайского рынка у кэпа и его комрада. У кэпа еще и ремень явно там же покупали. А если вас интересует, кто это рядом стоит с автоматом, в пилотке, тельнике и распахнутом кителе - то это командир части в звании старшего лейтенанта. Тельняшки тут вообще носят очень многие и всегда разные - то черно-белые, то бело-голубые, то с рукавами, то без. Видимо, автор фильма явно не понимал разницу между мотострелками и десантниками.
"Стать героем" - это, кстати, "сыграть в ящик" на луркоязе. Так что геройство ребят тут же показывается - в следующей сцене они нападают на бредущее куда-то стадо скота и весело его расстреливают вместе с пастухами. Зачем - я не понял. То ли мясца захотелось на ужин, то ли они приняли стадо за замаскированных моджахедов.
Конец закономерен - тут же из-за кадра откуда-то приволакивают дохлого жмура, которому разгневавшийся за свой гарем любитель рогатой живности серпом порезал живот. Вот так он и стал героем!
Обратите внимание, один солдат слева носит уже нормальную голубую тельняшку, но зато явно про***ал пенал от приклада автомата.
Форма ОКСВА в фильме это, конечно, какой-то адский ад, похлеще, чем в реальной войне было. Носят кто что попало - тельники, солдатские кители, хбшки - кто сапоги, кто берцы - кто панамы, кто пилотки - кто без погон, кто в пристяжных - кто в касках, кто нет... Кстати, пилоток с начала войны вообще не носили, так что одно это уже дикий ляп. Но даже не в этом дело. Каждый второй пехотинец упорно носит огромный красный шеврон мотострелков - и его нашивают прямо на кителях и комбинезонах!
Лицо советской угрозы
И это при том, что шеврон носился на парадке. Особенно смешно, когда его лепят сразу на нарукавный карман "афганок".
А еще очень доставляет, что абсолютно все пехотинцы носит кители с красным шевроном, но при этом защитными петлицами. С перевернутыми значками артиллериста!
Кстати, кэп, судя по петлицам, тоже артиллерист.
Что интересно, орудия в фильме есть, их показывают. Один раз. Правда, стоят они в военной части на возвышении... стволами внутрь. Наверно, места больше не нашлось.
Афганской армии ДРА, между прочим, повезло не больше. В фильме они вместо привычной серой формы носят какую-то светло-оливковую. Форма подозрительно напоминает форму армии Кубы.
Сквозного сюжета в фильме нет, это по большей части цепь эпизодов, связанных в основном с Колей - но не всегда. Многие из них это не более чем унылая реконструкция стереотипов об Афганской войне. Например, в одной сцене афганская девочка отнимает у братика какую-то плямбу, отдает отцу, и тот с лицом обделавшегося бросает ее в сторону, и плямба взрывается. Что это было? Если вы не слышали про советские пластиковые мины, разбрасываемые по дороге ОКСВА от моджахедов, которые дети упорно принимали за пластиковые бабочки - вы ничего не поймете. Хорошо хоть не упомянули про байку западников тех лет, будто мины специально под игрушки маскировали, чтобы детей геноцидить.
Многие эпизоды показывают самого режиссера, который ходит вместе с моджахедами и снимает все, как было - они его даже в одной сцене от ранения лечат. Так что все снято по секретным документам, как вы понимаете. Особенно доставляет какой-то рыжий бородач среди них в трофейном танковом шлеме.
Техники в фильме не шибко много, но все же есть все необходимое - Ми-8, пара БМП, Камазы, Уазы, ЗиЛы, Шишиги, даже танки Т-62 - в общем, относительно неплохо вышло.
А вот со стрелковкой полный завал. Носят в фильме абы кто абы что. Сам Коля в грузовике регулярно ездит с китайским Type 56 со снятым штыком и остатком под крепление.
Однако на заданиях он внезапно всегда носит АК-74, причем обязательно с магазином от РПК.
Остальные бойцы тоже не лучше. Большинство носят АКМы, но часто тоже АК-74 с магазином РПК, кто-то вообще АКМС. Да и вообще, выглядят они абы как даже по меркам войны. Многие не бреются и ходят с бородами, кто-то носит афганские платки или арафатки... Правда, какой-то реализм соблюдали, и на взвод таки есть один штатный радист и пулеметчик с ПКМ (почему-то без зарядного ящика, только с болтающейся лентой а-ля фильмы про Вьетнам). Но показательнее всего, что НИ ОДИН советский солдат не носит разгрузки под запасные магазины. При этом, что интересно, разгрузки в фильме есть! - но ТОЛЬКО у моджахедов!
О том, чтобы хотя бы автомат держать правильно и упирать его в плечо, а не в яйца предпречье - разумеется, даже речи не идет.
Но вернемся к линии с Колей. Однажды он с бухты-барахты встречает в части своего земляка, Володьку. Тот тоже типичный 30-летний рядовой.
Коля и Володя едят в солдатской столовой, причем Володя сразу из фляги наливает "местной" водочки. Я хз, что там за водку разрешает ислам гнать афганцам, но неважно.
Судя по заднему плану, в тот день в массовку Советской Армии пришлось срочно нанять афганцев.
Выпив, Володя придуривается, изображает шута на всю столовку, показывает довольно неплохие фокусы (ну, сразу видно клоуна со стажем) - и под конец, совсем обнаглев, поднимает тост. За афганский народ, который плюет им в лицо, за Брежнева и "его прихвостней" (с). Как вы понимаете, рядовая ситуация ин Совьет Афганистан. Странно, что гимн СССР не запел с шведским акцентом и командира части по роже не стал бить.
Вскоре показывают боевые будни ОКСВА. Две машины с "бабраковцами", одна советская плюс советский БМП выехали прочесывать какой-то кишлак. Там русские и афганцы выгнали местных жителей и стали допрашивать через бородатого офицера армии ДРА.
Проходя почему-то в одиночку по кишлаку, Коля услышал странные звуки, которые вы наверняка слышали в последний раз в ролике Браззерс. Оказывается, какой-то агрессивный бугай, что мелькал ранее в фильме, вздумал снасильничать афганку.
Коля сначала спорит, потом наставляет автомат - но одурманенный похотью (а может гашишом, я не знаю) боец кричит, мол, стреляй, не могу больше, спермотоксикоз без порева хуже смерти! Пока они базарили, афганка схватила нож и прирезала несчастного дрочера. Это, конечно, не Ж12 в противогазе из последнего Call of Duty, которого два ребятенка загасили - но тоже неплохо. Кстати, этот обкуренный, судя по погонам, еще и старший сержант. Тогда все понятно - видать, с самого призыва ему не давали.
Шокированный Коля отпускает афганку, а тело приволакивают командиру, тому самому старлею. Тот в шоке, хватает афганского офицера за шиворот и требует найти убийцу своего близкого партнера - видимо, чтобы отомстить!!!
Естественно, афганцы ничего не находят, бородач пытается допросить старосту, угрожает ему пистолетом и в итоге простреливает голову. Сэд бат тру. Видимо, удовлетворившись этой местью за своего сладкого, старлей командует к отходу, и все покидают сцену.
Той же ночью кишлак зачем-то бомбят (видимо, в качестве мести, не знаю, с кем там еще тот обкуренный жмурик зажигал) - а бойцы грустно квасят в казарме. Судя по фильму, где они регулярно так делают, достать водку в Афгане было проще, чем сейчас в ларьке на улице. Коля чуть не плачет и пытается показать кровь на руках в своих галлюцинациях - но его обрывает Володя. Он никак не может заработать на арест, поэтому поднимает очередной тост за свободных художников и персонально за Исаака Бродского. Вы чувствуете, как тонко прописаны и тщательно сплетены здесь ассоциативно-сюжетные связи?
А вот старлей приносит почту в казарму. Судя по всему, он даже по военной части ходит с автоматом. Коля получает письмо из дома, читает что-то про отца, вздыхает и рвет письмо. То ли отец умер, то ли отказался от такого долбоеба - не понять.
В одной из поездкой колонну останавливают взрывом и начинается бой. Снято бюджетненько, "Пешаварский вальс" это лучше делал - но выстрелов и взрывов много, выглядит не так уж плохого для такого бюджета.
Вот так Коля и прочие потихоньку страдают посреди бессвязного действия, но наконец-то в какую-то минуту возникает сюжет. Началось все с того, что Коля и его товарищ, толстый бородатый заика, забрели в какой-то садик во время очередного прочесывания территории и увидели спелый виноград. Помните, как в "Братстве" Лунгина прапорщик разведроты, едва увидев котел с едой, тут же начал оттуда жрать и даже других заставил? Я поздравляю, французский суперсвидетель обогнал его на 15 лет! Тут Коля и заика, увидев виноград, тут же забывают о боевой обстановке, бросают оружие, начинают его есть, а жадный заика вообще убегает за ящиком, чтобы набрать побольше.
Конец немного предсказуем. Через две минуты Колю хватают моджахеды, которые прятались тут же рядом в сарайчике.
Вскоре они отводят связанного Колю в свой лагерь. Дальнейшее большого интереса не представляет, так как нам просто показывают войну с их точки зрения, и это не фильм, а реконструкция будней "духов". Снято, безусловно, местами занятно. Показано, например, как они в пещерах укрывались, вели свой быт, маскировались на переходах - просто халатами на фоне камней накрывались и все.
Естественно, постановка ни к черту, таланта режиссера у журналиста не было. Лучше всего получились пейзажи - их трудно снять плохо. Также в фильме очень много сцен, стилизованных под съемку ручной камерой, что кагбэ намекает, откуда это спер бесстыжий Лунгин в свое "Братство" - и даже не подумал, что в этом фильме это реально было обосновано сюжетом, в отличие от его халтурного дерьма.
Коле неожиданно везет с журналистом. Когда тот снимал в пропагандистских целях, как Коля ест насильно всунутый ему в зубы лаваш, внезапно оказалось, что Коля говорит по-французски! От жеж совпадение! Видимо, специально выучил, чтобы французскую музыку понимать.
Постепенно, узнав с помощью француза получше Колю, моджахеды проникаются к нему снисходительностью. Дали поесть, развязали, даже приодели в свое шмотье.
Тем более, среди них тоже нашлись свои... гитаристы...
Постепенно Коля перешел на их сторону, выучил фарси, принял имя Ахмад и оброс так, что от афганца его было не отличить. И стал им помогать по мелочи - дороги минировать, например. Где-то там он видит на небе и свою звезду солдата, которая дала это безликое название фильму - а я думал, это про ту звезду, что он на шевроне таскал и которой присягал когда-то.
Были, конечно, неприятные эпизоды - например, в одной деревне его чуть не убили, узнав, что он "шурави". Но обошлось.
В другой раз у него девочка во время боя погибла на руках, он ее в состоянии шока принес своим, "духи" обиделись и хотели его немножко отправить к Аллаху - но опять обошлось.
В общем, стал Коля такой же склизкой и неумелой сволочью, как и раньше. В одном ночном бою когда он хлопотал над своим раненым "моджахедом", к нему подбежал с наставленным автоматом его же старшина. Коля тут же забыл о своем новом имени и чтобы не принять ислам сразу на месте, завопил белугой: "Не стреляй, я русский!!!" Пока он орал, раненый "дух" старшину и пристрелил - изпаследнихсил!!! Коля бросается к нему с криком, мол, это я, я, Коля, я Коля в смысле, на хрен? А старшина только и сказал: "Что ж ты, Коля?" - и немедленно сам принял ислам. Сэд бад тру. Драма. Окопная правда как есть.
В общем, порядком офонаревший от таких приключений Коля так и продолжил торчать у моджахедов, которые с удовольствием делали селфи с этим забавным зверьком.
В конце этого нудноватого фильма режиссер-француз выкупает Колю за 20 баранов и холодильник финский, хараший, слюшай и увозит с собой. Нет, не для тонких французских утех... А вот просто так, понравился он ему. Коля прощается со всеми, рукопожимает и уезжает с французом в закат. И через несколько красивых сцен они тупо уходят в горизонт.
В конце показывают реальную хронику Ахмада Шах Масуда, который мило беседует и дает советы прототипу Коли. А у него был прототип - солдат Николай Григорьевич Саминь, расовый хохол из Казахстана. Хорошо, что это не стали показывать до начала фильма. А то Саминь в этих кадрах подозрительно натянуто улыбается и говорит с явным Стокгольским синдромом, как школьник, который боится, что ему по башке палкой дадут. Собственно, неудивительно - даже приезжавшие на сторону моджахедов всякие власовцы из антисоветских эмигрантов признавали, что не все такие перебежчики перебегали и работали на афганцев по своей воле.
Благостное и слащавое повествование несколько смазывается финальным титром. Надпись на экране скупо говорит, что Масуд "отпустил" Колю, но он "был убит на пути к свободе". О том, что реальный Николай Саминь, поехавший с французом, был арестован на таможне пакистанцами и то ли погиб во время восстания в Бадабере, то ли загремел в другой лагерь военнопленных, откуда не вернулся - режиссер сказать постеснялся.
Вот так и заканчивается эта сага про артиллерийских мотострелков из десанта и их афгано-кубинских союзников. Что сказать. Вроде старались отойти от русофобских штампов, и русские в кои-то веки не изверги и показаны относительно нейтрально. И над демонстрацией атмосферы войны старались. И драматическую историю человека, погибшего ни за грош на непонятной войне, пытались показать. А все равно вышло как-то нудно и неинтересно. Удивительно, как режиссер, сам бывший внимательным свидетелем той войны, снимавший в тех же местах, да еще во время, когда консультантов было сколько угодно - так сильно облажался. Даже с показом войны - бои в Панджшерской долине в 1983 г. были очень ожесточенные, бойцы Масуда буквально не давали продыха советским бойцам и ходить просто так в одиночку и парочками, кошмаря кишлаки и побухивая по гарнизонам, они элементарно не имели возможности. Да и сам взгляд автора на ту войну как противостояние замечательных защитников своей родины моджахедов и заброшенных просто так на фронт русских оккупантов, годных только коз стрелять и баб насиловать (а может и наоборот) - таки чувствуется. Ну а чего вы хотите от рафинированного французского журналиста, который так восторгался Масудом, что снял про него фильм и даже перед собственной смертью вспоминал. Ну, не "Рэмбо-3" и "Зверь войны" - и слава богу.